Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА
ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 87 Г. МИНСКА»
Интерактивные приёмы обучения иностранному языку
(методический продукт аукциона педагогических идей в рамках районной методической панорамы «Урок для педагога» для педагогов, реализующих образовательные программы на II и III ступенях общего среднего образования).
Аннотация к брошюре
Интерактивные методы обучения уже достаточно прочно вошли в комплекс образовательных технологий, с каждым годом они все больше отвоевывают позиции у традиционных методов обучения. Однако, существуют опасения в том, что использование интерактивных технологий малоэффективно без учета реальных условий конкретного образовательного пространства (год обучения, формы организации обучения, дисциплина, учебная мотивация и познавательные интересы учащихся, уровень предметной подготовки, профессиональная готовность учителя).
Интерактивные методы, подобранные с учётом перечисленных выше условий, позволяют повысить уровень языковой компетенции учащихся, компенсировать слабую мотивацию с помощью работы в группах за счет развития личной и командной ответственности.
Вместе с тем, часть педагогов относятся к данным методам настороженно, считая их недостаточно эффективными в обучении, поскольку, данные методы представляют игру, развлечение, казалось бы, напрямую не связанные с решением образовательных задач.
В этой связи возникает проблема готовности педагогов к осознанному применению в образовательном процессе интерактивных методов. Это означает, что при использовании интерактивных технологий педагог должен учитывать внешние факторы (ступень обучения, формы организации обучения, количественный состав групп/класса), готовность обучаемых к эффективному групповому взаимодействию в процессе обучения (уровень языковой подготовки, учебная мотивация и познавательные интересы учащихся). Анкетирование учащихся нашей школы второй и третьей ступени выявило рейтинг предпочтений форм обучения: метод проектов, групповой практикум, дискуссия и ролевые игры. Анализ анкетирования обучаемых показал: интерактивность повышает увлекательность занятий и влияет на мотивацию к изучению предмета и интенсивность мыслительной деятельности, но на третьей ступени нужно учитывать потребность в выражении собственной индивидуальности и большую готовность к групповому сотрудничеству.
Таким образом, для разрешения подобных разногласий необходимо определиться с готовностью участников образовательного процесса к осознанному и системному применению интерактивных методов в обучении.
Материал данной брошюры поможет Вам детализировать сущность интерактивных методов и приёмов в контрасте с описанием активных методов. Примерная анкета поможет выявить готовить готовность и отношение педагогов к использованию интерактивных приёмов в обучении иностранному языку.
Анкета
Выявление мотивации и уровня готовности педагогов
к применению интерактивных приёмов в обучении
иностранному языку
(в помощь руководителям школьных
МО учителей иностранного языка)
Обработка анкет
Для анализа анкет вопросы разбиты на два типа: альтернативные (4, 5, 7, 8, 9, 10, 11) и с выбором ответа (1, 2, 3). Представляем результаты исследования по каждому типу вопросов. По каждому из альтернативных вопросов подсчитываем процентное соотношение положительных и отрицательных ответов. Положительные ответы на альтернативные вопросы свидетельствуют о том, что применяемая система интерактивных приёмов является с точки зрения анкетируемого достаточно результативной: способствует улучшению подготовки по предмету, оптимизации процесса обучения, позволяет наладить более активное взаимодействие в учебной группе и усиливает учебно-познавательную мотивацию. Данные о положительных ответах на вопросы первого типа представить можно в таблице.
В случае преобладания положительных ответов над отрицательными ответами, можно сделать вывод о том, что, по мнению анкетируемых, интерактивные методы являются эффективными.
Интерактивные методы и приёмы обучения:
определение, классификация, особенности
Сегодня часто используют выражение – активные, интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
По сути – это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Разница в том, что прием – это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод – процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения – лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть не только учитель привлекает учащихся к учебной деятельности, но и сами обучаемые, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача – создать условия для инициативы обучаемых.
Задачи интерактивных методов обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу – научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Паспорт методического приёма
Название приёма: Phonetic Puzzle
Цель:
|
Формировать фонетические навыки, совершенствовать лексические навыки учащихся |
Задачи: |
Научить учащихся работать в команде, выработке правильного решения ситуации |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип свободы выбора - Принцип деятельности |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Транскрипционные знаки, цветные тематические картинки |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Необходимый уровень сформированности: - фонетических, лексических навыков - развитие общеучебных ЗУНов |
Возрастная категория учащихся для применения |
I ступень обучения |
Возможные сложности при использовании приёма |
Наличие набора тематических рисунков |
Общее описание |
1. Показать и произнести звуки (которые изображены на карточках), названия цветов и животных. 2. Составить словосочетания, используя данные карточки. Например: a black cat 3. Игровой момент: на столе лежат транскрипционные знаки, цвета и карточки с предметами одежды. Учитель дает ученикам карточку с определенным звуком. Ребятам нужно «купить» подходящую одежду подходящего цвета. 4. Данный прием возможно применять с разной тематикой. |
Паспорт методического приёма
Название приёма: Video Grammar
Цель:
|
Совершенствовать речевые навыки учащихся |
Задачи: |
Активизировать грамматический материал, обучать монологическому высказыванию по заданной теме, активизировать познавательную активность учащихся, способствовать развитию мотивации к изучению английского языка |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип деятельности - Принцип открытости |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Компьютер, экран, видеоролик/видеофрагмент |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Сокращение грамматических ошибок в речи |
Возрастная категория учащихся для применения |
I, II, III ступени обучения
|
Возможные сложности при использовании приёма |
Поиск видеоролика/видеофрагмента |
Общее описание |
При просмотре видеоролика/видеофрагмента учащимся предлагается «восстановить субтитры», выбрав нужную грамматическую форму глагола (грамматическую структуру). Всплывающие «восстановленные субтитры» позволяют учащимся самостоятельно проверить правильность ответа. После просмотра учащимся предлагается узнать о том, новом, что они узнали |
Паспорт методического приёма
Название приема: Chain Storytelling
Цель:
|
Совершенствовать, развивать речевые навыки спонтанной речи |
Задачи:
|
Активизировать лексический, грамматический материал, развивать мотивацию к изучению предмета через коммуникацию |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип деятельности - Принцип обратной связи |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Картинки, грамматическая таблица (таблицы)
|
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат
|
Умения самостоятельного поиска, анализ своей деятельности, работа в команде |
Возрастная категория учащихся для применения |
II, III ступени обучения
|
Возможные сложности при использовании приёма
|
Недостаточный уровень обученности грамматике, неумение работать самостоятельно и давать самооценку |
Общее описание |
Перед использованием приема бегло повторяется грамматический материал, используемый для проведения приема. Учитель предлагает классу помочь составить ему историю по какой-либо теме с помощью картинок. Учитель предъявляет учащимся картинки и говорит, с каким грамматическим временем нужно составить предложение. Каждое последуещее предложение должно быть по смыслу связано с предыдущим так, чтобы в итоге вышла история. |
Паспорт методического приёма
Название приёма: Treasure Hunting
Цель: |
Совершенствовать, развивать речевые навыки спонтанной речевой активности иноязычной деятельности (монолог, диалог) |
Задачи: |
Развивать общеучебные умения и навыки, учить выделять главное в рамках заданного, обучать аргументированному монологичес-кому высказыванию по заданной теме |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип деятельности - Принцип идеальности |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Таблицы для заполнения по количеству учащихся в группе, тексты по теме |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Активность учащихся, мотивация иноязычной деятельности, выход на речевую деятельность каждого обучаемого |
Возрастная категория учащихся для применения |
II, III ступень обучения |
Возможные сложности при использовании приёма |
Сложность выполнения пометок в таблице, шумовой эффект при перемещении учащихся по классу |
Общее описание (ключевые положения) |
1. Тексты по теме прикрепляются к стенам в классе. Учащимся раздаются таблицы для заполнения. 3. Учащимся предлагается прочитать текст; найти нужную информацию и внести её в таблицу. 4. Организуется работа в парах сменного состава по заполнению всей таблицы. 5. Использование собранной информации для дальнейшей работы по развитию речевых умений и навыков учащихся. |
Паспорт методического приёма
Название приема: Associations
Цель:
|
Совершенствовать, развивать коммуникатив-ные навыки диалогической/монологической речи учащихся |
Задачи:
|
Активизировать мыслительную деятельность, мотивировать к спонтанной речи, устранить возможные трудности на этапе введения новой коммуникативной ситуации |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип обратной связи - Принцип свободы выбора |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Видеофрагмент (или текст) с описанием нужной ситуации |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат
|
Активность учащихся, мотивация иноязычной деятельности, выход на речевую деятельность каждого обучаемого |
Возрастная категория учащихся для применения |
I, II, III ступени обучения
|
Возможные сложности при использовании приёма |
Недостаточный лексический запас учащихся, что затруднит эффективность применения |
Общее описание |
Перед введением новой темы или повторением старой ученикам предоставляется текст либо видеофрагмент, совпадающий по теме урока, но полностью не раскрывающий ее. После этого учащиеся высказывают свои ассоциации, тем самым повторяя лексический материал и применяя его для обсуждения новой темы. |
Паспорт методического приёма
Название приема: Unpredictable Expectation
Цель |
Совершенствовать коммуникативные навыки спонтанной (неподготовленной речи) учащихся |
Задачи |
Создать атмосферу включенности каждого учащегося в коммуникацию, развивать мыслительную деятельность, умение предугадывать и сопоставлять, активизировать познавательную активность учащихся. |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип обратной связи - Принцип идеальности |
Необходимое ресурсное
|
Телефон, таблица построения вопросительных предложений |
Используемый метод: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Высокая активность учащихся в ситуации реального общения, развитие навыка диалогического общения |
Возрастная категория учащихся для применения |
II, III ступени обучения. |
Возможные сложности при использовании приема |
Недостаточные умения у учащихся строить вопросительные конструкции. Необходимы знания в области грамматики (типы вопросов, порядок построения вопросительных предложений). |
Общее описание |
У учителя на уроке неожиданно звонит телефон. Учитель «отвечает» на звонок, пробуждая любопытство учащихся узнать суть разговора. Создав ситуацию реального общения, учитель готов ответить на все вопросы, если они будут заданы на английском языке. Учащиеся используют знания в нестандартной ситуации. Затем переходим к составлению диалога. |
Паспорт методического приёма
Название приёма: Prediction
Цель: |
Развивать коммуникативных умений и навыков спонтанной речи |
Задачи: |
Стимулировать творческую активность учащихся, речемыслительную деятельность, развитие образного мышления |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип свободы выбора - Принцип открытости |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Предметы либо (картинки), которые упоминаются в тексте, тестовое сообщение (текст/ видеоролик) |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Активность учащихся, мотивация иноязычной деятельности, выход на спонтанную речевую деятельность |
Возрастная категория учащихся для применения |
II, III ступень обучения |
Возможные сложности при использовании приёма |
Сложность поиска предметов в соответствии с содержанием текста, недостаточное образное мышление у учащихся |
Общее описание: |
Изначально ученикам сообщается, что сегодня мы будем работать с текстом, сказать его название. Ученикам демонстрируются предметы, с которыми нужно составить небольшую историю (все эти предметы встречаются в тексте, с которым и будет осуществляться работа на уроке). Ученики работают в группах/парах. Время на составление историй ограничено – примерно 3 минуты. После того, как учащиеся представили свои собственные истории, и мы оценили лучшие, переходим непосредственно к самому тексту. |
Паспорт методического приёма
Название приёма: Reviving Canvas
Цель:
|
Развивать коммуникативные умения учащихся |
Задачи: |
Обучать неподготовленной диалогической речи, стимулировать речемыслительную деятельность, творческую активность учащихся, способствовать развитию мотивации к овладению иноязычным общением |
Принципы педагогической техники (по А. Гину) |
- Принцип идеальности - Принцип открытости |
Необходимое ресурсное обеспечение |
Компьютер/экран, сюжетная картина |
Метод обучения: |
Интерактивный |
Ожидаемый результат |
Вовлеченность учащихся в процесс реального общения |
Возрастная категория учащихся для применения |
II, III ступени обучения
|
Возможные сложности при использовании приёма |
Недостаточная творческая активность и готовность учащихся к диалоговому общению |
Общее описание |
Глядя на картину, учащимся предлагается ответить на вопросы: что они видят на картине (на переднем/заднем плане), что представляют собой персонажи, как они относятся друг к другу, что происходит, и о чем говорят персонажи. Затем учащимся предлагается разыграть диалог между персонажами. |
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
Контрольно-оценочная деятельность
ЭтапАКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Прием |
Описание |
Associations |
учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы |
Corners |
учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Учащиеся встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения |
Sorting |
учащиеся распределяют предложенные учителем слова по темам |
Know-Want to Learn-Learned |
учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь-Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты |
Контрольно-оценочная деятельность
ЭтапИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Прием |
Описание |
Traffic lights |
сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У учащихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, они оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, насколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие дальше или необходимо задержаться на данном этапе. |
QuickPulse |
в любой момент учитель останавливает урок и задает вопрос на понимание |
Voting |
педагог задает вопрос по теме урока, на который можно ответить «да» или «нет». Учащиеся голосуют карточками противоположных цветов или заранее согласованными движениями |
Fingers up |
учащиеся оценивают степень понимания темы по пятибалльной шкале, поднимая соответствующее количество пальцев |
Graphics |
учащиеся упорядочивают знания по теме, используя графические способы организации материала, такие как ментальные карты, диаграммы Венна, графики или таблицы |
Контрольно-оценочная деятельность
ЭтапЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Прием |
Описание |
Ball Toss |
учитель кидает мяч и задает вопрос. Учащийся, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой. Если же данный учащийся ответить на вопрос не может, он передает мяч другому |
Question and Answer Mix-up |
учащиеся пишут вопрос и ответ на него на разных карточках, учитель проверяет грамотность, карточки с ответами распределяются среди учащихся. Учащийся задает свой вопрос, и тот, у кого карточка с ответом на этот вопрос, поднимает ее и зачитывает ответ |
Grab bag |
учащиеся пишут на листе бумаги вопрос/предложение для перифраза, складывают карточки в мешок; учащиеся достают карточки по очереди и выполняют задание |
Контрольно-оценочная деятельность
Этап САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ
Прием |
Описание |
StarsandWishes |
оценивая работу одноклассника, учащиеся отмечают две удачные стороны и оставляют одно пожелание |
Билет на выход |
выходя с урока, ребенок отвечает на вопросы, которые прописаны в билете: Что я понял? Что я не понял? Какой вопрос мне хотелось бы задать? |
Дневники наблюдений |
на протяжении всего урока учитель отмечает активность и продуктивность каждого учащегося в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий от учителя, но активизирует учащихся |
Памятка по составлению цифрового рассказа
Шаги |
Основная деятельность на данном этапе |
Вопросы для обдумывания |
Этап планирования и подготовки текста |
||
Сбор информации. Написание сценария |
О чем я расскажу в первую очередь? Что именно будет происходить в моем рассказе? Чем будет заканчиваться рассказ? |
|
Подбор необходимых материалов (фотографии, изображения, карты, видеозаписи, звуковое и музыкальное сопровождение) |
Какие изображения, фотографии, видеоматериалы, анимацию будет включать мой рассказ? |
|
3. |
Проверка сценария учителем |
|
Этап сборки |
||
Монтаж эпизодов и запись голосового комментария |
Кто будет озвучивать мой рассказ: я сам или кто-то другой? |
|
Сохранение цифрового рассказа всоответствующемформате |
Какой формат лучше всего подходит для презентации? |
|
Этап обратной связи и рефлексии |
||
Презентация цифрового рассказа или публикация в интернет/на виртуальной стене |
Где я хочу и могу опубликовать мойцифровой рассказ? |
|
7. |
Изучение отзывов и критических замечаний по поводу рассказа; доработка рассказа (при необходимости) |
Что понравилось тем, кто познакомился с моим рассказом? Какие решения были неудачными? Справедлива ли высказанная критика? Можно ли доработать и улучшить мой рассказ? Что надо учесть на будущее? |
Памятка по созданию виртуальной стены Lino.it
Сервис Linoit представляет собой интернет - площадку для организациисовместной работы по генерированию идей, осуществления обмена информацией (изображения, документы, видео).
Шаг 1 Регистрируемся
Шаг 2 Создаем новый холст
Шаг 3 Выбираем имя и цвет холста
Шаг 4 Задаем дополнительные параметры холста
Шаг 5 Заполняем холст
Шаг 6 Получаем ссылку или код для вставки на страницу сайта
Коллаборативныетехнологии
Цифровоеповествование |
|
Коллаборативныйресурс: виртуальнаястена |
|
Чтоэто |
|
|
Длячего |
|
|
Какработает |
|
|
Чтонужно |
|
|
Алгоритм создания |
|
|
Чтовитоге |
|
Для повышения качества образовательного процесса по физическому воспитанию необходимо: 1) включение в содержание уроков физической культуры и здоровья новых видов, форм, инновационных технологий; 2) разумное сочетание традиционных и инновационных подходов к организации и проведению занятий по физической культуре; 3) формирование вариативной части программы по физической культуре и здоровью, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы; 4) усиление образовательной направленности физической культуры и здоровья; 5) построение образовательного процесса по физической культуре и здоровью с учетом педагогических технологий образования; 6) оснащение образовательного учреждения своевременными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков; 7) внедрение в систему уроков физической культуры и здоровья современных информационных образовательных технологий; 8) формирование и развитие у педагогов физической культуры и здоровья профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории практики педагогики и физической культуры; 9) организация и проведение встреч с выпускниками школы, а также с выдающимися спортсменами; 10) привлечение учащихся к внеклассной и внешкольной работе.
|
Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре и здоровью в школе. Пути повышения эффективности урока физической культуры и здоровья: ориентация на принцип сознательности и активности, принцип индивидуализации, принцип системности и целесообразности; четкая формулировка целевой установки урока; соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения цели; планирование учебного материала урока; подбор учебных заданий; учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся; грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока; систематическое повторение ранее пройденного учебного материала; контроль за деятельностью учащихся на уроке; применение технических средств; использование нестандартного оборудования (снарядов группового выполнения физических упражнений) и инвентаря; достижение высокой двигательной плотности (абсолютная плотность (моторная плотность) хорошо организованного урока должна быть 70 – 80 % от общего времени урока); домашнее задание; обеспечение психологических условий ведения урока (создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы учителя и учащихся).
|