СШ133

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Казакевич, заместитель директора по учебной работе

Государственное учреждение образования «Средняя школа №133 г.Минска»

АННОТАЦИЯ

В данной работе представлен эффективный опыт управления системой методической работы ГУО «Средняя школа № 133 г. Минска». Детально описывается содержание  методической деятельности в учреждении образования. В современных условиях, кроме знаний, умений, навыков, готовности педагогов к какой-либо деятельности, необходимо инновационное мышление профессионала, способность к преобразованию, развитию своей деятельности. Особое внимание уделено повышению профессионализма педагога, когда его деятельность из замкнутой, специализированной, нормативной, обеспечиваемой извне превращается в самоорганизующуюся, самоуправляемую и саморазвивающуюся.

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремительные изменения в системе образования акцентируют внимание на непрерывном повышении педагогического мастерства, постоянном личностном росте педагогических работников учреждения образования. Практика показывает, что на современном этапе для профессионального развития, повышения уровня педагогического мастерства особую актуальность приобретает методическая работа в учреждении. Основанием для её проведения является комплексная диагностика потребностей и запросов, возможностей педагогического коллектива и каждого специалиста. Это позволяет определить эффективные формы, методы, приёмы методической работы, повышающие профессиональную компетентность, педагогическое мастерство и стимулирующие творчество педагогов.

В условиях модернизации образования, использования новых образовательных технологий, реализации новых моделей и содержания непрерывного профессионального образования возникли противоречия между:

внедрением инновационных подходов в управлении методической работой в школе и неудовлетворенностью педагогов устаревшими формами, методами, содержанием методической работы.

Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать тему исследования: "Управление системой методической работой в учреждении образования ".

Цель исследования - разработка модели управления методической работой в учреждении образования.

Объект исследования -организация методической работы в учреждении образования.

Предмет исследования - модель управления методической работой в учреждении образования.

Гипотеза исследования - если разработать модель управления методической работой в учреждении образования, удовлетворяющую профессиональным запросам, интересам педагогов и определить подходы к содержанию и организации методической работы, то это будет способствовать профессиональному развитию педагогического коллектива, выходу на качественно-новые результаты работы.

Были определены следующие задачи:

1. Проанализировать эффективность управления методической работой в ГУО «Средняя школа №133 г.Минска».

2. Провести анализ результативности методической работы в ГУО «Средняя школа №133 г.Минска».

3. Изучить современные подходы, формы и методы организации методической работы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ управленческой, психологической, педагогической литературы по проблеме; анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение и анкетирование; изучение результатов и продуктов деятельности учителей ГУО «Средняя школа №133 г.Минска».

 

        ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

         Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки. На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в учреждении образования. [1, 2]

        Структура методической службы учреждения образования.  (Приложение 1)

Центральное место в организации всей методической работы занимает педагогический совет. В текущем учебном году в учреждении проведен тематический педагогический советов «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности педагогического коллектива на основе использования метода активной оценки» (Приложение 2), в марте 2017 года запланировано проведение педагогического совета «Совершенствование процесса воспитания посредством моделирования и построения воспитательных систем классов».

Работа методических объединений в условиях небольшой численности учителей-предметников сегодня малоэффективна, так как приводит в перегрузке педагогов, не обеспечивает мотивацию к повышению уровня профессиональных компетенций, не способствует эффективному взаимодействию в решении различных педагогических задач, а, следовательно, не решает проблем совершенствования профессионализма педагогов по внедрению современных методических требований к реализации предметного содержания. Поэтому было принято решение о создании четырёх методических объединений: учителей начальных классов, учителей допризывной подготовки, классных руководителей и учителей музыкальных дисциплин. 23 педагога включены в районные методические объединения педагогических работников, 3 направлены для участия в работе межрайонных методических объединений, 4 молодых педагога участвуют в работе районной школы для молодых педагогических работников. Вместе с тем расширился спектр творческих групп. В текущем учебном году ряд педагогов включены в работу постоянно-действующих творческих групп:«Использование ИКТ при организации контрольно-оценочной деятельности учащихся», временных творческих групп по подготовке к проведению педагогических советов. Организована работа постоянно действующего семинара  по организации воспитательно – профилактической работы.

Эффективность методической работы в учреждении образования определяется также мерой управления самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Итогом работы учителей над темой самообразования является изучение, обобщение и распространение их опыта. Своим опытом в рамках прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию поделились учителя Козырева Ю.Г., Бутвиловская И.Н.; в рамках  подтверждения высшей категории - учителя Пучков А.Э., Слоущ Е.Ю., Космовская Н.И..

Сложилась в школе и система управления работой  с  молодыми педагогами. Важную роль в становлении молодых педагогов играет школа молодого учителя «Рост». (Приложение 3)

Важной ступенью развития информационной культуры педагога становится формирование информационной компетентности личности как интегративного качества, являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний. В рамках повышения квалификации педагогических кадров школе были организованы постоянно действующие курсы по подготовке педагогов к сдаче экзамена на получение сертификата пользователя информационных технологий в образовании. В связи с чем ежегодно увеличивается количество педагогов, получивших сертификаты пользователей информационных технологий в образовательном процессе. По состоянию на 01.10.2016 количество педагогов, имеющих такой сертификат, составило 67% от общего количества педагогов школы.

Значительное место в управлении методической работой отведено информационному обеспечению предметных кабинетов. Все учебные кабинеты имеют единый стиль оформления. А качество работы учреждения образования по созданию образовательного пространства учебных кабинетов  отмечено дипломом 2 степени по итогам районного смотр-конкурса кабинетов математики, дипломом 3 степени по итогам районного конкурса кабинетов педагогов социальных, дипломом 3 степени по итогам районного конкурса кабинетов белорусского языка и литературы.

В учреждении создан электронный продукт «Методический кабинет», в котором имеется три раздела «Сетевые кабинеты», «Центр воспитательной работы», «В помощь учителю».

В разделе «Сетевые кабинеты»  представлены материалы практически по всем предметам, которые имеют определённую систематизацию. По учебным предметам «Допризывная и медицинская подготовка», «Физика», «Белорусский язык и литература», «Информатика» разработаны собственные электронные ресурсы.

В разделе «Центр воспитательной работы» представлены методические разработки мероприятий по всем направлениям воспитательной работы.

В разделе «В помощь учителю» имеются материалы педагогов учреждения по самообразованию, материалы по аттестации, нормативные документы. К данному информационному ресурсу имеется доступ по локальной сети.

       Проектная и исследовательская деятельность педагогов нашего учреждения образования осуществляется через публикацию опыта работы, методические разработки учебных занятий и внеклассных мероприятий. (Приложение 4)

         Приоритетными направлениями общешкольной методической работы, являются организационно-методическая работа, информационно-методическая, учебно-методическая и научно-методическая. В соответствии с необходимостью создать условия для формирования у педагога тех или иных компетенций (какие - показывает диагностика. Приложение 5) планирование методической работы проводится следующим образом:

Организационно-методическая работа

 

месяц

Содержание работы

Категория пед.работников

Ответственный

Формируемая компетенция

Форма анализа итогов, где заслушивается

октябрь

Декада педагогического творчества учителей математики, физики, химии, биологии, географии

Учителя математики, физики, химии, биологии, географии

Учитель химии высшей категории Космовская Н.И.

Предметно-методическая, рефлексивная

Педагогический совет

Планирование осуществляется в соответствии с направлениями общешкольной методической работы. В каждом направлении указываются дата, содержание работы, категория педагогических работников, ответственный, а так же формируемая компетенция, форма анализа итогов и где заслушивается данный вопрос. Такая форма планирования позволяет наглядно видеть, как осуществляется дифференцированный подход в методической работе и развитие каких компетенций запланированы. Причем, если составить данную программу в программе EXСEL, это позволит получить информацию по каждой из категорий педагогов (содержание и формы запланированной работы), а так же информацию по каждой из формируемых компетенций (какими средствами, в каком объеме запланирована работа по их развитию). [3,4]

Данный подход к организации методической работы на основе компетентностного подхода будет неполным, если не будут определены критерии, которые будут служить ориентиром для руководства школы при определении качества и результативности управления методической работой. К таким критериям относятся:

- наличие системы управленческой деятельности

- диагностическая основа методической работы

- дифференцированный подход

-наличие благоприятного  морально-психологического климата в педагогическом коллективе

- повышение профессионального мастерства и личностно-профессиональной компетентности педагогов

К вышеперечисленным критериям эффективности методической работы сегодня относят еще один очень важный критерий – научно и практически обоснованное делегирование ряда прав и полномочий  с верхних эшелонов управления  нижним. Сегодня все чаще говорят о демократическом стиле управления образовательным учреждением и методической работой, что означает более широкое привлечение всех методических структур к руководству и контролю в системе методической работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Руководство учреждения образования  убеждено, что человеческий ресурс – залог успешного развития учебного заведения.

Благодаря спланированной  работе управленческой команды, научно-методической деятельности, демократизации процесса управления  в школе  создаются условия для роста  личностно-профессиональных компетенций педагогов, что обеспечивает профессиональный и личностный рост учителя.

Чем выше культура учителя, его компетенции, тем больших успехов он достигает в своей профессиональной деятельности, тем лучше гимназия выполняет свою миссию - воспитание человека нового тысячелетия самоценной, саморазвивающейся личностью, способной адаптироваться в социуме, осуществлять осознанный выбор и имеющей подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. [5]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Глинский А.А. Управление системой методической работы в учреждении образования. Минск, 2008
  2. Глинский А.А. Деятельность общешкольной методической службы на основе компетентностного подхода. // Кіраванне ў адукацыі.-2009-№5
  3. Домбровская Е.А. Организационные модели системы управления учреждением образования. // Кіраванне ў адукацыі.-2008- №12
  4. Жук А.И., Запрудский Н.И., Кошель Н.Н. Управленческие и дидактические аспекты технологизации образования. Мн.: АПО, 2000. 204с.
  5. Кошель Н.Н. Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ. Минск,2006

 

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. Структура методической службы учреждения образования. 
  2. Материалы педагогического совета «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности педагогического коллектива на основе использования метода активной оценки».
  3. Материалы школы молодого учителя «Рост».
  4. Достижения учителей.
  5. Анкетирование «Параметры уровня профессиональных знаний, умений, навыков». 

Приложение 1

Приложение 2.

Материалы педагогического совета  «Совершенствование контрольно-оценочной деятельности педагогического коллектива на основе использования метода активной оценки»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации образовательного процесса с использованием активной оценки

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с новыми подходами в контрольно-оценочной деятельности на основе использования метода активной оценки.
  2. Сформировать знания и умения применять активную оценку на уроке.
  3. Разработать методические рекомендации по использованию модели активной оценки в условиях современного образовательного процесса.

 

Доклад

Только человек со здоровой об­щей самооценкой

 может конструктивно относить­ся к собственным ошибкам и неудачам,

 переводя их в задачи учения,

а не в обиды на критикующего или поводы к унынию и отказу

 от каких бы то ни было усилий.

Г. А. Цукерман

Уважаемые коллеги! Тема нашего педагогического совета «Организация образовательного процесса с использованием активной оценки - эффективная стратегия обучения». Перед вами находятся ли­сты оценивания с лесенкой успеха. Оцените, на­сколько вы владеете знаниями об активной оценке на данном этапе педагогического совета. Эпиграфом к нашему разговору будут слова Г. А. Цукермана: «Только человек со здоровой об­щей самооценкой может конструктивно относить­ся к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий». Поэтому задача учителя - последо­вательно, системно учить детей оценивать резуль­таты своей учебной деятельности.

Наша встреча будет успешной, если вы к кон­цу педагогического совета  с уверенностью сможе­те сказать:

Я имею представление, что такое активная оценка.
Я знаю приемы и методы осуществления об­ратной связи.
Я знаю приемы организации рефлексивной деятельности учащихся.
Я знаю, где найти информацию об актив­ной оценке.

Это критерии успеха нашего педагогического совета.

Тема педагогического совета выбрана не случайно. В ходе проведённого анализа работы за 2015/2016 учебный год, по результатам внешнего и внутреннего контроля установлено, что педагоги испытывают в осуществлении контрольно-оценочной деятельности учащихся такие трудности как: отсутствие единых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности учащихся в силу  недостаточного  владения Нормами оценки результатов учебной деятельности, не прослеживается система поурочного контроля по ряду учебных предметов, отсутствует система тематического контроля, нарушается периодичность проверки обучающих работ, выявлены нарушения Норм оценки при выставлении отметок за контрольные работы. Кроме того, учителя часто выступают в роли  контролёра и оценщика на уроке, оценивают только итоги изучения, а сам процесс усвоения знаний  остаётся без внимания, что приводит к снижению мотивации к учению и  ответственности ученика за свое личное обучение

В чём смысл контрольно-оценочной деятельности (КОД)? В данном понятии выделяют два главных элемента: отметка и оценка. В листах самооценки в течение минуты сформулируйте, что такое, по вашему мнению,   отметка и оценка.

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

При оценивании учитель должен четко знать:

  • Кто оценивает?
  • Что оценивается?
  • Когда оценивается?
  • Как оценивается? (Как я буду собирать информацию? Как определю критерии достижения учебных целей? Как проин­формирую учащегося о требованиях? Как стану осуществлять процедуру оценки? Как сообщу учащемуся о результатах оцен­ки? Как подготовлю документ о резуль­татах оценки?)

         И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка». Так что же такое отметка. Предлагаю ответить участникам под номером 2.

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Какое значение имеет слово оценка? Ответ ждём от номера 8.

 Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания педагогов нашего учреждения образования относятся:

- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок;

- отсутствие твердых критериев (учитель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);

- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек, десяток);

- неустойчивость системы (учитель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

- близость отметки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);

- перенос оценки за поведение на отметку по учебному предмету;

Выставляя отметку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.

С целью изучения уровня владения контрольно-оценочной деятельностью среди педагогов проведено анкетирование, в котором приняли участие 19 педагогов, работающих на 2 и 3 ступенях общего среднего образования. А среди учащихся  6,7,8,9,11 классов проведено анкетирование «Школьная отметка». Опрошено 90 учащихся (66%).

Анализ проведённого анкетирования позволяет сделать вывод, что при выставлении отметок педагоги руководствуются установленными нормами (88%), сравнивают текущий ответ учащегося с предыдущим (25%), соотносят ответ с требованиями программы (75%), учитывают уровень знаний, мышления и творческого развития (81%). Учащимся был задан вопрос «Знаете ли вы критерии выставления отметки», положительно ответило 68% учащихся, отрицательно – 32%. Сопоставив результаты следует констатировать, что не в полной мере педагогами выполняются Нормы оценки результатов учебной деятельности, где обозначены критерии оценивания учебных достижений учащихся.

На вопрос «Можно ли обойтись без отметок  в процессе обучения в школе» 100% педагогов ответили – нельзя, приведя следующие обоснования: учащимся и их родителям необходимы реальные и своевременные ориентиры в процессе обучения – 31%, отметка, выставленная ученику, является результатом его деятельности, это традиционная норма измерения ЗУН учащихся – 44%, так как для учащихся это уровень их знаний-63%, без отметок учащиеся потеряют интерес к учебной деятельности – 25%, так как это показатель уровня знаний и без отметок учащимся не к чему будет стремиться – 31%. Опрос учащихся показал, что 25% считают, что отметка вообще не нужна, 7% учащихся к отметкам относятся безразлично, 51% - «когда как», 37% сильно переживают из-за выставленных отметок. Сопоставив результаты следует отметить, что педагоги определяющими считают образовательную и контролирующие функции отметки и на недостаточном уровне реализуют стимулирующую, которая заключается в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности и  социальную, проявляющуюся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

         На вопрос «Нужно ли комментировать отметку (почему?)» 100% педагогов ответили утвердительно: отметка должна быть прокомментирована, с обоснованием, с указанием замечаний, ошибок, чтобы учащийся учёл их в следующий раз и устранил недочёты в своём ответе. Вместе с тем 34% учащихся отметили, что учителя отметки  не комментируют, они не понимают, за что им выставлена отметка.

На вопрос «Часто ли вы ставите отметки «1», «2», «3» балла?» ответы следующие: когда ученик не готовит домашние задания – 56%, когда не работает на уроке – 63%, не справляется с письменными работами – 31%, всегда, когда не знает -13%. Учащимся был задан вопрос «Испытываете ли вы унижение при получении плохой отметки со стороны»: учителя – 20%, со стороны одноклассников – 27%, со стороны родителей – 11%, нет – 42%.

 На вопрос «Если ученик не согласен с отметкой, то» учителя ответили следующее:

-даю возможность доработать;

-объясняю его ошибки и стараюсь показать, как ответить правильно;

-подробно комментирую, отметку, обращаюсь к нормам оценки результатов учебной деятельности;

-предлагаю решить задания на запрашиваемый учащимся балл.

Данные ответы практически подтверждены учащимися, т.к. 75% учащихся считают, что учителя отметки выставляют объективно, 25% - не объективно.

На вопрос «При оценивание знаний вы используете такие формы» как оценочный лист-31%, словесное поощрение-81%, запись благодарности в дневник – 6%, контролирующее доверие-19%, взаимопроверку и контроль – 69%, замечание в дневник – 44%, комментарий ответа – 75%, обещание вызвать родителей – 6%. А 66% учащимся хочется оценивать самих себя и своих товарищей.Вместе с тем,в ходе посещённых уроков, только 1 педагог при оценивание знаний использовалоценочный лист (Муравицкая Д.В.), взаимопроверка организована была только на уроке у учителя биологии Парфёновой Е.Ю.. Вместе с тем на уроках у большинства педагогов отметки учащимся выставлены были только после звонка с урока или вообще не выставлены. Соответственно, комментирование выставленных отметок со стороны учителя отсутствовал. Анализ посещённых уроков выявил ряд и других проблем: педагоги заблаговременно не планируют, знания и умения каких учащихся будут проверены, не определяют методы и формы проверки, не разрабатывают систему вопросов и заданий, непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводят к необъективным отметкам за четверть, год. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть так же продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

Уважаемые коллеги! Вскрытые проблемы  напрямую связаны с рейтингом учебных достижений учащихся и соответственно с качеством их знаний.  По результатам работы за 2-ую четверть наблюдается снижение качества знаний учащихся в целом по школе на 1,2% (в сравнение с 1-ой четвертью текущего учебного года и результатами 2015/2016 учебного года): на 1-ой ступени – потеря составила 1,5%. На 2-ой ступени потеря составила – 1,6%. Увеличение РУД наблюдается только на 3-ей ступени на 1,1%. По сравнению с результатами первой четверти наблюдается значительное увеличение  количества учащихся (с 16 до 32), которые имеют одну отметку ниже «7-10» баллов.

Чтобы избежать подобных проблем, необходимо понимать, что в центре обучения находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Перед вами находятся ли­сты оценивания. Оцените, что вы знаете об активной оценке.

АОпришла к нам из Польши, а была разработана в Великобритании, в Чехии еще в 2010 году все школы перешли на эту технологию, в Республике Беларусь об этой стратегии заговорили в 2009 году, и сейчас многие школы по ней успешно работают.

АО можно сравнить с диагностикой врача, который выписывает рецепт для дальнейшего лечения, в то время как наша конечная отметка – это скорее констатация от чего пациент умер, когда тело привезли в морг.

Понимание этой простой вещи заставит вас  задуматься о подходе к процессу обучения. Про что мы думаем, планируя свои уроки: как лучше научить, передать знания или проверить их или как создать условия, чтобы ученик учился? Что мы делаем, чтобы создать ученику необходимые для обучения условия? Что мы можем сделать по-другому? Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение? На эти вопросы отвечает АО.  Владение учителем данной стратегией предполагает изменение его роли и места учащихся в образовательном процессе.

Активная оценка – это не метод выставления отметок, а методика, которая слагается с различных техник, помогающих учителю учить. Она создает благоприятную атмосферу для повышения качества знаний учащихся, помогает проводить занятия учителю так, чтобы детям было интересно учиться. Основными элементами АО являются:

1. Ключевые вопросы.  Техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся.

2. Доведение до учеников целей урока. Определение критериев достижения цели - «НА-ШТО-БУ-З-У»

3 Обратная информация от учителя

4. Взаимооценка. Самооценка

Практическая часть нашего педагогического совета позволит Вам, уважаемые коллеги, изучить и научиться применять основные элементами АО.

Работа в группах

1 группа

Объяснить суть элементов АО «ключевые вопросы», «техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся»

2 группа

Объяснить суть элемент АО  «Доведение до учеников целей урока. Определение критериев достижения цели - «НА-ШТО-БУ-З-У»

3 группа

 Объяснить суть элемента АО «обратная связь».

4 группа

 Объяснить суть элементов АО «взаимооценка», «самооценка»

Каждая группа заполняет Лист самооценки

Лист самооценки

  1. Отметка____________________________________________________________________________________________________________________Оценка_____________________________________________________________________________________________________________________
  2. Активная оценка это_________________________________________________________________________________________________________________________Объяснить суть элементов АО «ключевые вопросы», «техника задавания вопросов и реагирование на ответы учащихся»

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Объяснить суть элемент АО  «Доведение до учеников целей урока.

     Определение критериев достижения цели «НА-ШТО-БУ-ЗУ»   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________       Объяснить суть элемента АО «обратная связь». ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объяснить суть элементов АО «взаимооценка», «самооценка» ____________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ

 

Да

Нет

Я имею представление, что такое активная оценка.

 

 

Я знаю приемы и методы осуществления АО.

 

 

Я знаю приемы организации рефлексивной деятельности учащихся.

 

 

Я знаю, где найти информацию об актив­ной оценке.

 

 

Я буду применять АО на учебных занятиях

 

 

Приложение 3

План работы

 школы молодого учителя «Рост» на 2016/2017 учебный год

Цель: оказание практической и методической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;

Задачи:

üудовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении различных затруднений;

üспособствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов;

üпомочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Месяц

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Прогнозируемый результат

август-

 сентябрь

Издание приказа «Об организации наставничества» отв. директор

Отбор группы наставников, подготовка наставников. Определение сроков наставничества.

Закрепление наставников за молодыми учителями.

Согласование индивидуальных планов наставничества

Встреча с молодыми специалистами «С чего начать работу…».

 До 28.08.

Заместитель директора по учебной работе Казакевич А.В.

 

Составление плана работы на учебный год

октябрь

Занятие школы молодого учителя «РОСТ» для молодых педагогов «Учиться быть учителем: урок –территория партнерства».

29.10.

Отв. Космовская Н.И., учитель высшей категории

Методические рекомендации

ноябрь

Корректировка работы по самообразованию молодых педагогов.

Подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» в номинации «Мы - молодые»

В течение месяца

Отв. заместитель директора по учебной работе Казакевич А.В.

 

 

Подготовка конкурсных уроков

декабрь

Занятие школы молодого учителя «РОСТ» для молодых педагогов «Учиться быть учителем:

внеклассное мероприятие по предмету как Событие»

До 23.12.

Отв. заместитель директора по учебной работе

Разработка внеклассных мероприятий

январь

Занятие школы молодого учителя «РОСТ» для молодых педагогов «Учиться быть учителем: образовательный маршрут факультативного занятия».

До 30.01.

Отв. Козырева Ю.Г., учитель высшей категории

Памятки

февраль

Организация участия наставников в мероприятиях по обмену опытом

 

В течение месяца

Отв. заместитель директора по учебной работе

График посещения уроков, факультативных занятий.

Памятки по анализу и самоанализу уроков

март

Составление характеристик на молодых педагогических работников

 

До 30.03.

Отв. наставники, заместитель директора по учебной работе

Характеристики

апрель

«Педагогический марафон» молодых педагогов.

21.04-03.05

Отв. рук. ШМУ, наставники

График открытых уроков

май

Итоговое занятие школы молодого учителя «РОСТ» «Идеи, воплощённые в

опыт!»

25.05.

Отв. заместитель директора по учебной работе Казакевич А.В.

 

Анализ работы

Приложение 4

Достижения учителей

статья «Наша задача - воспитывать достойных граждан» опубликована в журнале «Столичное образование сегодня»,2011,№7 (директор школы  И.А.Щая-Зуброва); статья «Уроки Холокоста и уроки гражданственности» в журнале «Минская школа сегодня», 2012,№2; статья «Все и сразу» в газете «Минский курьер» 2013, № 25,; статья «Возвращение к подвигу» в газете  Рэспубліка, 2013, №83, статья «О современных технологиях в образовании, музыке…» статья в газете «Минский курьер 2015, № 122;

выступление директора школы И.А. Щая-Зубровой на открытой городской научно-практической конференции с международным участием по теме «Создание рефлексивной среды для осмысления приоритетных компонентов управленческой деятельности, условий для личностно-профессионального развития руководителей», 2016.

В учреждении образования проводится работа по обобщению и распространению эффективной педагогической практики творчески работающих педагогов:

защита проекта на получение гранта Мингорисполкома педагогическими работниками Щая-Зубровой И.А., БалаевойТ.Ю., Казакевич А.В., Масленковым Г.А. по теме “Создание и организация районного центра допризывной подготовки на основе взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных объединений, местных и региональных организаций” в 2011 году;

обобщение педагогического опыта на присуждение премии Мингорисполкома директором школы Щая-Зуброва И.А. по теме «Управленческий аспект организации гражданско-патриотического воспитания как системы формирования толерантного сознания молодежи» в  2013 году;

участие в конкурсе методических разработок урока  «Современный видеоурок русского языка», 2013 (Т.А.Алисиевич);

участие в конкурсе методических разработок урока  «Сучасны ўрок беларускай мовы на І ступені агульнай сярэдняй адукацыі», 2013, (О.А.Верещако);

участие Е.В. Приходько в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» представление опыта работы по теме «Организация социально значимой деятельности как средство формирования патриотического сознания обучающихся на 1 ступени общего среднего образования: современные подходы и перспективы» на  заключительном (очном) этапе, 2014;

участие в 2013 году директора школы Щая-Зубровой И.А., учителя истории Рипп И.А., педагога-организатора Беспанской Е.В. в XV республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи по теме «Гражданско-патриотическое воспитание как система формирования толерантного сознания молодежи» отмечено дипломом 1 степени;

участие в 2015 году директора школы Щая-Зубровой И.А., учителя истории Рипп И.А., учителя начальных классов Балаевой Т.Ю. в XVI республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи с проектом «Беларусь – Германия: дети войны» отмечено дипломом 2 степени;

участие учителя географии Д.В. Муравицкой в городском очно-дистанционном конкурсе педагогических идей «Интерактивный мир знаний», 2015;

участие учителя географии Д.В. Муравицкой в конкурсе методических разработок внеклассного  мероприятия «Нет прекрасней Минска» отмечено дипломом 3-й степени;

участие учителя географии Д.В. Муравицкой в конкурсе «Международный экоурок. Хранители воды», 2016;

участие заместителя директора по учебной работе А.В. Казакевич в районном методическом марафоне «Движение по образовательной траектории: идеи, технологии, ресурсы» отмечено дипломом 2 степени.

Педагоги учреждения образования являются участниками городского конкурса «Столичный учитель – столичному образованию». Дипломами Комитета по образованию награждены учитель белорусского языка Сивицкая С.А., педагог-организатор Беспанская Е.Н., классный руководитель Приходько Е.В., учитель биологии Щаврук Т.А., молодой специалист Кузьмич Т.В., дипломом управления образования спорта и туризма Партизанского района г.Минска 3-ей степени награждена учитель географии Муравицкая Д.В.

Приложение 5

Анкетирование «Параметры уровня профессиональных знаний, умений, навыков»

 

Параметры

уровня профессиональных знаний, умений, навыков

Высокий

Средний

Низкий

Знание Кодекса Республики Беларусь об образовании и других нормативных документов

 

 

 

Умение реализовывать задачи преподаваемого предмета

 

 

 

Проектирование учебных и социальных ситуаций на уроках

 

 

 

Владение методами и технологиями обучения и воспитания в современных условиях

 

 

 

Организация внеурочной деятельности по предмету

 

 

 

Владение методами анализа и оценки результатов педагогической деятельности

 

 

 

Владение методиками формирования здоровьесберегающей образовательной среды

 

 

 

Готовность преподавать предметы на повышенном уровне

 

 

 

Владение информационными средствами обучения (компьютерные средства, аудио-, видео-, др.)