ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 169 Г.МИНСКА»
ПРОЕКТ
Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования: управленческие аспекты деятельности
Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, поэтому перед коллективом учреждения дошкольного образования стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода.
Внедрение в образовательный процесс образовательного стандарта дошкольного образования требует тщательного анализа педагогической деятельности в каждом конкретном учреждении дошкольного образования, причем возрастает роль повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте. Введение в действие Учебной программы дошкольное образования предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для успешного совершенствования качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Тема проекта:
Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования: управленческие аспекты деятельности.
Руководитель проекта:
Заведующий Государственного учреждения образования «Ясли-сад №169 г. Минска» Лукашевич Д. С.
Учреждение образования с учетом полного уставного названия:
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №169 г. Минска»
Юридический адрес учреждения образования, рабочий телефон, факс, сайт:
220037, г. Минск, пер. Козлова 16А, (017) 245 18 11, ddu169.minsk.edu.by
Временные рамки реализации проекта:
2016-2018 гг.
Актуальность темы проекта:
Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в учреждении дошкольного образования. Таким образом, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей.
Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. Все эти принципы явились для меня руководством к действию, базисной основой инновационной деятельности учреждения дошкольного образования. В выстроенной модели я выделила функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность. Проведенное сопоставление функций управления в отечественной литературе с учетом современных условий позволило мне определить следующий их состав: информационно-аналитическая, мотивационно-
целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная.
Цель:
Создание условий для совершенствования качества образовательного процесса и профессионального развития педагогов через эффективную управленческую деятельность.
Объект проекта:
Процесс педагогического проектирования комплекса мероприятий и рекомендаций по развитию управленческой деятельности для совершенствования качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Предмет объекта:
Комплексуправленческих аспектов деятельности, необходимые для совершенствования качественного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Предполагаемый результат:
Сформируется система работы поэффективной управленческой деятельности по совершенствованию качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, широкого внедрения этого метода работы в практическую деятельность дошкольных учреждений.
Задачи:
- Формирование системы информационно-аналитической деятельности - как базовой основы управления учреждением дошкольного образования.
- Формирование положительного отношения и потребности педагогов в инновационной деятельности.
- Комплексное прогнозирование и планирование с целью осуществления Миссии учреждения дошкольного образования и удовлетворения социального заказа общества.
- Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
- Создание единой системы мониторинга.
Методы проектирования:
Эмперический: изучение литературы, учебных программ, инструктивных, нормативных, правовых документов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта.
Теоретический: анализ, сравнение, моделирование, педагогическое проектирование, обобщение, систематизация, ранжирование.
Этапы реализации:
Аналитический
Организационный
Практический
Обобщающий
Описание деятельности
Работа над проектом начиналась с анализа и обобщения имеющегося опыта работы в ГУО «Ясли-сад №169 г. Минска» по совершенствованию качества образовательного процесса с точки зрения управленческой деятельности, выявления проблем и противоречий, определения темы и постановки задач.
Вопросы повышения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования становятся очень актуальными. Качество дошкольного образования — это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством образовательного процесса:
- Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации образовательного процесса, маркетинга и других.
- Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
- Во время оценки качества образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе детского сада хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
- Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты образовательного процесса.
- Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).
После творческого переосмысления всех существующих подходов, был сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством в условиях дошкольного учреждения на основе:
- определения приоритетов в управлении;
- проектирования качества на всех уровнях;
- привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;
- повышения профессиональной компетентности педагогов.
Регулирование администрацией образовательного процесса по повышению качества образования воспитанников осуществляется в учреждении по трем направлениям:
Первое направление: регулирование качества образовательных услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных технологий, обеспечивающих качество).
Второе направление: регулирование качества педагогического состава (повышение профессиональной компетентности педагогов).
Третье направление: регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями учебно-программной документации.
1-й уровень управления – администрация детского сада;
2-й уровень управления – педагогический коллектив;
3-й уровень управления – воспитанники и их родители.
Понятие “качество образовательного процесса” на всех уровнях трактуется по-разному.
3-й УРОВЕНЬ
Для воспитанников – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для законных представителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по методикам и технологиям, хорошо готовящим детей к школе:
üобучение без утомления;
üсохранение психического и физического здоровья детей;
üуспешность обучения;
üподдержание желания детей учиться;
üразвитие способностей детей.
2-й УРОВЕНЬ
Для педагогов – это положительная оценка их деятельности руководителями учреждения дошкольного образования и родителями:
üуспешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
üоптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;
üуспешное развитие детей в процессе их обучения;
üрациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
üобеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
1-й УРОВЕНЬ
Для руководителей – это:
üвысокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития учреждения дошкольного образования;
üсохранение здоровья детей;
üрациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
üуспешность деятельности педагогов и детей;
üполное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе.
Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством
|
1 уровень управления |
2 уровень управления |
3 уровень управления |
Оценка состояния образовательной системы |
Оценка уровня развития педагогического мастерства каждого воспитателя и всего педагогического коллектива |
Оперативная и адекватная оценка уровня воспитанности и усвоения программ детьми |
Оценка родителями работы учреждения дошкольного образования через успешность детей |
Целеобразование |
Построение целей и задач формирования конкретных профессиональных умений педагогов на основе определения уровня их педагогического мастерства |
Построение иерархии целей и задач воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе с учетом индивидуальных особенностей развития |
Построение целей и задач семейного воспитания на основе ознакомления с результатами диагностики |
Подбор методов и реализация поставленных целей и задач |
Подбор методов и приемов работы с коллективом в соответствии с поставленными целями и задачами |
Подбор технологий работы с детьми в соответствии с индивидуальными маршрутами их развития |
Выбор учреждения дошкольного образования, педагогов, и дополнительных образовательных услуг |
Реализация методов и приемов работы |
Реализация методов и приемов формирования конкретных проф. умений педагогов в процессе методической работы |
Реализация методов и приемов работы с детьми |
Осведомленность во всем, что связано с ребенком и участие в жизни ребенка в детском саду и за его пределами |
Определение эффективности проведенной работы |
Высокий уровень развития коллектива |
Функциональная, технологическая, интеллектуальная и волевая готовность ребенка к обучению в школе |
Успешность ребенка в детском саду и отсутствие дезадаптивности в школе |
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Деятельность педагога учреждения дошкольного образования сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Составляющими этой технологии должны быть:
- обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности учреждения дошкольного образования по предоставлению качественной образовательной услуги;
- обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности учреждения дошкольного образования, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательной программы;
- конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе;
- подбор эффективных методов и приемов;
- использование эффективных форм оценки;
- организация взаимодействия на базе личностно-ориентированной модели.
Рассматривая профессиональную компетентность педагогов как ответственность за качество своей деятельности, администрация учреждения дошкольного образования направляет свои усилия на формирование корпоративной культуры педагогов, когда каждый контролирует себя и друг друга от имени коллектива.
Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого
зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.
Литература
1. Кодекс РБ от 13.01.2011 № 243-3 «Кодекс Республики Беларусь об образовании».
2. Архипова, Е.А. Современный детский сад. Программное обеспечение / Е.А. Архипова. - Минск: НМЦентр, 2000. - 88 с.
3. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С. 6572.
4. Жук, А. Инновационные процессы в образовании: проблемы, перспективы /А. Жук // Пралеска. - 2000. - № 5. - С. 4-8.
5. Громыко, Н.М. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников /Н.М. Громыко, И.В. Лапицкая. - Мн., 2001. - 97 с.
6. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /
Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 78 с.