ДДУ 169

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 169 Г.МИНСКА»

 ПРОЕКТ

Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования: управленческие аспекты деятельности

 

 Сегодня система дошкольного образования работает в режиме инноваций, поэтому перед коллективом учреждения дошкольного образования стоит нелегкая задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода.

Внедрение в образовательный процесс образовательного стандарта дошкольного образования требует тщательного анализа педагогической деятельности в каждом конкретном учреждении дошкольного образования, причем возрастает роль повышения квалификации кадров, т.к. именно от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте. Введение в действие Учебной программы дошкольное образования предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для успешного совершенствования качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

 Тема проекта:

Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования: управленческие аспекты деятельности.

 Руководитель проекта:

Заведующий Государственного учреждения образования «Ясли-сад №169 г. Минска» Лукашевич Д. С.

 

Учреждение образования с учетом полного уставного названия:

         Государственное учреждение образования «Ясли-сад №169 г. Минска»

 

Юридический адрес учреждения образования, рабочий телефон, факс, сайт:

         220037, г. Минск, пер. Козлова 16А, (017) 245 18 11, ddu169.minsk.edu.by

 

Временные рамки реализации проекта:

2016-2018 гг.

 

Актуальность темы проекта:

Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в учреждении дошкольного образования. Таким образом, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов  как со стороны администрации  дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей.

Реализация такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов управления: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания. Все эти принципы явились для меня руководством к действию, базисной основой инновационной деятельности учреждения дошкольного образования. В выстроенной модели я выделила функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность. Проведенное сопоставление функций управления в отечественной литературе с учетом современных условий позволило мне определить следующий их состав: информационно-аналитическая, мотивационно-

целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная.

 Цель:

         Создание условий для совершенствования качества образовательного процесса   и профессионального развития педагогов через эффективную управленческую деятельность.

 Объект проекта:

         Процесс педагогического проектирования комплекса мероприятий и рекомендаций по развитию управленческой деятельности для совершенствования качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

 Предмет объекта:

         Комплексуправленческих аспектов деятельности, необходимые для совершенствования качественного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

 Предполагаемый результат:

         Сформируется система работы поэффективной управленческой деятельности по совершенствованию качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, широкого внедрения этого метода работы в практическую деятельность дошкольных учреждений.

 Задачи:

  1. Формирование системы информационно-аналитической деятельности - как базовой основы управления учреждением дошкольного образования.
  2. Формирование положительного отношения и потребности педагогов в инновационной деятельности.
  3. Комплексное прогнозирование и планирование с целью осуществления Миссии учреждения дошкольного образования и удовлетворения социального заказа общества.
  4. Создание условий для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
  5. Создание единой системы мониторинга.

 Методы проектирования:

         Эмперический: изучение литературы, учебных программ, инструктивных, нормативных, правовых документов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта.

Теоретический: анализ, сравнение, моделирование, педагогическое проектирование, обобщение, систематизация, ранжирование.

 Этапы реализации:

         Аналитический

Организационный

Практический

Обобщающий

 Описание деятельности

Работа над проектом начиналась с анализа и обобщения имеющегося опыта работы в ГУО «Ясли-сад №169 г. Минска» по совершенствованию качества образовательного процесса с точки зрения управленческой деятельности, выявления проблем и противоречий, определения темы и постановки задач.

 Вопросы повышения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования становятся очень актуальными. Качество дошкольного образования — это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством образовательного процесса:

  • Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации образовательного процесса, маркетинга и других.
  • Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
  • Во время оценки качества образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе детского сада хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
  • Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты образовательного процесса.
  • Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов – педагогической, у руководителей – управленческой).

После творческого переосмысления всех существующих подходов, был сделан вывод о необходимости разработки технологии управления качеством в условиях дошкольного учреждения на основе:

  • определения приоритетов в управлении;
  • проектирования качества на всех уровнях;
  • привлечения к контролю качества всех субъектов образовательного процесса;
  • повышения профессиональной компетентности педагогов.

Регулирование администрацией образовательного процесса по повышению качества образования воспитанников осуществляется в учреждении по трем направлениям:

Первое направление: регулирование качества образовательных услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных  технологий, обеспечивающих качество).

Второе направление: регулирование качества педагогического состава (повышение профессиональной компетентности педагогов).

Третье направление: регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями учебно-программной документации.

1-й уровень управления – администрация детского сада;

2-й уровень управления – педагогический коллектив;

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Понятие “качество образовательного процесса” на всех уровнях трактуется по-разному.

3-й УРОВЕНЬ

Для воспитанников – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для законных представителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по методикам и технологиям, хорошо готовящим детей к школе:

üобучение без утомления;

üсохранение психического и физического здоровья детей;

üуспешность обучения;

üподдержание желания детей учиться;

üразвитие способностей детей.

2-й УРОВЕНЬ

Для педагогов – это положительная оценка их деятельности руководителями учреждения дошкольного образования и родителями:

üуспешное усвоение образовательной программы всеми детьми;

üоптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;

üуспешное развитие детей в процессе их обучения;

üрациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

üобеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

1-й УРОВЕНЬ

Для руководителей – это:

üвысокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития учреждения дошкольного образования;

üсохранение здоровья детей;

üрациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

üуспешность деятельности педагогов и детей;

üполное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к школе.

Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством

 

1 уровень управления
(администрация)

2 уровень управления
(педагоги)

3 уровень управления
(родители и дети)

Оценка состояния образовательной системы

Оценка уровня развития педагогического мастерства каждого воспитателя и всего педагогического коллектива

Оперативная и адекватная оценка уровня воспитанности и усвоения программ детьми

Оценка родителями работы учреждения дошкольного образования через успешность детей

Целеобразование

Построение целей и задач формирования конкретных профессиональных умений педагогов на основе определения уровня их педагогического мастерства

Построение иерархии целей и задач воспитания и обучения детей на данном возрастном этапе с учетом индивидуальных особенностей развития

Построение целей и задач семейного воспитания на основе ознакомления с результатами диагностики

Подбор методов и реализация поставленных целей и задач

Подбор методов и приемов работы с коллективом в соответствии с поставленными целями и задачами

Подбор технологий работы с детьми в соответствии с индивидуальными маршрутами их развития

Выбор учреждения дошкольного образования, педагогов, и дополнительных образовательных услуг

Реализация методов и приемов работы

Реализация методов и приемов формирования конкретных проф. умений педагогов в процессе методической работы

Реализация методов и приемов работы с детьми

Осведомленность во всем, что связано с ребенком и участие в жизни ребенка в детском саду и за его пределами

Определение эффективности проведенной работы

Высокий уровень развития коллектива

Функциональная, технологическая, интеллектуальная и волевая готовность ребенка к обучению в школе

Успешность ребенка в детском саду и отсутствие дезадаптивности в школе

 Повышение профессиональной компетентности педагогов

Деятельность педагога учреждения дошкольного образования  сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы. Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Составляющими этой технологии должны быть:

  • обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности учреждения дошкольного образования по предоставлению качественной образовательной услуги;
  • обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности учреждения дошкольного образования, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательной программы;
  • конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе;
  • подбор эффективных методов и приемов;
  • использование эффективных форм оценки;
  • организация взаимодействия на базе личностно-ориентированной модели.

Рассматривая профессиональную компетентность педагогов как ответственность за качество своей деятельности, администрация учреждения дошкольного образования направляет свои усилия на формирование корпоративной культуры педагогов, когда каждый контролирует себя и друг друга от имени коллектива. 

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого

зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

Литература

1. Кодекс РБ от 13.01.2011 № 243-3 «Кодекс Республики Беларусь об образовании».

2. Архипова, Е.А. Современный детский сад. Программное обеспечение / Е.А. Архипова. - Минск: НМЦентр, 2000. - 88 с.

3. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 7. - С. 65­72.

4. Жук, А. Инновационные процессы в образовании: проблемы, перспективы /А. Жук // Пралеска. - 2000. - № 5. - С. 4-8.

5. Громыко, Н.М. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников /Н.М. Громыко, И.В. Лапицкая. - Мн., 2001. - 97 с.

6. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /

Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 78 с.