Семинар-практикум

Управление образования администрации Партизанского района г. Минска Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 164 г. Минска»

  

Семинар-практикум

Реализация содержания «Учебной программы дошкольного образования» посредством использования дидактического планшета.

  

         Цель: повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников по реализации содержания «Учебной программы дошкольного образования», посредством использования дидактического планшета в работе с воспитанниками.

 

Задачи:

Совершенствовать теоретические знания педагогических работников по реализации содержания «Учебной программы дошкольного образования», посредством использования дидактического планшета в работе с воспитанниками.

Содействовать овладению педагогами эффективными методами и приемами по использованию дидактического планшета в работе с воспитанниками при реализация содержания «Учебной программы дошкольного образования».

Пропагандировать эффективный опыт работы по использованию дидактического планшета.

 

Ход семинара–практикума

№ п/п

Содержание
деятельности

Формы

и методы деятельности

Примерное
время

Предполагаемый
результат

1

Вступительное слово, актуализация проблемы.

Информация

3 мин.

Создана мотивация деятельности

2

Работа над научными понятиями «модель», «моделирование», «дидактический планшет».

Метод

 «Т-таблица»

5 мин.

Усвоены научные понятия «модель»,

«моделирование», «дидактический планшет»

3

Реализация содержания «Учебной программы дошкольного образования», посредством использования дидактического планшета

Консультация,

(Приложение 1)

 просмотр видео (диск),

 диалог

 

30–35 мин.

Рассмотрены теоретические аспекты

 

4

Практическая часть:
4.1. Работа индивидуально: реализация образовательной области «Элементарные математические представления»

 

4.2. Работа в парах, а затем в малых группах по 6 человек, реализация образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения», образовательной области: Искусство. Художественная литература»,обсуждение полученных результатов.

Моделирование сказки «В стране геометрических фигур» (Приложение 2);

моделирование цифр, геометрических фигур

(Приложение 3.)

Работа с карточками-схемами по иллюстрированию и разучиванию стихотворения «Букет для мамы»

20–25 мин.

Отработаны игровые приёмы в работе

 с дидактическим планшетом

 

4.3. Работа в малых группах: оценка участниками игровых приёмов в работе с дидактическим планшетом

(Приложение 4)

 

 

 

5

Рефлексия, получение обратной связи.

Интерактивная игра «Дельта»

3 мин.

Оценка эффективности семинара.

6

Подведение итогов работы семинара.

Краткий анализ-оценка

2 мин.

Сопоставление прогнозируемого и полученного результата.

 

Приложение 1

Тема: Реализация содержания «Учебной программы дошкольного образования» посредством использования дидактического планшета

 

С научной точки зрения… Модель –это искусственно созданный объект.  Моделирование – это исследование каких-либо предметов, явлений, путем построения и изучения их моделей. Игровое моделирование – это разновидность игрового метода, важный инструмент развития мышления, памяти, внимания воспитанника.

Дидактический планшет позволяет воспитанникам моделировать на плоскости множество различных изображений. Такое моделирование  дает детям уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму  фигур или изображаемых силуэтов.

Дидактический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

Дидактический планшет – удивитесь Вы?! Он имеет разное  название – «геометрик», «волшебный планшет», «развивающий или мобильный тренажер»… Эта игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик". Планшет представляет собой доску. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные изображения. Можно дополнить линии геометрическими фигурами – и эти изображения станут ещё более разнообразными и яркими.

На основе планшета ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира.

Начинать занятия на планшете можно уже с 3-4-летними детьми.

Занятия рекомендуется проводить в группе не более 8 детей, продолжи­тельность игры с педагогом — 15 минут. Время для занятия желательно выбрать так, чтобы после окончания у ребенка была возможность для само­стоятельной игры с планшетом и для творчества.

Так как в младшем дошкольном возрасте мыш­ление ребенка наглядно-образное, начать знакомство с планше­том желательно со сказок.

Каждая сказка — целое занятие, на котором ребенок освоит начальные приемы работы с рези­ночками, научится составлять рисунки самостоятельно и, следуя инструкции, познакомится с понятиями «прямая линия», «направление» (налево, на­право, вверх, вниз), закрепит знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник).

Игровые приемы помогают ребенку сделать процесс более занимательным, увлекательным, интересным. Ребенок, не замечая, что его учат, легко преодолевает трудности умственной работы.

В младшей группе тренируем детей в натягивании и креплении резинки на планшет. Как в игровой форме можно упражнять в этом малышей? Мы сейчас увидим.

Можно придумывать и разыгрывать различные игровые ситуации. С помощью таких же линий можно научить ребенка передавать части других предметов и явлений, а также создавать простейшие сюжеты:

–трава на лугу, домик у речки, капает дождик

Изображения можно дополнять различными фигурками из цветного картона, губчатого материала.

В среднем дошкольном возрасте идёт усложнение, полученных ранее навыков с помощью игровых приемов. Дети могут рисовать простые предметы. Начинаем применять схемы, которые помогают воспитанникам создавать изображения. Оформляется картотека схем по  темам:  «Транспорт»,  «Растения»,  «Посуда»,  «Мебель»,  «Игрушки»,  «Насекомые».

Использование дидактического планшета позволяет решать задачи различных образовательных областей Учебной программы:

Образовательная область: «Элементарные математические представления». Задачи развивать: психические процессы; настойчивость; любознательность; глазомер; формировать: элементарные представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве; воспитывать: культуру познания, интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

На занятиях по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» дидактический планшет используетсяпри пересказах небольших литературных текстов, составлении творческих и описательных рассказов. Дети с удовольствием рисуют резиночками картинки-иллюстрации к ним, им нравится придумывать новые повороты событий для знакомых сказок, дополнять их интересными эпизодами, зарисовывать их. На одном из занятий дети спасали Колобка, нарисовав резиночками вертолет, на котором он улетел от хитрой Лисы, на другом – все радовались новому сконструированному на планшете теремку, где всем героям сказки весело и удобно.

   Удачное применение карточек - схем при проведении игры “Да - нет”, когда ведущий, прежде чем загадать предмет, рисует его резиночками на  планшете.

При реализации задач образовательной  области  «Обучение грамоте» воспитанники приобретут умение определять последовательность звуков в слове, выделение ударного слога; осознание того, что смена последовательности букв  ведет к изменению смысла (мир – Рим).

В образовательной  области  «Искусство. Подготовка руки к письму» с помощью дидактического планшета мы  решим следующие задачи: развитие глазомерной функции; накопление графического опыта с закреплением ориентировки в пространстве; умения чётко подсчитывать клетки; упражнять в правильном определении направления линий и движения руки, чётко передавать конфигурации элементов узора с учётом ритма, симметрии.

Вывод.

В результате использования дидактического планшета:

  • Наблюдается положительная динамика в развитии зрительно-моторной координации, ориентировки в двухмерном пространстве, действии по словестной инструкции и образцу.
  •  Способствует развитию зрительной, слуховой и кинестетической памяти, развивает пространственное мышление и творческие способности детей.
  • У воспитанников великолепно работает мелкая моторика рук, включается дифференцированное восприятие информации, тренируется память и внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий.
  • Положительно влияет на готовность ребёнка
    к серьёзному образовательному процессу и его дальнейшие успехи  на следующей ступени  обучения.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2012. –416 с.
  2. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3­е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с.
  3. Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. В гостях у строчки: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 29 с.: ил.
  4. Горбатова, Е.В. Учимся писать, играя. От 5 до 7 лет. Линия-затейница: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.В. Горбатова. – Минск: Аверсэв, 2016. – 31 с.: ил.
  5. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня : учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения /Д.Н. Дубинина. —2­е изд., расш. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 64 с. (УМК «Мои первые уроки»).
  6. Житко, И.В. Играем в математику: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. —Минск : Жасскон,
    2012. — 16 с. : 24 с. ил. — (Серия «Мир детства»).
  7. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
    Е. А. Панько. – Мозырь : Белый Ветер, 2014—2016. — 184 с.
  8. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.И. Смолер.Мозырь: Белый Ветер, 2014.104с.

 

Приложение 2

 Сказка для моделирования «В стране геометрических фигур»

 - «Сейчас я вам расскажу одну сказку В одном городе жили геометрические фигуры - квадрат, треугольник, прямоугольник. Выкладываю на планшете эти фигуры.

- Эти фигуры встретились на центральной площади города и стали спорить, кто из них самый главный. Треугольник говорил, что он самый главный, квадрат говорил, что, наоборот, он главный, а прямоугольник говорил, что именно из него получаются разные предметы. Давайте их помирим. Я сейчас подойду к каждому и скажу на ушко, какую фигуру он выложит на планшете, а потом вы должны будете превратить свою фигуру в предмет».

Выкладывают на своих планшетах изображение.

- «Поднимите планшеты, покажите и расскажите о своем предмете. У кого был треугольник? В какой предмет превратили? (У меня новогодняя елка, я прибавила треугольников и повесила игрушки).

- У кого квадрат? (Я прибавила треугольник, окошечко и ножку, у меня получилась избушка на курьих ножках).

- У кого прямоугольник? (Я прибавила квадрат, два круга и получилась машина).

-У кого треугольник? (Я прибавила к треугольнику лодочку, флаг, нарисовала волны и, у меня получился парусник)».

Детям нравятся игры с буквами, цифрами, всевозможные головоломки, им нравится сочинять и рисовать сюжеты к сказкам.

Можно предложить такие игры:

«Придумай сам»,

«Запомни и повтори»,

«Расскажи сказку»,

«Раздели фигуры на части»,

«Сосчитай и нарисуй ответ на планшете».

 

                                                                                                            Приложение 3

Выкладывание цифр, геометрических фигур

                                                                                                        Приложение 4 Иллюстрирование и разучивание стихотворения «Букет для мамы»

Цель: показать педагогам приёмы развития у воспитанников  умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.


Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лисья берёзы, ветка рябины,

  Листики, тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём

   Маме осенний букет отнесем.

Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дет по схеме  на планшете «рисуют»  резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

                                                                                                                                                     Приложение 5

Работа с карточками - схемами в малых группах