Управление образования администрации Партизанского района г. Минска Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 26 г. Минска»
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования
«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Минск 2017
Цель: создание условий для совершенствования профессионального уровня педагогов дошкольного образования по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
представить педагогический опыт по теме путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов организации экспериментальной деятельности детей с детьми дошкольного возраста;
отработать методы и приёмы развития познавательной активности у воспитанников дошкольного возраста в процессе экспериментирования;
создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Содержание мероприятия
- Интерактивная игра «Улицы города»
- Методическая часть:
Ребёнок природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Подобно путешествию первооткрывателя, ребёнок шаг за шагом открывает этот новый для себя мир. И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы,, созидания, радости познания нового, позволяющую раскрыть индивидуальные способности и интересы каждого воспитанника.
Наглядное пособие «Солнце в комнате»
Вопросы к участникам мастер-класса:
- Что необычного на картине?
-В каком случае это возможно?
-Предложите варианты выхода из проблемной ситуации так, чтобы солнце оказалось как снаружи, так и внутри комнаты?
Часто взрослые при общении с детьми используют форму прямого обучения: трансляция готовой информации об объекте или явлении природы. Такое общение можно назвать пассивным: ребёнок пассивно слушает, запоминает, но сам в познании объекта не участвует. Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго, кода ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Именно поэтому эффективным методом познания окружающего мира является метод экспериментирования.
В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответы на множество интересующих вопросов, почувствовать себя первооткрывателем.
- Технологическая часть:
Экспериментирование – это деятельность, которая интегрируется во все виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, познавательную практическую, художественную трудовую. При организации экспериментирования так же необходимо учитывать уровень развития психических процессов и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
3.1. Структура эксперимента
Уважаемые коллеги, у вас на столе лежат отдельные компоненты экспериментальной деятельности. Составьте из них структуру (последовательность) организации этой деятельности.
Выдвижение гипотезы |
Проверка гипотезы в практической деятельности |
Формулировка выводов |
Проблемная ситуация |
Анализ результатов |
Проблемная ситуация |
Сравните вами составленную структуру и структуру представленную на слайде.
3.2. Определение понятий.
А сейчас, я предлагаю вам подобрать определения понятий структурных компонентов экспериментальной деятельности. У вас на столе лежат листочки с определениями, вместо многоточия впишите понятие:
Проблемная ситуация содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.
Гипотеза - предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.
Анализ общий вывод из частных заключений.
Вывод - логический итог исследования.
Для того чтобы вызвать интерес и желание детей экспериментировать, необходимо создать проблемную ситуацию, Она может возникнуть спонтанно, стихийно, когда дети сами задают вопросы познавательного характера, например играя на прогулке, ребята задают вопрос: «Почему кораблик не тонет в воде?»
Так же проблемная ситуация может быть специально организована, предложена как самим педагогом, так и от имени игрового персонажа.
- Практическая часть:
4.1. «Экспериментирование как основной вид познавательно исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком»;
И сегодня я предлагаю Вам организовать экспериментальную деятельность на основе сказки, а какая это сказка вы узнаете из фрагмента, который я вам зачитаю:
Майский жук слетел с ней с дерева и посадил её на ромашку, девочка принялась плакать из-за того, что она такая безобразная, что даже майские жуки не захотели держать её у себя. А на самом–то деле она была прелестнейшим созданием – нежная, точно лепесток розы.
Действительно это сказка «Дюймовочка»
У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. Мы могли бы с вами вырастить, например: тюльпан. Пронаблюдать процесс роста, тогда это был бы долгосрочный проект. Но мы с вами ограничены во времени. Поэтому у нас с вами будет коротко срочный проект. Можно из гофрированной бумаги совместно с детьми сложить вот такой цветок. Раскройте цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.
Женщина налила молоко и воды в стаканчик. Дюймовочка, опустила ложку воду и молоко. Как вы думаете, что она увидела? (опустите ложки)
Женщина налила, в тарелку воды (налейте в тарелку воды, что произошло с водой, вода приняла форму тарелки) по краям опустила цветы, (опустите цветы – так почему же цветы не вянут), а скорлупка от ореха стала корабликом (опустите скорлупу от ореха, так почему же скорлупа поплыла?). Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. За окном она увидела галку, которая носила камушки и бросала в кувшин (возьмите стакан с водой и осторожно опускайте камешки) и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот какая умная галка подумала Дюймовочка. Что происходит? ( Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме) - эксперимент послушная водичка.
Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются прекрасные цветы. Это были кувшинки.
Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи ножниц или карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Возьмите стакан со свежей газированной, водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Нам понадобится банка с горячей водой. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Дюймовочка испугалась огромных капель воды, которые капали с неба. В этот момент, Дюймовочку, схватил жук и понес, он летел низко она увидела цветочную поляну, над которой висела разноцветная радуга.
Посмотрите, но радуга исчезла. Как нам можно помочь сказочным героям вернуть радугу, при помощи чего? Ваши предложения.
Гипотеза: если окрасить соль, то можно сделать радугу. Окрасить соль можно (красками, пищевыми красителями, цветными мелками). Предлагаю окрасить соль цветными мелками. Каждый выберет себе мл одного из цветов радуги и потрёт о соль. Что произошло? Соль окрасилась. Теперь каждый из вас поделится с соседом и каждый в маленьком стаканчике сделает для себя радугу. Какой вывод можно сделать: из цветных мелков и соли можно сделать радугу.
Дюймовочка, не понравилась другим жукам, потому что она была непохожа и неумела летать. Жук ее унес и опустил на песок, оглянувшись она увидела следы и была в недоумении кто же их оставил. Как вы думаете, почему на песке остались следы? Предлагаю проверить, у вас на столах стоят ёмкости с песком при помощи штампов попробуйте оставить следы. У всех получилось? Нет. А почему не у всех? Правильно, потому что у некоторых из вас насыпан сухой песок и на сухом песке следы видны не отчетливо.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
С неба стали опускаться снежинки, когда она наступала, услышала хруст. Как вы думаете, почему был слышен хруст?
Полевая мышка пустила ее в норку. Дюймовочка брала снег заносила в норку, он таял, и она поила ласточку. Как вы думаете, почему же он превращался в воду. Положите маленький комочек снега на ладошку. Что произошло?
Дюймовочка, не захотела выходить замуж за крота, ласточка отблагодарила дюймовочку и унесла в теплые края там, в цветах она увидела тоже маленьких человечков эльфов. Дюймовочке, так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:
1.Можно ли перенести воду в решете?»
2. «Можно ли из мухи сделать слона?»
3. «Можно ли сделать значок из воды?»
- Рефлексия «Улицы города».