Мастер-класс

 Управление образования администрации Партизанского района г. Минска Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 26 г. Минска»

  

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования

 

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

 Минск 2017

 

Цель: создание условий для совершенствования профессионального уровня  педагогов дошкольного образования по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  в процессе  экспериментальной деятельности.

 Задачи:

  представить педагогический опыт по теме путем прямого и  комментированного  показа  последовательности действий, методов и приёмов организации экспериментальной деятельности детей  с детьми дошкольного возраста;

  отработать методы и приёмы развития познавательной активности  у воспитанников дошкольного возраста в процессе экспериментирования;

  создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

 

Содержание мероприятия

  1. Интерактивная игра «Улицы города»
  2. Методическая часть:

 Ребёнок природный исследователь окружающего мира. Мир открывается  ребёнку через опыт его  личных ощущений, действий, переживаний. Подобно путешествию первооткрывателя, ребёнок шаг за шагом открывает этот новый для себя  мир. И очень важно создать на протяжении всего этого «путешествия» обстановку свободы,, созидания, радости познания нового, позволяющую  раскрыть индивидуальные  способности и интересы  каждого воспитанника.

 Наглядное пособие «Солнце в комнате»

Вопросы к участникам мастер-класса:

- Что необычного на картине?

-В каком случае это возможно?

-Предложите варианты выхода из проблемной ситуации так, чтобы солнце оказалось как снаружи, так и внутри комнаты?

Часто взрослые при общении с детьми используют форму прямого обучения: трансляция готовой информации об объекте или явлении природы. Такое  общение можно назвать пассивным: ребёнок пассивно слушает, запоминает, но сам в познании  объекта не участвует. Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается  всё прочно и надолго, кода ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Именно поэтому эффективным методом познания окружающего мира является метод экспериментирования.

В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить  присущую ему  любознательность, найти ответы на множество интересующих вопросов, почувствовать себя первооткрывателем.

 

  1. Технологическая часть:

Экспериментирование – это деятельность, которая интегрируется во все виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, познавательную практическую, художественную трудовую. При организации экспериментирования  так же необходимо учитывать уровень развития психических процессов и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

3.1.          Структура эксперимента

 Уважаемые коллеги, у вас на столе лежат  отдельные   компоненты   экспериментальной деятельности. Составьте из них  структуру (последовательность)  организации этой деятельности.

 

Выдвижение гипотезы

Проверка гипотезы в практической деятельности

Формулировка выводов

Проблемная ситуация

Анализ результатов

Проблемная ситуация

 

Сравните  вами составленную структуру и структуру  представленную на слайде.

3.2.           Определение понятий.

 А сейчас, я предлагаю вам  подобрать  определения  понятий  структурных  компонентов  экспериментальной деятельности. У вас на столе лежат  листочки с определениями, вместо многоточия   впишите понятие:

Проблемная ситуация      содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Гипотеза - предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предполо­жение о существовании некоторого явления.

Анализ  общий вывод из частных заключений.

Вывод  - логический итог  исследования.

 

Для того чтобы вызвать интерес и желание детей экспериментировать, необходимо  создать проблемную ситуацию, Она может возникнуть спонтанно, стихийно, когда дети сами задают вопросы познавательного характера, например  играя на прогулке, ребята задают вопрос: «Почему кораблик не тонет в воде?»

Так же проблемная ситуация может быть  специально организована, предложена как самим педагогом, так и от имени игрового персонажа.

  1. Практическая часть:

4.1. «Экспериментирование как основной вид познавательно исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком»;

И сегодня я предлагаю Вам  организовать  экспериментальную деятельность  на основе сказки, а какая это сказка вы узнаете  из фрагмента, который я вам зачитаю:

Майский жук слетел с ней с дерева и посадил её на ромашку, девочка принялась плакать из-за того, что она такая безобразная, что даже  майские жуки не захотели держать её у себя. А на самом–то  деле она была прелестнейшим созданием – нежная, точно лепесток розы.

Действительно это сказка «Дюймовочка»

У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. Мы могли бы с вами вырастить, например: тюльпан. Пронаблюдать процесс роста, тогда это был бы долгосрочный проект. Но мы с вами ограничены во времени. Поэтому у нас с вами будет коротко срочный проект. Можно из гофрированной бумаги совместно с детьми сложить вот такой цветок. Раскройте цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.

Женщина налила молоко и воды в стаканчик. Дюймовочка, опустила ложку воду и молоко. Как вы думаете, что она увидела? (опустите ложки)

Женщина налила, в тарелку воды (налейте в тарелку воды, что произошло с водой, вода приняла форму тарелки) по краям опустила цветы, (опустите цветы – так почему же цветы не вянут), а скорлупка от ореха стала корабликом (опустите скорлупу от ореха, так почему же скорлупа поплыла?). Дюймовочка плавала в своем чудесном озере. За окном она увидела галку, которая носила камушки и бросала в кувшин (возьмите стакан с водой и осторожно опускайте камешки) и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Вот какая умная галка подумала Дюймовочка. Что происходит? ( Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме) - эксперимент послушная водичка.

Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются прекрасные цветы. Это были кувшинки.

Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи ножниц или карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Возьмите стакан со свежей газированной, водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Нам понадобится банка с горячей водой. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Дюймовочка испугалась огромных капель воды, которые капали с неба. В этот момент, Дюймовочку, схватил жук и понес, он летел низко она увидела цветочную поляну, над которой  висела разноцветная радуга.

Посмотрите, но радуга исчезла. Как нам можно помочь сказочным героям  вернуть радугу, при помощи чего? Ваши предложения.

Гипотеза: если окрасить соль, то можно сделать радугу. Окрасить соль можно (красками, пищевыми красителями, цветными мелками). Предлагаю окрасить соль цветными мелками. Каждый  выберет себе   мл  одного из цветов радуги  и потрёт о соль. Что произошло? Соль окрасилась. Теперь каждый из вас поделится   с соседом и каждый в  маленьком стаканчике сделает для себя радугу.  Какой вывод  можно сделать: из цветных мелков и соли можно сделать радугу.

Дюймовочка, не понравилась другим жукам, потому что она была непохожа и неумела летать. Жук ее унес и опустил на песок, оглянувшись она увидела следы и была в недоумении кто же их оставил.  Как вы думаете, почему на песке остались следы?   Предлагаю проверить,  у вас на столах стоят ёмкости с песком при помощи штампов попробуйте  оставить  следы.  У всех получилось?  Нет. А почему не у всех?  Правильно,  потому что у некоторых из вас    насыпан сухой песок и    на сухом песке следы видны не отчетливо.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

С неба стали опускаться снежинки, когда она наступала, услышала хруст. Как вы думаете, почему был слышен хруст?

Полевая мышка пустила ее в норку. Дюймовочка брала снег заносила в норку, он таял, и  она поила ласточку.  Как вы думаете, почему же он превращался в воду. Положите маленький комочек снега на ладошку. Что произошло?

Дюймовочка, не захотела выходить замуж за крота, ласточка отблагодарила дюймовочку и унесла в теплые края там, в цветах она увидела тоже маленьких человечков эльфов. Дюймовочке, так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1.Можно ли перенести воду в решете?»

2. «Можно ли из мухи сделать слона?»

3. «Можно ли сделать значок из воды?»                                      

  1. Рефлексия «Улицы города».