СШ22

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22 Г.МИНСКА»

 Ю.В.Кулаковская, заместитель директора по учебной работе

С.И.,Жерносек, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе

 Государственное учреждение образования «Средняя школа № 22 г.Минска»

 Проблема выбора профессии стоит перед учащимися всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

В современном понимании смысл допрофильной подготовкиподростка заключается в выявлении у него интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них.  Как правило, в этот период  учащегося  сопровождают взрослые люди: законные представители, учителя, педагог-психолог, администрация школы. Но реальная действительность показывает, что в силу определенных объективных и субъективных причин во многих случаях взрослые не могут оказывать на детей-подростков необходимое воспитательное воздействие. При появлении каких-то сложностей в жизни учащихся II и IIIступеней за советом и поддержкой они чаще всего обращаются к сверстникам.

Таким образом, целью данного проекта является осознание и самостоятельное принятие решений учащимся  выбора профессии или профиля обучения с  использованием принципа «Равный обучает равного».

Реализация проекта включает III этапа:

  1.  На подготовительном этапе в работу включены классные руководители  IX классов, заместитель директора по учебной  работе и актив детских и молодежных общественных организаций с целью выявления учащихся с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными лидерскими качествами. Педагогом-психологом проводятся различных игры и упражнения, где  можно увидеть проявление лидерских качеств учащихся (игра «Камушки», игра «Скульптура»), проводится социометрия и методика самооценки личности (Буддаси), формируется группа учащихся с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными лидерскими качествами, и мотивируется на работу. Детям рассказывается о целях создания группы, о принципах работы и о возможностях получения для себя практического опыта

В течение двух месяцев дети проходят интенсивное обучение, где учащиеся получают опыт работы с группой.  На сайте учреждения образования размещается информация о работе группы, о ее цели, задачах и  основных направлениях работы. Также участникам предлагается создать группу в социальных сетях, где они смогут находить единомышленников, делиться интересной информацией, возникающими проблемами по данной проблематике.

  1. На основном этапе проводится работа с учащимися VII классов, цель которой, формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, ценностей, связанных с выбором профессии.

При этом используются следующие диагностические методики: опросник Айзенка по выявлению темперамента, опросник Шмишека (акцентуации), опросник КОС (коммуникативные способности), карта интересов (90 вопросов).

Группа учащихся, вовлеченных в работу, проводит цикл занятий «Узнай себя», где дети узнают о себе и делают шаги к предварительному определению и выбору профессии. Совместно с педагогом-психологом, либо с классным руководителем организовываются экскурсии на предприятия.

В шестой школьный день также совместно с классным руководителем и педагогом-психологом, дети проводят круглый стол для законных представителей «Жизненные планы учащегося, перспективы и возможности».

По окончанию VII класса учащиеся создают выставку, предварительно выбранной профессии, «Чем уникальна моя профессия», куда приглашаются родители учащихся и учителя предметники.

При проведении работы с учащимися VIII классов, цель которой, формирование представлений о профессиональных навыках и перспективах профессионального роста и мастерства, умение адекватно оценивать свои личностные возможности.

 На этом этапе используются следующие диагностики направленности личности: методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (человек – человек; чел. – знак, система и т. д.), опросник профессиональных предпочтений Дж. Холонда (соотнесение типов профессий с индивидуальными особенностями человека: реалистический, исследовательский, артистический, предпринимательский, конвенциональный), карта интересов (120 вопросов).

При этом группа учащихся, работающая по принципу «Равный обучает равного», проводит цикл занятий «Мои возможности и моя профессия», составляет первые профессиограммы, разрабатывает листовки, буклеты, организуются экскурсии на предприятия и в музеи.

В рамках работы шестого школьного дня  совместно с классными руководителями и педагогом-психологом, дети проводят круглый стол для законных представителей «Если не эта профессия, то что? Ищем альтернативу»

По окончанию VIII класса дети создают выставку, предварительно выбранной профессии, «Моя профессия в деталях», куда приглашаются законные представители учащихся и учителя предметники.

На этапе работы с учащимися  IX классов используются следующие диагностические методики: исследование эмоционального состояния учащихся в начале обучения, САН  (самочувствие, активность, настроение),  

опросник Басса – Дарки (агрессивность, чувство вины и т.д.), школьная тревожность.

Диагностика направленности личности: карта интересов (144 вопроса),

методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

 Целью данного этапа является способствование формированию умения адекватно оценивать свои личностные возможности и умения принимать самостоятельно решение выбора профессии.

На этом этапе группой учащихся проводится цикл занятий «Жизненные планы и устремления».

В рамках факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» учащиеся  выполняют упражнения «Как я познаю профессию», «Профессия и ее качества», «Уроки самопрезентации».

В рамках работы шестого школьного дня  совместно с классными руководителями и педагогом-психологом, дети проводят круглый стол с участием законных представителей «Глядя в будущее», по результатам участия в котором ребята получают сертификат о прохождении  курса: «Формирование  осознанного и самостоятельного принятия решений у учащихся в период допрофильной подготовки»

По окончанию IX класса учащиеся заполняют анкету, в которой предложены  следующее вопросы:

  1. Какую профессию ты выбрал?
  2. Какой предмет необходимо тебе изучать на повышенном уровне?
  3. Где можно получить образование по данной профессии?
  4. Альтернатива выбранной профессии?

По итогам анкетирования для учащихся, у которых возникли затруднения по отдельным вопросам анкеты, проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом.

Этап  III.  По итогам проведенной работы у учащихся сформированы умения проводить самоанализ своих преобладающих склонностей, способностей, индивидуальных качеств; У них формируются навыки принятия решений профессионального выбора.

Выбор профессии предопределяет успех профессиональной и жизненной карьеры. И если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный выбор. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.