Районный дистанционный конкурс образовательных проектов «Управление в сфере образования»
Номинация: «Лучший образовательный проект управленческой деятельности в сфере дошкольного образования»
Тема проекта:
«Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования»
Автор: Бурван Людмила Геннадьевна, педагог-психолог.
Адрес: г. Минск, ул. Щербакова, 22А, ГУО «Ясли-сад № 227 г. Минска»
Цель проекта – создание условий для объединения усилий участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, администрация) в обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
1.Укреплять психологическое здоровье детей для успешного обучения в школе:
- развивать социально-эмоциональную сферу детей: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;
- обеспечить эмоциональное благополучие и комфорт каждого ребёнка дошкольного возраста;
- развивать умение укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции через применение здоровьесберегающих технологий;
коррекция поведенческих отклонений: снижение тревожности, гиперактивности, агрессивности.
2.Формировать в педагогическом коллективе понимание приоритетности проблем сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста
3.Повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
4. Укрепление материально-технической базы кабинета психологической разгрузки через обеспечение дополнительным оборудованием.
Объект проекта: процесс формирования эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Предмет: влияние здоровьесберегающих технологий в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях учреждения дошкольного образования.
Основное содержание проекта.
Настоящий педагогический проект решает проблему создания системы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста через создание условий для эмоционального благополучия воспитанников, в условиях специально созданной предметноразвивающей среды на базе ГУО «Ясли-сад № 227 г. Минска».
Приоритетным направлением работы нашего учреждения дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одной из составляющих которого является эмоциональное благополучие ребёнка, которого можно достичь через игровую деятельность в сенсорной комнате.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих учреждениях дошкольного образования.
Опыт работы в учреждении дошкольного образования, постоянные наблюдения за воспитанниками позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Вопросы эмоционально-психологического здоровья детей очень актуальны для дошкольного образования и воспитания в целом.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
Педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, игры, релаксационные упражнения, психогимнастика, используются различные методы и примы, направленные на:
успешную адаптацию воспитанников;
профилактику психоэмоционального напряжения;
профилактику нарушений в эмоциональной и когнитивной сфере;
развитие самосознания дошкольников;
развитие коммуникативных умений;
развитие уверенности в себе и своих силах;
повышение статусного положения детей в группе сверстников.
Основные методы и приемы, применяемые на занятиях:
-упражнения на релаксацию;
- импровизации;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование и анализ ситуаций;
- свободное и тематическое рисование, элементы арт-терапии;
- рассказы психолога и детей;
- сочинение историй и беседы;
- элементы сказкотерапии;
- коммуникативные игры;
- игры на развитие памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания Занятия включают в себя процедуры, способствующие развитию саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему);
- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения);
- двигательные упражнения (способствуют межполушарному воздействию).
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года продолжительностью 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.
Численность группы 6-8 человек.
Для обеспечения адаптивных и здоровьесберегающих условий педагоги учреждения образования применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии:
- психогимнастика;
- релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования;
На занятиях с использованием психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Основная цель – адаптация к детскому саду, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Упражнения с элементами релаксации помогают детям снять напряжение, успокоиться, расслабиться, уменьшить раздражение и агрессию, перенапряжение, способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Работа с родителями в проекте направлена на формирование потребности вырастить физически и психологически здорового ребенка. В ходе реализации проекта педагоги стремятся создать атмосферу общности интересов, принятия, поддержки детей в период адаптации, помочь родителям в понимании необходимости создания эмоционально благополучного микроклимата в домашней обстановке.
Используются следующие формы работы с родителями:
-беседы;
-заседание клуба «Школа заботливых родителей»;
-родительские собрания с использованием видеозаписей и компьютерных презентаций;
-анкетирование;
-консультации в уголке «Рекомендации педагога-психолога»;
-групповое и индивидуальное консультирование;
психолого-педагогических рекомендаций в виде памяток,
-предоставление брошюр.
Родители оказывают большое влияние на психику ребенка. Детскородительские отношения имеют для психического и психологического здоровья детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне.
Для того, чтобы создать максимально приближенный к домашним условиям комфорт в группе родителям ранних групп предлагается анкета на выявление привычек, потребностей, привязанности, характера вновь поступающих детей.
На заседании клуба «Школа заботливых родителей» предлагаются родителям рекомендация, консультаций и памятки, а также игры, в которые можно поиграть с детьми в период адаптации, помогающие детям приобрести навыки общения с взрослыми и детьми, рассматриваются вопросы подготовки детей к школе, общения ребенка с окружающими.
На родительских собраниях, проводятся презентации здоровьесберегающих технологий, которые используются в ходе реализации проекта для укрепления здоровья детей. После просмотра идет активное обсуждение. В результате таких встреч родители больше узнают о своих детях, пытаются глубже их понять, принять, больше уделять детям внимания.
Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой для работы с родителями является психологическое консультирование.
Существенной особенностью в консультировании, ориентированной на сохранение психологического здоровья, является стадия поиска оптимальных действий родителей в данной ситуации. Итогом консультирования становится появление у родителей готовности к укреплению психологического здоровья своего ребенка и понимания, как это можно и нужно сделать.
В рамках проекта были подготовлены рекомендации и памятки для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы, взаимодействию с детьми в период адаптации, а также рекомендаций по подготовке детей к школе.
Родители становятся более открытыми, приобретают определенный багаж знаний в вопросах педагогики и психологии, в вопросах воспитания и развитии детей.
Работа с педагогами направлена на формирование мотивации педагогического коллектива на обеспечение физического и эмоционального благополучия ребенка в учреждении образования, на укрепление его психологического здоровья.
Педагогом-психологом оказывается помощь педагогам в создании благоприятный эмоциональный микроклимат в группах, в решении вопроса сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
В работе с педагогами используются:
-беседы;
-семинары-практикумы;
- компьютерные презентации;
-анкетирование;
-групповое и индивидуальное консультирование;
психолого-педагогических рекомендаций в виде памяток,
-предоставление брошюр.
Для достижения цели по обеспечению эмоционального благополучия детей педагогом-психологом проводится профилактическая и просветительская работа с педагогами.
Даны консультации «Успешная адаптация к детскому саду», «Эмоциональное благополучие детей в детском саду и дома», «Роль подвижных игр в обеспечении эмоционального здоровья воспитанников.
В целях повышения психологической грамотности педагогов запланирован семинар-практикум на тему: «Развитие коммуникативных способностей и эмоционального мира дошкольников через театрально-игровую и художественно-речевую деятельность.
В рамках проекта были разработаны и предложены педагогам «Рекомендации по созданию положительного эмоционального микроклимата в группе».
Для тесного взаимодействия психолога с педагогами в каждой группе заведены папки «Взаимодействие с психологом», где помещены рекомендации, памятки, консультации, игры и упражнения, комплексы психогимнастики и другие материалы, помогающие в работе с детьми и родителями.
Для изучения обеспечения психологического здоровья детей в условиях семейного воспитания родителям было предложено принять участие в анкетировании.
Даны консультации «В детский сад без слез», «Влияние микроклимата семьи на психоэмоциональное благополучие детей», «Как помочь ребенку завести друзей». Проведен семинар-практикум «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».
Перспективы развития проекта.
Считаю необходимым систематизировать работу по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, а также расширить рамки работы с родителями за счет консультаций, тренингов по вопросам возрастной психологии и эмоционально-личностным особенностям детей.
Важным направлением считаю организацию взаимодействия и преемственности между учреждением дошкольного образования и детскими поликлиниками.
Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов формирования эмоциональноличностных особенностей воспитанников.
11. Литература.
1. Богина Т.Л.. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях».
«Мозаика – синтез». Москва.2006г..
2. Ежкова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности».
3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. «Психологический словарь». Москва «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС» 1997г.
4. Кошелева А.Д,.Перегуда В.И «Эмоциональное развитие дошкольников»
Москва. Асадема. 2003г.
5. Крюкова С.В,.Слободяник Н.П Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь хвастаюсь и радуюсь» Москва «Генезис» 2002г.
6. Князева О.Л.. «Я – Ты - Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. «Мозаика – синтез». Москва.2003г.
7. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
10..Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
11.Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
12.Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.
13. М.Ю.Стожарова «Психологическое здоровье старших дошкольников»
14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
15. В.Г.Алямовская, С.Н.Петрова. «Предупреждение психоэ-моционального напряжения у детей дошкольного возраста».
16.Копытин А.И. «Практикум по атр-терапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002
17.Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии».
Москва 2004 СПб., Изд-во «Речь», 2002