Тема: «Системный подход к реализации профильного обучения в условиях гимназического образования»
Авторы проекта:
Н.В.Болобан, заместитель директора по учебно-методической работе государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Минска»
Л.М.Назина, заместитель директора по учебной работегосударственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Минска»
Учреждение образования:
государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Минска»
Сроки реализации:
август 2015 г. – июнь 2018 г.
Актуальность
В современном мире, быстро изменяющемся и развивающемся, остро стоит проблема такой подготовки выпускников учреждений общего среднего образования, которая поможет им самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности, а в последующем активно и успешно строить карьеру. Ошибочно выбранная профессия не только затрудняет скорейшую адаптацию молодого человека в социуме, но и не позволяет реализоваться потенциальным возможностям индивидуума. Именно поэтому любой выпускник школы должен четко понимать траекторию своего будущего профессионального и личностного развития. И помочь ему в этом должна именно современная школа, содержание образования в которой основывается на широкой профильной дифференциации, позволяющей наиболее полно учитывать интересы и способности учащихся.
Гимназия, как учебное заведение нового типа, на протяжении нескольких десятилетий предусматривала изучение отдельных учебных предметов на повышенном или углубленном уровне, в частности, в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска» (до 1980 г. – СШ № 54) на углубленном уровне изучался английский язык. Постоянно возрастающий среди молодежи интерес к изучению иностранного языка, стремление многих выпускников гимназии продолжать учебу в МГЛУ, высокое качество подготовки к сдаче выпускных и вступительных экзаменов по английскому языку на протяжении многих лет способствовали росту престижа гимназии.
С введением в 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь профильного обучения возникла необходимость выбора той модели профильного обучения, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям гимназистов и их законных представителей в удовлетворении разнообразных образовательных запросов с учетом их интересов, склонностей и профессиональных намерений. В связи с тем, что на протяжении длительного периода времени практически 100% выпускников гимназии становятся студентами высших учебных заведений Беларуси, России и стран ближнего зарубежья, подавляющее большинство старшеклассников наиболее приоритетным профильным предметом, кроме английского языка, называет русский язык.
Таким образом, с 2015/2016 учебного года образовательный процесс в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска» организован в условиях профильного обучения. На III ступени общего среднего образования организовано профильное обучение по модели 1 с углубленным изучением английского языка и русского языка. В связи с этим возникла насущная потребность обеспечить такое качество дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, которое позволило бы максимально полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать наиболее благоприятные условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение необходимо направить на обеспечение личностно-ориентированного образования, при котором существенно расширяются возможности выстраивания учащимся индивидуального образовательного маршрута. Причем данный процесс должен начать реализовываться как можно раньше – на II ступени общего среднего образования, т.е. в условиях допрофильной подготовки.
Следовательно, перед администрацией и педагогическим коллективом гимназии возникла задача поиска эффективных средств и способов повышения качества образовательного процесса в условиях профильного обучения и допрофильной подготовки. В связи с этим была сформулирована цель обеспечения системного подхода как необходимого условия успешной реализации профильного обучения в условиях гимназического образования.
Цель проектной деятельности:
эффективная реализация процесса профильного обучения в условиях гимназического образования посредством внедрения системного подхода в организации управленческой работы.
Достижение поставленной цели требовало выполнения ряда задач:
определить организационные условия и структуру формирования системного подхода к реализации профильного обучения в гимназии с повышенным уровнем изучения английского языка и русского языка;
реализовать систему мероприятий по организационной, учебно-методической и психолого-педагогической поддержке процесса профильного обучения и допрофильной подготовки;
выявить факторы, обеспечивающие повышение эффективности профильного обучения и допрофильной подготовки;
обеспечить условия для их внедрения в процесс управления реализацией профильного обучения в условиях гимназического образования;
проанализировать результативность внедрения системного подхода к реализации профильного обучения и допрофильной подготовки со стороны всех участников образовательного процесса;
повысить эффективность управленческой работы в гимназии посредством системной проектной деятельности, прогнозируемости и анализа ее результатов.
Объект проектной деятельности:
реализация процесса профильного обучения в ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»
Предмет проектной деятельности:
системный подход к реализации процесса профильного обучения как необходимое условие эффективной управленческой деятельности
Гипотезой проектной деятельности может служить тезис о необходимости создания и внедрения в образовательную практику гимназического образования комплекса мер по организационной, учебно-методической и психолого-педагогической поддержке процесса профильного обучения.
Предполагаемый результат:
внедренный в гимназии системный подход к реализации процесса профильного обучения позволит:
создать и эффективно использовать условия для успешной реализации процесса профильного обучения в гимназии;
совершенствовать психологическую, организационную и методическую подготовку педагогов с целью обеспечения и постоянного повышения качества процесса профильного обучения;
переместить центр тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль;
обеспечить положительный психологический климат во взаимоотношениях участников образовательного процесса, способствующий эффективной реализации процесса профильного обучения в условиях гимназического образования
Методы реализации проектной деятельности:
анализ нормативной правовой документации по вопросу введения профильного обучения и допрофильной подготовки;
изучение учебно-методических и дидактических материалов в информационных системах, виртуальных полнотекстовых библиотеках и т. п., поисковых системах Интернет;
анкетирование учащихся, их законных представителей и педагогов гимназии;
отбор и внедрение в образовательную практику профильного обучения форм, методов, приемов и способов организационной, учебно-методической и психолого-педагогической поддержки процесса профильного обучения
анализ полученных результатов;
рефлексия.
Характеристика основных видов ресурсов
Интеллектуальные ресурсы – участниками проектной деятельности являются учащиеся гимназии на II и III ступени общего среднего образования, их законные представители, а также администрация и педагогический коллектив гимназии, осуществляющий процесс профильного обучения и допрофильной подготовки;
информационные ресурсы – нормативная правовая документация по вопросам организации профильного обучения и допрофильной подготовки, учебно-методическая и дидактическая педагогическая и психолого-педагогическая литература, а также интернет-ресурсы;
технологические ресурсы – инновационные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии, технология личностно-ориентированного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления и т.д.
материальные ресурсы – материально-техническая база гимназии № 7, в т.ч. материально-техническая база ресурсного центра гуманитарной направленности по учебным предметам «Английский язык» и «Русский язык»
Этапы реализации проекта
Диагностико-информационный этап: август 2015 г. – октябрь 2015 г.
Цель: определить организационные условия и структуру формирования системного подхода к реализации процесса профильного обучения в гимназии и факторы, обеспечивающие его развитие и совершенствование
В содержании деятельности на данном этапе, как и на последующих, выделяются три блока: организационные мероприятия, учебно-методические мероприятия и психолого-педагогическое сопровождение.
К примеру:
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Координатор, исполнители |
Контроль выполнения, корректировка |
Организационные мероприятия |
||||
Разработка диагностического инструментария и методических материалов для изучения процесса реализации профильного обучения |
Август 2015 г. |
Заместитель директора по учебно-методической работе, методист |
|
|
Анкетирование педагогов по вопросу готовности к реализации профильного обучения |
Сентябрь 2015 г. |
Методист |
Провести анкетирование по выявлению трудностей в реализации профильного обучения (январь 2016 г.) |
|
Учебно-методические мероприятия |
||||
Семинар «О введении профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: нормативный правовой, научно-методический и организационный аспекты» |
Сентябрь 2015 г. |
Заместители директора по учебной и учебно-методической работе |
|
|
2.2 |
Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации методической работы с учителями на 2015/2016 учебный год с учетом введения профильного обучения |
Август 2015 г. |
Методист |
|
Психолого-педагогическое сопровождение |
||||
11. |
Профориентационное анкетирование учащихся Х классов |
Сентябрь 2015 г. |
СППС гимназии |
Провести повторное анкетирование (май 2016 г.) |
Описание деятельности
В ходе реализации данного этапа осуществляется комплексная подготовка учителей-предметников к работе в профильных классах. Внимание педагогов акцентируется на соответствующих нормативных документах и изменениях в учебных программах ряда учебных предметов, которые направлены на реализацию профильного обучения, выявление возможных сложностей в обеспечении профилизации и путей их преодоления. Содержание обучения педагогов в условиях перехода на профильное обучение будет обеспечивать освоение особенностей новых тем, которые включены в профильное обучение, и новых подходов к освоению тем, изучаемых ранее; эффективных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися; использованию разнообразных способов и форм контроля, организации работы с родителями и т.п.
Практико-содержательный этап: ноябрь 2015 г. – май 2018 г.
Цель: содействовать погружению участников образовательного процесса в процесс внедрения системного подхода к реализации профильного обучения
К примеру:
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Координатор, исполнители |
Контроль выполнения, корректировка |
|
Организационные мероприятия |
|||||
Анкетирование педагогов по выявлению профессиональных затруднений в области реализации задач профильного обучения |
Январь 2016 г. |
СППС |
Провести повторное анкетирование (май 2016 г.) |
||
Учебно-методические мероприятия |
|||||
|
Круглый стол «Работа с высокомотивированны ми учащимися в условиях профильного обучения: проблемы, поиски, решения» |
|
|
|
|
Разработка творческой группой учителей английского языка практических материалов по методике преподавания предметов на повышенном уровне |
Декабрь 2015 г. |
Заместитель директора по учебной работе, руководитель МО учителей иностранного языка |
|
||
Психолого-педагогическое сопровождение |
|||||
Диагностика профессиональной мотивации учащихся в условиях профильного обучения |
Январь 2016 г. |
СППС |
|
||
|
Консультирование родителей учащихся IX – X классов по проблемам профильного обучения «Организация профильного обучения и его профориентационные аспекты» |
Январь-февраль 2016 г. |
СППС |
|
Описание деятельности:
На данном этапе существенно возрастает роль психолого-педагогического сопровождения, которое обретает новые задачи, направления деятельности, в том числе и с учетом допрофильной подготовки учащихся. Адресатами сопровождения становятся как гимназисты, так и их родители. Ведь выбор профиля обучения неразрывно связан с выбором будущей профессии. Особо актуальным становится формирование интересов, склонностей, способностей учащихся, помощь в поиске призвания, выборе профессии, которая соответствует индивидуальности школьника, что реализуется, в первую очередь, на основе диагностики. Педагог-психолог, используя соответствующие методики, при необходимости убеждает не только учащегося, но и его родителей, помогает поиску так называемой индивидуальной образовательной траектории.
В условиях допрофильной подготовки каждый гимназист-восьмиклассник начинает формировать свой профориентационный портфель, проходя на протяжении двух лет через ряд анкетирований и тестирований. Таким образом, к окончанию девятого класса гимназисты подходят с осознанным решением продолжать образование на третьей ступени, выбирая гуманитарную направленность профильного обучения в гимназии (английский язык и русский язык).
В X-XI классах в профильном обучении делается упор на профориентационной составляющей. Так, например, учителями английского языка гимназии разработаны факультативные занятия профориентационной направленности, готовящие выпускников к таким специальностям, как «Переводчик», «Гид-переводчик», «Экскурсовод», «Журналист», «Секретарь-референт». Функционирующая в гимназии Комната боевой славы батальона белорусских орлят дает учащимся возможность языковой практики по данным специальностям при приеме зарубежных гостей. Эффективным направлением профориентационной деятельности является также участие гимназистов в международных проектах совместно с учебными заведениями Литвы и Австрии. Профориентационную направленность профильного образования помогает также реализовать активное участие гимназистов в издании общегимназических журналов «Friends» и «Пчелиные новости». Учащиеся не только получают возможность реализовать свои творческие способности, но и попробовать свои силы в журналистике.
Также отличительной особенностью учебно-методических мероприятий на данном этапе является постоянное внимание к активному использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Все педагоги, осуществляющие профильное обучение в X-XI классах, являются сертифицированными IT-пользователями. На базе гимназии действует ресурсный центр гуманитарной направленности по английскому, русскому и белорусскому языкам, педагоги ресурсного центра являются постоянными участниками мастер-классов, семинаров-практикумов для учителей района и города, а также выступают с лекциями перед слушателями МГИРО, ОблИРО, АПО. Тематика выступлений большей частью связана с использованием ИКТ в образовательном процессе.
Рефлексивно-оценочный этап: июнь 2018 г.
Цель: оценить эффективность системного подхода к реализации процесса профильного обучения в условиях гимназического образования, определить перспективы развития управленческой деятельности в данном направлении.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011 – 400 с.
2. Глинский, А.А. Особенности управления методической работой в профильной школе / А.А.Глинский//Кіраванне ў адукацыі. - 2006. – № 7. – С. 3-6
3. Пальчик, Г.В. Организационно-педагогические основы профильного обучения / Г.В.Пальчик. – Минск: НИО, 2007. – 248 с.
4. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы) (утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2004 № 893) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic32/text331.htm. – Дата доступа 16.12.2016
Аннотация на проект Н.В.Болобан и Л.М.Назиной «Системный подход к реализации профильного обучения в условиях гимназического образования»
Авторы проекта знакомят с особенностями организации профильного обучения и допрофильной подготовки в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска». Существующее в гимназии филологическое направление по модели 1 предусматривает изучение на повышенном уровне английского языка и русского языка.
Авторы проекта считают, что эффективная реализация процесса профильного обучения в условиях гимназического образования возможна посредством внедрения системного подхода в организации управленческой работы. Данный системный подход предусматривает создание комплекса мероприятий по организационной и учебно-методической поддержке процесса профильного обучения, а также постоянного и активного психолого-педагогического сопровождения профилизации и всех участников образовательного процесса