7 гимназия

Тема: «Системный подход к реализации профильного обучения в условиях гимназического образования»

 Авторы проекта:

Н.В.Болобан, заместитель директора по учебно-методической работе государственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Минска»

Л.М.Назина, заместитель директора по учебной работегосударственного учреждения образования «Гимназия № 7 г. Минска»

 Учреждение образования:

государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Минска»

 Сроки реализации:

август 2015 г. – июнь 2018 г.

 Актуальность

В современном мире, быстро изменяющемся и развивающемся, остро стоит проблема  такой подготовки выпускников учреждений общего среднего образования, которая поможет им самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности, а в последующем активно и успешно  строить карьеру. Ошибочно выбранная профессия не только затрудняет скорейшую адаптацию молодого человека в социуме, но и не позволяет реализоваться потенциальным возможностям индивидуума. Именно поэтому любой выпускник школы должен четко понимать траекторию своего будущего профессионального и личностного развития. И помочь ему в этом должна именно  современная школа,  содержание образования в которой основывается  на широкой профильной дифференциации, позволяющей наиболее полно учитывать  интересы и способности учащихся.

Гимназия, как учебное заведение нового типа, на протяжении нескольких десятилетий предусматривала изучение отдельных учебных предметов  на повышенном или  углубленном уровне, в частности,  в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска» (до 1980 г. – СШ № 54) на углубленном уровне изучался английский язык. Постоянно возрастающий среди молодежи  интерес к изучению иностранного языка, стремление многих выпускников гимназии продолжать учебу в МГЛУ, высокое качество подготовки к сдаче выпускных и вступительных экзаменов по английскому языку на протяжении многих лет способствовали росту престижа гимназии.

С введением в 2015/2016 учебном году  в Республике Беларусь профильного обучения возникла необходимость выбора той модели профильного обучения, которая в наибольшей степени отвечала бы потребностям гимназистов  и их законных представителей  в удовлетворении разнообразных образовательных запросов с учетом их интересов, склонностей и профессиональных намерений. В связи с тем, что на протяжении  длительного периода времени практически 100% выпускников гимназии становятся студентами высших учебных заведений Беларуси, России и стран ближнего зарубежья, подавляющее большинство  старшеклассников  наиболее приоритетным профильным предметом, кроме английского языка, называет русский язык.

Таким образом, с 2015/2016 учебного года образовательный процесс в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска» организован в условиях профильного обучения. На  III  ступени общего среднего образования  организовано профильное обучение по модели 1 с углубленным изучением английского языка и русского языка. В  связи  с этим возникла насущная потребность обеспечить такое качество  дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, которое позволило бы максимально  полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать наиболее благоприятные условия  для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение необходимо направить  на обеспечение личностно-ориентированного образования, при котором существенно расширяются возможности выстраивания учащимся  индивидуального образовательного маршрута. Причем данный процесс должен начать реализовываться как можно раньше – на II ступени общего среднего образования, т.е. в условиях допрофильной подготовки.

Следовательно, перед администрацией и педагогическим коллективом  гимназии возникла задача поиска эффективных средств и способов повышения качества образовательного процесса в условиях профильного обучения и допрофильной подготовки.  В связи с этим была сформулирована цель  обеспечения системного подхода как    необходимого условия успешной реализации профильного обучения в условиях гимназического образования.

Цель  проектной деятельности:

эффективная  реализация  процесса профильного обучения в условиях гимназического образования   посредством внедрения системного подхода в организации управленческой работы.

Достижение поставленной цели требовало выполнения ряда задач:

 определить организационные условия и структуру формирования системного подхода к реализации профильного обучения в гимназии с повышенным уровнем изучения английского языка и русского языка;

 реализовать систему мероприятий по организационной,  учебно-методической и психолого-педагогической  поддержке процесса профильного обучения и допрофильной подготовки;

выявить факторы, обеспечивающие повышение эффективности профильного обучения и допрофильной подготовки;

обеспечить  условия для  их внедрения в процесс управления реализацией профильного обучения в условиях гимназического образования;

проанализировать результативность внедрения  системного подхода к реализации профильного обучения и допрофильной подготовки со стороны всех участников образовательного процесса;

повысить эффективность управленческой работы в гимназии посредством системной проектной деятельности, прогнозируемости и анализа  ее результатов.

Объект проектной деятельности:

реализация процесса профильного обучения  в ГУО «Гимназия № 7 г.     Минска»

Предмет проектной деятельности:

системный подход к реализации процесса профильного обучения  как  необходимое условие эффективной управленческой деятельности 

Гипотезой проектной деятельности может служить тезис о необходимости создания и внедрения в образовательную практику гимназического образования комплекса мер по организационной,  учебно-методической и психолого-педагогической  поддержке процесса профильного обучения.

Предполагаемый результат:

внедренный  в гимназии  системный подход к реализации процесса профильного обучения  позволит:

создать и эффективно использовать  условия для успешной реализации процесса профильного обучения в гимназии;

совершенствовать психологическую, организационную и методическую подготовку педагогов   с целью  обеспечения и постоянного повышения качества  процесса профильного обучения;

переместить центр тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль;

обеспечить   положительный  психологический климат во взаимоотношениях участников образовательного процесса, способствующий эффективной реализации процесса профильного обучения в условиях гимназического образования

Методы реализации проектной деятельности:

 анализ нормативной правовой документации по вопросу введения профильного обучения и допрофильной подготовки;

изучение учебно-методических и дидактических материалов  в информационных системах, виртуальных полнотекстовых библиотеках и т. п., поисковых системах Интернет;

анкетирование учащихся, их законных представителей и педагогов гимназии;

отбор и внедрение в образовательную практику профильного обучения  форм, методов, приемов и способов организационной,  учебно-методической и психолого-педагогической  поддержки процесса профильного обучения

анализ  полученных результатов;

рефлексия.

 Характеристика основных видов ресурсов

Интеллектуальные ресурсы – участниками проектной деятельности  являются учащиеся  гимназии на  II и III ступени общего среднего образования, их законные представители, а также администрация и педагогический коллектив гимназии, осуществляющий процесс профильного обучения и допрофильной подготовки;

информационные ресурсы – нормативная правовая документация по вопросам организации профильного обучения и допрофильной подготовки, учебно-методическая и дидактическая педагогическая и психолого-педагогическая литература, а также интернет-ресурсы;

технологические ресурсы – инновационные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии, технология личностно-ориентированного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления и т.д.

материальные ресурсы – материально-техническая база гимназии № 7, в т.ч. материально-техническая база ресурсного центра гуманитарной направленности по учебным предметам «Английский язык» и «Русский язык»

Этапы реализации проекта

 Диагностико-информационный этап:    август 2015 г.    –      октябрь 2015 г.

Цель: определить организационные условия и структуру формирования системного подхода к реализации процесса профильного обучения в гимназии  и факторы, обеспечивающие  его развитие и совершенствование

В содержании деятельности на данном этапе, как и на последующих, выделяются три блока: организационные мероприятия, учебно-методические мероприятия и психолого-педагогическое сопровождение.

К примеру: 

п/п

Содержание

деятельности

Сроки

Координатор,

исполнители

Контроль выполнения, корректировка

Организационные мероприятия

Разработка диагностического инструментария и методических материалов для изучения процесса реализации профильного обучения

Август 2015 г.

Заместитель директора по учебно-методической работе, методист

 

Анкетирование педагогов по вопросу готовности к реализации профильного обучения

Сентябрь 2015 г.

Методист

Провести  анкетирование по выявлению трудностей в реализации профильного обучения    (январь 2016 г.)

Учебно-методические мероприятия

Семинар «О введении профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: нормативный правовой, научно-методический и организационный аспекты»

Сентябрь 2015 г.

Заместители директора по учебной и учебно-методической работе

 

2.2

Разработка методических  рекомендаций по содержанию и организации методической работы с учителями на 2015/2016 учебный год с учетом введения профильного обучения

Август  2015 г.

Методист

 

Психолого-педагогическое сопровождение

11.

Профориентационное анкетирование учащихся Х классов

Сентябрь 2015 г.

СППС гимназии

Провести повторное анкетирование

(май 2016 г.)

 Описание  деятельности

В ходе реализации данного этапа осуществляется комплексная подготовка учителей-предметников к работе в профильных классах. Внимание педагогов акцентируется на соответствующих нормативных документах и изменениях в учебных программах ряда учебных предметов, которые направлены на реализацию профильного обучения, выявление возможных сложностей в обеспечении профилизации и путей их преодоления. Содержание обучения педагогов в условиях перехода на профильное обучение будет обеспечивать освоение особенностей новых тем, которые включены в профильное обучение, и новых подходов к освоению тем, изучаемых ранее; эффективных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися; использованию разнообразных способов и форм контроля, организации работы с родителями и т.п.

 Практико-содержательный этап:     ноябрь 2015 г.    –   май 2018 г.

 Цель: содействовать погружению участников образовательного процесса в процесс внедрения системного подхода к реализации профильного обучения

К примеру: 

п/п

Содержание

деятельности

Сроки

Координатор,

исполнители

Контроль выполнения, корректировка

Организационные мероприятия

Анкетирование педагогов по выявлению профессиональных затруднений в области реализации задач профильного обучения

Январь 2016 г.

СППС

Провести повторное анкетирование

(май 2016 г.)

Учебно-методические мероприятия

 

Круглый стол «Работа с высокомотивированны ми учащимися в условиях профильного обучения: проблемы, поиски, решения»

 

 

 

Разработка творческой группой учителей английского языка практических материалов по методике преподавания предметов на повышенном уровне

Декабрь 2015 г.

Заместитель директора по учебной работе, руководитель МО учителей иностранного языка

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Диагностика профессиональной мотивации учащихся в условиях профильного обучения

Январь 2016 г.

СППС

 

 

Консультирование родителей учащихся IX – X классов по проблемам профильного обучения «Организация профильного обучения и  его профориентационные аспекты»

Январь-февраль 2016 г.

СППС

 

 Описание деятельности:

На данном этапе существенно возрастает роль психолого-педагогического сопровождения, которое  обретает новые задачи, направления деятельности, в том числе и с учетом допрофильной подготовки учащихся. Адресатами сопровождения становятся как гимназисты, так и их родители. Ведь выбор профиля обучения неразрывно связан с выбором будущей профессии. Особо актуальным становится формирование интересов, склонностей, способностей учащихся, помощь в поиске призвания, выборе профессии, которая соответствует индивидуальности школьника, что реализуется, в первую очередь, на основе диагностики. Педагог-психолог, используя соответствующие методики, при необходимости убеждает не только учащегося, но и его родителей, помогает поиску так называемой индивидуальной образовательной траектории.

В условиях допрофильной подготовки каждый гимназист-восьмиклассник начинает формировать свой профориентационный портфель, проходя на протяжении двух лет через ряд анкетирований  и тестирований. Таким образом, к окончанию девятого класса гимназисты подходят с осознанным решением продолжать образование на третьей ступени, выбирая гуманитарную направленность профильного обучения в гимназии (английский язык и русский язык).

В X-XI классах в профильном обучении делается упор на профориентационной составляющей. Так, например, учителями английского языка гимназии разработаны факультативные занятия профориентационной направленности, готовящие выпускников к таким специальностям, как «Переводчик», «Гид-переводчик», «Экскурсовод», «Журналист», «Секретарь-референт». Функционирующая в гимназии Комната боевой славы батальона белорусских орлят дает  учащимся возможность языковой практики по данным специальностям при приеме зарубежных гостей. Эффективным направлением профориентационной деятельности является также участие гимназистов в международных проектах совместно  с учебными заведениями Литвы и Австрии.   Профориентационную направленность профильного образования помогает также реализовать активное участие гимназистов в издании общегимназических журналов «Friends»  и «Пчелиные новости». Учащиеся не только получают возможность реализовать свои творческие способности, но и попробовать свои силы в журналистике.

Также отличительной особенностью учебно-методических мероприятий на данном этапе является постоянное внимание к активному использованию информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе. Все педагоги, осуществляющие профильное обучение в X-XI классах, являются сертифицированными IT-пользователями. На базе гимназии действует ресурсный центр гуманитарной направленности по английскому, русскому и белорусскому языкам, педагоги ресурсного центра являются постоянными участниками мастер-классов, семинаров-практикумов для учителей района и города, а также выступают с лекциями перед слушателями МГИРО, ОблИРО, АПО. Тематика выступлений большей частью связана с использованием ИКТ в образовательном процессе.

 Рефлексивно-оценочный этап:    июнь 2018 г.

 Цель: оценить эффективность системного подхода к реализации процесса профильного обучения в условиях гимназического образования, определить перспективы развития управленческой деятельности в данном направлении.

 Список использованных источников

 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011 – 400 с.

2. Глинский, А.А. Особенности управления методической работой в профильной школе / А.А.Глинский//Кіраванне ў адукацыі. - 2006. – № 7. – С. 3-6

3. Пальчик, Г.В. Организационно-педагогические основы профильного обучения / Г.В.Пальчик. – Минск: НИО, 2007. – 248 с.

4. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы) (утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2004 № 893) /[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic32/text331.htm. – Дата доступа 16.12.2016

 Аннотация на проект Н.В.Болобан и Л.М.Назиной «Системный подход к  реализации  профильного обучения в условиях гимназического образования»

 Авторы проекта знакомят с  особенностями организации профильного обучения  и допрофильной подготовки в государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Минска». Существующее в гимназии филологическое направление по модели 1 предусматривает изучение на повышенном уровне английского языка и русского языка.

Авторы проекта считают, что  эффективная  реализация  процесса профильного обучения в условиях гимназического образования   возможна  посредством внедрения системного подхода в организации управленческой работы. Данный системный подход предусматривает создание комплекса мероприятий по организационной и учебно-методической поддержке процесса профильного обучения, а также постоянного и активного психолого-педагогического сопровождения  профилизации и всех участников образовательного процесса