ДДУ 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД №2 Г.МИНСКА»

 ПРОЕКТ

 ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Автор проекта:

Шиндюк Мария Викторовна, заместитель заведующего по основной деятельности

 Автор проекта предлагает новый подход к решению проблемы повышения профессиональной компетенции педагогических работников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Данный проект предусматривает активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска». Содержание проекта включает в себя повышение ИКТ – компетентности педагогических работников через разнообразные формы методической работы.

Материалы данного проекта могут быть использованы в организации методической работы с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в образовательном процессе воспитателями дошкольного образования, а также представлять интерес для законных представителей воспитанников.

 Актуальность темы и обоснованность проблемы

В современных условиях научно-технического прогресса огромное значение для общества имеет информатизация образования. Это связано во многом с осознанием фундаментальной роли информации в жизни человека, а также с возросшим объемом информации, который породил такое явление, как «информационный взрыв». Эти процессы на протяжении последних лет неизбежно сопровождались процессом совершенствования информационной техники и, как следствие, решением задач массового повышения уровня информационной культуры всех членов общества. В настоящее время исследования многих ученых-педагогов (В.Г. Абрамян, Н.В. Анашова, А.П.Ершов, Т.А. Лавина) свидетельствуют о необходимости использования информационных технологий в системе образования.

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических работников в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и общества в целом.

Применение информационно – коммуникационных технологийв учреждении дошкольного образования имеет свою специфику. Здесь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на формирование представлений и развитие определенных умений. Следовательно, целью деятельности педагогических работников в условиях учреждения дошкольного образования является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию представлений об окружающем его мире, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности, креативности. Используя ИКТ,  педагог должен стремиться к тому, чтобы формировать у ребенка главную потребность – потребность в саморазвитии.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования в свою очередь предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Информационная культура включает в себя совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Информационно–коммуникационная культура  педагога это эффективное использование различных информационных инструментов педагогической деятельности.

Существуют следующие уровни информационной культуры

Низшая ступень:

Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере.

Высшая ступень:

Педагоги умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, являются активными пользователями интернет-сайтов, используют возможности сети Интернет в процессе самообразования и для участия в заочных конкурсах, конференциях, размещают свои портфолио, открывают персональные сайты, принимают участие в онлайн-конференциях и семинарах,  проходят дистанционные курсы, ведут своё цифровое портфолио.

ИКТ-компетентность – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии  в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Необходимость формирования ИКТ-компетентности  для современных  педагогов вызывают сегодня и следующие аспекты:

прохождение дистанционных курсов повышения квалификации (через использование возможностей сети Интернет);

трансляция опыта (на веб-ресурсах);

прохождение аттестации;

работа по самообразованию;

создание официального сайта учреждения дошкольного образования и обеспечение его функционирования;

использование электронной почты;

функционирование учреждения дошкольного образования как открытой образовательной системы.

Кроме того, очевидно, что педагог, который ведет образовательный процесс с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в     Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.

      Важное место в информатизации дошкольного образования занимает использование интернет - ресурсов. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Педагог может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки. На некоторых сайтах уже помещены обучающие мультимедийные презентации на различные темы. Это очень хорошее подспорье тем педагогам, которые не умеют создавать такие презентации или недостаточно времени на их создание, но они являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.

Интернет – это источник распространения опыта работы педагогов, который размещается на web-сайтах. В этом направлении деятельность учреждения дошкольного образования непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, заместитель заведующего по основной деятельности владеют ИКТ, т.к. необходимо осуществлять методическую помощь педагогам в нахождении нужных сайтов и отборе нужной информации.

            Нельзя не коснуться и  актуальности  использования ИКТ при взаимодействии  с законными представителями воспитанников. Современные родители -  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск форм  ИКТ- взаимодействия.

ВусловияхразвитиясовременногообществавсеещенемногиепедагогииспользуютразнообразныеформыработысродителямидошкольнойгруппысиспользованиемИКТ (сотоваясвязь, сайтыУДО, общениесродителямипоэлектроннойпочте, использованиеличнойвеб-страницы). Данныеформыработы  используютсясцельюрешенияактуальныхпроблемразвитиядетейпривзаимодействиивоспитывающихвзрослых. Педагогическимработникамсовременногоучреждениядошкольногообразованиянеобходимонаправитьсвоитворческиеспособностииумениявруслотехническихинновацийдляполученияещелучшихрезультатовработы.

Таким образом, реализуя программу информатизации в учреждении дошкольного образования, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогических работников учреждения дошкольного образования посредством информационно – коммуникационных технологий.

Задачи:

выявить базовый уровень ИКТ-компетентности педагогов;

проанализировать особенности организации образовательной работы с использованием информационно – коммуникационных технологий;

изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогический опыт по использованию ИКТ,  применяемых педагогами в иных учреждениях дошкольного образования;

разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности;

систематизировать методические материалы по использованию информационно – коммуникационных технологий в учреждении дошкольного образования;

обеспечить осуществление образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с использованием информационно – коммуникационных технологий;

определить эффективность разработанной системы методических мероприятий по повышению ИКТ-компетенции.

Предполагаемый результат: педагогические работники учреждения дошкольного образования активно используют информационно-коммуникационные технологии.

 Описание деятельности

Постижение педагогами информационно – коммуникационных технологий в нашем учреждении происходит постепенно, но иногда и болезненно: обязательное оформление конспектов образовательной деятельности,  информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опыта и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы воспитателей со стажем, скажем, что душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми.

Педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Образовательная деятельность в учреждении дошкольного образования имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.

Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация обучающих видеофильмов и образовательных роликов дает возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, ситуации общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.

Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии)

формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов)

формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую современные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в учреждение дошкольного образования является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс нашего учреждения дошкольного образования. При этом проведенное нами анкетирование показало, что наши педагогические работники испытывают затруднения в использовании компьютера в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности, большинство педагогических работников — 77% (14 человек) имеют достаточный низкий уровень владения навыками работы на компьютере.

Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с педагогическими работниками позволило выявить ряд противоречий:

неподготовленность педагогов и актуальная необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности;

потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в УДО;

желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе использования информационно-коммуникационных технологий;

возрастающие требования к качеству профессиональной деятельности педагога и неготовность его к организации эффективного образовательного пространства;

потребность образовательной практики в высоком уровне ИКТ-компетентности современных педагогов и невысокий уровень эффективности процесса их повышения квалификации в данном направлении;

существующие модели повышения квалификации, направленные на формирование преимущественно компьютерной грамотности и необходимость организации непрерывного образования педагогических работников, ориентированного на применение информационно-коммуникационных технологий в их практической деятельности.

Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими работниками мы определили повышение профессиональной компетенции педагогических работников учреждения дошкольного образования посредством информационно – коммуникационных технологий.

Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:

выявить базовый уровень ИКТ-компетентности педагогов;

проанализировать особенности организации образовательной работы с использованием информационно – коммуникационных технологий;

изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогический опыт по использованию ИКТ,  применяемых педагогами в иных учреждениях дошкольного образования;

разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их ИКТ-компетентности.

систематизировать методические материалы по использованию информационно – коммуникационных технологий в учреждении дошкольного образования;

обеспечить осуществление образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с использованием информационно – коммуникационных технологий;

определить эффективность разработанной системы методических мероприятий по повышению ИКТ-компетенции.

В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов. Для этого мы использовали следующие методы: анкетирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.

Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационно-коммуникационных технологий, как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения ИКТ-компетентности.

Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности – 77% педагогических работников. Педагоги, представляющие данную группу, не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация к данной деятельности у них отсутствует.

Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 16% педагогических работников. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.

Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – 7% педагогических работников. Более того, у данного педагога высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.

Второй этап нашей деятельности был направлен на разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения ИКТ-компетентности педагогов.

Опираясь на осуществленный нами анализ исследований по обозначенной проблеме (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), в частности, определение ими уровней ИКТ-компетентности: базовый и предметно-ориентированный уровень; базовый, общий, профессиональный; базовый, углубленный, профессиональный, нами были спроектированы этапы, по организации системы консультативной методической поддержки педагогов по формированию у них ИКТ-компетентности.

I этап – базовая подготовка (ИКТ-грамотность). Предполагает:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

II этап – общая подготовка (ИКТ-умелость). Направлен на:

овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;

овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и после курсовой подготовки педагогического работника;

овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

III этап – полная ИКТ-компетентность. Соответствует решению следующих задач:

овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.

участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

В целях повышения ИКТ – компетентности педагогов нами были определены такие формы работы с педагогами как собеседования, индивидуальные консультации, недели педагогического мастерства, педагогические мастерские и наставничество, обучающие семинары, тематические семинары (организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Power Point)», «Сеть Интернет», «Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office» и др.), конкурсы (презентаций, электронных  групповых газет, буклетов и др.), практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогическими работниками соответствовали уровню их компьютерной грамотности.

Так, первый этап подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационно-коммуникационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, — связан с формированием их базовой ИКТ-компетентности. На втором этапе подготовки данные педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-коммуникационных технологий, оказание помощи в плане внедрения их в образовательный процесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.

При этом педагогическое управление было ориентировано на содействие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для образовательной работы с детьми с использованием ИКТ.

В целях продвижения информационно-коммуникационных технологий в учреждении дошкольного образования нами были проведены конкурсы компьютерных презентаций «Моя группа», «Моя профессия – воспитатель», электронных методических материалов и презентаций для занятий, информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher. Кроме того, творческой группой педагогов под руководством заместителя заведующего по ОД М.В.Шиндюк были разработаны и апробированы разные виды совместной деятельности с детьми, ориентированные на использование мультимедийных презентаций. На основе активного использования Интернет ресурсов, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями.

Результатом нашей деятельности явилось создание в учреждении дошкольного образования электронного банка данных мультимедийных презентаций, консультационного материала и методической библиотеки.

Проведенное по итогам реализации разработанной системы мероприятий, направленных на повышение ИКТ педагогов показало положительную динамику в уровне сформированности их ИКТ-компетентности:

у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;

повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности. 26% педагогических работников достигли высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности;

большинство же педагогических работников — 74%, отвечают среднему уровню ее развития. При этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, и т. д.), владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, умеют разрабатывать занятия с использованием информационно-коммуникационнных технологий, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения ИКТ в работе с детьми и родителями;

54% педагогов активно используют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе;

26% педагогов принимают участие в работе сетевых педагогических сообществ.

Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов и возможности ее реализации не только в условиях функционирования нашего учреждения, но и в более широкой сети учреждений дошкольного образования.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что «в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое». Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей — от преданности профессии, стремления к познанию нового заинтересованность в самообразовании.

Перед педагогическими работниками учреждения дошкольного образования, повысившими ИКТ-компетентность, открываются безграничные возможности для повышения качества образовательной работы с детьми, совершенствуется работа по самообразованию каждого педагога.

ИКТ-компетентность  и использование веб-ресурсов позволят нашим педагогическим работникам:

участвовать в семинарах различного уровня, в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах;

использовать при организации образовательной деятельности широкого спектра информационно-коммуникационных технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

обеспечить использование коллекции ресурсов Интернет;

формировать банк образовательных электронных ресурсов, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные  электронные ресурсы.

знакомиться с периодикой, наработками и идеями других педагогов Республики Беларусь и ближайшего зарубежья.

обмениваться опытом работы через конференции в режиме on-line и электронную почту;

принимать участие в вебинарах;

распространять опыт работы педагогов (перевод в электронный вид и размещение на Web-странице, рассылка на образовательные сайты); вести официальный сайт учреждения дошкольного образования.

участвовать в опросах,  обсуждениях, обменах мнением, рейтинговании,  мониторингах, анкетировании  по различным проблемам в сети Интернет.

создавать  персональные сайты и веб-страницы в сети Интернет.

 Список использованных источников

  1. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
  2. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
  3. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  4. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
  5. Волошина, О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина // Информатика – 2006. – №19.
  6. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  7. Горячев, А В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
  8. Горячев, А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.
  9. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2007.
  10. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  11. Калугина, О.Б. Работа с электронными таблицами. Microsoft Office Excel 2003 / О.Б. КалугинаМ., 2006.
  12. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
  13. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
  14. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  15. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
  16. Кравцов, С.С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина // Информатика. – 2006. – №12.
  17. Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru. – Дата доступа: 06.12.2016.