108

ПРОЕКТ

ЛАБОРАТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ

 Автор проекта

Е.В. Левшук,педагог социальный,

государственное учреждение образования «Средняя   школа № 108 г. Минска»

 1. Аннотация

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования у учащихся понятия «здорового питания» как важной составляющей жизнедеятельности. Проект охватывает учащихся 6-8 классов, их законных представителей, педагогов школы, медицинских работников. Проект «Лаборатория здоровья» носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового питания, жизненные установки и ценностные ориентиры. Прогнозируемая модель личности учащегося - личность, владеющая знаниями, умениями и навыками соблюдения правил здорового питания. Местом реализации данного проекта является ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска». Ожидаемые результаты: улучшение качества здоровья всех участников проекта.

 

2.Информационная характеристика проекта:

 Тема проекта: Лаборатория здоровья

 Автор проекта:Левшук Елена Васильевна, педагог социальный государственного учреждения образования«Средняя школа№ 108 г. Минска»        

 3.Методологическая характеристика проекта:

Актуальность:

В Республике Беларусь на 2016-2020 гг. принята государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность». Подпрограмма 1 направлена на работу с семьей и детьми, в частности по формированию здорового образа жизни.

Актуальность проекта обусловлена тем, что:

  • статистика показывает, что к концу обучения в школе большинство детей имеют хронические болезни, обусловленные неправильным питанием;
  • учащиеся предпочитают по своему усмотрению тратить деньги, выданные им на школьные завтраки или обеды, и порой довольствуются фаст-фудом;
  • хронические гастриты, колиты, холециститы и прочие заболевания – следствие систематического нарушения режима питания;
  • во многих семьях сформированы стереотипы о том, что правильное питание ребёнка требует больших материальных затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям;
  • девушки 13-16 лет наиболее подвержены к проведению «экспериментов» со своим здоровьем посредством неправильного питания.

Статистика:

Данные, озвученные заведующей кафедрой гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования ЕленыГузик:

  • в рейтинге здоровья, составляемом по 33 «медицинским» индикаторам устойчивого развития, Беларусь заняла 120-е место. Это худший результат среди стран бывшего СССР;
  • по статистике 19,1% школьников относятся к 3 - 4 группе здоровья, то есть фактически каждый пятый школьник имеет серьезные проблемы со здоровьем;
  • содержание жира в рационе белорусских школьников находится на верхней границе нормы или выше ее;
  • в пище учащихся есть необходимый минимум белка;
  • простых сахаров больше в 2-2,5 раза и значительно меньше сложных углеводов.

 Цель: формирование у учащихся культуры здорового питания посредством использования здоровьесберегающих технологий.

 Объект: учащиеся среднего школьного возраста (6-8 класс).

 Предмет:здоровьесберегающие технологии в формировании культуры питания.

 Задачи:

  • Пропагандировать ЗОЖ.
  • Распространять знания о правильном (здоровом) питании.
  • Формировать у учащихся интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
  • Организовать культурно-досуговую и оздоровительную деятельность учащихся.

 Предполагаемые результаты:

  • Развитие культуры правильного питания среди учащихся и их законных представителей.
  • Формирование понятия «здорового питания» как ценности.
  • Профилактика заболеваний, детерминированных неправильным питанием учащихся.

 Психолого-педагогический результат:

  • формирование нравственных, морально-волевых качеств учащихся;
  • формирование необходимости рационального питания, стремления вести здоровый образ жизни у учащихся;
  • развитие у учащихся знаний, умений и навыков соблюдения правил здорового питания.

 Методический результат:

  • обобщение, рефлексия, осмысление собственного профессионального педагогического опыта;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
  • развитие творческих способностей учителей и учащихся.

 Методы проектирования:

  • метод матрицы идей;
  • метод вживания в роль;
  • метод аналогии;
  • метод мозгового штурма.

 Характеристика основных видов ресурсов:

Интеллектуальные:

  • комплексные знания о здоровье, возрастных особенностях детского организма, правильном питании, атакже личная информация (особенности тех или иных детей, индивидуальная непереносимость продуктов и т.д.);
  • уровень и качество образования специалистов, которые будут заниматься с детьми.

 Информационные:

  • объявления для учащихся, родителей и для привлечения спонсоров;
  • раздаточный материал (буклеты, книги, презентации и др.);
  • материалы для лекционных занятий;
  • размещение информации на школьном сайте (создание вкладки «Лаборатория здоровья»).

 Материальные и технические ресурсы:

• помещение;

• кабинет обслуживающего труда;

• продукты;

• раздаточный материал (буклеты и т.д.).

 Трудовые ресурсы(приложение 1):

  • педагог социальный;
  • педагог-психолог;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • специалисты в области здорового питания;
  • медицинские работники.

 Финансовые ресурсы:

  • возможность привлечения финансовой помощи законных представителей учащихся.

 4. Описание деятельности:

Этапы деятельности:

I.Организационно-подготовительный.

1.Изучение литературы по проблеме.

2.Анкетирование учащихся (приложение 2).

3.Диагностика состояния здоровья учащихся (наличие заболеваний гастроэнтерологического характера).

II.Основной (теоретико-деятельностный).

1.Разработка проекта «Лаборатория здоровья».

2.Внедрение проекта.

ІІІ.Аналитико-обобщающий.

 

Проект «Лаборатория здоровья» рассчитан на три года.

 Описание деятельности:

  • Организация факультативных занятий по здоровому питанию с использованием учебно-методического комплекта «Формула правильного питания».
  • Мониторинг ассортимента школьного буфета.
  • Составление «шпаргалок» по здоровому питанию.
  • Проведение мероприятий в рамках реализации проекта, мастер-классов, ежемесячных акций «День здорового питания» для учащихся и их семей.
  • Проведение фотовыставок, сэлфи-конкурсов.
  • Подведение итогов среди участников проекта «Лаборатория здоровья».
  • Анализ медицинских справок с целью изучения диагностируемых заболеваний гастроэнтерологического характера.

 Список использованных источников:

1.Безруких, М.М. Возрастная физиология / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М., 2002.

2.Ладодо, К.С. Продукты и блюда в детском питании / К.С. Ладодо, Л.В. Дружинина. – М., 1991.

3.Методические рекомендации по организации и проведению информационно-профилактических занятий «Минуты здоровья» http://minzdrav.gov.by/nd/run/trap.php?id=442/

4.Похлебкин, В.В. Кухни славянских народов. – М., 2004.

5.Психологические особенности формирования культуры здорового образа жизни у детей и подростков. Инструктивно-методические рекомендации для валеологов, педагогов, психологов http://minzdrav.gov.by/nd/run/trap.php?id=442/

6.Руководство по детскому питанию / под. Ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – М., 2004.

7.Справочник по диетологии / под ред. В.А. Тутельяна, М.А. Самсонова. – М., 2002.

8.Учебно-методический комплект «Формула правильного питания» / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М., 2007.

 Приложение 1

 Участники проекта «Лаборатория здоровья»

 Приложение 2 

Анкета «Правильно ли ты питаешься?»

Дорогие ребята!

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей.

Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально.

Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Номера выбранных ответов сложите и получите набранное количество баллов.

1.Сколько раз в день Вы едите?

1.  3-5 раз

2.  1-2 раза

3.  7-8 раз, сколько захочу.

2.Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1.  да, каждый день

2.  иногда не успеваю

3. не завтракаю.

3.Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?

1.  булочку с компотом,

2.  сосиску, запеченную в тесте,

3. сухарики или чипсы.

4.Едите ли Вы на ночь?

1.  стакан кефира или молока,

2.  молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3.  мясо (колбасу) с гарниром.

5.Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1.  всегда, постоянно,

2.  редко, во вкусных салатах,

3.  не употребляю.

6.Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1.  каждый день,

2.  2 – 3 раза в неделю,

3.  редко.

7.Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1.  всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2.  ем иногда, когда заставляют,

3.  лук и чеснок не ем никогда.

8.Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1.  ежедневно,

2.  1- 2 раза в неделю,

3.  не употребляю.

9.Какой хлеб предпочитаете?

1.   хлеб ржаной или с отрубями,

2.   серый хлеб,

3.   хлебобулочные изделия из муки в/с.

10.Рыбные блюда в рацион входят:

1.   2 и более раз в неделю,

2.   1-2 раза в месяц,

3.   не употребляю.

11.Какие напитки вы предпочитаете?

1.   сок, компот, кисель;

2.   чай, кофе;

3.   газированные.

12.В вашем рационе гарниры бывают:

1.    из разных круп,

2.    в основном картофельное пюре,

3.    макаронные изделия.

13.Любите ли сладости?

1.   все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2.   пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3.   могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

14.Отдаёте чаще предпочтение:

1.   постной, варёной или паровой пище,

2.   жареной и жирной пище,

3.   маринованной, копчёной.

15.Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1.   да,

2.  нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.

Надеемся на сознательное отношение к своему питанию,потому что помним – от этого зависит Ваше здоровье.