Итоги конкурса

В соответствии с планом работы управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска на 2018/2019 учебный год и на основании приказа «О проведении районного смотра-конкурса кабинетов I класса» № 407 от 07.09.2018 с  26 по 30.11.2018  проведён районный  смотр-конкурс «Современное методическое и материально-техническое обеспечение кабинета I класса как условие успешной адаптации учащихся к школе».

Материально-техническое состояние и методическая оснащенность учебного кабинета напрямую связаны с проблемой обеспечения качества образования, создания благоприятной    образовательной и здоровьесберегающей среды. В условиях гуманизации образования учебный кабинет должен представлять собой образовательный центр, работающий на всех субъектов образовательного процесса.   Кабинет I класса должен иметь современное методическое и материально-техническое обеспечение, что является необходимым условием для успешной адаптации учащихся к школе.

Руководители  многих учреждений образования при подготовке к конкурсу изыскали возможность вложить значительные средства в материально-техническое и методическое оснащение кабинета I класса.

 В ходе районного смотра кабинетов установлено, что в каждом учреждении образования имеется паспорт кабинета. В гимназии №5, средних школах №№ 72, 86, 87, 108, 223  паспорта кабинетов разработаны в соответствии с локальным документом «Положение о кабинете (о кабинете начальных классов)». «Положения о кабинете» утверждены директором данных учреждений образования. В гимназии №7, средних школах №№ 22, 69, 87, 133, 182, 183, школе-интернате №13 паспорта кабинетов составлены и оформлены в соответствии с памятками, методическими рекомендациями по единому образцу учреждения образования. 

В паспортах кабинетов имеется описание функционального назначения кабинетов, имеющегося оборудования, перспективные планы развития кабинета, что отражает системность в работе кабинета, расписание занятости кабинетов, перечень учебно-методических материалов. Кроме того, в гимназиях №5,7, средних школах №22, 69, 72, 87, 182, школе-интернате №13 для своевременного обновления и пополнения в паспорт кабинета включен Перечень оборудования, приборов, технических средств, пособий (в соответствии постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 №75). 

Должностные обязанности учителя  включают осуществление планирования по учебному предмету: календарно-тематическое планирование на учебный год и поурочное планирование на каждое учебное занятие. Во всех учреждениях образования района учителями первых классов используется разработанное примерное календарно-тематическое планирование на 2018/2019 учебный год, рекомендованное научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (2018г.). В качестве поурочного планирования педагогами широко используются дидактические сценарии уроков по учебным предметам, которые разработаны в помощь учителю, что соответствует рекомендациям ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации программ общего среднего образования».

В ходе смотра-конкурса комиссией установлено, что в кабинетах I класса всех учреждений образования района собран разнообразный дидактический материал в соответствии с обновленными учебными программами, наличие которого позволяет учителю успешно решать задачи современного образования на первой ступени общего среднего образования, совершенствовать качество знаний учащихся, осуществлять контроль и коррекцию результатов учебной деятельности учащихся. Во всех учреждениях образования имеются в наличии дидактические и диагностические материалы для учителей серии «Компетентностный подход» по учебным предметам на I ступени обучения, которые являются дополнительным компонентом УМК и рекомендуются для использования на учебных, факультативных, стимулирующих занятиях с целью дифференциации обучения.

Наиболее богатый дидактический материал представлен в кабинетах I класса гимназий №5,7, СШ № 22, 69, 72, школы-интерната № 13. Учителями данных учреждений образования собран разнообразный раздаточный материал к учебным занятиям по всем предметам и по всем изученным темам программы; разработаны учебно-методические комплексы, включающие не только методические разработки уроков, но и опорные схемы, тесты и задания, памятки по различным дидактическим вопросам для читающих детей, а в некоторых из них имеются памятки и для нечитающих детей в картинках. 

Для того чтобы эффективно использовать раздаточный материал – карточки для индивидуальной работы, опорные таблицы и схемы, памятки и т.д., необходима его систематизация. Во всех учреждениях образования района дидактические материалы систематизированы чаще всего по темам и в логической последовательности; имеются материалы для формирования умений и навыков, материалы для закрепления изученного материала, материалы для контроля и коррекции, что позволяет быстро выбрать необходимое для урока. В папках есть перечень содержимого материала, что, безусловно, облегчает поиск и сокращает время учителя на подготовку к учебному занятию.

За качеством и вариативностью дидактических материалов стоит большая и кропотливая работа учителей на протяжении многих лет. Это относится, прежде всего, к учителям начальных классов гимназий №5, №7, СШ № 10, 22, 69, 72, 86, 182, 223, школы-интерната №13.

Наиболее интересный дидактический материал можно увидеть у учителей в кабинетах I класса:

- в гимназиях №5,7 СШ № 22, 72 – дидактические материалы для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий; карточки для индивидуальной работы, содержащие творческие задания;

- в СШ № 108, 133 – карточки для самостоятельной работы учащихся по обучению грамоте, разнообразный дидактический материал по письму;

- в СШ № 69, 182 – картинный материал для лучшего усвоения структуры слова первоклассниками, написания элементов букв и букв русского алфавита;

- в гимназии №5, СШ № 10, 22, 72, 86, 87, 182, 223 богатый демонстрационный материал по ознакомлению с окружающим миром; 

- в гимназии №7, СШ № 69, 87 – дидактические обучающие игры для развития логического мышления, памяти, внимания и т.д.; поэтапное изображение почти всех предметов, используемых на уроках изобразительного искусства;

- в школе-интернате №13 – упражнения для развития связной речи, для развития речевого общения; фонетические зарядки.

В качестве дидактического материала к уроку учителя гимназий №5,7, СШ №10, 22, 72, 108, 133, 182 используют рабочие тетради на печатной основе.

В ходе проведения смотра-конкурса кабинетов I классов членами жюри были изучены материалы педагогов по безотметочному обучению учащихся. Следует отметить что, в своём большинстве, педагоги  района понимают важность  реализации безотметочного обучения. Учителями создаются должные условия для  сохранения психофизического здоровья  первоклассников. особенно в период адаптации к школе, развития у них внутренней мотивации учения, становления адекватной самооценки, развития способности самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, развития учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. Учителями сформирован богатый банк методических материалов для осуществления разнообразных форм  и методов контроля, для проведения рефлексии познавательной деятельности и эмоционального состояния учащихся. Педагоги ведут систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учителя определяют самостоятельно: это либо «Рабочий журнал учителя» О.И. Тириновой, И.В. Федорова, либо же отдельные таблицы по каждому учебному предмету, разработанные педагогами в соответствии с требованиями учебных программ.

Одной из  форм оценивания в условиях безотметочного обучения является Портфолио  учащегося – коллекция его работ, демонстрирующая достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени, что позволяет педагогам контролировать, планировать и оценивать достижения каждого учащегося. Портфолио достижений учащихся представили  педагоги гимназии № 5, СШ № 22, 69, 72, 86, 87, 133.

В соответствии с положением о конкурсе комиссией проверялось наличие наглядности и иллюстративного материала, размещение и хранение оборудования. Младший школьник мыслит, по выражению К.Д.Ушинского, "формами, красками, звуками, ощущениями вообще". Поэтому, работу учителя первого  класса нельзя представить без наглядных методов обучения, так как известно, что у дошкольников и младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации, которая  помогает выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.

Наглядный и иллюстративный материал для обеспечения деятельности учителя и учащихся 1 класса наиболее полно представлены в гимназии №5, СШ№ 22, 69, 72, 133,  86, ШИ№13.

Имеются в наличии ленты букв для обучения грамоте по букварю О.И.Тириновой в гимназии №5, СШ№ 22; лента букв по учебному предмету «Беларуская мова» в гимназии №7,  СШ № 10, 182, 223; приобретены слоговые таблицы большого формата для обучения грамоте по букварю О.И.Тириновой в гимназии №5,  СШ №22, 72, 69, 133; индивидуальные слоговые таблицы для каждого учащегося по обучению грамоте в гимназии №5,7, СШ №10,22, 69, 72, 87, 133. Приобретено наглядное пособие «Домик для букв» в СШ №69, 133.

Наборное полотно букв, геометрического материала и цифр,  веера цифр и букв для каждого учащегося, которые хранятся в специальных контейнерах, образцы написания букв и цифр имеются во всех учреждениях образования.

В СШ №182 для обучения грамоте приобретены развивающий коврик и демонстрационное пособие  «Говорящая азбука».

В большом количестве имеются в наличии:

 развивающие карточки по учебным предметам «Математика», «Обучение грамоте», «Человек и мир» в СШ №22, 10, ШИ№13;

таблицы по учебным предметам «Математика», «Обучение грамоте», «Человек и мир» в гимназии №5, СШ №22, 72, 133;

опорные схемы  по учебному предмету «Математика» в СШ №69 (более 15 видов);

Широко представлены демонстрационный, наглядный материал по учебному предмету «Белорусский язык» в СШ №69 (из серии «гуляем- чытаем-разважаем»); наглядность к каждому уроку - в гимназии№5, СШ №22, 72, 133.

Наборы муляжей, коллекции полезных ископаемых для начальной школы имеются в наличии в гимназии№5,7, СШ№ 182, 86, 87.

В СШ №10, 69, 72, 108, 133,  182, 183, гимназии №5 были представлены «Суперпапки. Счёт от 1 до 20» автора  Н.В.Петкевич. 

Раздаточный счётный материал более 10 наименований в виде комплекта игрушек в количестве не менее 10 единиц, представлен в гимназии №5, красочный и яркий в гимназии №7, СШ №69, 10, 22, 72, 133, ШИ№13

Дидактические игры к урокам обучения грамоте, математике в  достаточном количестве имеются в наличии в СШ №182, 69, 86, 10, 22, 72, 133, 87, гимназии №5, сюжетно-ролевые игры в гимназии №5, 7.

Наглядные пособия и иллюстративный материал к урокам изобразительного искусства  и трудового обучения систематизированы по темам в СШ №22,10,108, 133.

Во всех учреждениях образования выполняются требования к мерам безопасности учащихся,  организация рабочих мест учителя и учащихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.  

Показателем инновационного мышления педагога, того, что он идет в ногу со временем, является внедрение им в образовательный процесс современных образовательных технологий. Использование инновационных технологий позволяет учителю отрабатывать глубину и прочность знаний учащихся, закреплять умения и навыки, развивать мышление, умение самостоятельно планировать учебную деятельность. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу  продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Следует отметить, что банк инноваций и эффективного педагогического опыта собран и активно пополняется  учителями гимназии № 5, СШ № 10, 22, 72, 87, 133, 182. Анализ банка инновационных технологий показывает, что учителя I классов наряду с традиционными методами обучения используют игровые и информационные технологии, элементы современных образовательных технологий: проблемного обучения,  активной оценки, ТРИЗ. Учителя СШ № 22 Корней Е.А., СШ № 87 Коваленко А.Н. активно применяют в образовательном процессе Лего-технологию. Использование Лего-технологии позволяет создать благоприятную обучающую среду, повысить мотивацию учащихся к обучению, организовать их творческую и исследовательскую деятельность. 

Членами жюри установлено, что всеми учителями I  классов организована работа по самообразовательной деятельности, способствующая совершенствованию педагогического мастерства.  Наиболее полно материалы по самообразовательной деятельности (тема, цели, задачи,  сроки реализации, план реализации, теоретический и практический материалы) представлены в гимназиях № 5, 7, СШ № 10, 22, 69, 72, 87, 133.

Все учителя I классов являются участниками школьных методических объединений учителей начальных классов. Учителя СШ № 72 Гошко Ю.В. и СШ № 87 Коваленко А.Н.  представляли опыт своей работы на заседаниях районного методического объединения. Гошко Ю.В. выступала перед педагогами района по теме «Особенности воспитания и обучения пассивных и ленивых учащихся», Ковалева А.Н. проводила мастер-класс «Организация работы с низкомотивированными учащимися».

Вместе с тем, необходимо отметить невысокую активность педагогов в издательской деятельности. Так, собственные публикации имеют только 3 учителя: СШ № 86 Чаплинская Ольга Валерьевна  (журнал «Минская школа»: Бинарный урок), СШ 182 Пинчук Илона Владимировна (журнал «Пачатковае навучанне»,  урок по предмету «Человек и мир» во II классе по теме «Воздух и его свойства»). Опыт  работы учителя СШ № 22 Корней Елены Алексеевны по использованию лего-технологии в образовательном процессе описан в статье «Урок в лего-классе» в газете «Минский курьер» 16 ноября 2018 года.

Хорошая и современная библиотеканужна в кабинете не только для подготовки учителя к занятиям, но и для работы с учащимися во время учебных  и факультативных занятий, а также    во внеурочное время. В рамках конкурса был рассмотрен вопрос систематизации и хранения  справочно-информационной, методической, художественной литературы,  периодических изданий.

Комиссия установила, что библиотекой оснащены кабинеты I классов всех учреждений образования. Вся литература систематизирована по разделам  и внесена в Паспорт кабинета. Наиболее полно и многогранно представлены библиотеки в гимназии № 5, 7, СШ № 10, 22, 69, 72, 133, 223, школе-интернате №13.

Практически в каждом кабинете имеется библиотека профессиональных журналов “Пачатковае навучанне: сям´я, дзіцячы сад, школа”, “Пачатковая школа”. Предметные журналы представлены за последние 2-3 года,  создан каталог статей по организации образовательного процесса в I классе.

Кабинет – это учебная информационная среда, часть образовательного пространства, которая помогает учащимся приобретать необходимые умения и навыки. Успешной реализации поставленных задач способствуют разнообразные технические ресурсы кабинета (телевизор, компьютер или ноутбук, многофункциональное устройство: сканер, принтер, ксерокс).

Комиссией установлено, что в каждом учебном кабинете имеется полный набор технических средств: жидко-кристаллические телевизоры, компьютеры, многофункциональные устройства. Кроме того, в гимназии № 7 в наличии моноблок и синтезатор. Помещение кабинета 1 класса школы-интерната № 13 оснащено специальной аппаратурой: звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования на 6 рабочих мест на компьютерной основе с возможностью применения стандартного обучающего программного обеспечения.

Видно, что учителя с успехом используют ТСО на уроках, при проведении факультативных занятий и во внеклассной работе. Это подтверждает наличие большого количества компьютерных дисков с мультимедийными презентациями, методическими материалами к урокам и внеклассным мероприятиям в кабинетах I класса практически всех учреждений образования. Учителями собраны и систематизированы видеотека, медиатека и аудиотека, позволяющие модернизировать и интенсифицировать образовательный процесс, используя разные приемы актуализации тематических знаний, умений и навыков. В наличии обучающие мультфильмы и видеофильмы, конспекты уроков с презентациями, диски по страницам журналов «Пачатковая школа» и «Пачатковая школа: дзіцічы сад, сям’я, школа».

 Педагогами собран богатый материал. представленный в электронном виде на компьютере: нормативная правовая база; материалы по обучению грамоте, математике, белорусскому языку, изобразительному искусству, трудовому обучению, учебному предмету «Человек и мир», для стимулирующих и поддерживающих занятий, факультативных занятий; по воспитательной работе; электронные учебники, материалы для работы в группе продлённого дня, электронное портфолио и материалы по темам самообразования. Например, в гимназии №5 - хорошая подборка развивающих занятий, в  СШ №69 - аудиокниги Драгунского, Носова, Маршака, народные сказки и другое,  в гимназии №7 – богатый материал уроков безопасности, в  СШ №223 имеется сетевой виртуальный кабинет начальной школы с подборкой конспектов учебных занятий, которыми может пользоваться каждый педагог данного учреждения.

Еще одно эффективное средство повышения качества образования – это информатизация процесса обучения. Необходимо отметить, что все педагоги, представляющие учебный кабинет первых классов, являются сертифицированными пользователями.

Сайты учителей начальных классов имеются в гимназии №7,  СШ №10 (виртуальный кабинет), СШ №22 (страница на сайте учителей методического объединения), СШ №69 (виртуальный методический кабинет), СШ №72 (сайт I «Б» класса), СШ №86 (закладка на школьном сайте), СШ №87 (методический виртуальный кабинет начальных классов), СШ №108 (отдельная страница на школьном сайте «Первый раз в первый класс»), СШ № 133 (блог учителя), СШ №182 (персональный сайт учителя «Классная планета»).

От правильной организации интерьера в определенной степени зависят  и качество обучения, и состояние здоровья учителя и учащихся. Практически все кабинеты I класса учреждений образования района – чистые, светлые помещения, отвечающие требованиям дизайна, эргономики и гигиены. Современным интерьером особенно отличаются  кабинеты СШ № 22. 69, 72. Комиссия отмечает высокий эстетический уровень информационного наполнения пространства учебных кабинетов, которое соответствует возрастным особенностям учащихся, в гимназии № 5, 7, СШ № 133, ШИ № 13. Достаточно комфортно в кабинетах  СШ №  87,182, 223.

Во всех кабинетах имеются ухоженные декоративные растения. В кабинете СШ № 182 есть аквариум с рыбкой.

Следует отметить целенаправленную работу по организации образовательного пространства для учеников первых классов во всех учреждениях образования: проведено зонирование классных помещений, выделены учебная, игровая зоны, зона для отдыха учащихся. В школе-интернате № 13 рядом с кабинетом I класса есть отдельное помещение для игр. В  СШ № 22, гимназии №5 имеется отдельный гардероб и прямой выход в спальню. В  СШ  № 69 отдельная обустроенная зона для хранения спортивной одежды и сменной обуви в классном кабинете. В гимназии №7,  СШ №22 учебные кабинеты имеют большой метраж, что позволяет иметь отдельную игровую зону с детской мебелью.  В  СШ №133 на школьной доске имеются 6 магнитных игр: шахматы-шашки,  морской бой, крестики-нолики. В  СШ №72 – 2 игры шахматы-шашки. В  СШ №182 в коридоре возле учебного кабинета имеется напольная игра шахматы с объемными передвижными фигурами. Во всех учебных кабинетах для занятий в свободное от уроков время имеются настольные игры, детская литература, детские познавательные журналы.

В каждом кабинете первого класса оборудованы места для выставки творческих работ учащихся. Заслуживает внимания магнитная лента для оформления выставки в  СШ №69, специально оформленная выставка на кронштейнах для работ формата А-3; в  СШ № 223 работы учащихся помещены в рамки под стекло, в  СШ № 108 предложена специальная подставка для работ из пластилина.

В каждом учебном кабинете имеются информационные стенды. В едином стиле оформлены стенды в  СШ №72. Современные «живые» стенды – бизиборды – оформлены в  СШ № 22, в содержание которых включены дидактические игры по обучению грамоте, учебным предметам «Математика», «Человек и мир». В  СШ №133 на одной из стен кабинета оформлен баннер по правилам дорожного движения.

Во всех кабинетах предусмотрены и оборудованы места для сохранения учебников, учебных, дидактических и учебно-наглядных пособий, письменных принадлежностей, книг для дополнительного чтения. Кабинеты оборудованы школьными досками, ученической мебелью (столами или партами и стульями), соответсвующими требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА). 

Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности учащихся, создаёт благоприятные условия для адаптации учащихся 1 класса, способствует личностному росту детей.

         Во всех учреждениях образования группы продлённого дня функционируют в соответствии с режимом работы ГПД, составленном в соответствии с законодательством Республики Беларусь, санитарными нормами и правилами,  рассмотренными на  педагогических советах и утверждёнными руководителями учреждений образования.

Во всех учреждениях в учебных кабинетах оборудованы места для игровой деятельности учащихся, в СШ № 182 место для игры оборудовано как  спальня-игровая. Также следует отметить , что в СШ №№ 22, 182, 133 места для игровой деятельности предусмотрены и в коридорах (размещены шахматные доски, настольные игры, схемы подвижных игр).

В соответствии с санитарными нормами и правилами во всех учреждениях образования созданы условия для хранения сменной одежды и обуви учащихся, посещающих группу продленного дня (индивидуальные шкафчики).  Организован дневной сон, во всех учреждениях имеются спальни. Спальные помещения учреждений образования оборудованы удобными детскими кроватями, соответствующими возрастным особенностям учащихся, доступными для уборки.

         В соответствии с Перечнем документов, обязательным для ведения воспитателями ГПД,  являются: журнал группы продлённого дня, календарно-тематическое планирование на четверть и ежедневное планирование. Во всех учреждениях образования района данные документы ведутся в соответствии с методическими рекомендациями. При планировании  работы в условиях ГПД  воспитатели руководствуются принципами целенаправленности, системности, учёта возрастных особенностей, интересов учащихся, преемственности, последовательности, реалистичности запланированных мероприятий.

         Комиссией установлено, что педагогами учреждений образования района используется интересный и разнообразный материал для организации воспитательной работы в условиях группы продлённого дня.

         Методическая копилка разработок спортивных часов, эстафет, праздников, направленных на формирование здорового образа жизни, собрана во всех учреждениях образования. Большое количество планов-конспектов, сценарных разработок воспитательных мероприятий по формированию нравственной культуры собрано в СШ №№ 133, 183, 22, 10, 86;  по формированию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма - в СШ №№ 133, 22, 108, гимн. №№ 5, 7;  дидактические игры по формированию ценностного отношения к природе - в СШ №№ 133, 182, 72, 87, 10, гимн. № 5; игры и упражнения по развитию у детей памяти, мышления, внимания, положительной мотивации к обучению в школе - в СШ №№133, 87, 86, 10.

         В СШ № 108 были представлены материалы для проведения ежедневных занятий в условиях ГПД, включающие в себя сценарную разработку, наглядный и раздаточный материалы.

         Материалы, представленные в СШ № 182 («Творческие игры и задания», «Вытинанки. Витражи», «Страна весёлых ремёсел и весёлых мастеров», «Пластинография», «Нетрадиционные приёмы рисования»),  позволяют говорить о налаженной работе по развитию творческих способностей учащихся в группе продлённого дня.  

В СШ № 10 особый интерес представляют материалы по формированию у учащихся представлений о живой природе и бережному отношению к окружающей среде. В рамках цикла занятий по данной тематике учащиеся выращивают различные растения, делают поделки из природного материала, участвуют в играх, в ходе которых узнают о необходимости бережного отношения к природе.

Успешная адаптация учащихся первых классов в школе невозможна без сотрудничества с родителями. Понимая это, педагоги всех учреждений образования стремятся использовать в работе с родителями новые формы, организуют с ними продуктивное взаимодействие. В СШ № 133 был представлен план работы с законными представителя, памятки «Правила общения с ребёнком шести лет», «Как вести себя с ребёнком-первоклассником»; в СШ № 10, 22, 72, гимн.№№ 5, 7 - материалы для проведения консультаций для родителей, родительских собраний.

В  СШ № 133 учителем начальных классов (1 класс) Приходько Е.В. разработан и реализуется образовательный проект «Создание условий для гражданско-патриотического воспитания личности учащегося через реализацию авторской программы СКАРБ», способствующий созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

Для разнообразия досуговой занятости в группе продлённого дня во всех учреждениях образования имеются развивающие и настольные игры,  а также обширная библиотека детской художественной литературы.

Наиболее богатый  дидактический материал для организации работы в группе продлённого дня представлен в гимназии № 5, СШ № 10, 182, 22, 87, 108, 72, 133. Представленные материалы свидетельствуют о том, что в условиях ГПД создают  условия для развития творческих способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, чувства коллективизма, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни.  

Таким образом, конкурс кабинетов I класса содействовал повышению  уровня методического и материально-технического обеспечения кабинетов I класса, что способствует совершенствованию деятельности учреждений общего среднего образования в организации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования и является необходимым условием для успешной адаптации первоклассников к школе.