Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 271 г. Минска»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шпак Е.З., заместитель заведующего по основной деятельности
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего учреждения дошкольного образования.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий был составлен долгосрочный проект. рассчитанный на сентябрь 2016 – май 2020 года «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования», который станет инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования:
анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДУ);
конкурентное преимущество ДУ по физкультурно – оздоровительной работе;
материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);
комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
анализ результатов физической подготовленности детей;
характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая проект «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования» мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.
Проект «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в дошкольном учреждении», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Проект «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в дошкольном учреждении» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель проекта:
Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего адаптивного пространства, воспитание физически развитой, социально активной, творческой личности.
Задачи проекта:
Сохранение и укрепление физического здоровья; воспитание потребности и навыков здорового образа жизни;
Формировать оптимальную двигательную активность в процессе двигательной деятельности, развитие движений, творческого потенциала личности воспитанников;
Содействовать разностороннему развитию детей средствами физической культуры;
Повышать эмоциональный настрой детей;
Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям ФК;
Способствовать формированию правильной осанки;
Развивать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения и адаптивности.
Основные принципы проекта:
научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
систематичности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели);
целенаправленности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели);
оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
Проект реализуется через следующие разделы:
укрепление материально – технической базы
работа с детьми
работа с педагогами
работа с родителями
Укрепление материально – технической базы:
спортивно-музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, проектор, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры; несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое; спортивный комплекс, сухим бассейном. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
на территории детского сада оборудованы: спортивная площадка для физического развития детей, оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий», турниками;
имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.
в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
работают узкие специалистами: педагог – психолог; учитель – дефектолог; руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель;
кабинеты учителя – дефектолога;
кабинет коррекционно – развивающего обучения, где с детьми занимается педагог – психолог. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, по работе с родителями и педагогическим коллективом, развивающие игры.
Работа с детьми:
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, руководителем по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – дефектологом, музыкальным руководителем. Она включает в себя:
1. Диагностика
медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
воспитатели групп наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;
учитель – дефектолог, обследует звукопроизношение ребенка, состояние фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;
педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности поведения и эмоционально – волевой сферы;
руководитель по физическому воспитанию осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;
музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Итогом обследования является проведение медико–психолого – педагогического собрания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
2. Полноценное питание
Принципы организации:
выполнение режима питания;
гигиена приема пищи;
ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
эстетика организации питания (сервировка);
индивидуальный подход к детям во время питания;
правильность расстановки мебели;
3. Система эффективного закаливания
Основные факторы закаливания:
закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
закаливающие процедуры различаются как по виду, так по интенсивности;
закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
4. Организация рациональной двигательной активности
Формы организации физического воспитания:
физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
оздоровительные прогулки;
дозированная ходьба;
оздоровительный бег;
физкультминутки;
физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика;
индивидуальная работа с детьми.
Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.
В перспективе:
проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.
углубленные врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.
организация занятий по группам здоровья, с учетом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.
5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические:
- полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6. Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
формирование элементарных представлений об окружающей среде.
формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровья, умения определить свои состояние и ощущения.
обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
Принципы:
выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;
применение психолого–педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии.
обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.
создание благоприятного психологического климата в группах и в ДУ в целом.
обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.
организации уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;
использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с детьми с аффективными невротическими проявлениями;
рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
использование элементов психогимнастики.
8. Коррекционно – педагогическая работа с детьми
Цель: устранение дефектов в развитии детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Организация и проведение коррекционной работы осуществляется учителями – дефектологами детского сада в несколько этапов:
комплексное обследование детей;
отбор в индивидуальные подгруппы;
составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы.
основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);
обеспечение промежуточного и итогового контроля;
анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.
9.Летние оздоровительные мероприятия
Формы организации оздоровительной работы;
Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, ходьба босиком;
Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке)
Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;
Интенсивное закаливание стоп;
Витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами:
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья воспитанников.
Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
- Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для воспитанников с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
- Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
- Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья воспитанников;
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
повышение педагогической культуры родителей;
пропаганда общественного дошкольного воспитания;
изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;
вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;
включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:
1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3) Дни открытых дверей.
4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.
5) Совместные занятия для детей и родителей.
6) Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (учителя-дефектолога, руководителя по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры).
Кадровое обеспечение проекта.
Заведующий:общее руководство по внедрению проекта: ежемесячный анализ реализации проекта; контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по ОД:
нормативное правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации проекта;
проведение мониторинга (совместно с персоналом);
Медицинская сестра:
обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;
составление индивидуального плана реабилитации;
гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.
Руководитель по физической культуре:
определение показателей двигательной подготовленности детей;
коррекции отклонений в физическом развитии;
дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;
закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Педагоги :
внедрение здоровьесберегающих технологий;
пропаганда ЗОЖ;
закаливающие мероприятия;
пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
дыхательная гимнастика;
Педагог – психолог:
внедрение здоровьесберегающих технологий;
охранительный режим;
коррекция отклонений в психическом развитии;
методы психологической разгрузки.
Учитель – дефектолог:
коррекция и устранение дефектов у детей;
предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Заведующий хозяйством:
обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДУ;
контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации проекта.
Повара:
соблюдение технологии приготовления блюд рационального питания;
Помощники воспитателей:
соблюдение санитарно – оздоровительного режима;
помощь педагогам в организации физкультурно–оздоровительных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение индекса здоровья по учреждению дошкольного образования.
2. Снижение количества случаев заболеваний у детей от поступления в учреждение дошкольного образованиядо выпуска их в школу.
3. Улучшение индивидуальных показателей, кратности и продолжительности заболеваний у детей.
4. Сокращение периода адаптации у словиям учреждения дошкольного образования.