271

Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 271 г. Минска»

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Шпак Е.З., заместитель заведующего  по основной деятельности

  

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего учреждения дошкольного образования.

Для выработки грамотного, эффективного плана действий был  составлен долгосрочный проект. рассчитанный на сентябрь 2016 – май 2020 года  «Обеспечение адаптивных и  здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования», который  станет инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

         Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования:

анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

научно – методическое обеспечение (программы,  технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДУ);

конкурентное преимущество ДУ по физкультурно – оздоровительной работе;

материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

 анализ результатов физической подготовленности детей;

характеристика  физкультурно – оздоровительной работы в ДУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Разрабатывая проект «Обеспечение адаптивных и  здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования» мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.

         Проект «Обеспечение адаптивных и  здоровьесберегающих условий в дошкольном учреждении», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Проект «Обеспечение адаптивных и  здоровьесберегающих условий в дошкольном учреждении» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

 Цель проекта:

 Создание необходимых условий,  направленных на создание здоровьесберегающего адаптивного пространства, воспитание физически развитой, социально активной, творческой личности.

 Задачи проекта:

Сохранение и укрепление  физического здоровья; воспитание потребности и навыков здорового образа жизни;

Формировать оптимальную двигательную активность в процессе двигательной деятельности, развитие движений, творческого потенциала личности воспитанников;

Содействовать разностороннему развитию детей средствами физической культуры;

Повышать эмоциональный настрой  детей;

Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям ФК;

Способствовать формированию правильной осанки;

Развивать основные физические качества, двигательные умения и навыки;

Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения и адаптивности.

 Основные принципы проекта:

научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

         систематичности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели);

целенаправленности (подчинение комплекса медико–педагогических воздействий четко определенной цели);

оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

  

Проект  реализуется через следующие разделы:

укрепление материально – технической базы

работа с детьми

работа с педагогами

работа с родителями

 Укрепление материально – технической базы:

спортивно-музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, проектор, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры; несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия,  резиновые коврики,  массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое; спортивный комплекс, сухим бассейном.  Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

на территории детского сада оборудованы: спортивная площадка для физического развития детей, оснащена необходимым инвентарем и оборудованием: «ямой» для прыжков в длину, «полосой препятствий», турниками;

имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

работают узкие специалистами: педагог – психолог; учитель – дефектолог; руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель;

кабинеты учителя – дефектолога;

кабинет коррекционно – развивающего обучения, где с детьми занимается педагог – психолог. В кабинете имеется литература по вопросам коррекции и психодиагностики дошкольников, по работе с родителями и педагогическим коллективом, развивающие игры.

  

Работа с детьми:

Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, руководителем по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – дефектологом, музыкальным руководителем. Она включает в себя:

1.     Диагностика

         медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;

воспитатели групп наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни;

учитель – дефектолог, обследует звукопроизношение ребенка, состояние фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;

педагог – психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности  поведения и эмоционально – волевой сферы;

руководитель по физическому воспитанию осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физической подготовке;

музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Итогом обследования является проведение медико–психолого – педагогического собрания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.

 2.     Полноценное питание

Принципы организации:

выполнение режима питания;

гигиена приема пищи;

ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

эстетика организации питания (сервировка);

индивидуальный подход к детям во время питания;

правильность расстановки мебели;

3. Система эффективного закаливания

Основные факторы закаливания:

закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

закаливающие процедуры различаются как по виду, так по интенсивности;

закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

 4. Организация рациональной двигательной активности

Формы организации физического воспитания:

физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

оздоровительные прогулки;

дозированная ходьба;

оздоровительный бег;

физкультминутки;

физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

утренняя гимнастика;

индивидуальная работа с детьми.

  Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

В перспективе:

проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.

углубленные врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

организация занятий по группам здоровья, с учетом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

 5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей

 Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические:

- полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.

- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

- просветительская работа с сотрудниками и родителями.

 6. Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

привитие стойких культурно – гигиенических навыков.

обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

формирование элементарных представлений об окружающей среде.

формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровья, умения определить свои состояние и ощущения.

обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

вести систематическую работу  по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 7. Применение психогигиенических и психопрофилактических  средств и методов

 Принципы:

выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей;

применение психолого–педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приемов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приемы рациональной психотерапии.

обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке  дня каждого ребенка.

создание благоприятного психологического климата в группах и в ДУ в целом.

обучение детей приемам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.

организации уголка психологической разгрузки («уединения») в группе;

использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с детьми с аффективными невротическими проявлениями;

рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;

использование элементов психогимнастики.

8. Коррекционно – педагогическая работа с детьми

Цель: устранение дефектов в развитии детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

 Организация и проведение коррекционной работы осуществляется учителями – дефектологами детского сада в несколько этапов:

 комплексное обследование детей;

отбор в индивидуальные подгруппы;

составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы.

основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);

обеспечение промежуточного и итогового контроля;

анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

 9.Летние оздоровительные мероприятия

Формы организации оздоровительной работы;

Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, ходьба босиком;

Физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке)

Физкультурные досуги, развлечения, утренняя гимнастика на воздухе;

Интенсивное закаливание стоп;

Витаминизация: соки, фрукты.

 Работа с педагогами:

 Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья воспитанников. 

Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДУ новых   технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
  3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для воспитанников с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения;
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
  5. Диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
  6. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья воспитанников;
  7. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
  8. Пропаганда здорового образа жизни;
  9. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

 

Работа с родителями

           

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

 Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

 повышение педагогической культуры родителей;

пропаганда общественного дошкольного воспитания;

изучение, обобщение и распространение  положительного опыта семейного воспитания;

установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;

вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;

включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

 Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

1)    Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2)    Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3)    Дни открытых дверей.

4)    Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.

5)    Совместные занятия для детей и родителей.

6)    Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (учителя-дефектолога, руководителя по физическому воспитанию, педагога – психолога, медицинской сестры).

  

Кадровое обеспечение проекта.

Заведующий:общее руководство по внедрению проекта: ежемесячный анализ реализации проекта;  контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

 Заместитель заведующего по ОД:

нормативное правовое обеспечение, программно – методическое обеспечение реализации проекта;

проведение мониторинга (совместно с персоналом);

  Медицинская сестра:

обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

составление индивидуального плана реабилитации;

гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

 Руководитель по физической культуре:

определение показателей двигательной подготовленности детей;

коррекции отклонений в физическом развитии;

дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).

 

Педагоги :

внедрение здоровьесберегающих технологий;

пропаганда ЗОЖ;

закаливающие мероприятия;

пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

дыхательная гимнастика;

 

Педагог – психолог:

внедрение здоровьесберегающих технологий;

охранительный режим;

коррекция отклонений в психическом развитии;

методы психологической разгрузки.

 

 Учитель – дефектолог:

коррекция и устранение дефектов у детей;

предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Заведующий хозяйством:

обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДУ;

контроль за выполнением младшим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации проекта.

 

 Повара:

соблюдение технологии приготовления блюд рационального питания;

 

Помощники воспитателей:

соблюдение санитарно – оздоровительного режима;

помощь педагогам в организации физкультурно–оздоровительных мероприятий.

 

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение индекса здоровья по учреждению дошкольного образования.

2. Снижение количества случаев заболеваний у детей от поступления в учреждение дошкольного образованиядо выпуска их в школу.

3. Улучшение индивидуальных показателей, кратности и продолжительности заболеваний у детей.

4. Сокращение периода адаптации у словиям учреждения дошкольного образования.