Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
І. Агульныя палажэнні
Раённая Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры – гэта прафесійнае аб’ядненне маладых настаўнікаў, дзейнасць якога павінна забяспечыць сістэмную метадычную дапамогу ў іх прафесійным станаўленні.
Дзейнасць Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры рэгламентуецца дадзеным Палажэннем, гадавым планам работы ўпраўлення па адукацыі адміністрацыі раёна (даоей – упраўлення), загадамі і распараджэннямі начальніка ўпраўлення.
Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры ствараецца пры наяўнасці ва ўстановах адукацыі раёна трох і больш маладых настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры (педагагічны стаж да 3-х гадоў).
ІІ. Мэты і задачы дзейнасці Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры
Мэты дзейнасці:
Задачы Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры:
ІІІ. Арганізацыя дзейнасці Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры
Раённую Школу маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры ўзначальвае кіраўнік, прызначаны начальнікам упраўлення па ўзгадненню з дырэктарам установы адукацыі.
Работа раённай Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры праводзіцца ў адпаведнасці з планам на бягучы навучальны год. План работы складаецца кіраўніком Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры з улікам патрабаванняў да арганізацыі метадычнай работы, акрэсленых інструктыўна-метадычным пісьмом Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.
Пасяджэнні раённай Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры праводзяцца не радзей адного разу ў чвэрць.
Дзейнасць раённай Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры каардэнуе метадыст упраўлення каардынацыі метадычнай работы цэнтра аналітычнага менеджменту рэгіянальнай адукацыі ДУА “Мінскі гарадскі інстытут развіцця адукацыі”.
ІV. Павы і абавязкі ўдзельнікаў Школа маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры
Удзельнікі Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры
павінны:
маюць права:
Кіраўнік раённай Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры
абавязаны:
мае права:
Тэрмін захоўвання дакументацыі раённай Школы маладога настаўніка беларускай мовы і літаратуры – 3 гады.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ
«МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Районная творческая группа «Методическое сопровождение профильного обучения» является профессиональным сообществом учителей, осуществляющих преподавание наиболее востребованных к изучению на повышенном уровне учебных предметов («Русский язык», «Иностранный язык», «Математика») в учреждениях общего среднего образования Партизанского района, работающих в условиях профильного обучения.
Районная творческая группа создается, реорганизуется и ликвидируется начальником управления по образованию (далее – Управления) по представлению начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования. Создание творческой группы осуществляется по мере необходимости решения задач, направленных на эффективное управление образовательным процессом при изучении учебных предметов на повышенном уровне в учреждениях общего среднего образования .
Районная творческая группа в своей деятельности руководствуется
настоящим Положением, утверждаемым начальником Управления, нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими письмами Министра образования Республики Беларусь.
Районная творческая группа согласовывает свою деятельность с руководителем районного методического объединения педагогических работников (учителей одноименного учебного предмета) и отчитывается о результатах своей деятельности перед районным методическим объединением.
Творческая группа «Методическое сопровождение профильного обучения» создается для решения определенной части целей и задач, возложенных на учреждения общего среднего образования, работающих в условия профильного обучения:
В состав районной творческой группы могут входить от трех и более человек. Учителя, входящие в состав районной творческой группы, осуществляют подготовку учащихся по предметам соответствующей образовательной области.
Руководитель районной творческой группы назначается из числа педагогов – членов творческой группы, наиболее компетентный и подготовленный к инновационной работе.
Количественный состав творческой группы не ограничен и может быть мобильным (изменяющимся).
Творческая группа работает в собственном режиме, оговоренном и принятом членами группы, на протяжении определенного промежутка времени, установленным производственной необходимостью или локальным документом (приказом начальника Управления, планом работы, решением коллегии Управления и др.). Деятельность районной творческой группы организовывается в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем творческой группы и утверждается начальником Управления.
- заседания творческой группы по вопросам методики обучения учебным предметам на повышенном уровне;
- круглые столы, семинары, творческие отчеты учителей, работающих в условиях профильного обучения;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по учебному предмету, изучаемому на повышенном уровне;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- изучение и реализация в образовательном процессе требований нормативных правовых документов, эффективного педагогического опыта;
- проведение мастер-классов, методических недель, декад, фестивалей и др.;
- взаимопосещение учебных занятий.
ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Члены творческой группы имеют право осуществлять инновационную, опытно-экспериментальную деятельность, для чего запрашивать необходимую информацию у заместителей директора учреждений образования, проводить целесообразные анкетирования, опросы, другие формы изучения существующего положения дел.
Заседания творческой группы проводятся не реже одного раза в четверть. По результатам заседаний представляется определенный методический продукт (рекомендации, памятки, собственное электронное средство обучения, статья для публикации и др.).
Результаты деятельности творческой группы носят рекомендательный характер, оформляются членами творческой группы в печатном либо электронном варианте и представляются на заседании районного методического объединений педагогических работников (учителей одноименного учебного предмета).
7.1. Права участников творческой группы:
выдвигать предложения об улучшении качества образовательного
процесса по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне в учреждениях общего среднего образования;
ставить вопрос о публикации материалов об эффективном
педагогическом опыте, накопленном в творческой группе;
вносить предложения о поощрении педагогов за активное участие в деятельности творческой группы;
вносить коррективы в программу (план) апробации новых методик с учётом условий работы и полученных промежуточных результатов;
дополнять и уточнять критерии эффективности оценки результативности нововведения;
вносить предложения по организации и содержанию аттестации
педагогических работников;
выдвигать от творческой группы учителей для участия в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
7.2. Обязанности участников творческой группы:
знать Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы Министерства образования по вопросам образования и защиты прав учащихся, организации образовательного процесса, методической работы;
изучать инновации по направлению деятельности творческой группы и их апробацию в течение учебного года или ряда лет;
разрабатывать критерии результативности нововведения (в случае необходимости);
знать основные тенденции развития методики преподавания учебного предмета в условиях профильного обучения и допрофильной подготовки;
активно участвовать в мероприятиях районной творческой группы;
создавать банк эффективного педагогического опыта работы в условиях профильного обучения (разрабатывать дидактические сценарии учебных занятий; задания для самостоятельных и контрольных работ для учащихся по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне и др.).
VIII. РУКОВОДИТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОЙ ОБЯЗАН
8.1. Руководить:
учебной и методической работой участников творческой группы;
разработкой календарно-тематических планов по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (при необходимости);
созданием дидактических и наглядных материалов, районного банка эффективного педагогического опыта учителей, осуществляющим образовательный процесс по учебным предметам на повышенном уровне обучения
8.2. Организовывать:
оперативную корректировку учебно-методических материалов;
тематики заседаний творческой группы;
взаимопосещение учебных занятий (при необходимости);
предоставлять результаты деятельности творческой группы по итогам учебного года.
Для нормальной работы в творческой группе должны быть следующие документы:
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОЙ ШКОЛЕ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Районная школа начинающего учителя (далее – ШНУ) – это профессиональное сообщество начинающих педагогов, призванное обеспечить методическое сопровождение их деятельности.
Деятельность ШНУ регламентируется настоящим Положением, приказами и иными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Мингорисполкома; годовым планом работы управления по образованию администрации района (далее - управления), приказами и распоряжениями начальника управления.
ШНУ организуется при наличии трех и более молодых учителей со стажем работы до трех лет.
Цели деятельности ШНУ:
Задачи ШНУ:
Возглавляет ШНУ руководитель, назначаемый начальником управления из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с руководителем учреждения образования.
В рамках работы ШНУ к молодым специалистам может быть прикреплен учитель-наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждений образования района, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.
Работа ШНУ проводится в соответствии с его планом на текущий учебный год. План составляется руководителем ШНУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания, обсуждается с методистом-координатором и утверждается начальником управления.
Заседания ШНУ проводятся не реже одного раза в четверть.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или профессиональные интересы других РМО, на заседания приглашаются их руководители (учителя-наставники).
Между заседаниями:
Деятельность ШНУ координирует методист управления координации методической работы центра аналитического менеджмента регионального образования ГУО «Минский городской институт развития образования».
Руководитель ШНУ обязан:
Руководитель ШНУ имеет право:
Начинающий учитель обязан:
Начинающий учитель имеет право:
Документация ШНУ хранится в течение 3-х лет.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОМ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕМ СЕМИНАРЕ «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ»
Постоянно действующий семинар (далее – ПДС) - форма методической работы, направленная на повышение профессионального уровня заместителей руководителей учреждений общего среднего образования, обмена эффективным опытом управленческой деятельности, направленной на повышение качества образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования.
ПДС создается, реорганизуется и ликвидируется начальником управления по образованию (далее – Управления) по представлению начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования
Участниками ПДС являются заместители директора, курирующие организацию образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования.
ПДС в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, утверждаемым начальником Управления, нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими письмами Министра образования Республики Беларусь.
Срок деятельности ПДС – один учебный год.
создание условий для совершенствования профессиональных компетенций заместителей директора, курирующих организацию образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования;
обмен эффективным опытом управленческой деятельности, распространение эффективных практик преподавания учебных предметов на базовом и повышенном уровнях изучения;
ознакомление с активными и интерактивными формами
организации методической работы с педагогическими работниками в учреждениях образования;
разработка памяток, рекомендаций, дидактических
материалов и другой методической продукции на основе результатов, полученных на заседаниях ПДС.
III. Основные направления деятельности:
создание учебно-методического сопровождения образовательного процесса (разработка единых требований к учёту обеспеченности учебного кабинета средствами обучения в соответствии с Перечнем оборудования; составление памяток, разработка методических рекомендаций по актуальным направлениям управленческой деятельности в организации образовательного процесса; создание банка данных об эффективном опыте организации и осуществления самоконтроля в учреждениях образования района и др.);
организация и проведение тематических консультаций по различным аспектам управленческой деятельности, работа с начинающими заместителями руководителя учреждения образования;
осуществление профессионального взаимодействия как внутреннего (между учреждениями образования района, города), так и внешнего (с кафедрами, центрами НИО, АПО, МГИРО, вузов и др.);
изучение продуктивного педагогического опыта коллег и пропаганда его идей с целью использования в практике управленческой деятельности;
Заседания ПДС проводятся не менее 4-х раз в течение учебного года (1 раз в четверть). Программы проведения заседаний ПДС разрабатываются с учетом предложений, связанных с распространением эффективных образовательных практик, от заместителей директора, курирующих организацию образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования. Координирует деятельность ПДС методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования».
К работе в ПДС могут привлекаться высококвалифицированные педагогические работники или специалисты высших учреждений дополнительного образования взрослых, имеющие необходимые знания по тематике заседаний ПДС.
На заседаниях ПДС заслушиваются теоретические вопросы (лекции, доклады, краткие сообщения) по обсуждаемой проблеме; проводится практическая часть, направленная на совершенствование управленческой деятельности заместителей директора по повышению качества образовательного процесса (деловые игры, практикумы и др.), транслируется эффективная педагогическая практика. По итогам ПДС участники получают (или разрабатывают) методический продукт по изучаемой проблеме (рекомендации, памятки, банк дифференцированных заданий и др.).
V. Документация ПДС:
4.1. Положение о ПДС.
4.2.Программы проведения заседаний ПДС. Листы регистрации участников.
4.3. Методический продукт по результатам заседания ПДС.
Положение
о районном мастер-классе «От качества управления – к управлению качеством» для заместителей директора, курирующих образовательный процесс на I ступени образования
- совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности;
- стремление к решению актуальных вопросов организации образовательного процесса, методики преподавания и технологии обучения;
- потребность в ознакомлении с эффективным управленческим опытом, системой работы, авторскими находками и т.п.;
- нестандартность мышления, исследовательская интуиция, демократичность, профессиональная и творческая совместимость.
3.1. В состав Мастер-класса входят заместители директора, курирующие образовательный процесс на I ступени образования.
Мастер-класс работает в собственном режиме, оговоренном и принятом членами Мастер-класса, на протяжении определенного периода времени, установленного локальными документами (приказом начальника управления по образованию и планом работы Мастер-класса)
Положение о районной творческой лаборатории
учителей-дефектологов
1.1.Творческая лаборатория учителей-дефектологов – профессиональное объединение творчески работающих педагогов, действующее в целях развития и совершенствования методического и профессионального мастерства для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся интегрированных классов.
классов интегрированного обучения и воспитания учреждений образования Партизанского района (ГУО «Средняя школа № 22 г.Минска», ГУО «Средняя школа № 108 г.Минска», ГУО «Средняя школа № 133 г.Минска», ГУО «Средняя школа № 183 г.Минска» и др.).
1.3. Задачи творческой лаборатории учителей-дефектологов:
классов интегрированного обучения и воспитания (по работе с учащимися с ОПФР, учащимися с аутистическими нарушениями и др.).
2.1. Деятельность творческой лаборатории организуется на основе плана работы на учебный год, составленного с учетом профессиональных запросов и лучших методических наработок учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и воспитания.
2.3. Творческая лаборатория может организовывать семинарские занятия, научные конференции, открытые учебные занятия, мастер-классы по заданной и определенной тематике; публичные лекции, творческие декады и др.
2.4. В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний. При подготовке к заседаниям творческой лаборатории разрабатывается программа проведения. На заседаниях творческой лаборатории разрабатывается (создается) определенный методический продукт (памятка, рекомендации, банк методик работы в классах интегрированного обучения и воспитания и др.).
3.1. Выдвигать предложения по улучшению образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания.
3.2. Рекомендовать своим членам различные формы повышения квалификации.
3.3. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
3.4. Рекомендовать к публикации материалы положительного педагогического опыта.
4.1. Иметь собственную программу профессионального самообразования.
4.2. Участвовать в заседаниях творческой лаборатории.
4.3. Стремиться к повышению уровня профессионального мастерства.
4.4. Знать тенденции развития современных методик работы учителя-дефектолога с обучающимися в классах интегрированного обучения и воспитания.
4.5. Участвовать в распространении эффективного педагогического опыта.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
1.1. Районная творческая мастерская является профессиональным сообществом, созданным для профессионального и творческого роста педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования, обмена инновационным педагогическим опытом.
1.2. В творческую мастерскую «Педагогический поиск» входят заместители заведующего по основной деятельности учреждений дошкольного образования. В творческую мастерскую «Инициатива. Поиск. Творчество» входят педагоги-организаторы учреждений общего среднего и дополнительного образования.
1.3. Руководитель творческой мастерской назначается приказом начальника по управлению образования администрации района (далее – Управления).
1.4. Творческая мастерская в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, утверждаемым начальником Управления, нормативными правовыми документами и инструктивно-методическими письмами Министра образования Республики Беларусь.
1.4. Срок деятельности творческой мастерской – один учебный год.
2.1. Цель: создание условий для профессионального и творческого роста педагогических работников.
2.2. Задачи:
содействовать повышению уровня профессиональных компетенций участников творческой мастерской посредством использования активных и интерактивных форм методического взаимодействия;
обсудить актуальные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью участников творческой мастерской, и наметить совместные пути их решения;
способствовать формированию у участников навыков анализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности; поддерживать инициативу и творчество педагогических работников.
осуществление планирования работы творческой мастерской с учетом приоритетных целей и задач деятельности Управления и результатов диагностики профессиональных запросов участников; организация деятельности по выполнению плана работы творческой мастерской на учебный год, проведение заседаний;
создание банка эффективного опыта участников творческой мастерской (методические разработки мероприятий, методические рекомендации, публикации в СМИ, дидактические материалы на основе результатов, полученных в рамках деятельности творческой мастерской и др.);
организация и проведение тематических консультаций по актуальным аспектам деятельности, работа с начинающими педагогическими работниками;
осуществление профессионального взаимодействия как внутреннего (между учреждениями образования района, города), так и внешнего (с кафедрами, центрами НИО, АПО, МГИРО, вузов и др.);
изучение эффективного педагогического опыта коллег и пропаганда его идей с целью использования в практике работы;
мониторинг качества методической работы (составление базы данных об участниках творческой мастерской, диагностика профессиональных затруднений, диагностика профессиональных запросов и удовлетворенности работой творческой мастерской и др.);
создание условий каждому участнику творческой мастерской для успешного личностно-профессионального развития и творческой самореализации.
Возглавляет творческую мастерскую опытный педагогический работник, который имеет высшую или первую квалификационную категорию, высокие результаты профессиональной деятельности; обладает лидерскими качествами, высокой организационно-методической и коммуникативной культурой; пользуется авторитетом и уважением среди коллег.
Творческая мастерская организует свою деятельность в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План работы составляется руководителем творческой мастерской с учетом профессиональных запросов педагогических работников, входящих в её состав, и рассматривается на одном из заседаний.
Подписывается план работы творческой мастерской её руководителем и утверждается начальником Управления.
Заседания творческой мастерской проводятся не реже одного раза в четверть. По итогам заседания разрабатывается определенный методический продукт (памятка, рекомендации, банк данных и др.)
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (педагоги).
Члены творческой мастерской имеют право:
образовательного процесса;
педагогический опыт;
мастерской за высокие результаты профессионального труда;
Члены творческой мастерской обязаны:
планом;
работы.
мастерской.
Руководитель творческой мастерской отвечает за:
планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности творческой мастерской;
пополнение «методической копилки» участника творческой мастерской;
своевременное составление программы проведения заседания творческой мастерской или методического мероприятия в рамках её деятельности ;
повышение научно-методического уровня членов творческой мастерской.
Руководитель творческой мастерской организует:
взаимодействие участников между собой и другими методическими формированиями;
открытые методические мероприятия;
изучение, обобщение и использование в практике продуктивного педагогического опыта работы;
консультации по актуальным вопросам деятельности участников творческой мастерской.
учебный год.
количественный и качественный состав.
Документация творческой мастерской хранится в течение
3-х лет.