Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
по образованию администрации
Партизанского района г. Минска
_______________В.В.. Рудая
«___»________________2024г.
Положение
о клубе учителей-наставников учреждений общего среднего образования
Партизанского района г.Минска «Точка роста»
Клуб учителей-наставников «Точка роста» (далее – Клуб) является профессиональным объединением наставников молодых учителей учреждений общего среднего образования Партизанского района г. Минска.
В своей деятельности Клуб руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь в области образования и настоящим Положением.
Целью Клуба является обмен эффективным опытом работы учителей-наставников по методической поддержке молодых педагогов, организация продуктивного профессионального общения учителей-наставников и молодых учителей, оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении.
Задачи Клуба:
- повышать уровень теоретических и практических знаний учителей-наставников в вопросах методического сопровождения молодых специалистов в период их адаптации;
- устанавливать сотрудничество и взаимодействие между молодыми специалистами и опытными педагогами в целях передачи эффективного педагогического опыта, апробации и внедрения в работу учителей современных образовательных технологий;
- способствовать решению проблемы профессионального самосохранения, профессионального выгорания, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу;
- содействовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности, повышению профессионального мастерства и профессиональному росту педагогов.
- изучение работы учителей-наставников с молодыми специалистами, выявление проблем, затруднений в профессиональной деятельности;
- обеспечение методической, информационной помощи;
- формирование информационно-аналитического банка, содержащего информацию о молодых специалистах и их наставниках;
- разработка методического продукта по результатам заседаний для дальнейшего использования в практической деятельности (банк методических разработок учебных занятий/внеклассных мероприятий, презентации, публикации и др.).
4.Состав Клуба и организации работы.
В состав Клуба входят учителя первой и высшей квалификационной категории, закрепленные за молодыми учителями в качестве наставников в учреждениях образования района.
Руководство Клубом осуществляет один из наиболее инициативных и коммуникабельных заместителей директора по основной деятельности/ педагогических работников, назначенный приказом начальника управления по образованию.
Руководитель Клуба привлекает к проведению заседаний наиболее опытных педагогических работников учреждений образования района.
Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в четверть.
3.6. Ведётся следующая документация:
План работы заседаний Клуба.
Программы заседаний/мероприятий.
Банк данных о молодых учителях и наставниках.
Методический продукт по результатам деятельности (сборник методических разработок открытых учебных занятий/внеклассных мероприятий, презентации, публикации и др.).
5.Права и обязанности членов Клуба
5.1. Члены Клуба имеют право:
- вносить предложения по совершенствованию деятельности Клуба;
- принимать участие в составлении плана работы на учебный год;
- получать необходимую для выполнения своих функций информацию у руководителя;
- знакомиться с документами по вопросам обеспечения образовательной и методической деятельности.
5.2. Члены Клуба обязаны:
- участвовать в мероприятиях, организуемых Клубом;
- постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
- обращаться к руководителям учреждений образования с запросом о получении информации;
- планировать работу Клуба на учебный год, анализировать деятельность, намечать перспективы развития;
- привлекать всех членов Клуба к участию в работе;
- выявлять успешный педагогический опыт наставничества и транслировать его в информационно-методических сборниках, на заседаниях Клуба и др.;
- оказывать помощь и поддержку в проведении открытых мероприятий молодым специалистам;
- размещать информацию о работе Клуба на районном методическом портале/сайте учреждения образования, где работает руководитель Клуба;
- ходатайствовать л поощрении молодых учителей и их наставников за результаты работы.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
по образованию администрации
Партизанского района г. Минска
_______________В.В.. Рудая
«___»________________2024г.
Положение о
клубе руководителей учреждений образования
Партизанского района г.Минска
Клуб «ТРИ-Д» (три доминанты директора: творчество, развитие, инициатива) и клуб «Эверест» являются профессиональными объединениями руководителей учреждений образования Партизанского района, заинтересованных во взаимном профессиональном общении и ориентированных на развитие профессионального мастерства как условии повышения качества образования.
Клуб «ТРИ-Д» (три доминанты директора: творчество, развитие, инициатива) является профессиональным объединением руководителей учреждений общего среднего образования.
Клуб «Эверест» является профессиональным объединением руководителей учреждений дошкольного образования.
Клубы ««ТРИ-Д» и «Эверест» (далее – Клуб) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь в сфере образования и настоящим Положением.
2.1. Цели Клуба:
создание и эффективное использование коммуникативной площадки для открытого обсуждения актуальных вопросов управленческой деятельности, проблем и предлагаемых решений, касающихся любой области в сфере дошкольного и общего среднего образования.
создание условий для совершенствования управленческих компетенций и профессионального роста, творческой и личностной самореализации руководителей учреждений образования района.
2.2. Основные задачи Клуба:
организация эффективной коммуникации и среды неформального общения руководителей,
повышение уровня профессиональной компетентности руководителей учреждений образования,
выявление эффективных педагогических практик и распространение эффективного управленческого и педагогического опыта,
организация наставничества и профессионального сопровождения начинающих руководителей;
профилактика стресса и эмоционального выгорания у руководящих кадров.
Деятельность Клуба направлена на проведение методических и публичных мероприятий для достижения поставленных задач в интересах членов Клуба и участников мероприятий Клуба.
В деятельности Клуба могут быть использованы следующие формы работы:
- тематические заседания, дискуссии, встречи с представителями органов исполнительной власти, управления по образованию, семинары и другие мероприятия;
- клубные встречи, экскурсии, выездные семинары;
- тренинги по профилактике стресса и эмоционального выгорания у руководящих кадров;
- презентации достижения науки, литературы и искусства, теорий, концепций, проектов и иных результатов интеллектуальной деятельности в области образования
- распространение информации о деятельности Клуба и его членах через различные формы и средства массовой информации.
Руководство Клубом осуществляет один из наиболее инициативных и ответственных руководителей учреждений образования района, назначенный в соответствии с приказом об организации районной методической сети.
Руководитель Клуба привлекает к проведению заседаний наиболее опытных педагогических работников учреждений образования района и города.
Клуб работает по плану, утвержденному начальником управления по образованию. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в четверть
получать общие сведения о направлениях деятельности учреждений образования,
проводить свободный обмен мнениями с членами Клуба по любым вопросам, представляющим взаимный интерес,
участвовать в клубных мероприятиях, в подготовке и реализации проектов Клуба,
пользоваться консультационной и информационной поддержкой участников Клуба.
принимать регулярное личное участие в мероприятиях Клуба,
проявлять инициативность и активность в использовании возможностей Клуба и его членов для решения как своих задач, так и задач, представляющих взаимный интерес,
содействовать реализации намеченных клубных мероприятий,
проводить открытые встречи в учреждениях образования по обмену опытом,
укреплять и поддерживать престиж Клуба;
активно участвовать в обсуждении предложений по различным направлениям деятельности.
Руководителем Клуба ведётся следующая документация:
план работы заседаний Клуба, утвержденный начальником управления по образованию;
программы заседаний/мероприятий;
банк данных об участниках Клуба;
методический продукт по результатам деятельности (банк эффективного опыта управленческой деятельности участников Клуба, сборник методических разработок мероприятий клуба, презентации, публикации и др.).
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
по образованию администрации
Партизанского района г.Минска
_______________В.В. Рудая
«___» «_____» 2024г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ДИАЛОГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ
Настоящее Положение регламентирует порядок проведения диалоговой площадки по направлению деятельности как средства повышения профессионального мастерства педагогов.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется речевая культура; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания; умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения; вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы; развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Целью диалоговой площадки являеtся совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах развития функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета.
Задачи:
способствовать овладению педагогами способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики, умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога;
стимулировать профессиональный и личностный рост учителей, раскрывать их творческого потенциала;
выявлять, обобщать и распространять лучшие образцы педагогической практики, популяризировать эффективный педагогический опыт.
III. Организация работы диалоговых площадок
Этапы работы на диалоговой площадке:
1этап, вводный ‑ создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации; стимулирование интереса педагогов к проблеме.
2 этап, основной ‑ диалог в разных модификациях.
3 этап, итоговый, заключительный ‑ консолидация и рефлексия. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения.
Технологии диалогового общения:
информативная – информационный обмен;
интерактивная – организационный аспект общения;
эмотивная – эмоциональный контакт;
конативная – обратная связь;
креативная – обмен идеями;
перцептивно-когнитивная – учет особенностей собеседника в процессе общения;
биоэнергетическая – энергетический обмен.
Методы и средства, используемые на диалоговых площадках: диспут, дискуссия, интеллектуальный бой, интервью-диалог, интеллектуальная дуэль, Сократов-круг, «волшебный стул», телемост и др.
Результатом деятельности диалоговых площадок станет развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции педагогов, стремление обсудить и решить поставленную перед ними проблему, а также стремление к самообразованию.
Общая тема диалоговой площадки: «Формирование функциональной грамотности учащихся в образовательном процессе средствами учебного предмета “Физика“».
Ответственные за проведение диалоговых площадок: заместители директора по учебной работе и учителя физики следующих учреждений образования:
ГУО «Средняя школа № 183 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» (октябрь 2024 г., тема «Использование потенциала учебного эксперимента по физике для формирования функциональной грамотности учащихся», место проведения – ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата»);
ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И. Грицевца», ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска» (декабрь 2024 г., тема «Физические задачи как средство развития функциональной грамотности учащихся», место проведения – ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И. Грицевца»);
ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 86 г. Минска имени Фомы Занько» (март 2025 г., тема «Формы, методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных занятиях по физике», место проведения – ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска»);
«Средняя школа № 69 г. Минска», ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса» (апрель 2025 г., тема «Развитие познавательного интереса и функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Физика» на факультативных занятиях и во внеклассной работе», место проведения – ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска»).
К участию в предложенных диалоговых площадках приглашаются заместители директора по учебной работе и учителя физики учреждений общего среднего образования района.
Участники диалоговой площадки имеют право на:
своевременную и полную информацию о программе проведения диалоговой площадки;
внесение предложений по повышению эффективности работы по выявлению, обобщению и распространению лучших образцов педагогической практики учителей учреждения образования, популяризации их опыта.
Участники диалоговой площадки обязаны:
выполнять требования настоящего положения;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство других участников диалоговой площадки; соблюдать регламент, установленный при проведении диалоговой площадки;
популяризировать свой опыт работы.
Формулирование направления деятельности и вопросов для обсуждения.
Участники объединяются в группы.
В каждой группе определяется спикер группы.
Обсуждение вопроса и выработка единого мнения в группе.
Высказывание спикера и отстаивание позиции группы.
Анализ результатов обсуждения, совместное принятие решения.
Каждый участник имеет право высказать свое мнение. Точка зрения должна подкрепляться убедительными аргументами.
Строго соблюдать регламент на всех этапах проведения диалога.
Суждения спикера групп только по теме. Высказанные формулировки не дублировать.
Обсуждение проблем на соответствующей диалоговой площадке проводится не реже 1 раза в четверть.
VII. Методические продукты деятельности районной диалоговой площадки
Подготовка предложений по проведению районного смотра-конкурса на лучшую организацию диалоговых площадок «Формирование функциональной грамотности учащихся в образовательном процессе средствами учебного предмета «Физика».
Разработка и пополнение методических материалов для коллег в рамках определенной тематики и его обновление для дальнейшего использования в практической деятельности:
банк методических разработок по использованию потенциала учебного эксперимента по физике для формирования функциональной грамотности учащихся;
методический сборник «Физические задачи как средство развития функциональной грамотности учащихся»;
картотека «Формы, методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных занятиях по физике»;
методическая копилка разработок факультативных занятий и внеклассных мероприятий «Развитие познавательного интереса и функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Физика» на факультативных занятиях и во внеклассной работе».
VIII. Документация.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
по образованию администрации
Партизанского района г.Минска
_______________В.В. Рудая
«___» «_____» 2024г.
Положение
о районном мастер-классе «От качества управления – к управлению качеством» для заместителей директора, курирующих образовательный процесс на I ступени образования
Постоянно действующий мастер-класс «От качества управления – к управлению качеством образования» (далее – Мастер-класс) является формой методического сопровождения педагогических работников учреждений образования района.
Мастер-класс – это профессиональное объединение заместителей директора по учебной работе, курирующим образовательный процесс на I ступени общего среднего образования, у которых ярко выражены:
совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности;
стремление к решению актуальных вопросов организации образовательного процесса, методики преподавания и технологии обучения;
потребность в ознакомлении с эффективным управленческим опытом, системой работы, авторскими находками и т.п.;
нестандартность мышления, исследовательская интуиция, демократичность, профессиональная и творческая совместимость.
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности заместителей директора, курирующих образовательный процесс на I ступени общего среднего образования, в решении вопросов личностно-профессионального развития педагогов как необходимого условия обеспечения качественного образования.
Задачи:
создать условия для обеспечения становления современного заместителя директора, имеющего:
презентовать наработанный профессиональный опыт для его обмена и взаимообмена.
В состав мастер-класса входят заместители директора, курирующие образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.
Руководитель мастер-класса назначается из числа заместителей директора – членов мастер-класса, наиболее компетентный и подготовленный к инновационной работе.
4.Документация
Положение о мастер-классе.
План работы на текущий учебный год.
Программы заседаний и оформленные материалы к ним.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
по образованию администрации
Партизанского района г.Минска
_______________В.В. Рудая
«___» «_____» 2024г.
Положение
о районном мастер-классе «От качества управления – к управлению качеством» для заместителей директора, курирующих образовательный процесс на I ступени образования
Постоянно действующий мастер-класс «От качества управления – к управлению качеством образования» (далее – Мастер-класс) является формой методического сопровождения педагогических работников учреждений образования района.
Мастер-класс – это профессиональное объединение заместителей директора по учебной работе, курирующим образовательный процесс на I ступени общего среднего образования, у которых ярко выражены:
совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности;
стремление к решению актуальных вопросов организации образовательного процесса, методики преподавания и технологии обучения;
потребность в ознакомлении с эффективным управленческим опытом, системой работы, авторскими находками и т.п.;
нестандартность мышления, исследовательская интуиция, демократичность, профессиональная и творческая совместимость.
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности заместителей директора, курирующих образовательный процесс на I ступени общего среднего образования, в решении вопросов личностно-профессионального развития педагогов как необходимого условия обеспечения качественного образования.
Задачи:
создать условия для обеспечения становления современного заместителя директора, имеющего:
презентовать наработанный профессиональный опыт для его обмена и взаимообмена.
В состав мастер-класса входят заместители директора, курирующие образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.
Руководитель мастер-класса назначается из числа заместителей директора – членов мастер-класса, наиболее компетентный и подготовленный к инновационной работе.
4.Документация
Положение о мастер-классе.
План работы на текущий учебный год.
Программы заседаний и оформленные материалы к ним.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска
_______________В.В. Рудая
«___» «_____» 2024г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Районное методическое объединение (РМО) – это профессиональное сообщество педагогов, призванное обеспечить методическое сопровождение их личностно-профессионального развития на основе общности профессиональных интересов, взаимодействия и сотрудничества.
Деятельность РМО регламентируется настоящим Положением, приказами и иными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Мингорисполкома; планом работы управления по образованию приказами и распоряжениями начальника управления.
РМО является формой методического сопровождения для повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов, педагогов социальных, руководителей по военно-патриотическому воспитанию, руководителей школьных музеев, школьных библиотекарей.
РМО организуется при наличии трех и более педагогических работников по направлению деятельности.
Целью деятельности РМО является создание условий для активизации деятельности педагогических работников учреждений образования и развития у них социально-ориентированной мотивации на самосовершенствование и повышение качества профессиональной деятельности.
РМО призвано решать следующие задачи:
изучать нормативные правовые и методические документы по актуальным вопросам современного образования, психологического сопровождения образовательного процесса, организации воспитательной и идеологической работы, охраны детства;
обеспечивать методическое сопровождение реализации Кодекса Республики Беларусь об образовании (14 января 2022 г., № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»), Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.,
способствовать совершенствованию теоретических и практических знаний педагогов в условиях компетентностного подхода, реализации потенциала воспитательной среды учреждения образования, для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия,
формирования у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;
содействовать повышению уровня профессиональных компетенций в вопросах профилактики насилия в преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних», в вопросах формирования психологически безопасной и бесконфликтной среды в учреждении образования;
способствовать повышению уровня профессиональных компетенций педагогов в организации деятельности по предупреждению и преодолению семейного неблагополучия, оказанию помощи несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации;
оказывать методическую и практическую помощь педагогам в работе с учащимися и их законными представителями по активному приспособлению детей к социальной среде, успешному функционированию и перспективному психологическому здоровью несовершеннолетних;
изучать и рекомендовать к использованию в педагогической практике активные и интерактивные формы работы, современные образовательные технологии, в том числе ИКТ;
транслировать эффективный педагогический опыт;
осуществлять методическое сопровождение молодых педагогов, а также педагогов, участвующих в различных конкурсах профессионального мастерства, транслирующих авторский опыт на уровне города, представляющих проекты на премии и гранты Мингорисполкома;
формировать у педагогических работников умения планировать, анализировать и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности и др.
составление общей характеристики членов РМО (образование, стаж, категория, дата присвоения квалификационной категории, время последнего повышения квалификации, тема самообразования и др.);
проведение диагностики образовательных запросов членов РМО;
осуществление планирования работы РМО с учетом приоритетных целей и задач деятельности учреждения образования и результатов диагностики профессиональных запросов;
организация деятельности по выполнению плана РМО на учебный год, проведение заседаний;
осуществление профессионального взаимодействия как внутреннего (между учреждениями образования района, города), так и внешнего (с кафедрами, центрами АО, МГИРО, вузов и др.);
ведение документации РМО (план работы на текущий учебный год, листы регистрации участников заседаний, программы заседаний, протоколы и др.);
составление аналитических отчетов о результатах работы РМО за текущий учебный год.
оперативное реагирование на запросы педагогических работников по актуальным педагогическим проблемам;
расширение и обогащение их методических знаний, умений и навыков; совершенствование их профессиональных компетенций;
оказание методической помощи в реализации инновационных подходов в практике воспитательной работы;
изучение продуктивного педагогического опыта коллег и пропаганда его идей с целью использования в массовой педагогической практике;
помощь в подготовке педагогов к прохождению аттестации и подтверждению квалификационной категории;
методическое сопровождение деятельности молодых и малоопытных педагогов;
методическое сопровождение работы по самообразованию, реализации индивидуального профессионального маршрута и др.
Возглавляет РМО руководитель, назначаемый начальником управления из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с руководителем учреждения образования.
Работа РМО проводится в соответствии с его планом на текущий учебный год. План составляется руководителем РМО, согласовывается с начальником отдела воспитательной и идеологической работы, охраны детства и утверждается начальником управления.
Заседания РМО проводятся не реже одного раза в четверть. Ход каждого заседания протоколируется. Протокол заседания подписывается руководителем РМО и секретарем РМО.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или профессиональные интересы других РМО, на заседания приглашаются их руководители (учителя).
Члены РМО имеют право:
инициировать вопрос перед управлением о публикации материалов продуктивного педагогического опыта, накопленного в РМО;
ходатайствовать перед управлением о поощрении педагогических работников, членов РМО, за высокие результаты труда, активное участие в работе заседаний РМО, передачу авторского опыта коллегам;
рекомендовать педагогическим работникам различные формы дополнительного образования взрослых;
принимать участие лично и выдвигать от РМО педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства, в разработке и представлении материалов на премии и гранты Мингорисполкома;
готовить предложения и рекомендовать педагогических работников для повышения квалификационной категории;
выдвигать предложения по совершенствованию работы методического объединения, устранению выявленных противоречий и проблем, прочим вопросам, входящим в его компетенцию;
обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания обучающихся к руководству учреждений образования, специалистам управления образования, методистам МГИРО, АО;
вносить предложения по совершенствованию организации и содержанию аттестации педагогических работников;
рекомендовать педагогических работников к участию в органах управления учреждений образования.
Обязанности членов РМО:
знать Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы Министерства образования, региональных управленческих структур по вопросам образования и защиты прав учащихся, организации образовательного процесса, методической работы;
активно участвовать в заседаниях РМО, практических занятиях, проводимых по плану методического объединения;
осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
исполнять решения заседаний РМО (использовать в практике деятельности методические рекомендации по итогам проведения каждого заседания РМО);
нести ответственность за результаты и качество своей работы;
повышать уровень своего профессионального мастерства;
знать основные тенденции развития методики воспитательной работы (по соответствующему направлению деятельности);
руководствоваться в своей работе настоящим Положением.
Обязанности руководителя РМО
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления по образованию администрации Партизанского района г.Минска
_______________ В.В. Рудая
«___»________________2024г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о районной школе менеджмента для резерва
руководящих кадров учреждений образования
1. Общие положения
Школа менеджмента (далее – Школа) является формой методического сопровождения педагогических работников, находящихся в резерве на должность руководителя учреждения образования района.
Деятельность Школы может осуществляться по двум направлениям:
как последовательное изложение эффективного опыта управленческой деятельности большому числу участников Школы;
как индивидуальное наставничество.
Решения Школы являются рекомендательными для её участников.
Цель: ознакомление с эффективным опытом управленческой деятельности, формирование профессиональных качеств руководителя.
Задачи:
содействовать включению педагогических работников в деятельность по формированию командного подхода к реализации поставленных задач.
создавать условия для совершенствования коллегиальных профессиональных компетенций участников районной школы менеджмента;
способствовать росту коллегиальной профессиональной компетентности посредством поиска эффективных форм и методов при реализации управленческих задач в системе общего среднего образования;
3. Организация деятельности Школы
Деятельность Школы направлена на подготовку/методическую поддержку педагогических работников, находящихся в резерве на должность руководителя учреждения образования.
Руководителем Школы является директор учреждения образования или заместитель директора по основной деятельности, назначенный приказом начальника управления по образованию.
Школа работает по плану, утвержденному начальником управления.
Заседания проводятся один раз в квартал, в случае индивидуального наставничества не реже одного раза в неделю.
4. Документация и отчетность
Положение о Школе.
План работы на учебный год.
Программы проведения заседаний и материалы к ним.
Листы регистрации участников заседаний.
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района _______________ В.В. Рудая «___»________________2024г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Районная творческая группа является формой методического сопровождения педагогических работников учреждений образования района. Создание творческой группы осуществляется по мере необходимости решения задач исследовательского характера, направленных на эффективное управление образовательным процессом в учреждениях общего среднего образования.
Районная творческая группа в своей деятельности руководствуется
настоящим Положением, иными нормативными правовыми в сфере общего среднего образования Республики Беларусь.
способствовать поиску новых эффективных форм повышения профессионального мастерства педагогов;
включать педагогов в создание инновационного пространства, направленного на повышение качества образовательного процесса в контексте формирования функциональной грамотности;
изучать и распространять эффективные образовательные практики в области использования современных образовательных технологий.
В состав районной творческой группы могут входят от трех и более педагогов одной образовательной области.
Руководитель районной творческой группы назначается из числа педагогов – членов творческой группы, наиболее компетентный и подготовленный к инновационной работе.
Количественный состав творческой группы не ограничен и может быть мобильным (изменяющимся).
Заседания творческой группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Деятельность районной творческой группы организовывается в соответствии с планом работы на текущий учебный год, утвержденным начальником управления по образованию.
Результатом работы творческой группы являются:
методические разработки факультативных занятий по определенному направлению деятельности;
разработка дидактических материалов для применения в практике преподавания;
подготовка материалов из опыта работа для представления в средствах массовой информации.
Для продуктивной работы в творческой группе должны быть следующие документы:
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района _______________ В.В. Рудая «___»________________2024г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Районная творческая группа является формой методического сопровождения педагогических работников учреждений образования района. Создание творческой группы осуществляется по мере необходимости решения задач исследовательского характера, направленных на эффективное управление образовательным процессом в учреждениях общего среднего образования.
Районная творческая группа в своей деятельности руководствуется
настоящим Положением, иными нормативными правовыми в сфере общего среднего образования Республики Беларусь.
способствовать поиску новых эффективных форм повышения профессионального мастерства педагогов;
включать педагогов в создание инновационного пространства, направленного на повышение качества образовательного процесса в контексте формирования функциональной грамотности;
изучать и распространять эффективные образовательные практики в области использования современных образовательных технологий.
В состав районной творческой группы могут входят от трех и более педагогов одной образовательной области.
Руководитель районной творческой группы назначается из числа педагогов – членов творческой группы, наиболее компетентный и подготовленный к инновационной работе.
Количественный состав творческой группы не ограничен и может быть мобильным (изменяющимся).
Заседания творческой группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Деятельность районной творческой группы организовывается в соответствии с планом работы на текущий учебный год, утвержденным начальником управления по образованию.
Результатом работы творческой группы являются:
методические разработки факультативных занятий по определенному направлению деятельности;
разработка дидактических материалов для применения в практике преподавания;
подготовка материалов из опыта работа для представления в средствах массовой информации.
Для продуктивной работы в творческой группе должны быть следующие документы:
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска _______________В.В. Рудая «___» «_____» 2024г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
Творческая мастерская является формой методического сопровождения педагогических работников.
Творческая мастерская в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, нормативными правовыми актами в сфере образования Республики Беларусь.
Цель: создание условий для профессионального и творческого роста педагогических работников и руководителей учреждений образования, совершенствования навыков их профессионального мастерства с учетом инновационного педагогического опыта.
2.2. Задачи:
изучать современную методическую литературу и материалы эффективного педагогического опыта в своей предметной области (направлении деятельности);
совершенствовать ключевые профессиональные компетенции (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникативность) посредством использования активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия;
способствовать развитию и совершенствованию у педагогов инициативы и творчества, информационных и прогностических компетенций, навыков анализа и рефлексии собственной профессиональной деятельности;
разработать методические продукты (методические рекомендации, памятки, публикации, дидактические материалы, презентации и др.) на основе результатов, полученных в творческой мастерской.
методическое сопровождение образовательного процесса (составление памяток, методических рекомендаций по актуальным направлениям профессиональной деятельности; создание банка данных об эффективном опыте и др.);
осуществление методического сопровождения профильного обучения / допрофильной подготовки учителей, преподающих учебные предметы на повышенном уровне
организация и проведение тематических консультаций по различным аспектам инновационной деятельности;
осуществление профессионального взаимодействия как внутреннего (между учреждениями образования района, города), так и внешнего (с кафедрами, центрами АО, МГИРО, вузов и др.);
изучение продуктивного педагогического опыта коллег и пропаганда его идей с целью дальнейшего использования в практической деятельности.
Творческая мастерская организует свою деятельность в соответствии с планом работы на текущий учебный год, утвержденным начальников управления по образованию.
Заседания творческой мастерской проводятся не реже одного раза в четверть. По итогам заседания разрабатывается определенный методический продукт (памятка, рекомендации, презентация, публикация, банк дидактических материалов, банк эффективного педагогического опыта и др.).
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (педагоги).
Члены творческой мастерской имеют право:
выдвигать предложения о совершенствовании образовательного процесса;
изучать, обобщать и распространять продуктивный педагогический опыт;
вносить предложения о поощрении членов творческой мастерской за высокие результаты профессионального труда;
выдвигать кандидатуры педагогических работников для участия в конкурсах профессионального мастерства и др.
Члены творческой мастерской обязаны:
знать нормативные правовые акты Министерства
образования Республики Беларусь по вопросам обучения и воспитания, защиты прав учащихся, организации образовательного процесса, методической работы;
руководствоваться в своей работе настоящим Положением;
осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
нести ответственность за результаты и качество своей работы.
мастерской.
Руководитель творческой мастерской отвечает за:
планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности творческой мастерской
пополнение «методической копилки творческой мастерской;
своевременное составление документации;
повышение научно-методического уровня членов творческой мастерской.
Руководитель творческой мастерской организует:
взаимодействие участников между собой и другими методическими формированиями;
открытые учебные занятия, иные мероприятия;
изучение, обобщение и использование в практике продуктивного педагогического опыта работы;
консультации по запросам педагогических работников.
Положение о творческой мастерской.
План работы творческой мастерской на текущий учебный год.
Программы заседаний творческой мастерской.
Листы регистрации посещения заседаний и мероприятий в рамках деятельности творческой мастерской.
Разработанные методические продукты по итогам заседаний.
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района _______________В.В. Рудая «___»________________2024г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о школе профессионального становления молодого учителя
Школа профессионального становления молодого учителя (далее – ШМУ) – это профессиональное сообщество молодых педагогов, призванное обеспечить методическое сопровождение их деятельности, определить оптимальные психолого-педагогические условия для адаптации начинающих учителей в профессии и установления продуктивной коммуникации с участниками образовательного взаимодействия.
Деятельность ШМУ регламентируется настоящим Положением, приказами и иными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Мингорисполкома; годовым планом работы управления по образованию (далее - управления), приказами и распоряжениями начальника управления.
ШМУ организуется при наличии трех и более молодых учителей учебных предметов, заинтересованных в достижении обозначенной цели.
Цели деятельности ШМУ:
создание условий для формирования профессиональной компетентности молодых учителей, их личностно-профессионального развития;
планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающих учителей;
оказание методической помощи в профессиональной деятельности, профессиональном развитии начинающих педагогов;
формирование потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности каждого педагога.
Задачи ШМУ:
обеспечить успешную адаптацию молодых учителей к профессии;
способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма;
содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодых учителей;
пропагандировать педагогическое мастерство опытных учителей, оказывать помощь в совершенствовании знаний в вопросах методики, педагогики, психологии.
Возглавляет ШМУ руководитель, назначаемый начальником управления из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с руководителем учреждения образования.
В рамках работы ШМУ к молодым учителям может быть прикреплен учитель-наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов учреждений образования района, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области педагогики, методики и психологии.
Работа ШМУ проводится в соответствии с его планом на текущий учебный год. План составляется руководителем ШМУ при непосредственном участии учителей-наставников на основании результатов диагностики затруднений молодого учителя в вопросах организации обучения и воспитания и утверждается начальником управления.
Заседания ШМУ проводятся не реже одного раза в четверть.
При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или профессиональные интересы других районных методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (учителя-наставники).
Между заседаниями:
проводятся индивидуальные консультации по основным вопросам образовательного процесса;
осуществляется совместная деятельность учителя-наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
организуется обмен опытом учителей-наставников с молодыми учителями;
осуществляется взаимопосещение учебных занятий и внеучебных мероприятий у молодых учителей и учителей-наставников;
оказывается помощь молодым учителям по вопросам самообразования.
Одной из основных форм работы с участниками ШМУ вовлечение педагогов в фестивальное движение:
Минский городской фестиваль педагогических идей и решений (октябрь- ноябрь. ежегодно);
районный фестиваль открытых уроков молодых учителей «Мои первые педагогические находки (апрель –май, ежегодно) и др.
Руководитель ШМУ обязан:
знакомить молодого специалиста с основными направлениями деятельности педагогического работника в учреждении общего среднего образования;
помогать анализировать учебные программы и пояснительные записки к ним;
оказывать помощь (при необходимости) в составлении календарно-тематического плана, в подборе материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, в выборе наглядных пособий и др.;
проводить обучение конструированию учебных занятий и внеучебных мероприятий;
выявлять и устранять затруднения в организации учебных занятий;
посещать учебные занятия молодых учителей с последующим подробным анализом;
направлять работу молодых специалистов по самообразованию.
Руководитель ШНУ имеет право:
запрашивать отчёт о результатах педагогической деятельности молодых учителей;
привлекать к работе с молодыми специалистами других педагогических работников учреждений образования.
Начинающий учитель обязан:
знать нормативные правовые документы в сфере общего среднего образования;
постоянно работать над повышением профессионального уровня;
совершенствовать свой образовательный и культурный уровень;
учиться у учителя-наставника профессиональному мастерству;заниматься самообразованием;
периодически отчитываться о своей работе.
Начинающий учитель имеет право:
заниматься дополнительным образованием в удобной для себя форме;
участвовать в работе учебно-методических объединений по соответствующему учебному предмету и в работе других методических формирований;
принимать участие в конкурсах профессионального мастерства молодых учителей, фестивалях, конференциях, семинарах, творческих и педагогических мастерских, проводимых на базе учреждений образования;
вносить предложения по совершенствованию работы ШМУ;
защищать профессиональную честь и достоинство.
положение о ШМУ;
план работы ШМУ;
банк данных о молодых специалистах и их наставниках;
методический продукт по итогам деятельности ШМУ (сборник методических разработок, банк эффективного опыта, публикации, тематические презентации и др.)
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района _______________ В.В. Рудая «___»________________2024 г. |
Положение
о районной методической площадке
Районные методические площадки («Педагогический менеджмент в практике управления учреждением образования: организация, руководство, контроль» для заместителей директора, курирующих организацию образовательного процесса на II-III ступенях общего среднего образования; «Актуальные аспекты деятельности заместителя директора по воспитательной работе», «Методические аспекты организации образовательной среды для детей с аутизмом», «Методическое сопровождение руководителей физического воспитания учреждений дошкольного образования», «Интерактивный лабиринт» для педагогов-психологов учреждений дошкольного образования) являются формами методического сопровождения педагогических работников учреждений образования созданными для совершенствования их уровня профессиональной компетентности, творческого роста посредством обмена эффективными педагогическими практиками, установления продуктивной коммуникации с участниками методического взаимодействия.
Деятельность районных методических площадок (далее – РМП) регламентируется настоящим Положением, иными правовыми актами в сфере образования Республики Беларусь, планом работы управления по образованию, приказами и распоряжениями начальника управления.
Целью деятельности РМП является создание условий для совершенствования профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в сфере организации методического взаимодействия в своей предметной области (направлении деятельности), развития у них социально-ориентированной мотивации на самосовершенствование и повышение качества профессиональной деятельности.
РМП призвано решать следующие задачи:
изучать нормативные правовые и методические документы по актуальным вопросам современного образования, методического сопровождения образовательного процесса как условия повышения качества образования;
содействовать повышению уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников в сфере организации методического взаимодействия в своей предметной области (направлении деятельности);
изучать и рекомендовать к использованию в педагогической практике активные и интерактивные формы работы, современные образовательные технологии, в том числе ИКТ;
транслировать эффективный педагогический опыт;
оказывать методическую поддержку молодым педагогам, а также педагогам, участвующим в различных профессиональных конкурсах, транслирующим авторский опыт на уровне района (города, республики), представляющим инновационные проекты на премии Мингорисполкома;
формировать у педагогических работников умение планировать, анализировать и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности и др.
способствовать повышению уровня знаний психологических особенностей современных детей и связанных с ними проблем в образовательной практике;
развивать и повышать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
Возглавляет РМП руководитель, назначаемый начальником управления из числа наиболее опытных и авторитетных заместителей директора/педагогических работников по согласованию с руководителем учреждения образования.
Деятельность РМП организуется в соответствии с планом работы на текущий учебный год.
Заседания РМП проводятся не реже одного раза в четверть.
По теме заседания разрабатывается соответствующий методический продукт (рекомендации, памятки, публикации, презентации, банк эффективного педагогического опыта и др.).
Между заседаниями руководителем РМП проводятся индивидуальные консультации по запросам участников.
круглые столы, совещания и семинары (вебинары) по актуальным вопросам профессиональной деятельности, творческие отчеты педагогов и т.п.;
конференции, панорамы опыта, семинары-практикумы по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
изучение и реализация в образовательном процессе требований
нормативных правовых документов, эффективного педагогического опыта;
проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, мастер-классов, методических недель, декад, фестивалей и др.
Руководитель РМП:
составляет план работы на учебный год с учетом эффективной педагогической практики;
оказывает помощь (по запросу) в вопросах организации успешной коммуникации педагогических работников с субъектами образовательного взаимодействия;
разрабатывает программу проведения заседаний, а также рекомендации по разработке соответствующего методического продукта в соответствии с планом работы РМП;
организует в условиях заседаний свободное интерактивное обсуждение затруднений, связанных с актуальными аспектами образовательного взаимодействия;
помогает в выявлении и устранении психолого-педагогических затруднений в работе молодых специалистов;
привлекает к участию в заседаниях РМП опытных педагогов-психологов, иных педагогических работников учреждений образования, специалистов учреждений дополнительного образования взрослых и др.
Участник РМП:
изучает нормативные документы в сфере общего среднего образования;
совершенствует свою осведомленность в аспектах психолого-педагогической взаимодействия субъектов образовательного пространства;
активно взаимодействует с коллегами в условиях заседаний, выявляя причины конфликтных ситуаций и определяя пути их разрешения;
занимается самообразованием по тематике РМП в удобной для себя форме;
вносит предложения по совершенствованию работы РМП.
У руководителя РМП хранятся следующие документы:
положение о РМП;
план работы на учебный год;
программы заседаний;
листы регистрации участников заседаний;
методические продукты, материалы заседаний (в электронном виде).