СШ72

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 Автор проекта:

С.А.Поляченко, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа №72 г. Минска»

Учреждение образования: государственное учреждение «Средняя школа №72 г. Минска»

Сроки реализации:

сентябрь 2015 г. – август 2018 г.

АННОТАЦИЯ

В данной работе представлен эффективный опыт управления системой методической работы ГУО «Средняя школа № 72 г. Минска». Особенностью проекта является целостный подход к организации Школы Начинающего учителя. Методические материалы проекта способствуют созданию системы работы по формированию профессиональных компетенций молодого педагога, созданию условий для социальной  и профессиональной адаптации. Особое внимание уделено развитию и совершенствованию профессионализма начинающего педагога. Проект способствует созданию команды единомышленников. Данный материал может быть полезен как руководителям, которые заинтересованы новыми формами взаимодействия с кадрами, так и молодым педагогам.        

Актуальность

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать - и я пойму.
Китайская притча

Ежегодно в учреждения образования приступают к профессиональной деятельности молодые специалисты. Качественная организация работы с начинающими кадрами – одно из приоритетных направлений деятельности методической службы школы.

Ни для кого не секрет, что вчерашние выпускники ВУЗов обладают глубокими теоретическими знаниями, владеют основами методики и воспитания, но они не готовы к решению педагогических и психологических проблем, с которыми сталкиваются в практике работы, испытывают трудности в формировании индивидуального педагогического стиля.

Поэтому для молодых педагогов с первых дней трудовой деятельности организовано методическое сопровождение.  На уровне учреждения функционирует школа начинающего учителя, организовано постоянное консультирование педагогов, посещение уроков, проведение конкурсов профессионального мастерства, участие в школьных и районных фестивалях открытых мероприятий.

Цель

создание условий для успешной самореализации начинающих педагогов, их профессионального роста и совершенствования

Задачи

организация системной методической поддержки начинающих педагогов по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики

оказание помощи в формировании профессиональных компетенций, повышении эффективности образовательного процесса

предоставление начинающим педагогам возможности для продуктивного общения, совместного поиска решений возникающих проблем, обмена опытом

Объект проектной деятельности:

реализация процесса социальной и профессиональной адаптации начинающих педагогов

Предмет проектной деятельности:

системный подход к реализации процесса социальной и профессиональной адаптации начинающих педагогов как  необходимое условие качественного кадрового обновления 

Гипотеза проектной деятельности:

необходимость создания и внедрения в практику методической работы комплекса мероприятий по организационной,  учебно-методической и психолого-педагогической  поддержке процесса социальной и профессиональной адаптации начинающих педагогов

Предполагаемый результат:

профессиональная и социальная адаптация начинающих педагогов;

закрепление молодых специалистов на рабочем месте;

повышение качества образовательного процесса;

положительный психологический климат во взаимоотношениях участников образовательного процесса.

Методы реализации проектной деятельности:

диагностика (анкетирование) с целью выявления профессиональных затруднений молодых педагогов;

изучение литературы и иных информационных источников;

отбор и внедрение в практику методической работы форм, методов, приемов и способов организационной,  учебно-методической и психолого-педагогической  поддержки процесса профессиональной и социальной адаптации начинающих педагогов;

анализ  полученных результатов;

рефлексия.

Этапы реализации проекта

Сентябрь 2015-август 2016 года

Задачи:

  • способствовать развитию личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма
  • помочь учителю спроецировать деятельность с  опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта и творчески укоренять их в образовательный процесс
  • содействовать  формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов
  • формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном самообразовании

Заседания ШНУ:

1)Психолого-педагогический практикум «Психологические основы педагогического общения». Тренинг по командообразованию

2)Презентация «Современный урок» с посещением учебных занятий опытных педагогов

3)Семинар-практикум «Мой рост в овладении педагогическим мастерством»

4)Фестиваль открытых учебных занятий «Активные формы организации деятельности на уроке»

Создание учебно-методического сопровождения образовательного процесса:

1)Классификация уроков. Структурные элементы учебного занятия

2)Формы организации учебной деятельности на уроке

3)Концепция работы с одарёнными детьми

4)План работы учителя по коррекции умений и навыков. Ликвидация пробелов

Тематическое консультирование:

1)Ведение школьной документации

2)Образцы формулировки образовательных задач

3)Составление рабочего плана учебного занятия

4)Принципы современного анализа урока

5)Роль нетрадиционных уроков и приёмов в обучении и развитии учащихся

6)Мотивация и причины низкой успеваемости учащихся

7)Факторы, влияющие на качество преподавания

8)Риторика обретения собственного речевого стиля

Сентябрь 2016-август 2017 года

Задачи:

  • организовать системную методическую поддержку начинающих педагогов по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики
  • оказать помощь в формировании профессиональных компетенций, повышении эффективности образовательного процесса
  • предоставить молодым педагогам возможность для продуктивного общения, совместного поиска решений возникающих проблем, обмена опытом

Заседания ШНУ:

1)Психолого-педагогический тренинг «Час общения»

2)Семинар-тренинг «Современный начинающий учитель: имидж и проблемы»

3)Семинар-практикум «Проектировочная деятельность классного руководителя»

4)Фестиваль открытых учебных занятий «Активные формы организации внеурочной деятельности »

5)Аукцион педагогических идей.  

Создание учебно-методического сопровождения образовательного процесса:

1)Составление памятки «Методические требования к современному уроку»

2)Составление памятки «Структурные элементы учебного занятия»

3)Опорная карта для составления учебного занятия

4) Составление памятки «Самоанализ учебного занятия»

Тематическое консультирование:

1)Ведение школьной документации: требования к оформлению классного журнала и журнала занятий по интересам

2) Планирование воспитательной работы

3) Как работать с тетрадями и дневниками учащихся

4)Содержание деятельности учителя, учащихся в зависимости от типа учебного занятия

5) Компетентность учителя

6) Рекомендации по моделированию учебного и воспитательного занятия

7) Анализ плана-конспекта учебного занятия, воспитательного мероприятия

8)Риторика обретения собственного речевого стиля

Сентябрь 2017-август 2018 года

Задачи:

  • систематизировать знания начинающих педагогов о формировании эффективных стратегий взаимодействия с участниками образовательного процесса через использование приемов и методов формирования ключевых компетенций учащихся
  • углубить  знания начинающих педагогов о приемах и методах организации продуктивной деятельности учащихся в процессе обучения
  • предоставить  молодым педагогам возможность для делового общения

Заседания ШНУ:

1)Семинар «Компетентность современного начинающего учителя. Введение в проблему»

2) Семинар-тренинг «Социальная компетентность. Обучение, погруженное в общение»

3)Семинар-тренинг «Информационная и языковая компетентность. Обучение, погруженное в размышление»

4)Семинар-тренинг «Предметно-практическая компетентность. Обучение, погруженное в деятельность»

5) Фестиваль открытых учебных занятий «Эффективность учебного занятия – результат организации активной деятельности учащихся»

6)Методическая выставка достижений молодых учителей

Создание учебно-методического сопровождения образовательного процесса:

1)Памятка «Ключевые компетенции учителя»

2)Текст для чтения «Особенности деятельности полушарий мозга»

3)Опорная карта «Таксономия Блума»

Тематическое консультирование:

1)Диагностика затруднений молодого учителя и пути их решений

2)Структурные элементы учебного занятия

3)Рекомендации по моделированию учебного занятия, организации учебной деятельности учащихся

4)Организация самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях

Описание деятельности

Школа начинающего учителя действует на основании Положения, утверждённого руководителем учреждения.

ШНУ призвана обеспечить методическое сопровождение деятельности начинающих педагогов со стажем работы до 3 лет. С молодыми педагогами проводятся занятия, посещаются открытые уроки, определяются учителя-консультанты, с которыми молодые специалисты имеют возможность встречаться, общаться, получать консультации. Занятия проходят на протяжении учебного года, что позволяет системно организовать работу с молодыми специалистами по изучению вопросов ведения школьной документации, планированию учебной деятельности, конструированию различных типов уроков, применению активных методов и приёмов, решению проблемных педагогических ситуаций.

Основными направлениями работы определено обеспечение успешной адаптации начинающих учителей к профессии, развитие личности каждого молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, помощи учителю спроецировать деятельность с  опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта и творчески укоренять их в образовательный процесс, содействовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагогов, формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном самообразовании.

Согласно календарному плану работы в течение учебного года запланировано и проводится четыре-пять тематических заседаний, фестиваль открытых учебных занятий. Выявление, раскрытие и поддержка творческого потенциала молодых педагогов организована через методическое сопровождение и посещение учебных занятий, участие в конкурсе профессионального мастерства.

С целью обеспечения высокого методического уровня проведения занятий, выбираются различные формы работы: психолого-педагогический практикум, психолого-педагогический тренинг, семинар-тренинг, семинар-практикум, фестиваль открытых учебных занятий, аукцион педагогических идей, методическая выставка достижений молодых учителей.

С целью обеспечения успешной адаптации начинающих учителей к профессии первая встреча проводится в форме тренинга по командообразованию. Внимание молодых специалистов акцентируются на главные социально-педагогические параметры личности – сработанность, психологическое единство, навыки групповой работы, командный дух, - посредством разнообразных приёмов и упражнений «Какой я?», «Рисунок на спине», «Ожидание от встречи. Приобретения», «То, что нас объединяет», «Гора», «Секретное послание», «Моя фигура». Проведение ролевой игры «Путешествие», просмотр и обсуждение видеоролика «Дети говорят» способствуют развитию специальных компетенций участников. При подведении итогов педагоги получают «Узелки на память», советы по организации взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Повышение профессионального уровня начинающих педагогов проходит через  систематизацию их знаний по вопросам подготовки, проведения и оценки эффективности современного урока. С целью введения в проблему используются упражнение «Мы идём на урок» и методический приём «Ледокол». Применяются  следующие формы, методы и приёмы: обсуждение в парах критериев урока; составление кластера «Современный урок»; обсуждение основных этапов деятельности учителя по проектированию и проведению урока: диагностика (изучение и анализ всех обстоятельств, при которых будет проводиться урок), создание и написание проекта урока (замысел, прогноз), проведение урока, самоанализ (анализ); просмотр и обсуждение видеоуроков учителей-участников городских и районных  конкурсов, проводится работа творческих педагогических мастерских по составлению модели урока.

Выбранная форма проведения занятия способствует совершенствованию педагогической деятельности учителей, определению оптимальных методов обучения и форм организации деятельности учащихся на уроке, практической отработке навыков формулировки целей урока.

С целью развития социальных компетенций проводятся встречи с представителями районной организации белорусского профессионального союза работников образования и науки Партизанского района г. Минска. Освещаются вопросы социальной политики государства в области поддержки молодых специалистов.

Стало традицией привлекать молодых специалистов к участию в районном фестивале открытых учебных занятий «Активные формы организации деятельности на уроке». Посещены уроки английского языка, начальных классов, химии, географии. Необходимо отметить, участие в фестивале мотивирует молодых педагогов на творческий поиск эффективных педагогических методов и приёмов. Фестиваль открытых учебных занятий способствует  формированию информационной культуры молодых  педагогов, повышению их профессионального уровня и педагогического мастерства.

В рамках фестиваля учителя актуализируют знания в  применении интерактивных компьютерных технологий в различных режимах образовательной деятельности, демонстрируют  продуктивную деятельность, показывают личностную и творческую самореализацию. Создаётся банк методических материалов.

На итоговом заседании «Диагностика участников школы начинающего учителя» с целью развития у начинающих педагогов навыков самоанализа и рефлексивной оценки эффективности профессиональной деятельности и методической помощи подводятся итоги работы за учебный год, диагностируются профессиональные потребности молодых педагогов. Предлагается краткий обзор работы Школы начинающего учителя за учебный год, педагоги оценивают эффективность методической помощи, выявляются профессиональные потребности молодых специалистов для планирования работы на следующий учебный год. Определяются наиболее значимые тематики для дальнейшего повышения профессионального мастерства.

Итоги работы подводятся на рефлексивно-оценочном этапе – педагогическом совете – август 2018 года,  с целью оценить эффективность системного подхода по формированию профессиональной компетентности молодого педагога через организацию работы школы начинающего учителя, определить перспективы развития управленческой деятельности в данном направлении.

Системное методическое сопровождение молодых специалистов позволяет сделать им уверенные первые шаги в своём профессиональном становлении, и не разочароваться в выбранной профессии. Поэтому школа начинающего педагога создаёт все необходимые условия, направленные на становление способности и готовности молодого педагога к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личностно и профессионально значимой деятельности, обеспечивающей высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.