Дистанционный конкурс управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г. Минска
«Управление в сфере образования»
Номинация: «Лучший образовательный проект управленческой деятельности в сфере дошкольного образования»
Тема проекта: «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования»
Тип проекта: долгосрочный
Реализация проекта: 2016/2017 учебный год
Автор: Карева Марина Васильевна заместитель заведующего по основной деятельности
Адрес: г. Минск, ул. Щербакова, 7, ГУО «Санаторный ясли – сад №159 для ослабленных, часто и длительно болеющих детей г. Минска»
e-mail ddu159@minsk.edu.by
Аннотация:
Проблема охраны здоровья детей в учреждении дошкольного образования стоит очень остро. Анализ физического состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создавать эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психологического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, педагогами.Большое значение имеет организация пространства в группе, в физкультурном зале, на участке и площадке для занятий физкультурой. Правильно организованная предметно-развивающая среда представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Поэтому, проанализировав все вышеизложенное, я в своем проекте поставила перед собой цель: «Создать условия в учреждении дошкольного образования для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них имиджа здорового образа жизни».
Особенность проекта состоит в том, что законные представители воспитанников - не пассивные наблюдатели, а активные участники оздоровительных мероприятий, организуемых в учреждении. Создание здоровьесберегающей системы с приобщением семьи к участию в образовательном и оздоровительном процессе позволяют сформировать навыки ЗОЖ и культуры здоровья у воспитанников, укрепить здоровье.
Цель проекта – совершенствование здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении путем внедрения инновационных технологий в образовательном процессе для оздоровления воспитанников и формирования здорового образа жизни.
Задачи проекта:
• Совершенствование здоровьесберегающих условийв группах, ресурсное обеспечение;
• Повышение профессионального мастерства педагогов;
• Комплексное решение здоровьесберегающих мероприятий;
•Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.
Участники проекта.
Участие в проекте принимают воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты ( руководитель физического воспитания, муз.работник, педагог-психолог, врач), законные представители воспитанников.
Условия реализации проекта:
• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
• Соблюдение распорядка дня, обеспечивающего смену видов деятельности.
• Использование современных методов и приемов обучения.
• Личностно-ориентированный подход к ребенку.
• Создание условий, обеспечивающих оптимальный двигательный режим, культуру гигиены обслуживания детей и полноценного питания.
• Использование разнообразных форм, методов и приёмов работы по воспитанию основ ЗОЖ.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение показателей психофизического и двигательного развития воспитанников, физическое совершенствование;
• Положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентация на здоровый образ жизни;
• Осознание значимости здоровья как ценности;
• Сформированность первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, представлений о культуре питания, мотивации к регулярным занятиям физической культурой, к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Содержание проекта:
В своей работе с детьми мы используем все виды здоровьесберегающих технологий. Работа по проекту проводится ежедневно.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Знания о здоровом образе жизни формируются в образовательном процессе. Запланированы и проводятся занятия, настольно-печатные игры валеологического содержания на темы: «Строение тела человека», «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека», « Природа и человек», «Зеленые помощники человека», «Путешествие в страну Неболейку», «Опасные ситуации на улице и дома», «Правила дорожного движения».
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социально-нравственное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Запланированы беседы на темы: «Волшебство вежливых слов», « Правила, помогающие жить дружно», « Надо, надо умываться…», « Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, двигательная активность в распорядке дня воспитанников, а также закаливание, дыхательная гимнастика, использование нетрадиционного оборудования, ионизации воздуха и фито,ароматерапия, мероприятия по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки, воспитание привычки к регулярным занятиям физической культурой.
Сотрудничество с законными представителями воспитанников:
- Анкетирование законных представителей воспитанников по теме «Семья и здоровье».
- Беседы и консультации на тему: « Роль и значение рационального питания дошкольников», «Активность ребенка – залог его здоровья», «Здоровый образ жизни – главное правило семейного воспитания».
- Информационные папки: «К здоровой семье через детский сад», « Со спортом дружить – здоровым быть».
- Тематические уголки: «Детские болезни», «Первая помощь».
- Презентация положительного опыта семейного воспитания по ЗОЖ (семейный фотоальбом «Здоровый образ жизни»)
- Посещение дополнительной образовательной платной услуги: «Здоровячок».
- Семинар – практикум педагога-психолога по теме «Конфликт – дефект общения».
- Круглый стол «Путь к здоровью, силе, бодрости».
Список литературы
- Учебная программа дошкольного образования – Минск 2012
- Шишкина В.А. «Двигательное развитие дошкольника» - Мозырь «Белый ветер» 2014.
- Шишкина В.А. «В детский сад – за здоровьем!» Минск 2010
- Глазырина Л.Д. «Двигательная деятельность в группе «Фантазеры» - Минск «Зорны Верасок» 2010
- Давидович А.Л. «Дошкольникам о правилах безопасности» Минск, «Экоперспектива» 2015
- Башлакова Л.Н., Мартынова Л.А. «Психологические занятия – тренинги в детском саду» Минск, 2005
- Шебеко В.Н. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»
- Боковец Ю.В. «Стройность и красота» Мозырь «Белый ветер» 2012
- Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» Мозырь «Белый ветер» 2006
- Огородников С.С., Патрубейко Е.Г. «Коррекционная работа в физическом воспитании дошкольников
- Логвина Т.Ю. «Физкультура, которая лечит» Мозырь «Белый ветер» 2003
- Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду; игровой стретчинг» Москва 2012
- Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и гровые упражнения для детей 5-7 лет» Москва 2002
- Кощеева З.В. «Первые шаги малыша в детском саду» Минск 2006
- Косенюк Р.Р. «Дети от рождения до трех лет : педагогическая поддержка» Минск 2010
- Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» Мозырь 2003
- Халипова А.П. «Детский сад и семья – рука об руку» Мозырь 2003
- Интернет ресурсы.