ясли-сад №107

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 107 Г.МИНСКА»

ПРОЕКТ

Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.

 Руководитель проекта

Марченко Ольга Валерьевна, заместитель заведующего  по основной деятельности

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку – к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок – это в первую очередь здоровый ребёнок.

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей рассматривается как фактор национальной безопасности, приоритетное направление социальной политики государства. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

 Тема проекта:

Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.

 Руководитель проекта:

Заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 107 г. Минска» Марченко О.В.

 Учреждение образования:

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №107 г. Минска»

 Юридический адрес учреждения образования, рабочий телефон, факс, сайт:

220009, г. Минск, пер. Ученический  5А, (017) 398 86 87, ddu107.minsk.edu.by

 Временные рамки реализации проекта:

2016-2018 гг.

Актуальность темы проекта:

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время является  как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Если мы сформируем у воспитанников умение ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Цель:

         совершенствование качества здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования путем внедрения здоровьесберегающих технологий для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни.

 

Объект проекта:

         Процесс педагогического проектирования комплекса мероприятий и рекомендаций по использования здоровьесберегающих технологий в условиях учреждения дошкольного образования.

 Предмет проекта:

         Система здоровьесберегающих технологий, необходимых для формирования у воспитанников умений сохранять и укреплять свое здоровье.

 Предполагаемый результат:

Здоровьсберегающие технологии дадут возможность обеспечить высокий уровень здоровья воспитанников, воспитание валеологической, социально-психологической культуры.

Задачи:

  1. Изучить и применить систему здоровьесберегающих технологий с целью адаптации ее к условиям нашего учреждения образования.
  2. Создать модель по организации деятельности по здоровьесберегающим технологиям. Определить их роль в образовательном процессе.
  3. Скоординировать работу всех участников образовательного процесса по реализации здоровьесберегающих технологий.
  4. Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в учреждении дошкольного образования с целью комфортного пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
  5. Сформировать у воспитанников необходимые знания, умения, навыки о  здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Методы проектирования:

         Эмпирический: изучение литературы, учебных программ, инструктивных, нормативных правовых актов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта.

Теоретический: анализ, сравнение, моделирование, педагогическое проектирование, обобщение, систематизация, ранжирование.

 Этапы реализации:

 Аналитический

Организационный

Практический

Обобщающий

 Работа над проектом начиналась с анализа и обобщения имеющегося опыта работы в ГУО «Ясли-сад №107 г. Минска» по совершенствованию качества здоровьесберегающей системы, выявления проблем и противоречий, определения темы и постановки задач.

Качество образовательного процесса определяется в первую очередь состоянием здоровья детей. Здоровьесбережение выступает как одна из главных задач образовательного процесса. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения дошкольного образования по сохранению и укреплению здоровья детей. Только благодаря системному, комплексному подходу к организации образовательного процесса могут быть решены задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Все современные педагогические технологии, используемые учреждениями дошкольного образования, должны выполнять здоровьесберегающую функцию.

Анализ литературы позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при создании здоровьесберегающей системы:

 Здоровье – это качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности трудовой деятельности.

Сущность понятия «здоровьесберегающий подход»:

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная;

Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

целей здоровьесберегающей деятельности;

содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах);

методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности);

средств, используемых в процессе здоровьесбережения;

организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

 Система здоровьесберегающего образования делиться на следующие подсистемы:

формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах;

здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения;

оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.

Для создания для осуществления организации здоровьесберегающего процесса необходимо следующее:

учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

поощрение самостоятельности;

формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;

развитие творческого воображения;

создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

развитие активного самовыражения.

Активный поиск оптимальных педагогических здоровьесберегающих средств развития индивидуальных способностей детей дошкольного возраста и системное их использование ведется по трем направлениям:

1 направление: формирование у воспитанников необходимые знания, умения, навыки о здоровом образе жизни, формирование умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

2 направление: формирование валеологической компетенции у законных представителей.

3 направление: сохранение и укрепление физического и психического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания.

               Система здоровьесберегающего образования способствует формированию у ребенка осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

 Список использованных источников:

  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 599 с.
  2.  Кодекс РБ от 13.01.2011 № 243-3 «Кодекс Республики Беларусь об образовании».
  3. Давидович, А.Л. Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь / А.Л. Давидович. – [Электронный ресурс].
  4. Кислякова, Ю.А.Здоровьесберегающая система как фактор развития воспитанников в учреждениях дошкольного образования /Ю.А. Кислякова //Дошкольное образования: история современности: сб. науч. ст. / редкол. : А.Н.Касперович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 114-116