ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 107 Г.МИНСКА»
ПРОЕКТ
Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.
Руководитель проекта
Марченко Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку – к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок – это в первую очередь здоровый ребёнок.
Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей рассматривается как фактор национальной безопасности, приоритетное направление социальной политики государства. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Тема проекта:
Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.
Руководитель проекта:
Заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Ясли-сад № 107 г. Минска» Марченко О.В.
Учреждение образования:
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №107 г. Минска»
Юридический адрес учреждения образования, рабочий телефон, факс, сайт:
220009, г. Минск, пер. Ученический 5А, (017) 398 86 87, ddu107.minsk.edu.by
Временные рамки реализации проекта:
2016-2018 гг.
Актуальность темы проекта:
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в настоящее время является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Если мы сформируем у воспитанников умение ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться на то, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Цель:
совершенствование качества здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования путем внедрения здоровьесберегающих технологий для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни.
Объект проекта:
Процесс педагогического проектирования комплекса мероприятий и рекомендаций по использования здоровьесберегающих технологий в условиях учреждения дошкольного образования.
Предмет проекта:
Система здоровьесберегающих технологий, необходимых для формирования у воспитанников умений сохранять и укреплять свое здоровье.
Предполагаемый результат:
Здоровьсберегающие технологии дадут возможность обеспечить высокий уровень здоровья воспитанников, воспитание валеологической, социально-психологической культуры.
Задачи:
- Изучить и применить систему здоровьесберегающих технологий с целью адаптации ее к условиям нашего учреждения образования.
- Создать модель по организации деятельности по здоровьесберегающим технологиям. Определить их роль в образовательном процессе.
- Скоординировать работу всех участников образовательного процесса по реализации здоровьесберегающих технологий.
- Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в учреждении дошкольного образования с целью комфортного пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования.
- Сформировать у воспитанников необходимые знания, умения, навыки о здоровом образе жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы проектирования:
Эмпирический: изучение литературы, учебных программ, инструктивных, нормативных правовых актов, педагогическое наблюдение, обобщение опыта.
Теоретический: анализ, сравнение, моделирование, педагогическое проектирование, обобщение, систематизация, ранжирование.
Этапы реализации:
Аналитический
Организационный
Практический
Обобщающий
Работа над проектом начиналась с анализа и обобщения имеющегося опыта работы в ГУО «Ясли-сад №107 г. Минска» по совершенствованию качества здоровьесберегающей системы, выявления проблем и противоречий, определения темы и постановки задач.
Качество образовательного процесса определяется в первую очередь состоянием здоровья детей. Здоровьесбережение выступает как одна из главных задач образовательного процесса. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения дошкольного образования по сохранению и укреплению здоровья детей. Только благодаря системному, комплексному подходу к организации образовательного процесса могут быть решены задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Все современные педагогические технологии, используемые учреждениями дошкольного образования, должны выполнять здоровьесберегающую функцию.
Анализ литературы позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при создании здоровьесберегающей системы:
Здоровье – это качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности трудовой деятельности.
Сущность понятия «здоровьесберегающий подход»:
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная;
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.
Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
целей здоровьесберегающей деятельности;
содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах);
методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности);
средств, используемых в процессе здоровьесбережения;
организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Система здоровьесберегающего образования делиться на следующие подсистемы:
формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах;
здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения;
оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.
Для создания для осуществления организации здоровьесберегающего процесса необходимо следующее:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
поощрение самостоятельности;
формирование позитивного эмоционального опыта у ребёнка;
развитие творческого воображения;
создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
развитие активного самовыражения.
Активный поиск оптимальных педагогических здоровьесберегающих средств развития индивидуальных способностей детей дошкольного возраста и системное их использование ведется по трем направлениям:
1 направление: формирование у воспитанников необходимые знания, умения, навыки о здоровом образе жизни, формирование умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
2 направление: формирование валеологической компетенции у законных представителей.
3 направление: сохранение и укрепление физического и психического здоровья педагогов. Профилактика эмоционального выгорания.
Система здоровьесберегающего образования способствует формированию у ребенка осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Целью здоровьесберегающей образовательной технологии выступает обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Список использованных источников:
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 599 с.
- Кодекс РБ от 13.01.2011 № 243-3 «Кодекс Республики Беларусь об образовании».
- Давидович, А.Л. Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь / А.Л. Давидович. – [Электронный ресурс].
- Кислякова, Ю.А.Здоровьесберегающая система как фактор развития воспитанников в учреждениях дошкольного образования /Ю.А. Кислякова //Дошкольное образования: история современности: сб. науч. ст. / редкол. : А.Н.Касперович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2015. – С. 114-116