ДДУ 34

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ-САД № 34 Г. МИНСКА»

 Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательной работы в учреждении дошкольного  образования

 Красник Юлия Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности

 Аннотация

 Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так.  Семья  все  чаще  напоминает  театр военных действий, нередко  доходит  и  до  применения физической силы.   Долгое время считалось:  все это дела деликатные, внутри - семейные... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

           В силу указанных причин настоящий проект актуален и приобретает особую ценность, объединяя усилия разных служб района, так или иначе причастных к судьбе неблагополучных семей.

 Обоснование проекта

 Сухомлинский В. А. сказал: «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Ежегодно в нашем учреждении дошкольного образования выявляется некоторое количество воспитанников, проживающих в неблагополучных семьях. Это семьи, имеющие низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семьи, в которых обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания.

Общими критериями неблагополучия семьи является семья (на основе Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Постановление Министерства образования Республики Беларусь №47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», разработок Л. Алексеевой и А. Захарова):

  1.  С дефицитом воспитательных ресурсов. В семье отсутствует один из законных представителей. Воспитанием ребенка могут заниматься родственники.

2. Конфликтная. В семье царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк, конфликтные отношения между родителями.

3. Нравственно неблагополучная. В семье царит культ вещей, узкий круг духовных и культурных интересов и ценностей, пренебрежение к коллективным формам деятельности, пассивная социальная позиция, безынициативность.

4. Педагогически некомпетентная. Законные представители допускают ошибки в воспитании ребенка, наиболее типичные из них: авторитарность, попустительство, гиперопека (гипоопека), непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, инверсия родительских ролей (одностороннее женское/мужское влияние, самоустранение матери/отца от воспитания).

5. Асоциальная. Пьянство, тунеядство, распущенность со стороны родителей, один из членов семьи имел судимость или отбывает срок.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническую запущенность;

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

неумеренный аппетит;

задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

привлечение внимания любым способом;

чрезмерная потребность в ласке;

проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и
   подавленным состоянием;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

трудности в обучении.

В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, так как семья – основа воспитания и развития ребёнка. Именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов учреждения дошкольного образования по коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся напрасными.

В этой сложной ситуации учреждение дошкольного образования вместе с социальными партнерами должен прийти на помощь семье.

Главный метод помощи таким семьям – сопровождение.

Анализ работы воспитателей с законными представителями в учреждениях дошкольного образования часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки:

воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

содержание педагогического просвещения законных представителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей.

Таким образом, многие учреждения дошкольного образования, не имея социального педагога, достаточных знаний по данному вопросу перекладывают эту ответственность на другие учреждения: комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. Но эти организации, пока вникнут в проблему данной семьи, могут поздно отреагировать на возникшую ситуацию.

Наше учреждение дошкольного образования, члены комиссии СППС разработали  и внедрили  проект «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательной работы в учреждении дошкольного  образования».

 

Цель проекта: организация деятельности  учреждения дошкольного образования по раннему выявлению и коррекции семейного неблагополучия, организации  работы с законными представителями  по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних.

Задачи:

В работе с законными представителями:

1. Способствовать установлению доброжелательных отношений в семьях.

2. Привлечь внимание неблагополучных семей к проблеме воспитания и развития детей, формировать ответственное родительское отношение.

3. Оказать помощь законным представителям в решении своих личных проблем: оформлении необходимых документов, льгот, трудоустройства, избавления от вредных привычек.

4. Способствовать положительному изменению окружающей ребенка среды в семье.

В работе с педагогами:

Повышать профессиональную компетентность педагогов по вопросам профилактики раннего семейного неблагополучия.

Новизна проекта заключается в подходе к разрешению проблем, возникающих у наших воспитанников в неблагополучных семьях в условиях учреждения дошкольного образования.

Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на оказание практической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Участники проекта: администрация, члены СППС и совета профилактики, воспитатели, законные представители, воспитанники .

Социальные партнеры проекта: Управление образования, спорта и туризма администрации Партизанского района, отдел идеологической и воспитательной работы, Социально-педагогический центр Партизанского района, Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района

Описание проекта.

В учреждении дошкольного образования  организована работа службы СППС и совета профилактики. Работа направлена на:

раннее выявление неблагополучных семей,

патронажи семьей,

организацию социальной помощи и поддержки семьи через консультирование.

Принципы работы с социально неблагополучными семьями:

индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества),

систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают законных представителей в деятельность детского сада);

доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;

уважение норм и ценностей семьи;

ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

Одновременно ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления и профилактики раннего семейного неблагополучия (семинары, консультации и. т. д.).

Степень реализации проекта

       Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.  В   зависимости от характера проблем таким семьям должны оказываться: педагогическая, психологическая, организационная, координационная помощь.

Педагогическая   помощь законным представителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.

Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга выходного дня, праздников и досугов, организованных в учреждении дошкольного образования.

Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. 

 При   работе   с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера   при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей.

 Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

   определение причин неблагополучия семьи;

   осуществление информационной помощи семье;

   организацию профилактики нарушений воспитания в неблагополучных семьях.

   В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

   изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений   семей за помощью.

  первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

  знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

   знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

  изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

   изучение личностных особенностей членов семьи.

 координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

  составление индивидуального плана работы с неблагополучной семьей.

   выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

    К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому работа будет актуальна и в дальнейшем. Естественно, она будет дополнена и модернизирована, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.

 Литература

 1. Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь №47 «Об утверждении инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» ( в ред. от 25.07.2011г. №117).

3.  Гуз, А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: Учеб. - методическое пособие/ Академия последипломного образования.- Мн., 2004.- 220с.

4. Лобынько, Л.В. Дошкольное учреждение и проблемная семья: опыт и организация работы: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Л. В. Лобынько,

Н. В. Авраменко.- Минск : Зорны верасень, 2007.-56с.

  1. Методические рекомендации по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мера по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Разработано управлением образования, спорта и туризма  администрации Партизанского района г. Минска и ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска»

 Приложение 1

Перспективное планирование работы с законными представителями и воспитанниками в старших группах

   Сентябрь.

     Беседа с законными представителями:  «Знаете ли вы  о правах  ребенка?»

     Памятка для законных представителей: «Домашнее насилие»

     Работа  с воспитанниками: Чтение сказки «Сказка про глупого мышонка»

     Октябрь.

     Беседа с законными представителями: «Право на семью»

     Беседа: «Жить в семье,  где тебя любят»

     Работа с воспитанниками: Сюжетно – ролевая игра «Семья»

     Чтение сказки Прокофьевой  С.Л. «Сказка про маму»

     Ноябрь.

     Беседа с законными представителями «Жить и воспитываться в семье»

     Консультация «Как играть с малышом дома»

     Беседа с воспитанниками «Моя Родина»

     Декабрь.

     Беседа с  законными представителями  «Право на гражданство»

     Памятка «Декларация о правах ребенка»

     Работа с воспитанниками: Игры со строительным материалом «Построим  дом»

     Беседа: «Дом в котором ты живешь»

     Январь.

     Беседа с законными  представителями: «Право на развитие способностей ребёнка»

     Консультация: «Родители несут ответственность за воспитание  ребёнка»

     Работа с воспитанниками: Нарисуй свой дом .

     Февраль.

     Беседа с законными представителями: «Каждый родитель имеет равные права»

     Консультация «Помощь ребенку, если родители в разводе»

     Работа с воспитанниками:

     Дидактическая игра «Назови ласковые слова для мамы и папы»

     Детское творчество  «Мои мама и папа»

     Март.

     Беседа с законными представителями «Право на охрану физического здоровья»

     Консультация: « Если хочешь быть здоров-закаляйся!

     Работа с воспитанниками:

     Беседа: «Для чего нужна зарядка?»

     Сюжетно – ролевая игра «Больница»

     Апрель.

     Беседа с законными представителями  «Право на образование»

     Памятка  «Каждый ребенок имеет право посещать детский  сад»

     Работа с воспитанниками: Сюжетно – ролевая игра «Едим в детский сад на машине»

     Загадывание загадок на тему  «Что я делал в детском саду?»

     Май.

     Беседа с законными представителями «Право на отдых»

     Памятка для законных представителей «Отдыхаем вместе с детьми»

     Работа с воспитанниками:

     Составь короткий  рассказ о своем отдыхе вместе родными.

 

Приложение 2

 Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу речь (поза, мимика, жесты).

На что следует  обратить внимание при установлении контакта?

1.         Одежда – это первое, на что мы обращаем внимание («Встречают по одежке…»).

При первой встрече своим чрезмерно официальным стилем одежды Вы можете вызвать робость и чувство подчинения, перерастающие в раздражение. Желательно избегать одежды кричащих цветов, экстравагантных фасонов, крупных, ярких украшений.

2.         При разговоре желательно смотреть в глаза собеседнику. Человек, который смотрит в глаза, внушает больше доверия, воспринимается как заинтересованный в отличие от того, кто избегает смотреть в глаза. В процессе общения принимайте такое положение относительно собеседника, при котором ваши глаза будут находиться на одном уровне. Старайтесь не разговаривать стоя с сидячими клиентами (например, в инвалидном кресле). Вам лучше тоже садиться, чтобы быть с ними на одном уровне. Улыбка при встрече делает Вас более желательным собеседником.

3.         Обращаемся по имени, отчеству, у человека есть самое дорогое  - это имя. Он вас услышит.

4.         Собеседники бывают разные, от разговорчивых до молчаливых, главное уметь слушать, и не просто слушать. Если мы способны войти в мир подопечного, слушание перестает казаться нам скучным, утомительным занятием, и мы начинаем видеть, как много оно дает как подопечному, так и социальному работнику. Подопечный, которого внимательно слушают, сразу чувствует, что он кому-то интересен, что его жизнь кому-то важна, и это вселяет надежду. Особенно люди пожилого возраста. Специалист, получая важную информацию о подопечных начинает лучше его понимать. Если специалист не в состоянии сосредоточиться на беседе с подопечным, их отношения останутся формальными, не приносящими ни пользы, ни удовлетворения.

5.         Слова, которые мы выбираем, чтобы выразить наши мысли, чувства, оказывают большое влияние на то, как нас воспринимают. Используйте в разговоре все средства экспрессивной выразительности речи: лучше воспринимается энергичная, оживленная речь, старайтесь избегать в разговоре длительных пауз, т.к. это может указывать на неуверенность в собственном мнении, создавая неприятную атмосферу для собеседника. Люди, говорящие на простом разговорном языке воспринимаются как более открытые, компетентные: избегайте вычурных фраз и выражений.

Чтобы собеседник почувствовал Ваш интерес к нему, используйте реплики-поощрения, такие как «понимаю Вас», «продолжайте, пожалуйста», «я Вас слушаю», «вот это хорошая идея». Лучше понять друг друга вам поможет отражение чувств собеседника: «У Вас вид счастливого человека», «Вас это тревожит?». Не стесняйтесь уточнить, если что-то непонятно, чтобы не возникло недопонимания, неточностей, используйте прием перефразирования, например: «Если я вас правильно понял, Вы хотите сказать, что…». Обратите внимание на то, что Ваша речь не должна содержать оценочные суждения по отношению к личности собеседника.

  6.   Психологические исследования показывают, что междометия позитивно воспринимаются собеседником. Они подтверждают, что социальный работник внимательно слушает собеседника, воспринимает его слова и его самого. Но если междометия употребляются несвоевременно, возникает ощущение, что социалист слушает механически. Точно также раздражает избыток междометий с самого начала разговора или слишком частое их употребление. Таким образом, междометия могут быть уместны или неуместны в зависимости от ситуации.

 7.            Не менее важным является наблюдение за «языком тела» собеседника (мимика, жесты, позы и телодвижения). Наблюдая за человеком, Вы лучше поймете его внутреннее состояние и чувства, которые он испытывает в данный момент. Не менее важно осознавать язык собственного тела. Иногда смысл передаваемой информации зависит не от самих слов, а от тона голоса, выражения лица и позы человека. Например, мы стараемся не показывать своего неодобрения, но наш «язык тела» свидетельствует об обратном. Многие исследователи отмечают, что руки, сложенные на груди, нога, закинутая на ногу, манера откидываться назад или поворачиваться боком к собеседнику выражают и вызывают замкнутость и отчуждение. Напротив, более открытая поза, легкий наклон вперед в направлении собеседника, вызывают ощущение заинтересованности и доверия. Естественная, ненапряженная поза хорошо воспринимается, располагает и успокаивает. Нужно постараться избегать нервных движений, резких и частых изменений позы, постукивания ручкой по столу, перекладывания бумаг и других посторонних и отвлекающих движений и действий. Поза демонстрирует Ваше расположение к собеседнику. Она не должна быть статичной и выражать напряжение. Позу желательно менять с изменением отношения к услышанному: положительное отношение – наклон вперед, отрицательное отношение – отклонение назад. Сгорбленная спина, скрещенные руки и отклонение назад говорят собеседнику о Вашем безразличии к обсуждаемой проблеме.

5.         Жесты говорят о Вашем эмоциональном состоянии, отношении, могут, как помочь, так и помешать в установлении контакта. Помните, к жестам, выражающим открытость, помогающим достигнуть согласия в общении, относятся следующие: открытые руки, не скрещенные ноги, сидение на краешке стула, общая расслабленность тела. Не рекомендуется опускать глаза, теребить одежду, играть какими-либо предметами, постоянно улыбаться, избегать прямого взгляда собеседника.

6.         Пространство дает людям почувствовать психологическую и физическую близость к нам. Сокращение расстояния между людьми увеличивает возможность для более близкого зрительного контакта. Однако нужно следить за тем, чтобы не вторгнуться в личное пространство собеседника. Сигналом вторжения будет его суетливость, отступление на шаг, закрытость позы (скрещивание рук).

7.         Время. Необходимо проявлять уважение к личному времени человека, приходить в назначенное время. При общении не рекомендуется смотреть на часы, что является демонстрацией отсутствия желания общаться далее с партнером.

Помните, непосредственность поведения облегчает установление контакта.

При повышенном самоконтроле может быть утрачено главное — естественность и непринужденность общения. Поэтому не стоит контролировать каждое свое движение, каждый жест, каждое слово.

8.      В случае грубого или агрессивного поведения  вы должны сохранять спокойствие и невозмутимость. Ни в коем случае нельзя отвечать грубо, так как чаще всего агрессия – это защитная реакция. И помните, что он не друг и не член семьи вашей семьи и  вы должны соблюдать определенную дистанцию в отношениях. Вы не можете рассчитывать на благодарность, ожидать проявления чувств со стороны подопечного.)

 9.      И конечно необходимо всегда помнить об элементарных правилах корректности, вежливости: обращайтесь к собеседнику по имени, имени/отчеству, не входите в дом без приглашения.

Очень многое зависит от вашего эмоционального настроя на работу, зачастую мы сталкиваемся с негативом, разочарованием, что приводит к профессиональному выгоранию. Профессиональное выгорание – это бич всех людей которые помогают. Выгоревший сотрудник не может быть хорошим сотрудником.

Признаки выгорания

  1. Физиологические (нарушение сна, аппетита, или специалист жуёт постоянно), длительные заболевания, утомляемость,  снижение иммунитета, боли в мышцах. Эмоциональные признаки ( неуверенность в себе, беспомощность, одиночество, потеря мотивации)
  2. Поведенческие ( уход от ответственности,  разочарование, опаздываем, уходим рано, не желание заполнять документацию)

 ВЫГОРАЮЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ НЕ ЭФФЕКТИВЕН!