ДДУ 260

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Ясли - сад № 260 г. Минска» 

 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 (методические рекомендации в помощь заместителям заведующего по основной деятельности учреждений дошкольного образования)

 Петровская Ирина Дмитриевна, заместитель заведующего по основной деятельности                  

Аннотация

 Методическая работа в учреждении дошкольного образования на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением. Приоритетным направление в методической работе сегодня является развитие педагогического творчества. Развивать его – это значит стимулировать мотивацию педагога к труду, внедрять научную организацию труда в практику работы, создавать психологический настой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для сегодняшних педагогов принципиально важным становится знание инновационных процессов, происходящих в дошкольном образовании, новых технологий обучения и воспитания детей, современных принципов построения образовательного процесса.

Данные рекомендации направлены на усовершенствование содержания методической работы учреждения дошкольного образования, переход ее на аналитико-прогностический уровень, изменение целей и обновление принципов работы методической службы.

 Задача методической деятельности  заключается в создании такой образовательной среды в учреждении дошкольного образования, где полностью был бы  реализован творческий потенциал отдельного педагога и педагогического коллектива в целом.

Методическая деятельность учреждения дошкольного образования осуществляется  одновременно по нескольким направлениям работы:

-ознакомление членов педагогического коллектива с новыми программами и технологиями обучения, воспитания;

-изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений;

-анализ результатов образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности учреждения образования;

          -подготовка педагогов  к аттестации;

          -организация опытно-экспериментальной работы;

          -изучение, обобщение передового педагогического опыта;

          -создание информационных банков;

 По мнению автора Коротковой Л.В., информационно-методическая деятельность учреждения образования работает с учетом педагогических затруднений воспитателей,  планирования деятельности учреждения образования, вида образовательного учреждения, творческой активности и информационных потребностей педагогов и решает следующие задачи:

-создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;

-обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

-способствует созданию программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. видов творческой деятельности;

-обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, осуществляет контроль за выполнением образовательного стандарта и учебной программы дошкольного образования, уровнем развития детей дошкольного возраста;

-управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда [1].

     Для эффективного ведения методической работы необходимо соблюдать некоторые условия, среди которых:

-         осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев методической работы, форм, методов;

-         систематичность, непрерывность в организации методической работы;

-         оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

-         оценка эффективности педагогического труда по конечному результату, своевременное обеспечение педагогических кадров научно-педагогической и учебно-методической литературой.

Содержание аналитико-диагностической деятельности заместителя заведующего по основной деятельности.

Для успешного осуществления этапа данной работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, элементов опережающего, положительного и отрицательного характера. Для эффективной методической работы требуется четкое и адресное выявление этих элементов.

Анализ содержания методической работы в учреждении дошкольного образования указывает на важность ведения заместителем заведующего по основной деятельности аналитико-диагностической работы и заполнения следующей документации: перспективный план повышения квалификации  педагогов, перспективный план аттестации педагогов на 5 лет, индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов, диагностические карты личностных характеристик педагога и др., карту профессиональных затруднений педагога, карту инновационной деятельности педагога и возможно учреждения образования.

(Приложение 1). 

Заместителю заведующего по основной деятельности рекомендуется вести учет, проводимой в учреждении образования,  инновационной работы, для чего можно заполнить карту инновационной деятельности учреждения и индивидуальную карту учета инновационной работы педагогов учреждения. (Приложение 2). 

  Кроме этого, следует вести учет передового педагогического опыта, для чего удобно ежегодно заполнять (пополнять) информационную карту передового педагогического опыта учреждения дошкольного образования.

(Приложение 3).

   Два раза в год заместителю заведующего по основной деятельности следует проводить анализ выполнения задач  программы, реализуемой в учреждении, детьми всех возрастных групп, в августе месяце проводить анализ выполнения задач годового плана, анализ эффективности методической работы, качества реализации задач учебной программы дошкольного образования. (Приложение 4)

Самообразование педагогов

Самообразование педагога продолжает оставаться до сих пор наиболее трудно реализуемой задачей в системе повышения квалификации. Педагогическая практика ориентирует коллективы образовательных учреждений на написание индивидуальных планов самообразования, проработку научно-методической литературы, изучение опыта лучших педагогов, но все это, к сожалению, остается лишь на уровне формального исполнения инструкции. В лучшем случае, педагог выступает по теме самообразования на педагогическом совете, тогда как многие из них вообще не отчитываются  по результатам своей работы, поэтому приходится лишь надеяться на их добросовестность и профессиональное сознание.

Цели самообразования педагогов могут быть как общепедагогические, так и частно педагогические. Они взаимосвязаны с областью профессиональных затруднений педагога, перспективами развития учреждения образования, социальным заказом, потребностями воспитанников и пр., но в любом случае должны осознаваться и четко формулироваться. Условно цели можно подразделить на 5 групп

 ( Ромадина Л.П.) [2]:

1.Расширение общепедагогических и психологических знаний.

2.Совершенствование методов обучения и воспитания.

3.Углубление знаний в области конкретной методики, предмета.

4.Овладение достижениями педагогической науки и практики.

5.Повышение общекультурного уровня.

Любой вид педагогической деятельности подлежит планированию и анализу. Это в полной мере относится и к самообразованию педагогов. Результатом работы по самообразованию очень часто становится обобщенный педагогический опыт,  методические рекомендации, статья в газете или журнале, выступление на научно-практической конференции и т.д. При выборе педагогом темы и планировании работы по самообразованию очень важна помощь со стороны заместителя заведующего по основной деятельности, которая заключается в обсуждении темы,  уточнения ее формулировки, определении цели, содержания и видов работ, предполагаемого результата. Именно в этот период педагогу даются советы, рекомендации по способам достижения поставленных задач, определения сроков работы, вида готовой продукции.

Форма написания плана по самообразованию остается свободной и определяется самим педагогом. В этом кроется еще одна сложность, так как многие, даже опытные воспитатели, теряются при выборе формы плана. Предлагаемый в данном проекте  вариант поможет педагогам выстроить стройную систему своей деятельности по выбранной теме самообразования, собрать необходимый материал для анализа и обобщения результатов работы, подготовить отчет на педагогическом совете. (Приложение 5) [1].           

      Важное место в системе методической работы учреждения образования занимает проблема профессионального роста педагогов, становление их педагогического мастерства, которое является качественным ориентиром в самосовершенствовании. Успех овладения мастерством во многом зависит от направленности личности, ее интересов, потребностей. Поэтому так важно при определении стратегии взаимодействия с педагогом выявить:

-каковы его цели, для чего он пришел в детский сад,

-какой карьеры он хотел бы достичь,

-какова примерная программа его педагогической деятельности в ближайшие 1-3 года,

-что побудило выбрать его педагогическую профессию,

-какими, по его мнению, качествами должен обладать педагог,

-каковы его взгляды на психолого-педагогические основы работы педагога,

-чему самому главному он хотел бы научить детей,

-каких знаний (умений) ему не хватает, в чем он испытывает затруднения,

-каковы его творческие интересы,

-чем он может увлечь детей,

-что он вкладывает в понятие «отдых»,

-с детьми, какого возраста он предпочитает работать,

-каковы его психологические особенности,

-что он предпочитает: действовать самостоятельно или в коллективе.

Подобную анкету рекомендуется давать для заполнения вновь пришедшим педагогам и повторить через 2-3 года. Именно с учетом сведений, полученных из анкет, можно составить перспективный план методической работы по повышению профессионального мастерства педагога учреждения образования, задачами которого будут развитие ценностных ориентаций педагога, мотивов, профессиональных потребностей, знаний, умений и профессионально значимых качеств личности.

  Таким образом, профессиональное совершенствование педагогов должно осуществляться по следующим направлениям:

  • анализ профессиональной подготовки воспитателей на основе выявления их потребностей, изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные формы профессионального совершенствования на базе учреждения образования, района, города.
  • создание на базе учреждений образования собственной программы профессионального совершенствования педагогов с учетом последних достижений науки и практики.
  • обеспечение органической связи содержания и форм повышения квалификации педагогов.
  • привлечение педагогов к исследовательской и инновационной работе.

   Данные направления интегрируются в общую систему непрерывного образования педагогов, которая должна выстраиваться на принципах

-систематического рассмотрения общепедагогических вопросов, вопросов современной теории и практики образования, концепции развития образования и др.,

-ценностно-смыслового и нравственно-ориентационного единства в коллективе,

-конкретного решения поставленных задач,

-осуществления  индивидуального и дифференцированного подхода к отбору содержания форм, методов работы с педагогами,

-актуализации проблемы самообразования педагогов.

Делая выводы можно отметить, что деятельность по повышению педагогического потенциала педагогов отличается многоплановостью и разносторонностью. Все вышесказанное подтверждает, что выбирая оптимальный вариант работы и современные формы ее реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.

 Список использованных источников:

 1. Короткова, Л.В. Усовершенствование методической работы в ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования: учеб. пособие / Л.В. Короткова - Тула, 2007.- 103 с.

2. Ромадина, Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы / Л.П.Ромадина - Москва: Центр «Педагогический поиск»,  2001.- 412 с.

 Приложение № 1

 Образец перспективного плана повышения квалификации педагогов (включая узких специалистов, заведующего, заместителя заведующего)

 

№№

п\п

ФИО

педагог

Занимаемая

должность

Образо

  вание

Что и когда закочил

Категор        ия,

год

получен

Год прохожд

последней

аттестеста     ции

Год

прох

посл

п.к

Год планового прохожд

п.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец перспективного плана аттестации педагогов на 5 лет. 

№№

п\п

ФИО

педагог

Год

дата ржден

Занимаем долж

Образование

Что                 и когдзакончил

Факультет

Специальность по диплому

Общий стаж

Педагогический стаж

Категория/раз-ряд

Год присвоения

категории

Планируем год прохожден

аттест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов.

(Диагностическая карата  Коротковой Л.В.)

№№

п\п

Параметры оценки

Баллы

Ценностные ориентации педагога.

Общие:

умение критически мыслить

умение не пасовать перед трудностями

ответственное отношение к труду

адекватность самооценки

Профессиональные:

сформированность системы педагогических принципов

гуманистические ценные ориентации на работу с детьми

активность в защите интересов детей и оказании им помощи

отношение к ребенку как к главной ценности

стремление к самообразованию

стремление к сотрудничеству

обладание авторитетом

 

Культура педагога

Общая:

развитие коммуникативных навыков и умений

культура общения

культура внешнего вида

Профессиональная:

культура поведения с детьми

культура рабочего места, группы

эстетическое оформление группы

 

Общие знания, умения, навыки

эрудиция

проявление творчества в работе

умение распределять и переключать внимание

умение концентрировать внимание на решении педагогической проблемы

знание нормативных документов

умение координировать свою деятельность с деятельностью других членов педагогического коллектива

 

Профессиональные знания, умения и навыки

Общие:

умение планировать работу своей группы

умение оценивать уровень развития детей своей группы

умение организовывать детей на занятии и в свободной деятельности

умение использовать в работе новые технологии и методики

умение создавать в группе спокойную атмосферу

умение организовывать работу с родителями

умение осуществлять индивидуальный подход

умение создавать зону успеха каждому ребенку

умение выслушать и услышать ребенка

Специальные:

умение выразительно читать литературные произведения

владение основными видами движений

владение навыками рисования, лепки, конструирования

умение петь, танцевать

 

Психофизиологические свойства личности

такт

гуманность

рефлексия

требовательность к себе

организованность

инициативность

выдержка

умение управлять своими эмоциями

 

   Данную диагностическую карту можно заполнять по 3-х балльной системе  оценок параметров работы воспитателя и по трем уровням: самооценка педагога, оценка деятельности педагога членами педагогического коллектива, оценка деятельности педагога администрацией учреждения образования. Высчитав средний балл, вы получите объективную оценку  и сможете увидеть проблемы в профессиональной деятельности педагога. 

 

 Диагностическая карта личностных качеств воспитателя (разработана Коротковой Л.В.) 

Состав диагностических

блоков

Диагностические параметры

Баллы

Мотивы\потребности

Ориентация на цели и задачи УДО

Желание совершенствовать себя, свою деятельность и условия труда

 

Чувства\эмоции

Наличие волевого контроля за своим поведение

Адекватность эмоционального состояния воспитателя. Педагогической реакции на деятельность детей

Доброжелательность на возбуждение детей

Уверенность в своих педагогических действиях

Удовлетворенность результатом педагогического труда

 

Интересы

Наличие интереса к педагогической деятельности

Широта и разнообразие интересов, в т.ч. профессиональных

Устойчивость (длительность сохранения интересов) в т.ч. профессиональных

 

Речь

Общая культура речи

Связность и убедительность изложения

Развернутость и доступность высказываний

Логическая четкость, завершенность высказываний

 

Воля

Целеустремленность (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам)

Самостоятельность (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям)

Настойчивость (способность достигать поставленные цели и доводить принятое решение до конца)

 

Характер

Отношение к коллективу:

коллективизм, активность в делах коллектива, честность, справедливость

общительность, коммуникабельность

Отношение к труду

 

Оценка производится по всем (или частично) параметрам путем самооценки (или рейтинговой оценки) в 3-х бальной системе.

0  баллов – показатели не проявляются, иногда слабо выявлены

1        балл – проявляются редко и недостаточно выражены

2        балла – проявляются часто и достаточно выражены

3        балла – проявляются всегда и ярко выражены

   Далее высчитывается коэффициент личностных качеств, который = фактическому количеству баллов деленному на максимальное количество баллов и умноженное на 100% .

Результат равный 80% - оптимальный

79% - 60% - допустимый

59% - 30% - критический

ниже 30% - недопустимый

 

Диагностика деятельности педагога по стимулированию познавательной самостоятельности детей  (автор Короткова Л.В.)

№ №

 п\п

Качественная характеристика

Баллы

Стимулирует на занятиях активность всех детей:

-их увлеченность практическими заданиями

-потребность в самостоятельном добывании знаний

-потребность в творческой переработке усвоенного

 

Практикует виды заданий, требующие самостоятельности и творчества

 

 Обеспечивает условия достижения детьми  положительных результатов в образовательной деятельности

 

Использует возможности  занятия для решения нравственных задач

 

Владеет способами оптимизации образовательного процесса, добивается максимально возможных результатов

 

   Диагностика проводится заместителем заведующего по основной деятельности или самим педагогом (самоанализ), оценка производится по 5-ти балльной системе. Максимальное количество баллов – 40 = 100% - очень высокий результат.

От 39 до 33 баллов – оптимальный результат, педагог нуждается в минимальной методической помощи.

От 32 до 26 баллов – средний результат, педагог нуждается в оказании помощи по выявлению проблем.

От 25 до 20 баллов – критический результат, педагог нуждается в срочной и всесторонней методической помощи

Ниже 20 баллов – низкий уровень, необходима продуманная система коррекционной работы с данным педагогом.

1 балл – уровень владения педагогом навыками по стимулированию познавательной самостоятельности детей чрезвычайно низкий, при использовании методов стимулирования детской познавательной активности допускаются серьезные ошибки.

2 балла – навыки педагога слабые, неумелое их использование в работе с детьми не дает положительного результата, общий результат работы низкий.

3 балла – навыки педагога нестойкие, результативность из использования недостаточно высокая.

4 балла – педагог владеет навыками, но не всегда при их использовании добивается нужного результата.

5 баллов – педагог в полной мере владеет навыками, умело применяет их на практике, получает положительный результат

 Диагностика уровня индивидуализации педагогического процесса с                  детьми (автор Короткова Л.В.) 

№ №

 п\п

Параметры оценки

Баллы

Индивидуальная работа планируется с учетом:

-уровня интеллектуального развития ребенка

-скорости усвоения образовательного материала

-уровня сформированности учебной мотивации

-уровня сформированности знаний, умений и навыков

-личностных особенностей ребенка

-состояния здоровья

 

Работа проводится систематически, последовательно

 

План индивидуальной работы с ребенком постоянно конкретизируется

 

   Оценка уровня индивидуализации педагогического процесса осуществляется в 3-х балльной системе.

0 баллов – отсутствует, совсем не используется

1 балл – используется в работе очень редко, большое количество замечаний

2 балла – используется в работе редко, педагог недостаточно учитывает данный фактор

3 балла – замечаний нет, использует в работе постоянно

Максимальное количество баллов – 24 – очень высокий уровень.

От 24 до 21 баллов  - высокий уровень

От 20 до 16 баллов – оптимальный уровень

От 15 до 12 баллов – критический уровень

От 11 до 8 баллов – низкий уровень

Ниже 8 баллов – крайне низкий уровень

 Карта профессиональных затруднений педагогов, которая заполняется параллельно диагностическим картам профессионального мастерства, может включать в себя различный набор вопросов.

1.Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?

•       да

•       нет

•       не совсем (нужное подчеркнуть)

2.По каким направлениям профессиональной подготовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания? (подчеркните)

•        научно-теоретическая

•        методическая

•        психолого-педагогическая

•        другие (укажите какие)

3.По каким вопросам Вы считаете необходимым углубить свои профессиональные знания?

  1. Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены?

•        организаторскими

•        конструктивными

•        коммуникативными

•        др. (укажите какие)

  1. Каким формам повышения квалификации Вы отдаете предпочтение?

•        самообразование

•        семинар – практикум

•        методическое объединение

•        мастер – класс или другие

3. По каким вопросам Вы хотели бы посетить занятия районных методических объединений?

Анализ профессиональных затруднений педагогов позволит заместителю заведующего  увидеть общую картину потребностей педагогов в оказании им методической  помощи и спланировать систему повышения квалификации педагогов на следующий учебный год.

 

Приложение № 2

 Образец карты инновационной деятельности учреждения. 

Год

Инновации

в управлен

деятельнос

Инновации

в методич

    работе

Инновац

в прогр-

методич

  сопров

Инновац

в содер

образов

Инновац

в формах

и метод

работы

Инновации

в развививающей        среде

Прогнозируемый

конечный  результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта учета инновационной работы педагогов УДО (составлена на основании рекомендаций М. М. Поташника, В. И. Третьякова)

 Тема (проблема)

  1. Ф.И.О. педагога, возраст, образование, специальность, педагогический стаж.

Разработчик, пользователь (подчеркнуть)

  1. Цель инновации
  2. Прогнозируемый результат
  3. Область применения нововведения  (управление, дидактика, методика и т.д.)
  4. Нововведение прошло стадии (подчеркнуть):

-         формирование идеи

-         целеполагание

-         разработка

-         освоение на практике

-         распространение

-         многократное повторение (диффузия)

  1. Нововведение прошло апробирование однократное, многократное (подчеркнуть)
  2. Препятствия на пути распространения и внедрения
  3. Контроль осуществляет
  4. Оценка инновации
  5. Какие проблемы предстоит решить

Дата заполнения:

Составитель:

 Приложение № 3 

Образец информационной карты передового педагогического опыта учреждения дошкольного образования.

Тема П.П.О

Ф.И.О. педагога

Форма обобще-

ния

Дата обобщения

Уровень обобщения и использования

Прогноз развития

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Приложение №4

Примерная схема анализа выполнения задач годового плана:

  1. Определение цели и главных задач учреждения.

-         Взаимосвязь задач годового плана с работой предшествующих лет, видение их решения в последующие годы.

-         Анализ изменений в направлении работы и задач годовых планов на предмет их усложнения. Расширения. Уточнения и т.д.

-         Взаимосвязь задач, поставленных в текущем году, с анализом работы прошлого года и предыдущих лет, с образовательной политикой в районе, городе, с общими направлениями работы учреждения образования, с интересами педагогических работников, с запросами законных представителей воспитанников.

-         Решение задач годового плана через все его разделы.

-         Логическая связь между всеми частями годового плана.

  1. Планирование.

-         Соответствие содержания плана работы учреждения образования выдвинутым задачам по все направлениям деятельности учреждения.

-         Реальность, конкретность плана, его своевременная корректировка.

-         Оперативность учета выполнения мероприятий годового плана.

-         Учет интересов, потребностей и мастерства педагогов при определении содержания работы разделов годового плана.

В систему аналитической деятельности могут быть включены параметры оценки эффективности методической работы, разработанные Коротковой Л.В.

Параметры оценки эффективности методической работы            (разработаны Коротковой Л.В.)

3        балла – все элементы ярко выражены

2        балла  - отдельные элементы слабо выражены

1        балл – все показатели слабо выражены

0        баллов – показатели полностью отсутствуют

1 раздел. Информационно-методическая работа.

Достоверность, точность и полнота информации

-         Своевременность получения и оперативность ознакомления с ней

-         Новизна, актуальность, полезность информации

-         Частота обращения пользователей

-         Наличие  ППО

2 раздел. Научно-методическое обеспечение.

-         Оптимальность и рациональность выбора структуры научно-методической работы

-         Целостность системы методической работы

-         Соответствие содержания методической работы задачам учреждения образования

-         Системность работы по выявлению профессионального мастерства педагогов

-         Уровень оказания методической помощи педагогов, учет их потребностей

-         Степень участия педагогов в системе методической работы учреждения образования, района

-         Ведение опытно – экспериментальной и исследовательской работы в учреждении образования, ее результативность

-         Участие педагогов учреждения образования в работе районный, городских,  научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, мастер классов и пр.

-         Востребованность опыта работы педагогов учреждения образования на районном, городском уровнях через различные формы работы, повышения квалификации педагогов.

-         Разнообразие форм и видов методической работы

-         Системность контроля за качеством выполнения учебной программы дошкольного образования.

3        раздел. Состояние организационно-методической работы с                  кадрами.

-         Наличие количественного и качественного анализа педагогических кадров УДО

-         Профессиональный уровень педагогов УДО

-         Уровень работы с молодыми специалистами

-         Плановость, системность, перспективность методической работы по повышению профессионального уровня педагогов

-         Наличие условий для системного повышения квалификации педагогов

-         Результативность аттестации педагогических кадров.

                                                                               

Приложение 5

  Образцы планов самообразования педагогов учреждения образования

    Вариант 1

    Титульный лист.

Индивидуальный план самообразования

на ___________год

Педагог (Ф. И. О.)

Должность

№ УДО

Образование

Стаж педагогической работы

Категория

Срок  повышения квалификации

Формулировка темы

Дата начала работы над темой

 Предполагаемая дата окончания работы

 Первый лист (разворот) – информация о промежуточных результатах           работы над темой по самообразованию. Заполняется по мере проведения.

Тема выступления

Дата выступлен

Категрия педагогиче ских работников

Наименование мероприятия

Вид, форма выступления

Замечания, рекомендаци

Общая оценка

 

 

 

 

 

 

 

Второй лист – цель, задачи (общие). Основные этапы и вопросы проработки материала по годам; изучаемая литература (по годам); чей опыт предполагается изучить, с кем предполагается творческое сотрудничество; предполагаемый конечный  и промежуточные результаты.

Этап\сроки

Изучаемая проблема, вопрос

Изучаемая литература

Изучаемый опыт работы

Творческое сотруничество

Предполагаемый результат

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 Титульный лист.

План по самообразованию

педагога

Тема: __________________________________________________

Цель:

Первый лист (разворот)

Микро задача

План действий

Сроки

Содержание работы

Планируем

результат

Полученный результат

 

 

 

 

 

 

 Диагностическая карта оценки эффективности плана самообразования педагога  (оценивается по 5-ти балльной системе)(Автор Л.В.Поздняк)

№ №

 п\п

Параметры

Баллы

Полнота сочетания темы самообразования с годовыми задачами учреждения образования, личными затруднениями педагога

 

Четкость формулировок (темы, цели, задачи, основных вопросов и пр.)

 

Полнота и конкретность плана

 

Продуманность содержания, видов, форм работы по этапам

 

Наличие и качество творческого сотрудничества педагога с различными социальными институтами в процессе работы над темой самообразования

 

Теоретическая и практическая значимость для педагога конечного результата работы по самообразованию

 

 Максимальное количество баллов – 30.

30 –26 баллов – высокий уровень эффективности плана по самообразованию

26 –20 баллов – средний уровень,

19 –15 баллов – низкий уровень,

14 –12 баллов – крайне низкий уровень.

   Для подготовки к творческому отчету и дальнейшей работы по самообразованию педагоги могут пользоваться     вопросником для анализа процесса самообразования, разработанным на основе рекомендаций Л.В.Поздняк:

Оправдал ли себя план? Как он сочетался с задачами учреждения образования и индивидуальной темой самообразования? Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования?

Какая конкретно изучалась литература?

Этапы проработки материала?

Практические выводы после проработки конкретной темы?

Творческое сотрудничество (с кем и по какому вопросу конкретно).

Какие вопросы оказались трудными в процессе работы над темой?

Что еще предстоит сделать?