ДДУ 10

ПРОЕКТ «СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

Авторы: Дедовец А.П. заведующий

Богданович Н.Ю. заместитель заведующего по о/д.

Трипутина М.В. педагог-психолог.

Мороз Т.П. воспитатель 1 кв.кат.

Название учреждения: ГУО «Ясли-сад № 10 г. Минска»

Характеристика проекта

По форме – образовательный;

По типу – социальный;

По виду – информационный;

По длительности – долгосрочный.

Наш девиз: «Гореть самим, зажечь других!»

Актуальность.

    Одним из направлений развития системы образования Республики Беларусь является ее информатизация. В Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года) определены основные направления модернизации системы образования [1], это:

üформирование образовательной среды на базе «облачных» технологий;

üобеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;

üразработка электронных образовательных ресурсов системы образования

üобеспечение сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;

üраспространение дистанционной формы получения образования.

         Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи личностно-профессионального развития в условиях информационного общества [1]. Процессы информатизации в системе образования связаны, в том числе и с сетевой активностью педагогов и других участников образовательного процесса.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

        Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам различных учреждений образования общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень [2]

          Современные формы повышения уровня профессионального развития педагогов должны быть ориентированы на целостное саморазвитие личности профессионала, творческую самореализацию, удовлетворение личностных интересов [3]. Поэтому при создании сообщества мы проектируем как минимум два направления: во-первых, расширение знаний и профессиональных компетенций; во-вторых, личностный рост, профессиональное саморазвитие.

         Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество - обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностям в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

 Предполагаемый результат:

  1. Повышение профессиональной мотивации участников педагогического сообщества и как следствие повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса.
  2. Создание системы консультативной методической поддержки педагогов в области новых педагогических и компьютерных технологий.

 Цель проекта – оказание поддержи профессиональной деятельности педагога. Предоставление возможности самореализации и самоутверждение через совместную сетевую практическую деятельность. Создание и поддержка новых образовательных инициатив.

 Основными задачами проекта являются:

ü    создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

ü    организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

ü    инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

ü    обмен опытом учения-обучения;

ü    распространение успешных педагогических практик;

ü    поддержка новых образовательных инициатив.

Участники Проекта.

Участие в проекте принимают педагоги дошкольных учреждений

ГУО «Ясли-сад № 10 г. Минска», ГУО «Ясли-сад № 242 г. Минска»,

ГУО «Ясли-сад № 59 г. Минска», ГУО «Ясли-сад № 155 г. Минска»,

а также люди, которые интересуются вопросами развития  здоровой гармоничной личности в условиях современного общества.

 Основные этапы реализации проекта

Проект  предусматривает несколько этапов.

Подготовительный этап.  

  • Сбор информации
  • Создание инициативной группы
  • Определение  целей и  задач, этапов проекта.

Работа на данном этапе строится в следующих  направлениях.

  1. Создание инициативной группы.
  2. Мониторинг социальных сетей, форумов, педагогических сообществ, блогов и сайтов с целью выявления более удобной платформы для реализации проекта.
  3. Изучение литературы по реализации проектного  метода.
  4. Создание информационного банка дидактических и методических материалов, фотоматериалов, видеоматериалов по организации работы педагогических работников  с воспитанниками.

 Этап внедрения проекта.

  • Апробация инновационной технологии, создание площадки («Сетевое сообщество «Детский мир. Воспитание и развитие») для опосредованного общения между участниками проекта.
  • Дистанционный обмен опыта.

Работа на данном этапе строится в следующих  направлениях.

  1. Размещение информации  на сайтах участников проекта о создании сетевого педагогического сообщества.
  2. Постоянная модерация и стимулирование к активности участников сообщества.
  3. Обеспечение возможности выбора материалов в зависимости от сложившейся ситуации профессиональной деятельности.
  4. Актуальность размещаемых материалов, их постоянное обновление.
  5. Создание возможностей для участников сообщества получать профессиональные знания и опыт у других членов сообщества, а также делиться собственным профессиональным опытом и информацией.
  6. Мотивация участников проекта к самоактуализации личности педагогов, что реализуется посредством стимулирования потребности в рефлексии собственной профессиональной педагогической деятельности, умения выстроить образ себя на основе адекватной самооценки.

Этап завершения проекта.

  • Выявление круга проблем, возникших в ходе реализации проекта,
  • Разработка путей решения.

Работа на данном этапе строится в следующих  направлениях:

  1. Анализ  личностного и профессионального общения участников сетевого сообщества, в ходе которого происходит активное взаимодействие по профессиональным вопросам и коммуникация в рамках удаленного общения, позволяющая участникам интернет-сообщества познавать друг друга.

 Литература

1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года) / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=437693 — Дата доступа: 11.10.2013.

2. Владимирова Л.П. Сетевые профессиональные сообщества учителей / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://distant.ioso.ru/for%20teacher/25-11-04/sps.htm — Дата доступа: 12.03.2012.

3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластѐнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с

4. Сергеев, А.Н., Соколов М.В. Профессиональное саморазвитие педагогов в сетевых сообществах интернета / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/8/pedagogika/sergeev-sokolov.pdf — Дата доступа: 10.12.2014.

5. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. — СПб., 2006.

6. Затолокина М.А. Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. / Электронный ресурс. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633962/ — Дата доступа: 10.12.2014.