Аукцион идей

Управление образования администрации  Партизанского района г. Минска Государственное учреждение образования «Ясли - сад №260 г. Минска»

 

Аукцион педагогических идей

 Использование инновационных технологий в практике работы педагогов по развитию  социально - эмоциональной сферы воспитанников

  

Цель:обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими элементами технологий  через интерактивные формы методической работы.

Форма проведения: аукцион педагогических идей.

Предварительная работа:  путем самообразования группа  педагогов изучает материалы по использованию в педагогической практике элементы технологий: сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии, анималотерапии, музыкотерапии, арттерапии,  апробирует в своей педагогической практике.

Игровой реквизит: молоток аукциониста, денежные купоны, колокольчик, микрофон, перчаточные куклы, бейджики.

Материалы: видео- и аудиоматериалы, куклы, игрушки (образы животных), подборка практического материала (картотека игр, упражнений, сказок; литература, художественные материалы для рисования).

Ход аукциона

Ведущий: уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас. Сегодня мы проводим Аукцион педагогических идей. И прежде чем начать работу аукциона - внимание на экран я предлагаю Вам «Квик-настройку»:

(музыкальный фон)

üЕсли Вы хотите нравиться людям – улыбнитесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей.

üВы самые лучшие и красивые, пусть все супер-модели мира вам позавидуют.

üЕсть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

üНет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не даст.

üТрудности закаляют на пути к счастью.

Итак, аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих - покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. 

Представляем вашему вниманию:

Ведущий аукциона – заместитель заведующего по основной деятельности;

Аукционист – воспитатель (ф.и.о.);

Аукционеры - педагоги  учреждения дошкольного образования.

Аукционеры  имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки – купоны, которые вы держите в руках. У каждого из вас имеется по 5 купонов. Итак,  внимание! (звенит в колокольчик).

Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов: «Использование инновационных технологий в работе педагогов по развитию социально-эмоциональной сферы воспитанников» (стук молотка). Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

üигротерапия;

üкуклотерапия;

üанималотерапия;

üмузыкотерапия;

üсказкотерапия;

üарт-терапия.

Практическая часть

Ведущий: Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки и у вас у всех хорошее настроение. А теперь представляем вашему вниманию лот №1 «Игротерапия».

Теоретическая часть

(выступает воспитатель средней, или старшей группы).

Воспитатель:  Игротерапия – это метод  развития и исправления эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром – ИГРА. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Когда эффективна игротерапия?

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия как метод хорошо помогает:

  • для улучшения эмоционального состояния детей, переживших развод родителей;
  • при агрессивном поведении;
  • для профилактики и лечения страхов;
  • при отставаниях в развитии речи;

Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

С чего начинается игра?Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка.

Что же надо понимать под этим понятием? Это:

  • уважительное отношение к желаниям малыша;
  • недопущение принуждения к игре;
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
  • создание радостной игровой атмосферы;
  • наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Разные игры – для разных целей

Игры для улучшения психологического самочувствия

Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Такие игры помогают:

  • наладить контакт между ребенком и взрослым;
  • снять нервное напряжение;
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:

1.Жмурки

2.Пятнашки

3.Прятки

4.Полоса препятствий

 

Игры, помогающие в исправлении агрессии

1.Сражение

2.Злые-добрые кошки

3.Каратист

4.Обзывалки фруктами, овощами и ягодами

 

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление

1.Снеговик

2.Буратино

3.Солдат и тряпичная кукла

4.Насос и мяч

5.Ласковые лапки

6.Цветные ладошки

7.Лепка из соленого теста

Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью и интересом!

     Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать детям новые игры! Они всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

Практическая часть

Воспитатель: предлагает участникам аукциона поиграть в одну из игр, используемой в игротерпии. «Поменяйтесь местами…»

 

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот №1 «Игротерапия». Стартовая цена 1 купон. Вместе с лотом продаются практические материалы по игротерапии, прилагается список используемой литературы, подборка игр для разного возраста детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями, картотека игр для использования в работе с детьми 5-7 лет, взрослыми участниками образовательного процесса.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот№2 «Сказкотерапия»

Теоретическая часть

(Выступление воспитателя, учителя-дефектолога)

Учитель-дефектолог: является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста.

В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств, а также процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать,  осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.  

Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности.

Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном.

«В некотором царстве, в некотором государстве…». Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель,

а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих

в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит

в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка

в любого сказочного героя (по его выбору).

  • Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях:  как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
  •  Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
  •  Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
  •  Еще одним вариантом  работы со сказкой может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки: «Маленький медвежонок» - исправление агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - исправление страхов, тревожности, «Сказка про енота» - развитие коммуникативной сферы, О.В.Хухлаева «Терапевтические сказки»: «Жадный кармашек», «Про Ябеду» - исправление негативных проявлений в поведении.

 

Практическая часть

Для просмотра предлагается участникам просмотреть видеозапись сказки «Кармашек-воришка» (рекомендуется для детей среднего и старшего возраста).

 

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот №2 «Сказкотерапия». Стартовая цена 2 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы по сказкотерапии, прилагается список используемой литературы, сборник сказок для сказкотерапии, конспекты занятий с использованием метода сказкотерапии для воспитанников дошкольного возраста, презентация для педагогов.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: одним из видов сказкотерапии является метод куклотерапии, который применяют в работе с детьми как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Представляем вашему вниманию лот №3 «Куклотерапия».

Теоретическая часть

(Выступление педагога, педагога-психолога)

Педагог-психолог: Куклотерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (Этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики, развития и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребёнка.

Задачи куклотерапии: (А.Ю.Таранцева): совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций,чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные  задачи:

üРасширение репертуара самовыражения ребенка;

üДостижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

üКоррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Развивающая работа предполагает:

üВоздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

üНепосредственное взаимодействие ребёнка с куклой;

üРазвивающие, лечебные этюды или спектакли.

В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов.

Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки.

Какие страхи могут возникнуть у ребенка-дошкольника?

У детей богатое воображение, их нередко поражают разные ужасы :

боязнь сказочных персонажей,

страхи возникающие в процессе засыпания,

страх перед животными,

страх падения с высоты,

в глубину, страх огня и пожара, страх наказания со стороны родителей.

Как же победить страх?

Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять воспитателю и верить в то, что его любят.

Установить спокойные внутригрупповые отношения.

в большинстве случаев при поддержке взрослых ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

 

                         Практическая часть

(С участниками аукциона проводится диагностирование с использование от лица выбранной куклы.)

Одному из участников предлагается принять на себя роль ребёнка и выбрать понравившуюся куклу(медведя, зайца, волка, мальчика, мужчины, женщины, малыша, Быбы-Яги, клоуна, непонятной фигуры с глазами), взять её и зайти с ней за ширму. Предпочтение зайчика отражает наличие у ребёнка страхов, волка-агрессивности, непонятную фигуру с глазами выбирают дети, имеющие проблемы в поведении и т.д.

Когда выбор сделан. С куклой на ширме разворачивается диалог на основе следующих вопросов:

üТы кто? (нужно отвечать от лица выбранной куклы)

üГде ты живёшь?

üС кем ты живёшь?

üГде твои родители?

üТы большой или маленький?

üЧем любишь заниматься?

üУ вас есть в лесу кто-нибудь страшный? (если выбрано животное)

üЧем ты питаешься?

üЗа тобой гоняются?

üТебя кто-нибудь защищает?

üУ вас в лесу есть детский сад? Ходил бы в детский сад, если можно было бы не ходить?

üУ тебя есть друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если ты проиграешь – расстраиваешься?

üЧто бы ты попросил у волшебника?

На основе ответов участниками аукциона выявляются проблемы в социально-эмоциональной сфере, составляется план устранения данной проблемы.

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот №3 «Куклотерапия». Стартовая цена 1 купон. Вместе с лотом продаются практические материалы по куклотерапии, прилагается список используемой литературы, набор кукол «Сказка на ладошке».

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот№4 «Анималотерапия»

Теоретическая часть

(Выступление воспитателя младшей группы)

Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей. Развивающую работу с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно проводить с помощью метода анималотерапии.

Анималотерапия-метод, направленный на профилактику и  развитие эмоционально-личностных проблем у детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

Виды анималотерапии:

  • Ненаправленная анималотерапия представляет собой взаимодействие с жиотными в домашних условиях. Оно осуществляется без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
  • Направленная анималотерапия представляет собой целенаправленное использование животных и символов.

Основные формы и методы анималотерапии:

ü    Игры;

ü    Упражнения, направленные на релаксацию;

ü    Упражнение-дискуссия;

ü    Сказки, рассказы о животных, их взаимоотношениях, повадках, занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

ü    Наблюдение за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

Внедрением новых технологий и методик сейчас никого уже не удивишь. Хочется поделиться, что мы используем в нашем учреждении образования в первой младшей группе.

Если - анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психологической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки.

Игры с мягкими игрушками животных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции.

Звучание игрушки увлекает ребёнка, а занятию придают дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях. Наталья отказывается играть с другими ребятишками, а вот котёнок, который поёт пришёлся ей по душе.

В свободной деятельности или как часть занятия используем упражнения, входящие в состав хатха-йоги – древневосточной оздоровительной системы физической («Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки» и т. д.)

Моя лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Кисонька

Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Собачка

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Очень громка лает,

Деток не пугает!

Использование анималотерапии положительно влияет на дошкольников, дети становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации.

Все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо чаще используют кошек, собак, лошадей, дельфинов, наблюдение за аквариумными рыбками. (фото детей).

                          Практическая часть

(Для просмотра предлагается видеозапись игрового комплекса в первой младшей группе «Наблюдение за живым зайцем».)

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот №4 «Анималотерапия». Стартовая цена 1 купон. Вместе с лотом продаются практические материалы по анималотерапии, список используемой литературы,  прилагаются конспекты занятий по программе «Анималотерапии для детей 3-5 лет».

 

Ведущий: Следующий лот№5 «Музыкотерапия»

Теоретическая часть

(Выступление музыкального руководителя)

Музыкальный руководитель: Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в развитии психоэмоциональной сферы ребёнка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

 По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или наоборот настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с построенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Музыкотерапия – включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

Музыкальный руководитель предлагает посмотреть фрагмент видеозаписи занятия с использование элементов музыкотерапии. «Медвежонок»

Рекомендации по применению музыкотеарпии в развивающей работе с детьми:

  • Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям;
  • Выбирать знакомые детям музыкальные пьесы;
  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия.

Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, благотворными успокаювающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.

Музыкальный руководитель представляет электронную картотеку музыкальных произведений и рассказывает о  положительном эффекте музыкальных произведений при воздействии на ребёнка.

                         Практическая часть

(Участники выполняют музыкальное упражнение «Вырази характер музыки движениями (чередование музыки бодрящего и успокающего характера).)

Ведущий: Уважаемые коллеги, вы смогли убедиться, как музыка разного характера влияет на смену настроения, которое вы передали с помощью движений.

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот №5 «Музыкотерапия». Стартовая цена 3 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы по музыкотерапии, список используемой литературы,  прилагается  диск с записью музыкальных произведений для занятий музыкотерапии, картотека игр и упражнений, используемых в музыкотерапии, презентация «Музыкотерапия для детей дошкольного возраста».

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот№6 «Арт-терапия»

Теоретическая часть

(Выступление  руководителя изостудии «Вдохновение»).

Руководитель изостудии: арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.     Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
    Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:
имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
фототерапию (работа с  фотографией);
библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

маскотерапию (технику, позволяющую отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны).  
вокалотерапию (лечение пением);
кинезитерапию (танце-терапия, хорео-терапия, коррекционная ритмика) –  Сегодня мне хочется рассказать  о видах арт-терапии используемых мною для оздоровлении дошкольников.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

Изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.).
    Основная цель использования изотерапии: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование – мощное средство самовыражения, которое обеспечивает путь для проявления чувств.
    Дети любят, обмакнув палец в краске оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции.

Печатание – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции.
   «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс  моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.
    Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями.

Используя метод арт-терапии, я соблюдаю следующие условия:
– творчество должно нести для ребенка радость.
– Не принуждаю ребенка.
– Вовремя заканчиваю работу, если ребенку надоело.
–Стараюсь поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляю его как очень важное и радостное дело.
– Стремлюсь к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
– Не только сама радуюсь «произведению» ребенка, но рассказываю о творческой удаче родителям, вывешиваю и выставляю удачные работы на видном месте.

Использование  арт- терапии даёт возможность развивать детское воображение и мышление; обеспечивать познавательное развитие детей; активизировать и стимулировать их речевую активность; улучшать качества внимания; развивать ребенка творчески; снижать уровень тревожности и агрессии у детей.

 

                         Практическая часть

Участникам предлагается выполнить упражнение «Моё настроение» с помощью техники -  рисование пальцем. (материал: формат листа А-5, гуашь, влажные салфетки). Воспитатель даёт интерпретацию выбора цвета в рисунках участников и характеризует эмоциональное состояние в рисунке.

Аукционист: Итак, товар представлен на продажу, выставляется последний лот №6 «Атр-терапия». Первоначальная цена 3 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы по арт-терапии, список используемой литературы,  прилагается программа  комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «Фантазия» (для детей старшего дошкольного возраста). Разработка плана занятий для проведения  дополнительных образовательных услуг с использованием технологии арт-терапии "Цветной мир". Для воспитанников младшего  дошкольного возраста.

Заключение

Ведущий: Вот и завершился аукцион педагогических идей. Сегодня вы познакомились с опытом работы нашего учреждения образования по развитию социально-эмоциональной сферы воспитанников с использованием методов игротерапии, сказкотерапии, кулотерапии, анималотерапии, музыкотерапии, арт-терапии. А так же имели возможность приобрести понравившийся вам лот с практическим приложением .Поздравляем Вас с удачными покупками! Счастливыми обладателями покупок стали:_____________________________________________

Приветствуем их. Поздравляем вас, вы самые активные участники нашего аукциона!

Аукционист: Аукцион закрыт (стук молотка)

(Проводится рефлексия - «Метод микрофона.»)

Ведущий: Понравилось ли вам наше мероприятие?

Что нового вы сегодня узнали? Что было самым запоминающимся?

Какие методы развивающей работы вам захотелось использовать  в своей педагогической практике ?

Какие из данных методов работы с детьми вы применяете в своей практике? Поделитесь своим опытом.

 Текст к презентации «Игротерапия»

С- 1 Игротерапия – это метод  развития и исправления эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром – ИГРА.

С-2 В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

С-3 Когда эффективна игротерапия?

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия как метод хорошо помогает:

  • для улучшения эмоционального состояния детей, переживших развод родителей;
  • при агрессивном поведении;
  • для профилактики и лечения страхов;
  • при отставаниях в развитии речи;

С -4 Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

 С-5 С чего начинается игра?Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка.

Что же надо понимать под этим понятием? Это:

  • уважительное отношение к желаниям малыша;
  • недопущение принуждения к игре;
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
  • создание радостной игровой атмосферы;
  • наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

С-6 Разные игры – для разных целей

Игры для улучшения психологического самочувствия

Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Такие игры помогают:

  • наладить контакт между ребенком и взрослым;
  • снять нервное напряжение;
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку

С-7 К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:

1.Жмурки

2.Пятнашки

3.Прятки

4.Полоса препятствий

 

С- 8 Игры, помогающие в исправлении агрессии

1.Сражение

2.Злые-добрые кошки

3.Каратист

4.Обзывалки фруктами, овощами и ягодами

 

С -9 Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление

1.Снеговик

2.Буратино

3.Солдат и тряпичная кукла

4.Насос и мяч

5.Ласковые лапки

6.Цветные ладошки

7.Лепка из соленого теста

С -10 Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

С-11 Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью и интересом!

 С-12 Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать детям новые игры! Они всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

  

Текст к презентации «Сказкотерапия»

С-2 Сказкотерапия-является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста.

В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств, а также процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать,  осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.  

С-3-Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее

со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности.

Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном.

С-4- «В некотором царстве, в некотором государстве». Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель, а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

С-5 - Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит

в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка

в любого сказочного героя (по его выбору).

С-6 -Способ подачи сказочного матераила и привлечение ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно

  • Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях:  как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
  • Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
  • Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
  • Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

С-7-Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

 Текст к презентации «Куклотерапия»

С-1 Куклатерапия – метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики, развития и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребёнка.

С-2 Задачи куклатерапии: (А.Ю.Таранцева): совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций,чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

С-3-Возможности куклатерапии позволяют решить разные важные  задачи: Расширение репертуара самовыражения ребенка;

üДостижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

üКоррекция отношений в системе ребенок-родитель.

С-4 -Развивающая работа предполагает:

üВоздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

üНепосредственное взаимодействие ребёнка с куклой;

üРазвивающие, лечебные этюды или спектакли.

С-5-В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов.

Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки.

С-6-Какие страхи могут возникнуть у ребенка-дошкольника?

У детей богатое воображение, их нередко поражают разные ужасы :

боязнь сказочных персонажей,

страхи возникающие в процессе засыпания,

страх перед животными,

страх падения с высоты,

в глубину, страх огня и пожара, страх наказания со стороны родителей.

С-7-Как же победить страх?

Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять воспитателю и верить в то, что его любят. Установить спокойные внутригрупповые отношения.  В большинстве случаев при поддержке взрослых ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

С- 8  –Спасибо

Текст к презентации «Анималотерапия»

С- 1- Анималотерапия - метод, направленный на профилактику и развитие эмоционально-личностных проблем у детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

С-2 Дети очень любят животных. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, у которых есть домашние питомцы, обладают более высоким уровнем развития памяти ,мышления, внимания, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей.

С-3- Развивающую работу с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушения в поведении, можно проводить с помощью метода анималотерапии.

С- 4 - С- 5 Виды анималотерапии:

  • Ненаправленная анималотерапия представляет собой взаимодействие с жиотными в домашних условиях. Оно осуществляется без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения.
  • Направленная анималотерапия представляет собой целенаправленное использование животных и символов.
  • С -5 Основные формы и методы анималотерапии:

üИгры;

üУпражнения, направленные на релаксацию;

üУпражнение-дискуссия;

üСказки, рассказы о животных, их взаимоотношениях, повадках, занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

üНаблюдение за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

С-6 -Внедрением новых технологий и методик сейчас никого уже не удивишь. Хочется поделиться тем, что я использую в работе с детьми младшего возраста. Если - анималотерапия  - вид терапии, использующий животных или их образы для оказания психологической помощи, то я стала использовать символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки в  своей педагогической практике.

С- 7 Звучание игрушки увлекает ребёнка. А занятию придают дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях. Наталья отказывается играть с другими ребятишками, а вот котёнок, который поёт пришёлся ей по душе. 

С- 8  -Моя лошадка                                      С- 9 -Кисонька

Я люблю свою лошадку                    Киса, кисонька, кисуля!

Причешу ей шерстку гладко,            Позвала котенка Юля.

Гребешком приглажу хвостик           Не спеши домой, постой!                                                                                                 

И верхом поеду в гости.                     И погладила рукой.                                                                                                                           И погладила рукой.

 

С-10 - д.)Собачка

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой,

Очень громка лает,

Деток не пугает!

С-11 В свободной деятельности или как часть занятия используем упражнения, входящие в состав хатха-йоги – оздоровительной системы физической  культуры («Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки» и т.

С- 12 -Использование анималотерапии положительно влияет на дошкольников: дети становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации.

С -13- Все живые существа могут оказать человеку эффективную психологическую помощь. В анималотерапии используются и другие животные, но гораздо чаще используют кошек, собак, лошадей, дельфинов, наблюдение за аквариумными рыбками.

С-14 Спасибо!

А сейчас я хочу предложить вам фрагмент видеозаписи игрового комплекса, с использованием  элементов направленной анималотерапии «Наблюдение за зайцем» с детьми  младшего возраста.

  

Текст к презентации «Музыкотерапия»

С -1 Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в развитии психоэмоциональной сферы ребёнка. Музыка – это лекарство, которое слушают. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

С-2 По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

С-3 -Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или наоборот настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребёнком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребёнка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

С- 4 В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с построенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

С-5 -Музыкотерапия – включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

С -6 Сейчас, Вашему вниманию будет предложен фрагмент видеозаписи занятия с детьми «Медвежонок - Бука» с использованием элементов музыкотерапии.

С -7 Рекомендации по применению музыкотеарпии в развивающей работе с детьми:

  • Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям;
  • Выбирать знакомые детям музыкальные пьесы;
  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия.

С-8 Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, благотворными успокаювающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.

С-9 – Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!

Дорогие  участники  аукциона  предлагаю  вам  выполняють музыкальное упражнение «Вырази характер музыки движениями (чередование музыки бодрящего и успокающего характера).)

  

Текст к презентации «Арт-терапия»

С-2 Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.     Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

С- 3 В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:
имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
фототерапию (работа с  фотографией);
библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

маскотерапию (технику, позволяющую отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны).  
вокалотерапию (лечение пением);
Сегодня мне хочется рассказать  о видах арт-терапии используемых мною для оздоровлении дошкольников.

 

С-4 Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

С-5 Фото  На слайде фото игр,с использованием метода цветотерапии

С-6 Изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.).
    Основная цель использования изотерапии: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование – мощное средство самовыражения, которое обеспечивает путь для проявления чувств.
    Дети любят, обмакнув палец в краске оставлять следы на бумаге. В зависимости от настроения ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции.

С-7 Печатание – техника изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному рисованию предлагается печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции.
С-8

 

 

С-9 «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс  моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.
 С-10 Рисование кусочками поролона. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги – тогда изображения получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями.

С -11 Используя метод арт-терапии, я соблюдаю следующие условия:
– творчество должно нести для ребенка радость.
– Не принуждаю ребенка.
–  Вовремя заканчиваю работу, если ребенку надоело.
– Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
–  Стремлюсь к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
– Не только сама радуюсь «произведению» ребенка, но рассказываю о творческой удаче родителям, вывешиваю и выставляю удачные работы на видном месте.

С-12 Возможности  арт- терапии дает развивать детское воображение и мышление; обеспечивать познавательное развитие детей; активизировать и стимулировать их речевую активность; улучшать качества внимания; развивать ребенка творчески; снижать уровень тревожности и агрессии у детей.

С-11-Спасибо за внимание