ШИ13

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 Авторы проекта: 

О. А. Горецкая, заместитель директора по воспитательной работе,

Ю.В. Недашковская, учитель русского языка и литературы;

Государственное учреждение образования «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха»

  АННОТАЦИЯ

Целью данной работы явилось создание в школе-интернате условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся с нарушением слуха через внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность и значимость данной работы обусловлена недостаточностью методов и приемов в практической работе педагогов школ для детей с нарушением слуха, отсутствием методических разработок о возможностях использования виртуальных экскурсий. В работе авторы доказывают, что применение виртуальных экскурсий с сурдопереводом и субтитрами облегчает восприятие материала, позволяет расширить  кругозор учащихся, сгенерировать новые зрительные образы, а на их базе сформировать новые понятия и знания; позволяет увеличить интерес обучающихся к культуре и истории, сформировать понятия необходимости бережного отношения к историческому наследию, уважения к предкам, гражданского самопознания и патриотизма, повысить уровень воспитанности школьников, способствует социальной адаптации.

Работа будет полезна для педагоговспециальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха (школ-интернатов).

 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Одной из главных задач воспитания, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, конечной целью которой является формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в учреждении образования системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося.

Целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию в пространстве школы-интерната ведётся не один год. Накоплен определённый опыт.С учащимися школы проводилось анкетирование, по выявлению знанийо достопримечательностях родного города, страны, национальных культурных традициях (Приложение 1), также по осознанию понятия «Я гражданин-патриот» (Приложение 2).Законные представители учащихся также принимали участие в анкетировании (Приложение 3).

Результаты анкетирования учащихся показали, что20% учащихся хорошо владеют материалом, представленным в опросниках, 45 % учащихся частично отвечают на поставленные вопросы, 21% имеет бессистемные и отрывочные представления о родном городе, стране и её символике, гражданственности и патриотизме, 14% затрудняются ответить или вообще не отвечают на вопросы.

По результатам анкетирования законных представителей выявлено, что 35% родителей считают себя некомпетентными в вопросах гражданско-патриотического воспитания;50% родителей признают необходимость целенаправленности процесса формирования гражданско-патриотических чувств у детей школьного возраста, но испытывают затруднения в его организации. 67% родителей понимают, что необходимо  формировать у детей любовь и уважение к Родине в условиях учреждения образования.74% родителей не понимают роль семьи в формировании у своего ребенка гражданско-патриотических чувств.35% опрошенных законных представителей без интереса отнеслись к затронутой проблеме.      63% считает, что спорт имеет первостепенное значение, а гражданско-патриотическим воспитанием должны заниматься педагоги, а не семья.

Анализ диагностики показал, что ребята не имеют достаточно знаний об окружающем мире, о праздниках и событиях, прославляющих героическое прошлое нашей страны, слабо сформированы исторические представления, в семье мало уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей, родители не обладают умением донести знания детям в доступной форме, при посещении экскурсий  родители и учащиеся с нарушением слуха испытывают трудности в восприятии речи, так как отсутствует сурдоперевод. Таким образом, особое внимание в проекте должно быть уделено работе с детьми, не посещающими Национальные музеи истории и культуры Беларуси, выставки, исторические комплексы.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что родители не усматриваютв работе по нравственно-патриотическому воспитанию развивающего потенциала. Семьи с детьми с нарушением слуха зачастую больше волнует физическое развитие детей, а нравственно-патриотическое воспитание для них имеет второстепенное значение.

Исходя из этого быливыявлены следующие проблемы:

1)                слабая сформированность понятий гражданского самосознания и патриотизма, необходимости бережного отношения к историческому наследию;

2)                недостаточная познавательная база по историко-культурному наследию Республики Беларусь (мемориальные комплексы, памятники, обелиски, памятники зодчества и архитектуры).

Решить их можно, внедряя новые формы и методы работы, основываясь на уже сложившихся традициях в нашей школе. Одним из продуктивных средств воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся с нарушением слуха являются виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий, удобное время.  Виртуальные экскурсии позволяют получить сведения о местах, недоступных для реального посещения, они не требует больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий. Виртуальные экскурсии позволяют расширить  жизненный опыт, сгенерировать новые зрительные образы, а на их базе сформировать новые понятия и знания.

Необходимо отметить, что использование субтитров в виртуальных экскурсиях – очень важная часть проекта. Субтитры – письменный и буквенный эквивалент жеста, который для неслышащего человека является носителем образа и смысла слова. При работе педагогами отмечено, что использование субтитров приводит к пополнению словарного запаса неслышащих школьников, развивает их грамотность, стимулирует и активизирует интерес к русскому языку и его структурным компонентам, что для дальнейшего их саморазвития необходимо и актуально.

Таким образом, объединение картинки (фото на слайде), написанного слова (текста слайда) и жеста (сурдоперевода текста на слайде) для обучающегося в школе для детей с нарушением слуха позволяет значительно увеличить объем информации, расширить круг понятий и сократить сроки получения знаний.

В сочетании с традиционными формами и методами это повышает эффективность воспитательной работы в школе-интернате. При знакомстве с виртуальными экскурсиями по гражданско-патриотическому воспитанию обучающиеся изучают историю своей семьи, малой родины, своей страны, её успехи и достижения. Тем самым они не только совершенствуют свои знания в сфере информационно-коммуникационных технологий, но и формируют моральные и ценностные качества личности.

Авторы проекта предполагают, что активное внедрение виртуальных экскурсий в воспитательный процесс позволит повысить мотивацию изучения традиций Беларуси, увеличит интерес обучающихся к культуре и истории, сформирует понятия необходимости бережного отношения к историческому наследию, уважения к предкам, гражданского самопознания и патриотизма, повысит уровень обученности и воспитанности школьников.

Цель:

Создание в школе-интернате условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  1. Воспитание у обучающихся личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
  2. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, сознания общественно активного гражданина.
  3. Формирование навыков использования информационно-коммуникационных технологийобучающимися в деятельности, направленной на патриотическое воспитание учащихся для формирования информационной компетенции учащихся.
  4. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции воспитанников.
  5. Формирование у обучающихся правильного отношения кпроисходящим событиям, культурному и историческому наследию, историческим достижениям, пониманию себя как человека, пониманию своего места в классном коллективе, школьном сообществе, обществе в целом, как человека и гражданина этого общества.

Предполагаемый результат:

Предполагается, что в результате реализации данного проекта:

  1. Возрастет мотивация изучения истории и традиций Беларуси, повысится интерес обучающихся к культуре, истории своего учебного заведения, города, государства;
  2. Сформируются понятия необходимости бережного отношения к историческому наследию, уважения к предкам, гражданского самопознания и патриотизма;
  3. Будут созданы условия для воспитания социально-зрелой творческой личности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта определить пути конструктивной самореализации, активно включиться в практическое решение задач построения сильной и процветающей страны;
  4. Повысится уровень воспитанности школьников;
  5. Активизируется участие воспитанников школы в конкурсах, мероприятиях, акциях патриотической направленности различных уровней;
  6. Опыт работы по данному проекту может быть использован другими общеобразовательными учреждениями Республики Беларусь с целью совершенствования работы погражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап, цель этапа

Содержание деятельности

Ответственные

Организационно-методический Цель этапа:

организовать работу авторской группы по накоплению теоретического и методического материала.

 

  1. Разработка плана мероприятий по реализации проекта;
  2. Информирование педагогов, родителей, учащихся о проектной деятельности;
  3. Проведение анкетирование учащихся и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию;
  4. Анализ результатов анкетирования учащихся и родителей;
  5. Подбор и систематизация материалов по теме проекта.

Участники проекта

СППС

Воспитатели

Системно-деятельностный

Цель этапа: реализовать на практике мероприятия проекта.

 

  1. Создание мультимедийных презентаций с сурдопереводом в рамках темы проекта

(Приложения 4, 5);

  1. Демонстрация виртуальных экскурсий обучающимся школы-интерната; накопление банка мультимедийных разработок проекта;
  2. Проведение общешкольных патриотических акций «Я патриот своей страны», «Ветеран живёт рядом», «Цветы Победы», «Мы помним, мы гордимся!», «Я гражданин Республики Беларусь»;
  3. Участие в районном конкурсе «Живу в Беларуси и этим горжусь»;
  4. Проведение общешкольного конкурса рисунка «Победа глазами детей»;
  5. Организация и проведение традиционных общешкольных мероприятий «Масленица», «Колядки»;
  6. Организация экскурсий по достопримечательностям города Минска;
  7. Посещение социокультурных учреждений города;
  8. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Независимости Республики, Беларусь, Дню города Минска, Дню белорусской письменности, Дню защитника Отечества, Дню Конституции Республики Беларусь, Дню Победы, Дню государственного герба и государственного флага Республики Беларусь;
  9. Проведение коррекцию плана реализации проекта по результатам работы.

Участники проекта

Воспитатели

СППС

Педагоги

Педагог-организатор

Музыкальный работник

Итоговый

Цель этапа: подведение итогов реализации проекта, обобщение полученного опыта.

  1. Проведение мониторинга воспитанности учащихся;
  2. Повторное анкетирование учащихся;
  3. Оценка воспитательного воздействия мероприятий по реализации проекта на участников образовательного процесса;
  4. Определение перспектив использования материалов проекта и новых разработок в рамках проекта;
  5. Анализ эффективностиработы по проекту.

Участники проекта

СППС