Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
План работы
районного учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2023/2024 учебном году
Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература».
Задачи:
определить эффективные методы, приемы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе в современном образовательном процессе с учетом эффективного педагогического опыта;
обсудить функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся;
рассмотреть возможности урока русского языка или литературы в единстве воспитательных, обучающих и развивающих задач, способствующих формированию личностных качеств учащихся, значимых в современном обществе;
содействовать изучению и выявлению эффективной педагогической практики учителей русского языка и литературы;
создавать условия для творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Методический диалог «Технология формирования 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература» |
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2023/2024 учебном году: - Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса; - вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; - обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для V–XI классов. 2. Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. 3. Коммуникативная компетентность учителя русского языка и литературы как условие продуктивного взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 4. Технология формирования 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература». |
ноябрь 2023 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
2. |
Методический практикум «Креативные методы в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета» |
1.Лингвистический и лингвокультурологический анализ учебного текста по русскому языку и литературе как средство развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями (высокомотивированные и одаренные учащиеся, низкомотивированные учащиеся, учащиеся с особенностями развития). 2. Организация проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе как средство развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся и условие формирования у них интереса к научно-исследовательской деятельности. 3. Формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе. 4. Приёмы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе в современном образовательном процессе |
декабрь 2023 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
3. |
Панорама опыта «Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета» |
1. Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития и воспитания личности учащихся, формирования у них системы социально одобряемых ценностей, гражданской ответственности и патриотизма. 2. Формирование у учащихся социально ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику, умения делать выводы посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках русского языка и литературы. 3. Урок русского языка и литературы в единстве воспитательных, обучающих и развивающих задач. |
март 2024 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
4. |
Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2022/2023 учебный год: проблемы и перспективы». |
Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2023/2024 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей русского языка и литературы |
май 2024 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей русского языка и литературы |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2023/2024 учебном году» |
август–сентябрь 2023 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контакт-ный телефон, информация о наградах, публика-циях и др.) |
сентябрь–октябрь 2023 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО
|
||
Создание электронной картотеки эффективных методов, приёмов, формирования функциональной грамотности учащихся в современном образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» |
ноябрь 2023 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Разработка учебных материалов по русскому языку и литературе для формирования личностных и образовательных результатов |
декабрь 2023 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Проектирование урока русского языка или литературы в единстве воспитательных, обучающих и развивающих задач |
март 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Создание электронного банка эффективного опыта учителей русского языка и литературы по реализации воспитательного потенциала учебного предмета. Размещение лучших материалов из опыта работы участников РУМО в виртуальных методических кабинетах учреждений образования и на районном методическом портале. Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ. . |
январь– март 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность |
Консультирование педагогов по актуальным вопросам организации образовательного процесса (по запросу). |
в течение года |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО |
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей русского языка и литературы. Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
в течение года |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
октябрь 2023 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей русского языка и литературы |
апрель–май 2024 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей русского языка и литературы за 2023/2024 учебный год |
май 2024 |
Председатель РУМО Е.Л. Голубева
План работы
районного учебно-методического объединения учителей истории и обществоведения
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2023/2024 учебном году
Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» и «Обществоведение»».
Задачи:
обсудить основные направления деятельности, связанные с коррекцией и регулированием образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси» с учетом результатов РКР, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования; рассмотреть приемы выявления затруднений учащихся при изучении учебного предмета и коррекции знаний; методические приемы формирования у учащихся мотивации к изучению учебного предмета;
способствовать развитию 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) для организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”»;
определить эффективные приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования; формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды;
обсудить организационно-методические аспекты реализации воспитательного и развивающего потенциала учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”», ознакомить с эффективным опытом использования активных методов и форм обучения на уроках истории и обществоведения для повышения интеллектуального уровня учащихся;
содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Семинар-практикум «Технология формирования 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) и развитие функциональной грамотности учащихся средствами “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”». |
1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории в 2023/2024 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса. Правила безопасности организации образовательного и воспитательного процессов в учреждениях общего среднего образования, способы эффективного и безопасного использования в процессе обучения истории цифровых устройств; Электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», размещенные на интернет-ресурсе http://profil.adu.by: целевое назначение, возможности использования при изучении соответствующих учебных предметов в X и XI классах на повышенном уровне; эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебным предметам. 2. Оценка качества образования по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история»: результаты изучения уровня образовательных достижений учащихся по учебному предмету «История Беларуси» в X–XI классах (республиканские контрольные работы, далее – РКР), коррекция и регулирование образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси» с учетом результатов РКР: приемы выявления затруднений учащихся при изучении учебного предмета и коррекции знаний; методические приемы формирования у учащихся мотивации к изучению учебного предмета; результаты выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; результаты централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. 3. Технология формирования 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) и развитие функциональной грамотности учащихся средствами “Всемирная история“, „История Беларуси“ и “Обществоведение”». |
Ноябрь 2023 |
СШ 72 |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
2. |
Методический диалог «Креативные методы в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета» |
1.Современный урок истории: его составляющие, критерии успешности. 2.Воспитательный потенциал уроков истории; 3.Формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) средствами учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями (высокомотивированные и одаренные учащиеся, низкомотивированные учащиеся, учащиеся с особенностями развития). |
Декабрь 2023 |
СШ 72 |
Воронец А.А,, председатель РУМО; участники РУМО |
|
|
1.Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально-значимых, гражданско-патриотических качеств личности. 2.Приемы и методы формирования эмоционально-ценностного отношения к истории и культуре, ценностных ориентаций и приоритетов в процессе историко-обществоведческого образования. 3.Формирование личности учащегося, его метапредметных и предметных компетенций посредством использования возможностей информационно-образовательной, социокультурной, культурно-исторической среды. |
|
|
|
3. |
Районный фестиваль открытых уроков учителей обществоведения «Эффективные формы, методы и приемы реализации воспитательного потенциала учебного предмета» |
Март 2024 |
Учреждения образования |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
|
4. |
Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2022/2023 учебный год: проблемы и перспективы». |
Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2023/2024 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей истории и обществоведения. |
Май 2024 |
СШ № 72 |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей истории и обществоведения |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории и обществоведению в 2023/2024 учебном году» |
август-сентябрь 2023 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию /обобщению опыта, контактный телефон, информация о наградах, публикациях и др.) |
сентябрьоктябрь 2023 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО
|
||
Разработка презентации по использованию технологии формирования 4К-компетенций для развития функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов “Всемирная история“, „История Беларуси“, «Обществоведение» |
ноябрь 2023 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Разработка памятки для педагогов «Актуальные направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену по истории/обществоведению» |
ноябрь 2023 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Разработка брошюры «Современный урок истории: его составляющие, критерии успешности». |
декабрь2023 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Формирование методической копилки «Активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями (высокомотивированные и одаренные учащиеся, низкомотивированные учащиеся, учащиеся с особенностями развития). |
январь 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Создание электронного банка эффективного опыта учителей истории и обществоведения по реализации воспитательного потенциала учебного предмета. Размещение лучших материалов из опыта работы участников РУМО в виртуальных методических кабинетах учреждений образования и на районном методическом портале. Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ. |
январь - март 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность
|
Консультирование педагогов по актуальным вопросам организации образовательного процесса (по запросу). |
В течение года |
|
Воронец А.А., председатель РУМО
|
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы. |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей истории и обществоведения
Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
сентябрь 2023 в течение года апрель-май 2024 |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
Октябрь 2023 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей истории и обществоведения |
Апрель-май 2024 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей истории и обществоведения за 2023/2024 учебный год |
Май 2024 |
Председатель РУМО А.А.Воронец
План работы
районного учебно-методического объединения председателей школьных УМО учителей иностранного языка
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2023/2024 учебном году
Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя иностранного языка по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебных предметов».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык».
Задачи:
обеспечить информационную и организационно-методическую поддержку педагогов по вопросам нормативного правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в 2023/2024 учебном году (Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса);
рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащихся, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей учреждений образования Партизанского района;
способствовать развитию 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) для организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»;
содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Семинар-практикум «Развитие функциональной грамотности учащихся посредством использования технологии формирования 4К-компетенций на учебных занятиях по иностранному языку» |
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранному языку в 2023/2024 учебном году. Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования. 2. Анализ результатов и направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену по иностранному языку. 3. Современный урок иностранного языка: его составляющие, критерии успешности. 4. Использование технологии формирования 4К-компетенций (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) на учебных занятиях по иностранному языку. 5. Развитие коммуникативной компетенции учащихся как одно из условий формирования функциональной грамотности. |
ноябрь 2023 |
Гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
2. |
Методический диалог «Креативные методы в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета» |
1.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в обучении иностранному языку. 2. Активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями (высокомотивированные и одаренные учащиеся, низкомотивированные учащиеся, учащиеся с особенностями развития). 3. Воспитание и развитие личности учащегося через самостоятельную и творческую работу по иностранному языку 4. Развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка. 5. Познавательный интерес как черта личности учащегося и ее совершенствование при изучении иностранного языка; |
декабрь 2023 |
Гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
3. |
Панорама опыта «Совершенствование профессиональной компетентности учителя иностранного языка по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета» |
1.Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально значимых, гражданско-патриотических качеств личности учащихся. 2.Развитие коммуникативной компетенции учащихся как одно из условий формирования функциональной грамотности 3.Развитие коммуникативной иноязычной компетенции учащихся на уроках иностранного языка посредством использования медиаресурсов; 4.Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на воспитание и развитие личности учащегося. 5.Формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного занятия. |
март 2024 |
Гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
4. |
Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2022/2023 учебный год: проблемы и перспективы». |
Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2023/2024 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей иностранного языка. |
май 2024 |
Гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей иностранного языка |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранному языку в 2023/2024 учебном году» |
август–сентябрь 2023 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контакт-ный телефон, информация о наградах, публика-циях и др.) |
сентябрь–октябрь 2023 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО
|
||
Разработка брошюры «Современный урок иностранного языка: его составляющие, критерии успешности». |
ноябрь 2023 |
|
Председатели УМО (гимназия № 5; СШ № 69) |
||
Разработка памятки для педагогов «Актуальные направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену по иностранному языку» |
ноябрь 2023 |
|
Председатели УМО (гимназия № 7; СШ № 87) |
||
Разработка презентации по использованию технологии формирования 4К-компетенций для развития функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета |
ноябрь 2023 |
|
Председатели УМО (СШ № 10, СШ № 22) |
||
Формирование методической копилки «Активные методы и формы обучения как ресурс реализации воспитательного потенциала учебного предмета в работе с учащимися с особыми образова-тельными потребностями (высокомотивиро-ванные и одаренные учащиеся, низкомотиви-рованные учащиеся, учащиеся с особенностями развития). |
декабрь 2023 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Создание электронного банка эффективного опыта учителей иностранного языка по реализации воспитательного потенциала учебного предмета. Размещение лучших материалов из опыта работы участников РУМО в виртуальных методических кабинетах учреждений образования и на районном методическом портале. Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ. . |
январь– март 2024 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность |
Консультирование педагогов по актуальным вопросам организации образовательного процесса (по запросу). |
в течение года |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО |
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей иностранного языка Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
в течение года |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
октябрь 2023 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей иностранного языка |
апрель–май 2024 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей иностранного языка за 2023/2024 учебный год |
май 2024 |
Председатель РУМО А.Л. Лавровский
План работы
раённага вучэбна-метадычнага аб’яднання настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі Партызанскага раёна г. Мінска
на 2023/2024 навучальны год
Метадычная тэма «Удасканаленне прафесійнай кампетэнтнасці настаўнікаў па пытаннях выхавання і развіцця асобы вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”».
Мэта: стварэнне ўмоў для ўдасканаленне прафесійнай кампетэнтнасці настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры як ўмовы забеспячэння якасці адукацыйнага працэса па вучэбных прадметах “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”. Задачы:
абмеркаваць асноўныя накірункі дзейнасці настаўніка па арганізацыі адукацыйнага працэсу з улікам вынікаў выпускнога экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі, а таксама цэнтралізаванага экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі;
садзейнічаць развіццю 4К-кампетэнцый педагагічных работнікаў (крэатыўнасць, крытычнасць мыслення, камунікацыі і кааперацыі) для арганізацыі работы па фарміраванні функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”;
абмеркаваць арганізацыйна-метадычныя аспекты сучаснага ўрока беларускай мовы і беларускай літаратуры: выкарыстанне сучасных метадаў і сродкаў навучання, разнастайных форм прадуктыўнага ўзаемадзеяння, накіраваных на развіццё і выхаванне асобы вучня;
азнаёміць з эфектыўным вопытам рэалізацыі выхаваўчага і развіваючага патэнцыялу вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”, метадамі і прыёмамі арганізацыі праектнай дзейнасці вучняў на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры;
спрыяць творчай самарэалізацыі педагогаў, павышэнню ўзроўня іх прафесійнага майстэрства.
№ п/п |
Змест і формы работы |
Пытанні для абмеркавання |
Тэрміны |
Месца правядзення |
Адказныя |
1. |
Тэмы паседжанняў РВМА |
||||
|
1.Семінар-практыкум «Тэхналогія фарміравання 4К-кампетэнцый педагагічных работнікаў (крэатыўнасць, крытычнасць мыслення, камунікацыі і кааперацыі) і развіццё функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”» |
1. Нарматыўнае прававое і навукова-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе: Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, іншыя нарматыўныя прававыя акты, якія рэгулююць пытанні арганізацыі адукацыйнага працэсу па вучэбных прадметах: асноўныя палажэнні, выхаванне ў сістэме адукацыі, агульныя патрабаванні да арганізацыі адукацыйнага працэсу;
правілы бяспекі арганізацыі адукацыйнага працэсу, арганізацыі выхаваўчага працэсу ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі;
абноўленыя вучэбныя праграмы і вучэбна-метадычныя комплексы па беларускай мове і літаратуры для V–XI класаў;
эфектыўнасць выкарыстання ў адукацыйным працэсе кампанентаў вучэбна-метадычных комплексаў па вучэбных прадметах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура».
2. Вынікаў выпускнога экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі, а таксама цэнтралізаванага экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі; 3. Фарміраванне функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”; 4. Тэхналогія фарміравання 4К-кампетэнцый педагагічных работнікаў (крэатыўнасць, крытычнасць мыслення, камунікацыі і кааперацыі) і развіццё функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”. |
лістапад 2023 |
СШ № 182
|
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
|
2.Метадычны практыкум “Крэатыўныя метады ў рабоце з вучнямі з асаблівымі адукацыйнымі патрэбамі як рэсурс рэалізацыі выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета” |
1.Сучасны ўрок беларускай мовы і літаратуры: выкарыстанне сучасных метадаў і сродкаў навучання, разнастайных форм прадуктыўнага ўзаемадзеяння, накіраваных на развіццё і выхаванне асобы вучня. 2. Фарміраванне функцыянальнай адукаванасці (4К-кампетэнцыі) сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” як рэсурс рэалізацыі выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета ў рабоце з вучнямі з асаблівымі адукацыйнымі запытамі (высокаматываванымі і адоранымі вучнямі, нізкаматываванымі вучнямі, вучнямі з асаблівасцямі развіцця). 3. Метады і прыёмы арганізацыі праектна-даследчай дзейнасці на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры як спосаб развіцця навыку працы вучняў у групах, актыўнага іх уключэння ў працэс самаадукацыі і самарэалізацыі. |
снежань 2023 |
СШ № 182
|
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
|
3.Панарама вопыту “Удасканаленне прафесійнай кампетэнцыі настаўніка беларускай мовы і беларускай літаратуры па пытаннях развіцця і выхавання асобы вучня сродкамі вучэбных прадметаў” |
1. Рэалізацыя выхаваўчага патэнцыялу вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” на вучэбных занятках. 2. Функцыянальныя і змястоўныя магчымасці вучэбных дапаможнікаў па беларускай мове і літаратуры як сродак развіцця і выхавання вучняў, фарміравання ў іх сістэмы сацыяльна-культурных каштоўнасцей, грамадзянскай адказнасці і патрыятызму. 3. Дыдактычны матэрыял да вучэбных заняткаў па беларускай мове і літаратуры як спосаб выхавання ў вучняў павагі да мовы, краіны, яе традыцый |
сакавік 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
|
4.Круглы стол “Падвядзенне вынікаў работы РВМА за 2023/2024 навучальны год: праблемы і перспектывы. Падрыхтоўка да выпускнога экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” |
Аналіз і маніторынг якасці работы РВМА за 2023/2024 навучальны год. Дыягностыка прафесійных цяжкасцяў педагогаў. Дыягностыка прафесійных запытаў для планавання работы РВМА на наступны навучальны год. Дыягностыка эфектыўнасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры |
май 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
1. |
Распрацоўка метадычных прадуктаў па выніках паседжанняў РВМА з мэтай метадычнага суправаджэння настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры |
Фарміраванне электроннага банка “Нарматыўнае прававое і навукова-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе” |
жнівень-верасень 2023 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
Стварэнне банка дадзеных аб ўдзельніках РВМА (прозвішча, імя, імя па бацьку; педагагічны стаж; кваліфікацыйная катэгорыя; тэма па самаадукацыі /абагульненне вопыту, нумар тэлефона, інфармацыя аб узнагародах, публікацыях і інш.) |
верасень-кастрычнік 2023 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
||
Распрацоўка інтэрактыўнага плаката «Сучасны ўрок беларускай мовы і літаратуры: патрабаванні, кампаненты, крытэрыі паспяховасці» |
лістапад 2023 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА |
||
Распрацоўка прэзентацыі “Тэхналогіі выкарыстання 4К-кампетэнцыі для развіцця функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура” |
лістапад 2023 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА |
||
Фарміраванне метадычнай скарбонкі “Актыўныя метады і формы навучання як рэсурс рэалізацыі выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета ў рабоце з вучнямі з асабістымі адукацыйнымі запытамі (высокаматываванымі і адоранымі вучнямі, нізкаматываванымі вучнямі, вучнямі з асаблівасцямі развіцця)” |
снежань 2023 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
||
Стварэнне электроннага банка эфектыўнага вопыту настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры па рэалізацыі выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета |
студзень – сакавік 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА |
||
Складанне справаздачы работы РВМА за 2023/2024 навучальны год |
красавік -май 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА |
||
3. |
Кансультацыйная дзейнасць |
Кансультацыя настаўнікаў па пытаннях арганізацыі адукацыйнага працэсу (па запытах). |
на працягу года |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
4. |
Інфармацыйна-аналітычная дзейнасць
Маніторынг якасці метадычнай работы |
Актуалізацыя інфармацыі аб удзельніках РВМА. Падрыхтоўка інфармацыі па выніках правядзення паседжанняў. Распрацоўка выніковых анкет і іх аналіз. |
на працягу года |
СШ 182 |
|
Дыягностыка прафесійных цяжкасцяў педагогаў |
кастрычнік 2023 |
СШ 182 |
|||
Маніторынг эфектыўнасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры. Аналіз прафесійных запытаў для планавання работы РВМА на наступны навучальны год. |
красавік-май 2024 |
СШ 182 |
|||
Аналіз і маніторынг якасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры за 2023/2024 навучальны год |
май 2024 |
СШ 182 |
Старшыня РВМА Т.А.Леванкова