«ЧЕРЕЗ ОПЫТ К БУДУЩЕМУ» КАК СРЕДСТВО ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Ермалович И.И., педагог-психолог;
Макаревич И.Л., заместитель директора по учебной работе;
Щерба А.Л., учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска»
Выбор профиля обучения и выбор профессии – взаимосвязаны, а допрофильная подготовка – шаг к профильному обучению. Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения – целостный процесс по изучению, формированию и коррекции профессионального становления личности учащегося [1, с.36]. Согласно Инструктивно-методическому письму, допрофильная подготовка ориентирована на выявление интересов и склонностей, способностей учащихся; оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования; развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности; формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования [3, с. 1].
Необходимо чётко осознавать, что допрофильная подготовка в школе – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, которая содействует самоопределению учащихся [1, с.36]. Допрофильная подготовка учащихся – первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. На данном этапе важна системная работа по выявлению интересов и склонностей личности учащегося, формирование представлений о характере труда, о многообразии мира профессий и возможностей выбора одной из них [1, с.36].
Работа в ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска» по допрофильной подготовке учащихся в целом и по вопросу профориентации в частности ведется на протяжении всего учебного года как учителями, так и социально-психологической службой, руководством школы. В 2016/2017 учебном году учреждение запустило в жизнь проект ««Через опыт к будущему» как средство осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии», который планируется продолжать и совершенствовать в будущем в связи с положительными отзывами учащихся и их законных представителей.
Цель проекта – оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.
Задачи проекта: выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности; оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о мире профессий; развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способностей принимать адекватные решения о выборе путей получения профессии; отслеживание и корректировка личностного развития учащихся.
Традиционно в ГУО “Средняя школа № 223 г. Минска” проводится День самоуправления, приуроченный ко Дню учителя, когда учащиеся школы принимают на себя часть обязательств учителей и руководства школы. В связи с этим проект «Через опыт к будущему» было решено приурочить к срокам проведения Дня самоуправления. В рамках проекта все мероприятия профориентационной направленности проводились для учащихся 5-11 классов, но большое внимание было уделено учащимся девятых классов.
Мероприятия, проводимые в рамках проекта «Через опыт к будущему» можно разделить на три части: подготовительный этап (с 19 по 23 сентября 2016 года); основной этап (с 26 сентября по 1 октября 2016 года); заключительный этап (4-5 октября 2016 года).
Необходимо отметить, что временные рамки проведения трёх этапов - две недели, но своё название проект получил в связи с наибольшей значимостью основной части, которая длилась шесть дней. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
На подготовительном этапе в основном велась работа руководством школы и специалистами службы СППС. Формировался перечень профессий, в которых могли бы стажироваться учащиеся школы, составлялось расписание, позволяющее избежать перегрузки учащихся-стажёров, но при этом дающее им достаточно времени для осознания соответствия профессии их желаниям и способностям. Посещались Дни открытых дверей в учреждениях образования города, школа принимала представителей других учебных заведений для проведения профориентационной работы с учащимися. Педагог-психолог школы Ермалович И. И. проводила психолого-педагогическую диагностику и анкетирование учащихся, совместно с классными руководителями проводились консультации, помогающие учащимся принять решение о выборе направления обучения, самоопределиться в целом, обозначить учебные предметы, которым необходимо уделить больше внимания. Профильная ориентация, психолого-педагогическая диагностика и анкетирование проводилось следующим образом:
- с учащимися 5-6 классов консультации проводили классные руководители, рассказывая о группах профессий, о возможностях обучения в различных учреждениях образования города и республики, о том, какие предметные знания понадобятся учащимся. Основная цель данной работы – заинтересовать учащихся и расширить представления о мире профессий;
- с учащимися 7-8 классов консультации также проводили классные руководители, но работа была организована в группах. Согласно рекомендациям психолога, класс делился на группы по предрасположенности к типам профессий «Человек - человек», «Человек – технические системы», «Человек - природа», «Человек - знак», «Человек – художественный образ». Каждой группе назначалось определённое время консультации, где ребятам специалисты СППС рассказывали о данном типе профессий, о конкретных профессиях, которые входят в данную группу, демонстрировались презентации и видео-ролики. Цель данной работы - расширение знаний учащихся о мире профессий и формирование способностей понимания и осознания образа своего «Я», теоретических знаний о мире профессий и современном рынке труда;
- с учащимися девятых классов педагогом-психологом проводилась групповая работа. Цель данной работы – формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшей образовательной траектории, формирование представлений о возможных путях получения профессии или выборе профиля обучения после девятого класса.
В пятницу 23 сентября учащимся девятых классов раздали направления на их стажировку на следующей неделе с информацией о расписании, месте и этапах работы. После уроков учащиеся направлялись на места стажировки, где их наставники – руководители стажировки - проводили инструктажи по технике безопасности и давали краткое описание специфики работы.
На основном этапе учащиеся стажировались по выбранной ими самими или предложенной после проведённой диагностики профессии. Было решено ограничиться, по крайней мере в этом учебном году, профессиями, которые могло предоставить учреждение образования с целью обеспечения ежедневного наблюдения за учащимися и предотвращении травматизма и перегрузок. Расписание было составлено таким образом, чтобы в день учащиеся сопровождали своего наставника и выполняли небольшую посильную работу не более двух часов. В список попали следующие профессии: учитель, педагог-психолог, педагог социальный, библиотекарь, педагог-организатор, работник столовой, секретарь, бухгалтер, столяр, сантехник, медицинский работник.
Учитель. Выбор профессии учителя был самым масштабным, так как представителей данной профессии в школе наибольшее количество, работа педагога знакома учащимся и по Дням самоуправления. 14 учащихся из девятых классов заменяли учителей по разным учебным предметам, исходя из своих желаний и результатов диагностики. Например, было определено, что 14 учащихся по результатам тестирования попали в группу «Человек-знак», а результаты консультаций показали, что один учащийся хочет стать фармацевтом, одна учащаяся еще точно не определилась, но ей бы хотелось разрабатывать косметику или духи, поэтому ребятам предложили заменить учителя химии, двое учащихся хотят стать переводчиками, поэтому заменяли учителей английского языка и т.д. В рамках проекта учителя после уроков на индивидуальном консультировании рассказывали учащимся-стажёрам об особенностях своей профессии, о перспективах, знакомили с особенностями конструирования учебного занятия на современном этапе, ребятам предоставлялись раздаточные материалы, методическая и дидактическая помощь. В результате учащиеся подробнее узнали о некоторых особенностях профессии педагога. Кроме освещения теоретических вопросов, в кабинетах, оснащенных техникой, демонстрировалось обучающие видеофильмы. А 30 сентября, в День самоуправления, учащиеся самостоятельно вели уроки, выставляли отметки в специально подготовленные журналы, проверяли правильность выполнения заданий. Как отмечалось выше, для большей достоверности и «вживания» в профессию учащимся раздавались специальные журналы классов, сделанные на один день, которые необходимо было брать перед уроком в «новой» учительской, где на перемене собирались учителя-стажёры и представители «нового» руководства школы – директор и его заместители, роль которых выполняли учащиеся одиннадцатого класса. Полученные от учителя-стажёра отметки и замечания позднее переносились учителями в настоящие журналы и дневники, если они были объективны и обоснованы. Учителя находились в классах, но в происходящее на уроке не вмешивались, озвучивая свои замечания и предложении лишь на переменах или после уроков, без присутствия учащихся классов, в которых заменялись уроки.
Педагог-психолог и педагог социальный. Данные профессии выбрали учащиеся из группы «Человек-человек». Вместе с педагогом социальным ребята посещали одиноких стариков и подшефных ветеранов в рамках Дня пожилых людей, поздравляли их с праздником и при необходимости оказывали посильную помощь по дому. Некоторым пенсионерам просто хотелось с кем-нибудь поговорить, и учащиеся поддерживали беседу, внимательно выслушали посещённых пенсионеров. На информационном часу учащиеся девятых классов рассказывали учащимся 5-6-ых классов о правах детей и деятельности ЮНЕСКО.
Совместно с педагогом-психологом проводилось групповое занятие «Все работы хороши» для учащихся 5-6-ых классов, где учащиеся девятых классов в игровой форме познакомили учащихся с миром профессий, научили классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями и способностями. На информационном часу в седьмых классах проводилось анкетирование по выявлению интереса учащихся к учебным предметам. Учащиеся под руководством педагога-психолога обработали результаты и составили рекомендации по выбору будущего профиля обучения. В конце недели учащиеся девятых и одиннадцатого классов провели среди своих одноклассников анкетирование по изучению уровня удовлетворенности пройденной практикой.
Педагог-организатор. На стажировку к педагогу-организатору попали учащиеся, мечтающие о творческих профессиях: будущие аниматоры, певцы, танцоры. Они помогали организовать конкурс талантов, подготовили музыкально-танцевальную композицию на мероприятие заключительного этапа; в рамках подготовки шестого школьного дня участвовали в составлении сценария мероприятий и выступали помощниками педагога-организатора.
Библиотекарь. На стажировку к библиотекарю попали учащиеся, которые по результатам диагностики оказались в группе «Человек – знак». Под руководством библиотекаря ребята организовали тематическую выставку «О профессиях через художественный образ», представленную в холле школы.
Работник столовой. Данная профессия учащимся также знакома, так как во время дежурства класса по школе дежурные по столовой помогают накрывать и сервировать столы, отвозить в моечную грязную посуду. На стажировку в столовую были направлены учащиеся, которые задумались о том, чтобы в будущем связать свою жизнь с профессиями повара или кондитера. Каждому учащемуся был выдан фартук, головной убор и одноразовые перчатки. Работники кухни следили за тем, чтобы учащимися не нарушались санитарные нормы, правила техники безопасности, чтобы ребята не нанесли ущерб ни своему здоровью, ни здоровью других учащихся. Во избежание травм и ожогов, учащихся не допускались к плитам и духовым шкафам, но помогали нарезать хлеб, наливать компот или чай в стаканы, накладывали котлеты при организации процесса подготовки к приёму пищи, помогали отпускать товар в школьном буфете, учились рассчитывать количество порций исходя из поданных заявок, следили, чтобы везде был порядок и чистота. Учащиеся оценивали свою работу в специальном журнале по пятибалльной системе, следили за тем, чтобы все мыли руки перед приёмом пищи, а дежурный учитель или заместитель директора также оценивал работу помощников-стажёров.
Секретарь. Учащиеся, попавшие на стажировку к школьному секретарю, знакомились с делопроизводством в учреждении образования, помогали набирать и форматировать некоторые «документы», знакомились с актуальной информацией по своей профессии.
Бухгалтер. Две девушки, которые были направлены на стажировку в бухгалтерию, учились работать в бухгалтерской программе, составлять небольшие отчеты, наблюдали за работой главного бухгалтера. Конечно же они работали не с настоящими данными, а со специально составленным списком, но тем не менее необходимый практический опыт получили, а бухгалтера контролировали качество выполнения работы.
Столяр и сантехник. На стажировку к данным специалистам попали учащиеся, которые по результатам диагностики оказались в группе «Человек – технические системы», а также те ребята, которые демонстрировали высокие результаты на уроках трудового обучения (по итогам консультирования с их учителем). Данные учащиеся сопровождали своих наставников по «проблемным зонам» школы, закручивали болты в стулья и столы, помогли повесить или перевесить портреты и стенды, поддерживали стремянку, выполняли другую посильную работу.
Медицинский работник. По результатам диагностики и анкетирования одна учащаяся после завершения обучения на II ступени общего среднего образования планирует поступить в медицинский колледж на специальность «Сестринское дело», поэтому ей было предложено пройти стажировку в медицинском пункте школы. Девушка-стажёр помогала доносить информацию в классы, кому следует прийти на прививку, напоминала о необходимости обновить ежегодную справку о состоянии здоровья, давала градусник «больному», расспрашивала о симптомах, под руководством медсестры давала рекомендации. В роли такого «больного» выступил один из одноклассников, у которого по легенде болело горло, голова и было выявлено общее недомогание.
Один учащийся высказал желание поработать экскурсоводом в школьном музее «Память» и проводил экскурсии для учащихся на протяжении недели.
4 октября в актовом зале школы собрались учащиеся 5-11-ых классов и педагоги. Девятиклассники поделились впечатлениями, рассказали о своих успехах и неудачах, о том, какие выводы были сделаны, насколько профессия оправдала их ожидания, демонстрировали фотографии и видео-ролики. С одной стороны, при этом происходила рефлексия, где учащиеся-стажёры могли ответить на важные вопросы, связанные с выбором будущей профессии, а с другой стороны, учащиеся 5-8-ых классов могли также сделать определенные выводы, заинтересоваться какой-либо профессией или «вычеркнуть» её из списка предпочтений.
В целом необходимо отметить, что мероприятия в рамках проекта «Через опыт к будущему» прошли в соответствии с намеченным планом и имели большой успех у учащихся, которым импонировало общение со взрослыми на равных, получение практических навыков и новых впечатлений. В дальнейшем планируется совершенствовать данный проект, расширяя перечень профессий, выходя на контакт с шефами и с заинтересованными организациями. Для педагогов школы проведён методический семинар, где были озвучены положительные моменты и недостатки, запланирован семинар по вопросам допрофильной подготовки в марте 2017 года, вырабатывались рекомендации на следующий учебный год. Также было решено разместить актуальную информацию на сайте школы.
Список использованных источников
1. Глинский, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь / А. А. Глинский, Т. М. Савельева // Веснік адукацыі. – 2015. - №10. – С. 36-45.
2. Гречихо, Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как средство становления личностных достижений старшего школьника / Е.В.Гречихо // Современное образование Витебщины. – 2015. – №1(7).
3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь “Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обученя наIII ступени общего среднего образования» от 30.05.2016 № 05-20/94.
4. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
5. Человек и его профессия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. – Минск : «Современное слово», 2006. – 544 с.