Тема:«Психологическое сопровождение допрофильной подготовки на IIступени общего среднего образования и профильного обучения на IIIступени общего среднего образования»
Черногалова В.А., педагог-психолог
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 10 г. Минска»
АННОТАЦИЯ
Образовательный проект направлен на реализацию психологического сопровождения допрофильной подготовки на II ступени и профильного обучения учащихся на III ступени общего среднего образования. В контексте задач профильного образования практическое осуществление психологического сопровождения выступает как неотъемлемый элемент профильного обучения.
В материалах, представленных в проекте, нашел отражение системный подход к практической деятельности психолога по выявлению возможных неравномерностей развития учащихся, их интересов, склонностей, способностей и формированию осознанного выбора профессиональной деятельности, начиная с 7-го по 11-ый класс. Основное внимание обращается на тесную взаимосвязь психологической диагностики, просвещения и профессиональных консультаций учащихся. Проект может иметь долгосрочную перспективу, так как способствует поддержанию интереса учащихся к профессиональной ориентации на каждой ступени обучения.
В работе показаны примеры диагностических методик, использование которых способствует созданию образовательной среды для решения концептуальных задач профильного обучения.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
ТЕМА: |
Психологическое сопровождение допрофильной подготовки на II ступени общего среднего образования и профильного обучения на III ступени общего среднего образования
|
АВТОР ПРОЕКТА: |
ЧерногаловаВиктория Александровна, педагог-психолог
|
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: |
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Минска» управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района |
АДРЕС И ТЕЛЕФОН: |
г. Минск пер. Броневой, 15 т.ф.294-63-80 sch10@minsk.edu.by |
ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: |
2016-2018 гг.
|
Актуальность: Поиск профессионального пути – дело сложное, но необходимое. Специалист высокого класса должен ценить и уважать свою профессию, а также соответствовать ее требованиям. Чтобы избежать разочарования в выборе профессии и быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо уже сегодня задуматься о важности профессионального выбора.
Цель проекта: создание образовательной среды, которая способствует осознанному выбору своей профессиональной деятельности.
Объект: профориентационная работа в учреждении образования.
Предмет: психологическое сопровождение допрофильнойподготовки и профильного обучения учащихся.
Задачи:
- Выявить профессиональные интересы и склонности у учащихся, провести их анализ и обеспечить обратную связь с учащимися;
- Провести информационную кампанию, которая расширит и закрепит знания учащихся о профессиях, сформирует активную жизненную позицию и готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом;
- Обеспечить более полное удовлетворение запросов учащихся и их законных представителей по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
Предполагаемый результат: своевременность профессионального выбора, его реалистичность и осознанность.
Этапы реализации проекта.
I.Подготовительный этап
Цель - выявление профессиональных склонностей и интересов учащихся.
Для решения этого вопроса нужен удобный диагностический инструментарий, который соответствует реалиям образовательной среды.
Диагностический инструментарий включает в себя:
- изучение мотивов выбора профессии (анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкиной; матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной);
- выявление профессиональных склонностей (опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) иинтересов (карта интересов А.Е. Голомштока);
- определение типа выбираемой профессии (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова);
- определение профиля обучения (методика профиль обучения Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая);
- изучение личностной направленности (определение направленности личности Б. Басса, тип темперамента Г. Айзенк);
- изучение успешности в освоении нового вида деятельности (тест интеллектуальной лабильности)[8].
Изучение интересов и склонностей учащихся происходит в течение всего учебного года. Для формирования готовности сотрудничества с психологом важно, чтобы тестирование было разнообразным, а результаты быстро доводились до сведения учащихся. Тестирование должно находиться в тесной взаимосвязи с профессиональным просвещением, ведь своевременно предоставленная информация, лучше усваивается и запоминается учащимися.
II. Основной этап
Цель - приобретение учащимися знаний о профессиях и формирование активной жизненной позиции.
На этом этапе важно провести просвещающие мероприятия, такие как тематические классные часы, профориентационные игры, акции, недели профориентации, конкурсы, викторины, встречи с представителями различных профессий и др.
Профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [9].
Перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [11].
III. Заключительный этап.
Цель - обеспечение более полного удовлетворения запросов учащихся и их законных представителей по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения с помощьюпрофессиональных консультаций.
Профессиональная консультация – это метод психологической помощи людям: оказание помощи в выборе профессии, планировании карьеры, преодолении трудностей профессиональной деятельности.
Профессиональные консультации проводятся в течение всего учебного года. Наибольшее значение они приобретают для выпускников школы, а также для их родителей. В зависимости от запросов учащихся, возможны различные формы проведения профконсультаций:
Справочно-информационная профконсультация предусматривает предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию об учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах.
Диагностико – коррегирующая консультациянаправлена на оказание помощи лицам, переживающим трудности, связанные с невозможностью удовлетворения от сделанного профессионального выбора по разным причинам.
Формирующая профконсультация нужна, когда у человека отсутствует личный профессиональный план [5].
Структура проведения профконсультаций может быть следующая:
- Констатация стадии профессионального плана учащегося.
- Проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика.
- Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору.
- Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств.
- Проведение контроля над тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии.
- Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профессиональных намерений, смена их, переориентация на другую профессию [1].
План реализации проекта
№ |
Содержание |
Сроки |
Изучаемые критерии |
7 класс |
|||
1 |
Викторина «Виды профессиональной деятельности» |
Ноябрь |
Формирование представления о профессиях |
2 |
Матрица выбора профессии Г.В. Резапкина |
Ноябрь |
Помощь в осознании мотивов профессионального выбора |
3 |
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова |
Декабрь |
Определение типа профессии |
4 |
Классный час «Что означает ваш профессиональный тип личности» |
Декабрь |
Анализ результатов диагностики |
5 |
Профконсультации по запросу учеников и законных представителей |
В течение всего учебного года |
По запросу |
8 класс |
|||
6 |
Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) |
ноябрь |
Выявление профессиональных склонностей |
7 |
Турнир «Знатоков профессий» |
ноябрь |
Формирование представления о профессиях |
8 |
Карта интересов А.Е. Голомштока |
декабрь |
Изучение профессиональных интересов |
9 |
Классный час «Мои интересы и склонности» |
декабрь |
Анализ результатов диагностики |
10 |
Профконсультации учеников и законных представителей |
В течение всего учебного года |
По запросу |
9 класс |
|||
11 |
Анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкина |
октябрь |
Помощь в осознании мотивов профессионального выбора |
12 |
Классный час «Пути получения образования после 9 класса» |
октябрь |
Информирование о путях получения образования |
13 |
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова |
декабрь |
Определение типа профессии
|
14 |
Профориентационная игра «Один день из жизни…» |
декабрь |
Реалистичность выбираемой профессии |
15 |
Тип темперамента Г. Айзенк |
Январь |
Направленность личности на внутренний или внешний мир |
16 |
Классный час «Тип темперамента и профессии» |
Январь |
Анализ результатов диагностики |
17 |
Методика профиль обучения Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая |
Февраль |
Определение профиля обучения |
18
|
Анализ профессиональной направленности учащихся |
Февраль |
Составление рекомендаций |
19 |
Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей |
В течение всего учебного года |
По запросу |
10 класс |
|||
20 |
Определение направленности личности Б. Басса |
январь |
Определения личностной направленности |
21 |
Профориентационная игра «Интервью» |
январь |
Развитие умения самопрезентации |
22 |
Опросник тип мышления |
февраль |
Определение типа мышления |
23 |
Психологическое занятие с элементами тренинга «Успех в профессиональной деятельности» |
февраль |
Развитие уверенного поведения |
24 |
Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей |
В течение всего учебного года |
По запросу |
11 класс |
|||
25 |
Анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкина |
Октябрь |
Помощь в осознании мотивов профессионального выбора |
26 |
Психологическое занятие «В будущее с уверенностью» |
Октябрь |
Развитие уверенного поведения |
27 |
Тест интеллектуальной лабильности
|
Январь |
Прогноз успешности в профессиональном обучении и освоении нового вида деятельности |
28 |
Классный час «Требования профессии к человеку» |
январь |
Найти требования, предъявляемые к выбранной профессии |
29 |
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова |
Февраль |
Определение типа профессии
|
30 |
Анализ профессиональной направленности учащихся |
февраль |
Составление рекомендаций |
31 |
Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей |
В течение всего учебного года |
По запросу |
Вывод
Итак, поставленная в работе цель: создание образовательной среды, которая способствует осознанному выбору своей профессиональной деятельности, может быть достигнута.
Разработанный проект по профориентации направлен на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данного проекта, на проверку его эффективности.
Список использованных источников
- Главницкая, О.И. Психологическое сопровождение профориентационной работы в учреждении образования/ О.И. Главницкая. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.
- Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
- Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
- Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
- Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый уровень)/ Е.Н. Прощицкая. – Минск : НИО, 2007. – 232 с.
- Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
- Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
- Резапкина, Г.В. Комплектование профильных классов: психологическая диагностика: методическое пособие для специалистов системы образования/ Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая. – Минск: Сэр-Вит, 2016. – 104 с.
- Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
- Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
- Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
- Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.