СШ10

Тема:«Психологическое сопровождение допрофильной подготовки на IIступени общего среднего образования и профильного обучения на IIIступени общего среднего образования»

Черногалова В.А., педагог-психолог

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 10 г. Минска»

 АННОТАЦИЯ

 Образовательный проект направлен на реализацию психологического сопровождения допрофильной подготовки на II ступени и профильного обучения учащихся на III ступени общего среднего образования. В контексте задач профильного образования практическое осуществление психологического сопровождения выступает как неотъемлемый элемент профильного обучения.

В материалах, представленных в проекте, нашел отражение системный подход к практической  деятельности психолога по выявлению возможных неравномерностей развития учащихся, их интересов, склонностей, способностей и формированию осознанного выбора профессиональной     деятельности, начиная с 7-го по 11-ый класс. Основное  внимание обращается на тесную взаимосвязь психологической диагностики, просвещения и профессиональных консультаций учащихся. Проект может иметь долгосрочную перспективу, так как способствует поддержанию интереса учащихся к профессиональной ориентации на каждой ступени обучения.

В работе показаны примеры  диагностических методик, использование которых способствует созданию образовательной среды для решения концептуальных задач профильного обучения.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА 

ТЕМА:

Психологическое сопровождение допрофильной подготовки на II ступени общего среднего образования и профильного обучения на III ступени общего среднего  образования

 

АВТОР ПРОЕКТА:

ЧерногаловаВиктория

Александровна, педагог-психолог

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 10 г. Минска»

управления образования, спорта и туризма 

администрации Партизанского района

АДРЕС И ТЕЛЕФОН:

г. Минск  пер. Броневой, 15

т.ф.294-63-80

sch10@minsk.edu.by

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

2016-2018 гг.

 

Актуальность: Поиск профессионального пути – дело сложное, но необходимое. Специалист высокого класса должен ценить и уважать свою профессию, а также соответствовать ее требованиям. Чтобы избежать разочарования в выборе профессии и быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо уже сегодня задуматься о важности профессионального выбора.

Цель проекта: создание образовательной среды, которая способствует осознанному выбору своей профессиональной деятельности.

Объект: профориентационная работа в учреждении образования.

Предмет: психологическое сопровождение допрофильнойподготовки и профильного обучения учащихся.

Задачи:

  1. Выявить профессиональные интересы и склонности у учащихся, провести их анализ и обеспечить обратную связь с учащимися;
  2. Провести информационную кампанию, которая расширит и закрепит знания учащихся о профессиях, сформирует активную жизненную позицию и  готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом;
  3. Обеспечить более полное удовлетворение запросов учащихся и их законных представителей по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

Предполагаемый результат: своевременность профессионального выбора, его реалистичность и осознанность.

Этапы реализации проекта.

 I.Подготовительный этап

Цель - выявление профессиональных склонностей и интересов учащихся.

Для решения этого вопроса нужен удобный диагностический инструментарий, который соответствует реалиям образовательной среды.

Диагностический инструментарий включает в себя:

  • изучение мотивов выбора профессии (анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкиной; матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной);
  • выявление профессиональных склонностей (опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) иинтересов (карта интересов А.Е. Голомштока);
  • определение типа выбираемой профессии (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова);
  • определение профиля обучения (методика профиль обучения Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая);
  • изучение личностной направленности (определение направленности личности Б. Басса, тип темперамента Г. Айзенк);
  • изучение успешности в освоении нового вида деятельности (тест интеллектуальной лабильности)[8].

Изучение интересов и склонностей учащихся происходит в течение всего учебного года. Для формирования готовности сотрудничества с психологом важно, чтобы тестирование было разнообразным, а результаты быстро доводились до сведения учащихся. Тестирование должно находиться в тесной взаимосвязи с профессиональным просвещением, ведь своевременно предоставленная информация, лучше усваивается и запоминается учащимися.

II. Основной этап

Цель -  приобретение учащимися  знаний о профессиях и формирование активной жизненной позиции.

 На этом этапе важно провести просвещающие мероприятия, такие как тематические  классные часы, профориентационные игры, акции,  недели профориентации, конкурсы, викторины, встречи с представителями различных профессий и др.

Профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [9].

Перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [11].

III. Заключительный этап.

Цель -  обеспечение более полного удовлетворения запросов учащихся и их законных представителей по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения с помощьюпрофессиональных консультаций.

Профессиональная консультация – это метод психологической помощи людям: оказание помощи в выборе профессии, планировании карьеры, преодолении трудностей профессиональной деятельности.

Профессиональные консультации проводятся в течение всего учебного года. Наибольшее значение они приобретают для выпускников школы, а также для их родителей. В зависимости от запросов учащихся, возможны различные формы проведения профконсультаций:

Справочно-информационная профконсультация предусматривает предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию об учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах.

Диагностико – коррегирующая консультациянаправлена на оказание помощи лицам, переживающим трудности, связанные с невозможностью удовлетворения от сделанного профессионального выбора по разным причинам.

Формирующая профконсультация нужна, когда у человека отсутствует личный профессиональный план [5].

Структура проведения профконсультаций может быть следующая:

  1. Констатация стадии профессионального плана учащегося.
  2. Проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика.
  3. Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору.
  4. Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств.
  5. Проведение контроля над тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии.
  6. Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профессиональных намерений, смена их, переориентация на другую профессию [1].

 План реализации проекта 

Содержание

Сроки

Изучаемые критерии

7 класс

1

Викторина «Виды профессиональной деятельности»

Ноябрь

Формирование представления о профессиях

2

Матрица выбора профессии Г.В. Резапкина

Ноябрь

Помощь в осознании мотивов профессионального выбора

3

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Декабрь

Определение типа профессии

4

Классный час «Что означает ваш профессиональный тип личности»

Декабрь

Анализ результатов диагностики

5

Профконсультации по запросу учеников и законных представителей

В течение всего учебного года

По запросу

8 класс

6

Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

ноябрь

Выявление профессиональных склонностей

7

Турнир «Знатоков профессий»

ноябрь

Формирование представления о профессиях

8

Карта интересов А.Е. Голомштока

декабрь

Изучение профессиональных интересов

9

Классный час «Мои интересы и склонности»

декабрь

Анализ результатов диагностики

10

Профконсультации учеников и законных представителей

В течение всего учебного года

По запросу

9 класс

11

Анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкина

октябрь

Помощь в осознании мотивов профессионального выбора

12

Классный час «Пути получения образования после 9 класса»

октябрь

Информирование о путях получения образования

13

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

декабрь

Определение типа профессии

 

14

Профориентационная игра «Один день из жизни…»

декабрь

Реалистичность выбираемой профессии

15

Тип темперамента Г. Айзенк

Январь

Направленность личности на внутренний или внешний мир

16

Классный час «Тип темперамента и профессии»

Январь

Анализ результатов диагностики

17

Методика профиль обучения Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая

Февраль

Определение профиля обучения

18

 

Анализ профессиональной направленности учащихся

Февраль

Составление рекомендаций

19

Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей

В течение всего учебного года

По запросу

10 класс

20

Определение направленности личности Б. Басса

январь

Определения личностной направленности

21

Профориентационная игра «Интервью»

январь

Развитие умения самопрезентации

22

Опросник тип мышления

февраль

Определение типа мышления

23

Психологическое занятие с элементами тренинга «Успех в профессиональной деятельности»

февраль

Развитие уверенного поведения

24

Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей

В течение всего учебного года

По запросу

11 класс

25

Анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкина

Октябрь

Помощь в осознании мотивов профессионального выбора

26

Психологическое занятие «В будущее с уверенностью»

Октябрь

Развитие уверенного поведения

27

Тест интеллектуальной лабильности

 

Январь

Прогноз успешности в профессиональном обучении и освоении нового вида деятельности

28

Классный час «Требования профессии к человеку»

январь

Найти требования, предъявляемые к выбранной профессии

29

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Февраль

Определение типа профессии

 

30

Анализ профессиональной направленности учащихся

февраль

Составление рекомендаций

31

Профконсультации по запросу учащихся и законных представителей

В течение всего учебного года

По запросу

 Вывод

Итак, поставленная в работе цель: создание образовательной среды, которая способствует осознанному выбору своей профессиональной деятельности, может быть достигнута.

Разработанный проект по профориентации направлен на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данного проекта, на проверку его эффективности.

 Список использованных источников 

  1. Главницкая, О.И. Психологическое сопровождение профориентационной работы в учреждении образования/ О.И. Главницкая. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.
  2. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
  3. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
  4. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
  5. Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый уровень)/ Е.Н. Прощицкая. – Минск : НИО, 2007. – 232 с.
  6. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
  7. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
  8. Резапкина, Г.В. Комплектование профильных классов: психологическая диагностика: методическое пособие для специалистов системы образования/ Г.В. Резапкина, С.Ф. Медвецкая. – Минск: Сэр-Вит, 2016. – 104 с.
  9. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
  10. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
  11. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
  12. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с.