Декада педмастерства

Итоги декады педагогического мастерства

Информация об итогах районной Декады

педагогического мастерства учителей истории и обществоведения

 

В соответствии с планом работы управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска на 2021/2022 учебный год  и приказом по управлению от 02.02.2022 № 42 была проведена районная декада педагогического мастерства учителей истории и обществоведения (далее – Декада), организованная с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов, демонстрации эффективного опыта работы по использованию современных образовательных технологий для повышения качества образовательного процесса по учебным предметам «История» и «Обществоведение». Следует отметить, что Декада проводилась практически сразу после районного смотра кабинетов истории, что позволило педагогам продемонстрировать использование методического и материально-технического обеспечения предметного кабинета в  практической деятельности

 Декада проводилась с 15 по 25 марта 2022г. в дистанционной форме на платформе ZOOM по отдельному графику в соответствии с заявками учреждений образования. В рамках Декады было организовано 13 мастер-классов по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе по учебному предмету «История Беларуси», что позволило активизировать научно-методическую и исследовательскую деятельность педагогов в данном направлении деятельности, создать условия для раскрытия их творческого потенциала, а также способствовало внедрению эффективных методик обучения в профессиональную деятельность педагогических работников,  реализующих образовательные программы по учебным предметам «История» и «Обществоведение» на II и III ступенях общего среднего образования.

Так, учитель истории и обществоведения СШ № 133 Виноградов А.А. (первая квалификационная категория) поделился опытом использования метода шестиугольного обучения на уроках истории Беларуси; учитель истории и обществоведения СШ № 108 Батракова Л.Л. (высшая квалификационная категория)  представила опыт использования методического приема «Медиаазбука» при изучении темы «Великая Отечественная война»; учитель истории и обществоведения СШ № 10 Кашляк С.Г. продемонстрировал опыт  использования системы «опорных сигналов» как средства повышения качества образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси»;  учитель истории и обществоведения СШ № 86 Швайковский Н.А. (первая квалификационная категория) презентовал опыт использования игровых педагогических технологий на примере изучения темы «Развитие хозяйства и культуры на белорусских землях в период XIII-XIV вв.».

На высоком уровне был представлен мастер-класс учителя истории и обществоведения высшей квалификационной категории гимназии № 7 Родько И.М. по теме «Технология использования игровых методов и приемов обучения на уроках истории Беларуси на II ступени общего среднего образования».

Активное участие в проведении мастер-классов в рамках Декады приняли учителя истории и обществоведения гимназии № 5, которые представили 2 мастер-класса: Кульба И.Ч., учитель высшей квалификационной категории,  презентовала опыт  работы по созданию и использованию интеллект-карты по истории как дидактического инструмента для работы с учебной информацией;  Семашкевич С.А., учитель высшей квалификационной  категории,  поделился опытом применения на учебных занятиях приемов шведской технологии с использованием ЭСО.

Следует отметить, что свыше 30% мастер-классов (4 мастер-класса) участников Декады были связаны с практикой использования технологии визуализации, которая помогает учителю представить наглядно учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации:

«Создание и использование интеллект-карты по истории как дидактический инструмент для работы с учебной информацией (Кульба И.Ч., учитель истории и обществоведения гимназии № 5, высшая квалификационная категория);

Приёмы визуализации на уроках истории (Шейнова С.Н., учитель истории и обществоведения СШ № 87);

Использование технологии визуализации на уроках по учебному предмету «История Беларуси» (Лалаева С.Ю., учитель истории и обществоведения СШ № 223, студентка 4-го курса исторического факультета БГПУ им. М.Танка.);

«Использование инфографики для закрепления изученного материала на уроках истории» (Раховская Е.А., учитель истории и обществоведения СШ № 72, молодой специалист).

Экспертная комиссия особо отмечает мастер-класс учителя истории и обществоведения СШ № 223 Лалаевой С.Ю., в ходе которого молодой педагог в интерактивной форме представила практику использования приемов визуализации: инфографика, кроссенс, интеллект-карты, логико-смысловые модели, Kahoot (популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр), скетчноутинг (особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями, представленными в виде пиктограмм, символов, знаков); словесный портрет, «Облако слов». Светлана Юрьевна проанализировала положительные и отрицательные стороны использования выше названных методов и приемов и отметила, что активное применение визуализации создает условия для развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема информации в мире в целом: «Проще говоря, я предлагаю учащемуся не рыбу, а удочку, с помощью которой он сам в состоянии наловить столько рыбы, сколько ему потребуется».

В ответ на вопрос, почему из всего многообразия технологий выбрано именно это направление, учитель ответила: «Во-первых, в условиях классно-урочной системы оно легко вписывается в образовательный процесс. Во-вторых, это направление обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учащимися, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности; воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах».

Участники Декады ознакомились с опытом работы молодого учителя истории и обществоведения Старосветского А.А. (СШ № 69) по реализации воспитательного потенциала современного урока  истории (обществоведения) с использованием современных образовательных технологий:

технологии интерактивного обучения на примере урока истории Беларуси при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941—1944 г»;

технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП); из этой группы технологии учитель использует метод «Двухчастный дневник»  (на примере изучении темы «Развертывание народной борьбы против  германских оккупантов»)

технологии организации проектной и исследовательской деятельности (при подготовке к городскому конкурсу исследовательских работ, тема исследования «Советско-афганская война. Причины и последствия»);

технология организации групповой дискуссии (на уроках молодой педагог стремится использовать темы для дискуссий, которые обладают высоким воспитательным потенциалом: «Индустриализация и коллективизация. Ошибка или историческая необходимость?», «Распад СССР. Историческая закономерность или халатность политиков», «Разделы Речи Посполитой. Восстановление исторической справедливости или продолжение национального гнёта» и др.).

Интересный опыт реализации воспитательного потенциала современного урока истории посредством использования платформы ТикТок был представлен на мастер-классе учителя истории и обществоведения  первой квалификационной категории СШ № 182 Радченкова А.В. с использованием интерактивных форм методического взаимодействия. Учитель представил результаты диагностических исследований  среди учащихся, которые «сидят» в TikTok, их специфику увлечения данной платформой, интересы в TikTok, на основании которых пришел к выводу, что 84% учащихся   «просто просматривают видеоролики», 72% рассматривают данную платформу как «развлечение». На основании результатов диагностики учитель начал работать с учащимися по созданию видеороликов гражданско-патриотической направленности, разработал алгоритм работы с учащимися:  «изучаем материал параграфа; структурируем, определяем ключевые моменты; разрабатываем сценарий ролика (согласовываю с учащимися); осуществляем съемку; загружаем ролик в TikTok; анализируем его на следующем уроке или в свободное время».

В ходе мастер-класса учитель отметил, что подготовка короткого видео - не только творческий процесс. Данный вид деятельности направлен на глубокое изучение материала по конкретной теме, анализ текста, структурирование, умение выбрать главное, которое потом необходимо будет отобразить в коротком видеофрагменте. Поэтому создание роликов по курсу «История Беларуси» с последующим размещением на платформе TikTok позволяет соединить классику обучения с современными молодежными увлечениями.

На данный момент загружены в школьный TikTok 6 видеороликов. Стоит отметить, что видеоролик, посвящённый 79 - летию трагедии в Хатыни, набрал 85 тысяч просмотров. С видеороликами, созданными учащимися СШ № 182 под руководством Радченкова А.В. по предмету «История Беларуси» можно ознакомиться, перейдя по QR-коду:

 

 

В ходе проведения Декады было зарегистрировано 145 точек подключения. Самое активное участие в Декаде приняли педагоги СШ № 223 (посещено 100% мастер-классов – 13 из 13); гимназии № 7 (92% - 12 из 13); СШ № 72 и 108 (85% - 11 из 13); СШ № 22, 69 и 182 (77% - 10 из 13). 62% мастер-классов (8 из 13) посмотрели педагоги СШ № 86, 53% (7 из 13) – СШ № 183.

В ходе проведения Декады работала экспертная комиссия в составе специалистов управления по образованию, представителей учреждений образования, сотрудников управления координации методической работы МГИРО. Члены комиссии оценивали представленные мастер-классы участников Декады по следующим критериям:

  1. Содержательность: актуальность темы мастер-класса для совершенствования образовательной практики; направленность на содержательно-методические аспекты преподавания предмета; наличие инновационной идеи.
  2. Технологичность: четкость структуры и этапов проведения мастер-класса; вариативность предложенных методов, приёмов обучения, способов включения в деятельность участников; оптимальность обеспеченности мастер-класса средствами обучения.
  3. Управление: наличие приемов мотивации, поиска и открытия; целесообразность способов включения и форм организации деятельности участников; наличие приемов мобилизации творческого потенциала участников.
  4. Результативность: описание приемов рефлексии и обратной связи; возможность определения реального результата поставленной цели мастер-класса; обеспечение вовлечения участников в определение степени достижения поставленных задач.
  5. Уникальность: выраженность авторской индивидуальности в идее; наличие оригинальных приемов, способов, средств организации деятельности; качество приложений (раздаточный/презентационный материал для занятия).

В результате коллегиального решения членов экспертной комиссии авторами лучших мастер-классов признаны учителя истории и обществоведения:

Родько И.М. (гимназия № 7, «Технология использования игровых методов и приемов обучения на уроках истории Беларуси на II ступени общего среднего образования»); 

Лалаева С.Ю. (СШ № 223, «Использование технологии визуализации на уроках по учебному предмету «История Беларуси»);

Радченков А.В. (СШ № 182,  «Использование технологии визуализации на уроках по учебному предмету «История Беларуси»).

Комиссия также отмечает достаточно высокий уровень проведения мастер-классов  учителей истории и обществоведения Кульбы И.Ч. (гимназия № 5, «Использование технологии визуализации на уроках по учебному предмету «История Беларуси»), Раховской Е.А. (СШ № 72,  «Использование инфографики для закрепления изученного материала на уроках истории»), Виноградова А.А. (СШ № 133, «Метод шестиугольного обучения на уроках истории»), Шейновой С.Н. (СШ № 87. «Приёмы визуализации на уроках истории»).

Комиссия отмечает, что организация и проведение Декады способствовало совершенствованию профессионального мастерства учителей истории и обществоведения, демонстрации эффективного опыта работы  по использованию современных образовательных технологий для повышения качества образовательного процесса по учебным предметам «История» и «Обществоведение». Проведение Декады позволило ознакомить учителей истории и обществоведения с эффективным опытом работы коллег по реализации воспитательного потенциала современного урока  истории (обществоведения) и создало условия для  внедрения современных образовательных технологий в профессиональную деятельность педагогических работников,  реализующих образовательные программы по учебным предметам «История» и «Обществоведение» на II и III ступенях общего среднего образования.

Рекомендации:

  1. Отметить лучшие мастер-классы учителей истории и обществоведения Родько И.М. (гимназия № 7), Лалаевой С.Ю. (СШ № 223); Радченкова А.В. (СШ № 182).
  2. Рекомендовать к награждению дипломами управления по образованию участников Декады педагогического мастерства:

за 1 место: учителей истории и обществоведения Родько И.М. (гимназия № 7), Лалаеву С.Ю. (СШ № 223); Радченкова А.В. (СШ № 182);

за 2 место: учителей истории и обществоведения Кульбу И.Ч. (гимназия № 5). Раховскую Е.А. (СШ № 72), Виноградова А.А. (СШ № 133), Шейнову С.Н. (СШ № 87);

за 3 место: учителей истории и обществоведения  Старосветского А.А. (СШ № 69); Кашляка С.Г.(СШ № 10),  Батракову Л.Л. (СШ № 108), Швайковского Н.А. (СШ № 86);

за участие: Семашкевича С.А. (гимназия № 5), Пашкевич С.В. (СШ № 22).

  1. Методические разработки лучших мастер-классов с использованием современных образовательных технологий в реализации воспитательного потенциала учебного предмета «История Беларуси» разместить на районном методическом портале для использования в практической деятельности учителей истории и обществоведения учреждений образования района.

Срок исполнения – до 20.05.2022

Ответственный: Оргкомитет

свернуть

Лучшие мастер-классы декады педмастерства районной декаде педагогического мастерства учителей истории и обществоведения

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ГУО «Средняя школа № 223 г.Минска имени Иона Солтыса»

Мастер-класс

«Использование технологии визуализации

на уроках по учебному предмету

«История Беларуси»»

 

Учитель истории

Лалаева Светлана Юрьевна

 

 А у весны зеленые глаза.  В них солнца лучик прыгает, играя,  Небес благословенных бирюза  В них льдинкою прозрачной нежно тает.

 

 А у весны зеленые глаза.  Посмотришь в них – и в сердце свет польется  И чистая хрустальная слеза  К душе измученной надеждой прикоснется.

 

 А у весны зеленые глаза.  Их свет волшебный все нежней с годами…  И ты поймешь, что позабыть нельзя  Весну с зелеными, как у меня, глазами…

 

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!

Вас приветствует учитель истории средней школы №223 г. Минска имени Иона Солтыса Лалаева Светлана Юрьевна!

Посмотрите, пожалуйста, на слайд! Перед Вами задание – кроссенс по теме моего выступления. Я думаю, что Вы догадаетесь, о чем я сегодня Вам буду рассказывать и делиться своим опытом работы в данном направлении.

Совершенно верно! Я хочу познакомить Вас с методами и приёмами визуализации, которые я чаще всего использую на уроках истории Беларуси.

При выборе темы я руководствовалась тем, что в сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.

Каждую минуту в нашей жизни появляется немыслимое количество новой информации. Мы даже не замечаем этого. Конечно, доступ к таким большим объемам данных открывает перед человечеством безграничные возможности. Позволяет более детально изучать окружающий мир, ломает стереотипы и помогает прогнозировать будущее. Тем не менее, если использовать только традиционные способы работы с информацией, то человек физически не способен справиться с объемами и вынужден искать варианты решения проблемы.

Визуализация (от лат. visualis - зрительный) – создание условий для зрительного наблюдения. В общем смысле – метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, презентаций). Визуализация опирается на возможности зрительного восприятия, поскольку считается, что зрение обеспечивает современному человеку наибольшую часть актуальной информации.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.

Активное применение визуальных методов дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность усваивать не совокупность готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении объема информации в мире в целом. Проще говоря, я предлагаю учащемуся не рыбу, а удочку, с помощью которой он сам в состоянии наловить столько рыбы, сколько ему потребуется.

Почему из всего многообразия технологий я выбрала именно это направление? Во-первых, в условиях классно-урочной системы оно легко вписывается в образовательный процесс. Во-вторых, это направление обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учащимися, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности; воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах.

Визуализация на уроках помогает учителю представить наглядно учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.

Приёмы визуализации,

которые я наиболее часто использую на уроках

  1. Инфографика

Знаете ли Вы, что зрение – это самое быстрое и наиболее сильно развитое из всех 5 чувств человека. 80% информации мы не слышим, не чувствуем по запаху или на вкус, не получаем через тактильные ощущения, а именно видим. Известно, что еще до того, как люди начали говорить, они общались в основном с помощью рисунков и жестов: наскальная живопись, древнеегипетские иероглифы тому подтверждение.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.

Известно ли вам, что текст объёмом более пяти страниц легко умещается в одном графическом рисунке? Сегодня инфографика активно используется и в образовательной сфере. Хорошо знакомые нам иллюстрированные таблицы, карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Красивые и понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Современная инфографика сделает уроки наглядными и интересными.

Положительные и отрицательные стороны использования

Плюсами инфографики можно назвать следующие моменты:

+ простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;

+ богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;

+ групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой);

- не каждый учащийся может выполнить.

Таким образом, при визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач: передаются знания и распознавание образов, обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность, обеспечивается интенсификация обучения, повышается визуальная грамотность и визуальная культура.

  1. Кроссенс

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

В целом, применение кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее. В этом случае головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько. (обобщение материала, закрепление; построение структуры урока; формулировка темы урока, постановка цели урока; проверка домашнего задания).

Положительные и отрицательные стороны:

+ побуждает активность учащихся;

+ сложность работы, следует высоко оценивать успехи учащихся и обязательно поощрять;

+ позволяет создать ситуацию успеха на уроке и учит учащихся лаконично и аргументированно выражать свои мысли, формировать оценочное мышление со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

- занимает много времени;

- не каждая тема подходит для реализации в данном приёме.

Интеллект-карты и логико-смысловые модели

  1. Интеллект-карты

Интеллект-карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Это про креативное мышление, поэтому здесь нет правил и формальностей. Можно рисовать ментальные карты слева направо, можно сверху вниз, можно «ромашкой» или «звездочкой». Главное – фиксировать ход мыслей в понятной для вас форме.

Положительные и отрицательные стороны:

+ дает право думать, творить;

+ развивать креативное и критическое мышление;

+ учащиеся учатся выбирать, запоминать и структурировать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем;

- не все учащиеся могут выполнить;

- лучше начинать учиться делать интеллект-карты с 5-6 класса;

- выполнение занимает немало времени.

Видео 1 «Работа по созданию интеллект-карты»

  1. Логико-смысловые модели

Построение логико-смысловых моделей можно применять при изучении различных тем и разделов в истории. На первоначальном этапе учащиеся могут испытывать затруднения, поэтому преподаватель оказывает им помощь в построении логико-смысловых моделей, координирует их работу. Сформированные умения дают возможность учащимся самостоятельно конструировать логико-смысловые модели, что позволяет им глубоко понимать и усваивать изучаемый материал, сравнивать, делать выводы и приходить к научному обобщению.

Положительные и отрицательные стороны использования:

+ возможность осуществить связь между предшествующими и последующими темами;

+ организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

+ компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.

- выполнение занимает немало времени;

- не все учащиеся могут выполнить задание.

  1. Kahoot

Kahoot — это популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр. У платформы есть веб-версия, но, на мой взгляд, удобнее пользоваться мобильным приложением. Я расскажу, как использовать Kahoot с максимальной пользой на уроках, как с его помощью увлечь учащихся самообучением и разнообразить скучные тестирования.

Рекомендуется учащимся использовать этот режим в качестве последнего этапа прохождения того или иного кахута. Если приступить к нему слишком рано, то это скорее будет проверка интуиции и реакции, а не знаний.

На главном экране появляются испытания, в которых идет участие. Это мой любимый режим на домашнюю работу: видно кто играет, как играет, еще и дедлайн прохождения можно поставить. Ну и основная возможность — групповое соревнование, в котором участники видят результаты своих соперников.

Положительные и отрицательные стороны:

+ можно увидеть, как учащиеся готовились к обобщению или домашнему заданию;

+ у учащегося есть интерес получить хорошую отметку.

! Задание для участников мастер-класса: приглашаем Вас по ссылке и паролю в чате перейти в Kahoot и выполнить задания!

  1. Скетчноутинг

Скетчноутинг – это процесс создания скетчей. Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков. В скетчноутинге они выполняют ряд функций: эстетическую, мотивационную, функцию наглядности и др. Однако наиболее важной представляется их познавательная функция, которая обусловлена информационной насыщенностью визуального образа.

Визуальный образ является более информативным, чем какой бы то ни было другой образ. Роль визуальных изображений в скетчноутинге многообразна. Они могут частично заменять слова или целые словосочетания в тексте, использоваться «вместо» слов. Визуальные изображения используются наравне с текстом, усиливая и углубляя смысл сказанного. Они выполняют иллюстративную функцию, придают тексту наглядность. Кроме того, рисунки позволяют экономить время, расходуемое на конспектирование.

Данный метод учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге ручкой

В отличие от печатного текста, данные заметки можно делать в любое время, используя при этом планшет, смартфон, ноутбук, ПК или обычный лист бумаги с карандашом.

Положительные и отрицательные стороны:

+ рисование дарит положительные эмоции;

+ особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность, проявление личности автора;

- занимает много времени;

- не каждый учащийся может выполнить.

  1. Словесный портрет

Интерес вызывает у учащихся и работа с ключевыми словами - «словесный» портрет. Этот приём предполагает работу учащегося как «художника-портретиста». Этот приём для вводного или обобщающего уроков, позволяющий на основе источников разного рода (учебника) создать образы исторического деятеля эпохи, события и облегчить учащимся восприятие и понимание материала.

Чек-лист составления «словесного» портрета.

  1. Прочитайте текст, выделите ключевые слова, относящиеся к образу (деятеля, эпохи, события); представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.
  2. «Раскрасьте портрет»: добавьте из текста (или из своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы), задайте себе вопросы: с чем можно сравнить то, что я представляю? Какие ассоциации у меня это вызывает?
  3. Подберите лексику, выражающую ваше отношение к изображаемому, введите эпитеты.
  4. Создайте единый образ; составьте текст (устно или письменно) на основе предлагаемого материала.

Положительные и отрицательные стороны:

+ учащиеся раскрываются как в рисовании, так и высказываниях;

+ право подумать, творить;

+ работа с текстом, анализ-синтез информации.

  1. Облако слов

 Облако тегов (облачные теги, облако слов) – это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета.

1) На этапе актуализации знаний учащимся предлагается облако слов, по которому они должны определить тему урока. Это задание, на мой взгляд, является самым простым и распространенным вариантом использования облака слов на уроке.

2) В рамках повторительно-обобщающего урока можно организовать работу по группам. Каждая группа получает «облако слов», которая должна определить по какому параграфу в разделе им предстоит повторение и внутри группы разделить задания, например, рассказать о каком-то сюжете, изученном событии в зависимости от предлагаемого облака слов. Учащиеся должны сами определить свои роли и как они представят свой рассказ. Кроме того, каждая группа по завершению своей работы, должна составить свое облако слов по изучаемого разделу или предложенному вопросу учителем. Таким образом, мы получаем работу с целым комплексом технологий: информационно-коммуникационные технологии, работа по группам.

3) На этапе изучения нового материала можно предложить учащимся облако слов с постановкой какого-либо проблемного задания. Например, в облаке слов указать несколько понятий, имен, дат, которые будут лишними, учащиеся должны найти эти слова и объяснить свой ответ.

Облако слов не просто еще одна интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Это краткое описание текста. Облако слов можно использовать на различных этапах урока. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности, позволяют поддерживать активность класса и интерес учащихся к учебному предмету.  Особенно удачно складывается групповая и парная работа.

Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов:

задание «Сформулируй тему урока» – в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;

задание «Угадай автора и персоналии» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие персоналии, места событий и любые другие признаки;

задание «Собери имена» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена полководцев, ученых, князей, выдающихся деятелей, о которых шла речь в рамках изучения темы;  

задание «Подведи итог» — собрать в облако слова, которые раскрывают, подытоживают, обобщают суть изученного;

задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывают учащиеся.

Положительные и отрицательные стороны:

+ позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, сосредоточить внимание на какой-либо проблеме, повысить интерес к изучаемой теме;

+ простота создания, учащиеся охотно составляют облака слов, развивая креативное мышление и логику;

+ представление понятия в облаке слов способствует более быстрому его запоминанию (наглядность).

- не злоупотреблять на каждом уроке, учащимся может стать привычным и неинтересным. 

Видео 2 «Использование приёма «Облако слов» для подведения итогов урока»

Применение визуальных приёмов на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Считаю, что применение приёмов визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения, приводит к повышению качества знаний обучающихся по предмету.

! Задание для участников мастер-класса:

А сейчас для проведения рефлексии предлагаю Вам в чате пройти по ссылке и вместе создать облако слов по теме мастер-класса. Прошу!

Закончить своё выступление хочу такими словами:

Просто нужно смотреть на мир сердцем,

А не взором орлином с небес!

Ты увидишь, как он заискрится,

От прекрасных и добрых сердец!

Спасибо за внимание!

свернуть

Презентация мастер-класса учителя Лалаевой С.Ю.