Инновационный образовательный проект
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ СТОЛИЦЫ «МАЛЕНЬКИЙ МИНЧАНИН»
Аннотация
Проект направлен на разработку и внедрение на I ступени общего среднего образования программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы. Созданная в рамках реализации проекта программа «Маленький минчанин» является попыткой объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы с целью созданияусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привития интереса к своей малой родине, её истории и культуре. В проекте предложены конкретные социокультурные объекты города Минска, направления и формы взаимодействия.
Проект будет интересным и полезным руководителям учреждений образования и учителям начальных классов.
Автор проекта: С. С. Елисеева, заместитель директора
Учреждение образования: ГУО «Средняя школа №87 г. Минска»
Временные рамки реализации проекта: 2 года
Актуальность темы проекта
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, республике. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность и актуальность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу.
Новизна проектной идеи заключается в разработке программы, которая является попыткой объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы с целью созданияусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему (Я – минчанин), привития интереса к своей малой родине, ее истории и культуре.
Цель проекта - разработка и внедрение программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы в образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.
Объект проекта: образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.
Предмет проекта: программа взаимодействия с социокультурными объектами столицы.
Задачи проекта:
- создатьусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему;
- формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре города Минска, его структуре, важнейших культурных и социальных объектах;
- развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;
- способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и минчанам, создать условия для проявления соответствующего поведения.
Предполагаемый результат: создание программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы «Маленький минчанин», выявление возможных вариантов эффективного объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы.
Описание деятельности
Любовь к «малой родине» предполагает хорошее знание места, где человек родился и начал свой жизненный путь, знание своей истории, культуры, достопримечательностей. Программа взаимодействия с социокультурными объектами столицы «Маленький минчанин» позволит приобщать детей к истории и культуре родного города уже с первых лет учёбы в школе.
В качестве базовых (основных) объектов взаимодействия предлагаются:
- Площадь Якуба Колоса;
- Площадь Победы;
- Центральный детский парк имени А. М. Горького;
- Планетарий;
- Сквер имени Янки Купалы (памятник Я. Купале, Государственный литературный музей Янки Купалы, фонтан «Венок»);
- Белорусский Государственный цирк;
- Белорусский Республиканский театр Юного зрителя;
- Национальный художественный музей Республики Беларусь.
Почему выбраны именно эти объекты? Безусловно, что в той или иной степени в рамках внеклассной воспитательной работы осуществляется взаимодействие с каждым из них. Смысл идеи заключается в том, чтобы упорядочить данное взаимодействие, заинтересоватьучителей и учащихся. При выборе данных объектов в первую очередь учитывались:
- младший школьный возраст учащихся;
- возможность использования данных объектов для усвоения учащимися отдельных тем учебных программ по учебным предметам I ступени общего среднего образования;
- расположение объектов относительно друг друга и школы (удобный маршрут посещений)
Связующим звеном в выборе объектов является содержание учебных программ. На основе анализа учебных программ по учебным предметам «Обучение грамоте» («Обучение чтению»), «Литературное чтение», «Лiтаратурнае чытанне», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» составлена таблица (приложение 1), в которой соотнесены темы уроков с указанными выше объектами города по четырём годам обучения на I ступени общего среднего образования. Данная таблица предлагается как основа реализации программы взаимодействия «Маленький минчанин».
Так, например, Сквер (парк) имени Янки Купалы, где выделяются: сам сквер, памятник Я. Купале, Государственный литературный музей Янки Купалы, фонтан «Венок». Эти объекты могут стать основой нестандартных уроков в начальных классах по темам:
Учебный предмет |
I класс |
II класс |
III класс |
IV класс |
Обучение чтению. Литературное чтение Лiтаратурнае чытанне. |
Обучение чтению. «Янка Купала – великий белорусский поэт» |
|
Вяснавыя i купальскiя песнi. В. Вiтка «А на Купалу…», «Купалiнка»
|
Литературное чтение. «Я. Купала. Повесть Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта (главы из повести) – 3 урока |
Человек и мир |
«Изменения в неживой природе и в жизни растений зимой» (экскурсия в сквер) |
«Дикорастущие растения» (экскурсия в сквер) |
|
«Славутыя дзеячы навукii культуры. Янка Купала» |
Изобразительное искусство |
|
Особенности выполнения рельефной композиции «Папараць-кветка» (бумажная пластика) |
Отличие скульптуры от живописи и рисунка. А. Глебов «Янка Купала» |
|
В основе предлагаемой программы взаимодействия лежат принципы научности, доступности, наглядности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности. Предусматриваются различные направления работы и формы взаимодействия.
Направления работы:краеведческое; экологическое; гражданско-патриотическое; художественно – эстетическое; профориентационное.
Формы взаимодействия:
- образовательный процесс (экскурсии, игры-путешествия, викторины, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, конкурсы стихов и рисунков, экскурсии по городу, посещение музеев, театров, выставок, парков, встречи с интересными людьми, гостевые уроки, акции и др.);
- материально – технический ресурс (использование экспонатов, площадей, сооружений, архивов, медиатек);
- учебно - исследовательская деятельность (учебно-исследовательские работы учащихся начальных классов).
Порядок и форма взаимодействия с указанными объектами определяется учителем, но в соответствии с предложенным маршрутным листом (приложение 2). Детям его можно предложить в виде карты участка города, на которой нанесены фотографии объектов. Все классы с I по IVимеют одинаковый «маршрут», но цели, сроки, формы продвижения по данному маршруту разные и определяются, в первую очередь, учебными программами. Маршрутный лист можно вывесить в кабинете на видном месте и в течение учебного года отмечать посещённые объекты (например, флажком).
Стартом для реализации предложенной программы взаимодействия может быть празднование Дня города Минска, финишем – конкурсное внеклассное мероприятие в каждой параллели в конце учебного года. Например: I класс - конкурс рисунков «Мой любимый город» или викторина «Что я знаю о моём городе»; II класс - заочное «Путешествие по Минску»; III класс - игра «Что? Где? Когда?»; IV класс - турнир знатоков «Дорогая моя столица!».
Конкурсные задания для каждой параллели должны быть составлены также с учётом требований учебных программ, но связующим звеном станут объекты столицы, определённые маршрутом в рамках программы «Маленький минчанин». По итогам конкурсного мероприятия в каждой параллели выбирается «Минчанин года»
В следующем учебном году определяется новый маршрут, т.е. другие базовые (основные) объекты взаимодействия.
Список использованных источников:
- Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. І класс. – Минск: Национальный институт образования, 2015;
- Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. ІІ класс. – Минск: Национальный институт образования, 2016;
- Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск, Национальный институт образования, 2012.
- Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Изобразительное искусство. I–V классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.