СШ87

Инновационный образовательный проект

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ СТОЛИЦЫ «МАЛЕНЬКИЙ МИНЧАНИН»

 Аннотация

           Проект направлен на разработку и внедрение на I ступени общего среднего образования программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы. Созданная в рамках реализации проекта программа «Маленький минчанин» является попыткой объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы с целью созданияусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему, привития интереса к своей малой родине,  её истории и культуре. В проекте предложены конкретные социокультурные объекты города Минска, направления и  формы взаимодействия.

       Проект будет интересным и полезным руководителям учреждений образования и учителям начальных классов.

Автор проекта: С. С. Елисеева, заместитель директора

Учреждение образования: ГУО «Средняя школа №87 г. Минска»

Временные рамки реализации проекта: 2 года

Актуальность темы проекта

       Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, республике. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность и актуальность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу.

        Новизна проектной идеи заключается в разработке программы, которая является попыткой объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы с целью созданияусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему (Я – минчанин), привития интереса к своей малой родине,  ее истории и культуре.

Цель проекта - разработка и внедрение программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы в образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.

Объект проекта: образовательный процесс на I ступени общего среднего образования.

Предмет проекта: программа взаимодействия с социокультурными объектами столицы.

Задачи проекта:

  • создатьусловия длявоспитания у учащихся чувства любви и уважения к родному городу, осознания принадлежности к нему;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему;
  • формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре города Минска, его структуре, важнейших культурных и социальных объектах;
  • развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы и архитектурного облика;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному городу и минчанам, создать условия для проявления соответствующего поведения.

Предполагаемый результат: создание программы взаимодействия с социокультурными объектами столицы «Маленький минчанин», выявление возможных вариантов эффективного объединения в образовательном процессе содержания учебного материала, внеклассных мероприятий и ресурсов социокультурных объектов столицы.

Описание деятельности

     Любовь к «малой родине» предполагает хорошее знание места, где человек родился и начал свой жизненный путь, знание своей истории, культуры, достопримечательностей. Программа взаимодействия с социокультурными объектами столицы «Маленький минчанин» позволит приобщать детей к истории и культуре родного города уже с первых лет учёбы в школе.

      В качестве базовых (основных) объектов взаимодействия предлагаются:

  • Площадь Якуба Колоса;
  • Площадь Победы;
  • Центральный детский парк имени А. М. Горького;
  • Планетарий;
  • Сквер имени Янки Купалы (памятник Я. Купале, Государственный литературный музей Янки Купалы, фонтан «Венок»);
  • Белорусский Государственный цирк;
  • Белорусский Республиканский театр Юного зрителя;
  • Национальный художественный музей Республики Беларусь.

     Почему выбраны именно эти объекты? Безусловно, что в той или иной степени в рамках внеклассной воспитательной работы осуществляется взаимодействие с каждым из них. Смысл  идеи заключается в том, чтобы упорядочить данное взаимодействие, заинтересоватьучителей и учащихся. При выборе данных объектов в первую очередь учитывались:

  • младший школьный возраст учащихся;
  • возможность использования данных объектов для усвоения учащимися отдельных тем учебных программ по учебным предметам I ступени общего среднего образования;
  • расположение объектов относительно друг друга и школы (удобный маршрут посещений)

    Связующим звеном в выборе объектов является содержание учебных программ. На основе анализа учебных программ по учебным предметам «Обучение грамоте» («Обучение чтению»), «Литературное чтение», «Лiтаратурнае чытанне», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» составлена таблица (приложение 1), в которой соотнесены темы уроков с указанными выше объектами города по четырём годам обучения на I ступени общего среднего образования. Данная таблица предлагается как основа реализации программы взаимодействия «Маленький минчанин».

    Так, например, Сквер (парк) имени Янки Купалы, где выделяются: сам сквер, памятник Я. Купале, Государственный литературный музей Янки Купалы, фонтан «Венок». Эти объекты могут стать основой нестандартных уроков в начальных классах по темам:

Учебный предмет

I класс

II класс

III класс

IV класс

Обучение чтению. Литературное чтение Лiтаратурнае чытанне.

Обучение чтению. «Янка Купала – великий белорусский поэт»

 

Вяснавыя i купальскiя песнi.

В. Вiтка

«А на Купалу…», «Купалiнка»

 

Литературное чтение.

«Я. Купала. Повесть Л. Романовской «Детские и юношеские годы поэта (главы из повести) – 3 урока

Человек и мир

«Изменения в неживой природе и в жизни растений зимой» (экскурсия в сквер)

 «Дикорастущие растения» (экскурсия в сквер)

 

 «Славутыя дзеячы навукii культуры. Янка Купала»

Изобразительное искусство

 

Особенности выполнения рельефной композиции «Папараць-кветка» (бумажная пластика)

Отличие скульптуры от живописи и рисунка.

А. Глебов «Янка Купала»

 

      В основе предлагаемой программы взаимодействия лежат принципы научности, доступности, наглядности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности. Предусматриваются различные направления работы и формы взаимодействия.

     Направления работы:краеведческое; экологическое; гражданско-патриотическое; художественно – эстетическое; профориентационное.

     Формы взаимодействия:

  • образовательный процесс (экскурсии, игры-путешествия, викторины, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, конкурсы стихов и рисунков, экскурсии по городу, посещение музеев, театров, выставок, парков, встречи с интересными людьми, гостевые уроки, акции и др.);
  • материально – технический ресурс (использование экспонатов, площадей, сооружений, архивов, медиатек);
  • учебно - исследовательская деятельность (учебно-исследовательские работы учащихся начальных классов).

      Порядок и форма взаимодействия с указанными объектами определяется учителем, но в соответствии с предложенным маршрутным листом (приложение 2). Детям его можно предложить в виде карты участка города, на которой  нанесены фотографии объектов. Все классы с I по IVимеют одинаковый «маршрут», но цели, сроки, формы продвижения по данному маршруту разные и определяются, в первую очередь, учебными программами. Маршрутный лист можно вывесить в кабинете на видном месте и в течение учебного года отмечать посещённые объекты (например, флажком).

     Стартом для реализации предложенной программы взаимодействия может быть празднование Дня города Минска, финишем – конкурсное внеклассное мероприятие в каждой параллели в конце учебного года. Например: I класс - конкурс рисунков «Мой любимый город» или викторина «Что я знаю о моём городе»; II класс - заочное «Путешествие по Минску»; III класс - игра «Что? Где? Когда?»; IV класс - турнир знатоков «Дорогая моя столица!».

     Конкурсные задания для каждой параллели должны быть составлены также с учётом требований учебных программ, но связующим звеном станут объекты столицы, определённые маршрутом в рамках программы «Маленький минчанин». По итогам конкурсного мероприятия в каждой параллели  выбирается «Минчанин года»

     В следующем учебном году определяется новый маршрут, т.е. другие базовые (основные) объекты взаимодействия.

     Список использованных источников:

  1. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. І класс. – Минск: Национальный институт образования, 2015;
  2. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. ІІ класс. – Минск: Национальный институт образования, 2016;
  3. Учебная программа для І–ІV классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск, Национальный институт образования, 2012.
  4. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Изобразительное искусство. I–V классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.