ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЕ
М.С. Папко, учитель русского языка и литературы
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 86 г. Минска»
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывая социальный заказ семьи и потребности общества в повышении общей культуры населения, в ходе реализации Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, в нашей школе началось внедрение модели профильного обучения.
Срок выполнения проекта
2015/2016 учебный год – подготовительный этап
2016/2017 учебный год - основной этап
2017/2018 учебный год- завершающий этап
Цель проекта: создать условия для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе через формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Задачи проекта:
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозор учащихся;
- совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- обучение учащихся действовать самостоятельно: понимать, описывать, объяснять, различать, сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать, делать выводы.
Обоснование необходимости проекта
«Вы знаете, жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрип, а другие умудряются сквозь скрип расслышать музыку»,- эти слова принадлежат Г.С. Померанцу. Знаменательные слова. Я часто размышляю над ними. В самом деле, как нам, педагогам, помочь нашим учащимся сквозь скрип услышать музыку, если вокруг себя чаще всего они видят Шариковых и слышат сленг, блатной жаргон и ненормативную лексику? Это реальная языковая и культурная среда, в которой вырастают наши дети. И ее невозможно игнорировать, делая вид, что ее не существует.
В общей проблеме «язык и культура» есть очень важная сторона - это борьба за культуру речи в обществе и в речевой деятельности каждого человека. Еще в ХIХ веке великий И.С.Тургенев сказал: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…» Эти слова сохраняют свое значение до настоящего времени.
Языковая экология так же сложна, хрупка и деликатна, как экология природная. Мысль (чувство, переживание) может «пойти в слово» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой речевого общения и вообще культурой. Неумение именовать предмет - это и незнание их. А без этого «глохнет» не только самый обычный разговор, но не может существовать и поэзия.
Поэтому я считаю, что воспитание нравственных отношений между людьми, культуры, как и следование нормам в общении,- задача номер один в современной школе.
А задача номер два - помочь молодому человеку стать архитектором своей личности, а в конечном счете - и судьбы…
- Ко времени окончания средней школы социальные условия подводят молодого человека к необходимости решения вопроса о дальней жизни: что делать? Уже в 15 лет он должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь. Поэтому нужно создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
- Выпускника необходимо научить использовать разные виды чтения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- Особенно важно развить коммуникативные способности учащихся, научить применять на практике речевого общения основные нормы современного русского языка.
И вот когда с целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывая социальный заказ семьи и потребности общества в повышении общей культуры населения, наша школа начала подготовку по переходу к профильному обучению, я активно включилась в работу.
Идея проекта:
Создание оптимальных условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации и подготовки к жизни, дальнейшему выбору профессии.
Участники проекта: учащиеся одного класса
2015/2016 учебный год - 9 класс
2016/2017 учебный год - 10 класс
2017/2018 учебный год - 11 класс
Программа рассчитана на три года в условиях средней школы.
Содержание проекта:
Проект по профильному обучению (Обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся через изучение курса русского языка и литературы на повышенном уровне) включает следующие направления деятельности:
- Предпрофильная подготовка;
- Профильное обучение (основной и оценочный этапы);
Программа проекта реализуется в процессе обучения и внеклассной деятельности. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в школе.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня образованности на основе обученности;
- Развитие культуры языковой деятельности;
- Воспитание общей культуры учащихся;
- Профессиональное самоопределение на основе индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся;
- Успешная социализация в обществе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса определяется задачами профилизации обучения на III ступени общего среднего образования, исходя из основных целей, определенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования от 22.05.2015 № 05-21/90-и».
Профильное обучение предусматривает:
- овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по профильным дисциплинам;
- формирование и развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности;
- подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.
Основная задача предпрофильной подготовки - подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка в ходе проекта включала в себя следующие этапы:
- ознакомительно-пропедевтический, где обобщались сведения о сферах и видах трудовой деятельности (классный руководитель, психолог), углублялись знания учащихся в области литературы, русского языка (литературные гостиные, вечера, декады русского языка и т. д.);
- основной - определение круга базовых и профильных дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе.
Предпрофильная подготовка решала следующие задачи:
- проведение диагностики (на входе и выходе);
- изучение и конкретизация образовательных запросов учащихся;
- расширение сфер познания во время образовательного процесса (уроки- проекты, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и т.д.) и внеурочной деятельности (вечера, конкурсы, выпуск газет и т. д.);
- выбор профиля обучения.
Система предпрофильной подготовки учащихся 9 класса включала проведение внеклассной работы.
Цель проводимой работы – поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в области русского языка, литературы.
Система предпрофильной подготовки решала следующие задачи:
- дать учащемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность учащегося осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
В результате учащиеся 9 класса выбрали в качестве одного из профильных предметов – русский язык.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Итак, учащиеся выбрали в качестве одного из профильных предметов – русский язык. Каковы были мои следующие шаги?
- Я проанализировала учебную программу по русскому языку и литературе;
- сделала вывод о возможности дополнения существующей программы по русскому языку сведениями, обеспечивающими формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся;
- проанализировала учебные пособия по предметам, выбрав учебники, в которых наиболее полно представлен выбранный профиль обучения.
Далее мне предстояло решить сопутствующие психолого-педагогические задачи. Нужно было:
- создать систему педагогических условий для помощи старшеклассникам в развитии и поддержании интереса к изучению русского языка и литературы; в осознании ими связи этого интереса с профессиональным выбором;
- используя теорию познавательного интереса, избрать комплексную стимуляцию для развития положительной образовательной мотивации старшеклассников (разнообразные виды самостоятельных, творческих, поисковых заданий);
- определять затруднения и проблемы, возникающие при освоении программы, помогать в их решении;
- продумать педагогические технологии;
- использовать различные способы взаимодействия и сотрудничества;
- использовать современные средства коммуникации;
- устанавливать различные формы сотрудничества с коллегами;
- поставить перед собой задачи профессионального самообразования в соответствии с выбранным социально- гуманитарным профилем обучения.
Описание опыта работы
Мной была досконально изучена Программа. По итогам завершения изучения каждой учебной темы запланирован тематический контроль знаний и умений (это может быть тест, творческая работа, кластер, реферат или другая творческая работа). Лучшие работы собираются в портфолио.
Для контроля уровня достижений учащихся я использую следующие способы:
- наблюдение активности на занятии,
- беседа с родителями;
-беседа с учителями, работающими в данном классе,
- анализ творческих работ;
- тестирование.
Каждое занятие, каждый урок я начинаю с вопроса, все ли понятно. Если были какие-либо проблемы, то мы их обязательно решаем. Подводя итог урока, я обязательно задаю тот же вопрос. Это помогает повысить уровень образованности.
В зависимости от темы и цели урока я применяю разные педагогические технологии (технология мастерских, технология развития критического мышления, информационные технологии). Особенно часто я использую технологию проектного обучения. Изучение больших тем и разделов заканчиваются уроками-проектами. Это помогает учащимся развивать речь, свои коммуникативные способности, а также работать с разными источниками, в том числе с сетью Интернет.
Также на уроках я использую разные способы сотрудничества (учитель- учащиеся, учащийся-учащийся, учащийся - группа и т. д.).
Повышенный уровень изучения предмета предполагает использование всех доступных средств коммуникации (справочная литература, материалы СМИ, Интернет).
При подготовке к урокам-проектам учащиеся обращаются за помощью к другим учителям.
На своих уроках я стараюсь создать благоприятный психологический климат. Оцениваю рост ребенка относительно ребенка вчерашнего.
План- график реализации проекта
Учебный год |
Этапы |
Мероприятия
|
Ожидаемый результат |
2015/16 |
1.Предпрофильная подготовка Задачи: расширение возможности социализации учащихся; подготовка учащихся к профилю обучения |
Проведение литературных вечеров, литературных гостиных, КВН; Проведение декады русского языка; Выпуск газет; Беседы; Тестирование психолога; Диагностика. |
Углубление знаний учащихся по русскому языку и литературе; Воспитание художественного вкуса; Воспитание уважения к культуре прошлого; патриотизма; Выбор профиля обучения.
|
2016/17 |
2. Профильное обучение Задачи: создание условий для самореализации школьников в различных видах учебной и внеучебной деятельности |
Углубленное изучение русского языка; Углубленное изучение литературы; Участие в школьных и районных олимпиадах и научно-практических конференциях; Участие в республиканском конкурсе «Журавлик»; Участие в декаде русского языка; Участие в литературных вечерах; Дни открытых дверей; Открытые уроки. |
Знакомство с трудными вопросами языкознания и понимание проблем; Воспитание любви к русскому языку, чувства гордости за него как огромной исторической и культурной ценности; Вызов интереса к проблеме «Язык и культура». |
2017/18 |
Профильное обучение. Оценочный этап. Задачи: Реализация учащихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности; Оценка качества обучения.
|
Углубленное изучение русского языка; Углубленное изучение литературы; Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах по предметам. Конкурс портфолио; Сдача ЦТ, профессиональное самоопределение |
Воспитание чувства гордости за русский язык, уважение к языкам народов мира; Воспитание активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе. |