СШ86

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЕ

М.С. Папко, учитель русского языка и литературы

Государственное учреждение образования

 «Средняя школа № 86 г. Минска»

 С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывая социальный заказ семьи и потребности общества в повышении общей культуры населения, в ходе реализации Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, в нашей школе началось внедрение модели профильного обучения.

 Срок выполнения проекта

2015/2016 учебный год – подготовительный этап

2016/2017 учебный год - основной этап

2017/2018 учебный год- завершающий этап

 Цель проекта: создать условия для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе через формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции.

Задачи проекта:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозор учащихся;

- совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

- обучение учащихся действовать самостоятельно: понимать, описывать, объяснять, различать, сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать, делать выводы.

Обоснование необходимости проекта

«Вы знаете, жизнь представляется мне скрипучей пластинкой. Но одни слышат только скрип, а другие умудряются сквозь скрип расслышать музыку»,- эти слова принадлежат Г.С. Померанцу. Знаменательные слова. Я часто размышляю над ними. В самом деле, как нам, педагогам, помочь  нашим учащимся сквозь скрип услышать музыку, если вокруг себя чаще всего они видят Шариковых и слышат сленг, блатной жаргон и ненормативную лексику? Это реальная языковая и культурная среда, в которой вырастают наши дети. И ее невозможно игнорировать, делая вид, что ее не существует.

В общей проблеме «язык и культура» есть очень важная сторона - это борьба за культуру речи в обществе и в речевой деятельности каждого человека. Еще в ХIХ веке великий И.С.Тургенев сказал: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…» Эти слова сохраняют свое значение до настоящего времени.

Языковая экология так же сложна, хрупка и деликатна, как экология природная. Мысль (чувство, переживание) может «пойти в слово» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения, культурой речевого общения и вообще культурой. Неумение именовать предмет - это и незнание их. А без этого «глохнет» не только самый обычный разговор, но не может существовать и поэзия.

Поэтому я считаю, что воспитание нравственных отношений между людьми, культуры, как и следование нормам в общении,- задача номер один в современной школе.

А задача номер два - помочь молодому человеку стать архитектором своей личности, а в конечном счете - и судьбы…

- Ко времени окончания средней школы социальные условия подводят молодого человека к необходимости решения вопроса о дальней жизни: что делать? Уже в 15 лет он должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь. Поэтому нужно создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;

- Выпускника необходимо научить использовать разные виды чтения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- Особенно важно развить коммуникативные способности учащихся, научить применять на практике речевого общения основные нормы современного русского языка.

И вот когда с целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывая социальный заказ семьи и потребности общества в повышении общей культуры населения, наша школа начала подготовку по переходу к профильному обучению, я активно включилась в работу.

Идея проекта:

Создание оптимальных условий для  развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации и подготовки  к жизни, дальнейшему выбору профессии.

Участники проекта: учащиеся одного класса  

2015/2016 учебный год - 9 класс

2016/2017 учебный год - 10 класс

2017/2018 учебный год - 11 класс

 Программа рассчитана на три года в условиях средней школы.

 Содержание проекта:

 Проект по профильному обучению (Обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся через изучение курса русского языка и литературы на повышенном уровне) включает следующие направления деятельности:

- Предпрофильная подготовка;

- Профильное обучение (основной и оценочный этапы);

Программа проекта реализуется в процессе обучения и внеклассной деятельности. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в школе.

 Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня образованности на основе обученности;

- Развитие культуры языковой деятельности;

- Воспитание общей культуры учащихся;

- Профессиональное самоопределение на основе индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся;

- Успешная социализация в обществе.

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса определяется задачами профилизации обучения на III ступени общего среднего образования, исходя из основных целей, определенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования от 22.05.2015 № 05-21/90-и».

Профильное обучение предусматривает:

- овладение учащимися содержанием образования на повышенном уровне по профильным дисциплинам;

- формирование и развитие навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности;

- подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

 Основная задача предпрофильной подготовки - подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка в ходе проекта включала в себя следующие этапы:

- ознакомительно-пропедевтический, где обобщались сведения о сферах и видах трудовой деятельности (классный руководитель, психолог), углублялись знания учащихся в области литературы, русского языка (литературные гостиные, вечера, декады русского языка и т. д.);

- основной - определение круга базовых и профильных дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе.

 Предпрофильная подготовка решала следующие задачи:

- проведение диагностики (на входе и выходе);

- изучение и конкретизация образовательных запросов учащихся;
- расширение сфер познания во время образовательного процесса (уроки- проекты, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и т.д.) и внеурочной деятельности (вечера, конкурсы, выпуск газет и т. д.);

- выбор профиля обучения.

 Система предпрофильной подготовки учащихся 9 класса включала проведение внеклассной работы.

Цель проводимой работы – поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в области русского языка, литературы.

Система предпрофильной подготовки решала следующие задачи:

- дать учащемуся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность учащегося осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

В результате учащиеся 9 класса выбрали в качестве одного из профильных предметов – русский язык.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 Итак, учащиеся выбрали в качестве одного из профильных предметов – русский язык.  Каковы были мои следующие шаги?

- Я проанализировала учебную программу по русскому языку и литературе;

- сделала вывод о возможности дополнения существующей программы по русскому языку сведениями, обеспечивающими формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся;

- проанализировала учебные пособия по предметам, выбрав учебники, в которых наиболее полно представлен выбранный профиль обучения.

 Далее мне предстояло решить сопутствующие психолого-педагогические задачи. Нужно было:

- создать систему педагогических условий для помощи старшеклассникам в развитии и поддержании интереса к изучению русского языка и литературы; в осознании ими связи этого интереса с профессиональным выбором;

- используя теорию познавательного интереса, избрать комплексную стимуляцию для развития положительной образовательной мотивации старшеклассников (разнообразные виды самостоятельных, творческих, поисковых заданий);

- определять затруднения и проблемы, возникающие при освоении программы, помогать в их решении;

- продумать педагогические технологии;

- использовать различные способы взаимодействия и сотрудничества;

- использовать современные средства коммуникации;

- устанавливать различные формы сотрудничества с коллегами;

- поставить перед собой задачи профессионального самообразования в соответствии с выбранным социально- гуманитарным профилем обучения.

 Описание опыта работы

Мной была досконально изучена Программа. По итогам завершения изучения каждой учебной темы запланирован тематический контроль знаний и умений (это может быть тест, творческая работа, кластер, реферат или другая творческая работа). Лучшие работы собираются в портфолио.

Для контроля уровня достижений учащихся я использую следующие способы:

- наблюдение активности на занятии,

- беседа с родителями;

-беседа с учителями, работающими в данном классе,

- анализ творческих работ;

- тестирование.

Каждое занятие, каждый урок я начинаю с вопроса, все ли понятно. Если были какие-либо проблемы, то мы их обязательно решаем. Подводя итог урока, я обязательно задаю тот же вопрос. Это помогает повысить уровень образованности.

В зависимости от темы и цели урока я применяю разные педагогические технологии (технология мастерских, технология развития критического мышления, информационные технологии). Особенно часто я использую технологию проектного обучения. Изучение больших тем и разделов заканчиваются уроками-проектами. Это помогает учащимся развивать речь, свои коммуникативные способности, а также работать с разными источниками, в том числе с сетью Интернет.

Также на уроках я использую разные способы сотрудничества (учитель- учащиеся, учащийся-учащийся, учащийся - группа и т. д.).

Повышенный уровень изучения предмета предполагает использование всех доступных средств коммуникации (справочная литература, материалы СМИ, Интернет).

При подготовке к урокам-проектам учащиеся обращаются за помощью к другим учителям.

На своих уроках я стараюсь создать благоприятный психологический климат. Оцениваю рост ребенка относительно ребенка вчерашнего.

 План- график реализации проекта

 

Учебный год

Этапы

Мероприятия

 

Ожидаемый результат

2015/16

1.Предпрофильная подготовка

Задачи: расширение возможности социализации учащихся; подготовка учащихся к профилю обучения

Проведение литературных вечеров, литературных гостиных, КВН;

Проведение декады русского языка;

Выпуск газет;

Беседы;

Тестирование психолога;

Диагностика.

Углубление знаний учащихся по русскому языку и литературе;

Воспитание художественного вкуса;

Воспитание уважения к культуре прошлого; патриотизма;

Выбор профиля обучения.

 

2016/17

2. Профильное обучение

Задачи: создание условий для самореализации школьников в различных видах учебной и внеучебной деятельности

Углубленное изучение русского языка;

Углубленное изучение литературы;

Участие в школьных и районных олимпиадах и научно-практических конференциях;

Участие в республиканском конкурсе «Журавлик»;

Участие в декаде русского языка;

Участие в литературных вечерах;

Дни открытых дверей;

Открытые уроки.

Знакомство с трудными вопросами языкознания и понимание проблем;

Воспитание любви к русскому языку, чувства гордости за него как огромной исторической и культурной ценности;

Вызов интереса к проблеме «Язык и культура».

2017/18

Профильное обучение. Оценочный этап.

Задачи:

Реализация учащихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности;

Оценка качества обучения.

 

Углубленное изучение русского языка;

Углубленное изучение литературы;

Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах по предметам.

Конкурс портфолио;

Сдача ЦТ, профессиональное самоопределение

Воспитание чувства гордости за русский язык, уважение к языкам народов мира;

Воспитание активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.