Методический практикум «Техники и приёмы формирования функциональной грамотности учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 72 г.Минска имени В.И.Артёмова»

Заседание районной школы профессионального становления молодого учителя

учреждений общего среднего образования Партизанского района

 

Методический практикум

«Техники и приёмы формирования функциональной грамотности учащихся,   навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся»

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов

 Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность»;
  • организовать совместное обсуждение приемов и методов формирования у школьников различных видов функциональной грамотности;
  • изучить особенности разработки практико-ориентированных заданий.

Проблемное поле:

  1. Функциональная грамотность учащихся: что это и как ее развивать.

2.Формирование функциональной грамотности учащихся по ступеням обучения.

  1. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
  2. Стратегии, технологии, методы и приемы обучения формирования функциональной грамотности учащихся.
  3. Методическая копилка педагогических технологий и приемов по формированию функциональной грамотности.

 

ЭПИГРАФ

«Безграмотными в XXI веке будут не те,

кто не умеет читать и писать, а те,

кто не умеет учиться, разучиваться

и переучиваться»

(Э. Тоффлер).

 

1.Огранизационно-мотивационный этап. Организуется обсуждение эпиграфа: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» (Э. Тоффлер).

- Как вы считаете, почему именно функциональная грамотность стала объектом внимания и как эпиграф связан с дальнейшей работой.

Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен в 1965 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Тогда функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Сегодня это важнейший индикатор общественного благополучия. Вы, наверное, со мной согласитесь, что современное общество стремительно меняется. Развиваются науки, технологии, социокультурная сфера. Меняются и требования к тому, каким должно быть образование. Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а сегодня выдвигаются требования развивать функциональную грамотность.

- Как вы считаете, функциональная грамотность – дань моде или жизненная необходимость? Нужно ли развивать ее у учеников? 

Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Поэтому мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребята за годы учебы получили не только предметные базовые знания и умения, но и приобрели компетенции, наличие которых дает человеку возможность гармонично чувствовать себя в современном мире.

 

2.Введение педагогов в методическую проблему. Функциональная грамотность учащихся: что это и как ее развивать. 

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении,  необходимости развивать у учащихся  функциональную грамотность. Базовое понятие функциональной грамотности подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  Отличительные черты учащегося с развитой функциональной грамотностью:

-успешно решает разные бытовые проблемы;

-умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

-использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

-выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. 

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.    Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.  Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса. Понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

 Пример.  Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

         Образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

         Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

         Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

         Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами. 

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.  

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного. Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе. Компьютерная грамотность заключается в умениях:

-работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;

-пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;

-знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.

  1. 3. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
  2. Осуществлять образовательный процесс с применением следующих педагогических технологий, методов, приемов и форм обучения, которые в большей мере способствуют формированию функциональной грамотности учащихся: методы и приемы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод); технология индивидуализации и дифференциации обучения (дифференцированные индивидуальные учебные задания каждому учащемуся/группе учащихся, разноуровневое обучение); перевернутое обучение; игровые технологии; коммуникативные технологии (учебная дискуссия, учебные дебаты, диалог-спор и др.); технологии сотрудничества или работы в группе; технология активного (формирующего) оценивания; метод опережающего обучения (опорные схемы, карточки, методический прием «комментированное управление» и др.); технологии применения электронных образовательных ресурсов (ИКТ, сервисы для создания интерактивного задания (LearningApps, Quizizz, Flippity, Baamboozl, Wordwall, EdPuzzle, Genial.ly, Padlet, Menti.com и др.)); проектный метод; эксперимент; кейс-метод; методы и приемы развивающего обучения.
  3. Использовать контекстные межпредметные задачи-ситуации на основе современных социокультурных контекстов, определяющих требования к функциональной грамотности растущей личности, и включать контекстные задачи по функциональной грамотности в содержание программ учебных предметов на учебных и факультативных занятиях, в социально-воспитательную работу; использовать в учебном процессе PISA-задания, а также разрабатывать задачи, подобные контекстным PISA-заданиям, с целью развития у учащихся компетенций, которые лежат в основе формирования функциональной грамотности.
  4. Постоянно вовлекать учащихся в работу с информацией, представленной в разных форматах (сплошной текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, график и т. д.), с реальными данными, величинами, единицами измерений.
  5. Создавать условия в учебном процессе для развития у школьников универсальных способов деятельности или метапредметных компетенций (установление межпредметных связей; включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность по использованию инструментария, взятого из другой предметной области, интерпретации полученных результатов и перенос их на другие предметы; командная работа; рефлексия и др.).
  6. Опираться на эффективные стратегии обучения при организации и осуществлении учебного процесса: обучение, где доминирует учитель (учитель объясняет материал), обучение на основе обратной связи, адаптивное обучение, обучение на основе исследовательской деятельности.
  7. Обеспечивать прочное освоение учащимися базового учебного материала или «фундамента» изучаемой темы и использование для этого таких традиционных методов обучения, как рассказ, объяснение, эвристическая беседа, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность по решению простой типовой задачи для закрепления и др., и лишь после успешного завершения этого этапа обучения рекомендуется широкое применение проблемно-исследовательских методик, активных и коллективных стратегий обучения.
  8. Опираться в контрольно-оценочной деятельности на активную (формирующую) оценку, а также обобщающее оценивание, реализация которых способствует повышению мотивации школьников к изучению учебного материала, более эффективной рефлексии и адекватной самооценке учащимися достигнутых учебных результатов, их продуктивной самостоятельной работе над ошибками.
  9. Стратегии, технологии, методы и приемы обучения, которые, выступают наиболее эффективными для формирования функциональной грамотности учащихся

1)    проблемное обучение (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод);

2)    технология индивидуализации и дифференциации обучения (дифференцированные индивидуальные учебные задания каждому учащемуся/группе учащихся, разноуровневое обучение);

3)    перевернутое обучение;

4)    игровые технологии;

5)    коммуникативные технологии (учебная дискуссия, учебные дебаты, диалог-спор и др.);

6)    технологии сотрудничества или работы в группе;

7)    технология активного (формирующего) оценивания;

8)    метод опережающего обучения (опорные схемы, карточки, методический прием «комментированное управление» и др.);

9)    технологии применения электронных образовательных ресурсов (ИКТ, сервисы для создания интерактивного задания (LearningApps, Quizizz, Flippity, Baamboozl, Wordwall, EdPuzzle, Genial.ly, Padlet, Menti.com и др.));

10)          проектный метод;

11)          эксперимент;

12)          кейс-метод;

13)          методы и приемы развивающего обучения;

14)         педагогические приемы и методы стимулирования и повышения мотивации;

15)         облако слов;

16)         кластер;

17)         интеллект-карты;

18)         интервью;

19)         тесты;

20)         практическая ориентация заданий.

  1. Методическая копилка педагогических технологий и приемов по формированию функциональной грамотности.

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
  • технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности:

групповая форма работы;

  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.

Прием

Определение

Отсроченная отгадка

Это прием – способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активизировать мышление учащихся, придав ему определённое направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения рассматриваются как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Проблемная ситуация

Это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме, основано на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умении видеть за отдельными фактами закономерность и др.

Кластер

Данный прием относится к технологии критического мышления. Это форма представления информации в виде изображения, которое предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними

Корзины идей

По своему содержанию данный приём похож на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются  разные формы работы – индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения – без их оценивания и анализа. Но к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как данный прием всего лишь определяет «поле интересов». Лови ошибку

Лови ошибку

Этот прием используют при объяснении нового материала или, желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Своя игра

Приём можно использовать как самостоятельно, так и в контексте техники сжатия информации. В условиях информационной перенасыщенности такая «инвентаризация» знаний может ученику планомерно наращивать свои «интеллектуальные мускулы» и избежать умственного перенапряжения.

Шаг за шагом

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Яркое пятно

Данный прием лучше использовать в начале урока. Среди множества однотипных слов, цифр, предметов, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Цветные поля

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.

Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте ошибки».

Зеленые поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, хочу исправить сам».

Синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам хочу исправить».

Желтые – «Я уверен, что у меня все правильно»

Приём «Диаграмма Венна»

Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить, два или более понятия, явления, предмета, способа. Помогает выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Ромашка Блума

Это один из приемов развития критического мышления, позволяющий через 6 групп вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические) рассмотреть изучаемый материал с разных сторон.

Прием «Тонкий и Толстый вопрос»

Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умения формировать вопросы, умение соотносить понятия.

 

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию функциональной грамотности школьников.