Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска»
Открытое учебное занятие по учебному предмету «Физика»
«Последовательное и параллельное соединение проводников- решение задач»
Физика – удивительная вещь: она интересна,
даже если в ней ничего не понимаешь.
(М.Аров)
Цели:
научиться определять соотношения между величинами: силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников.
Повторить и обобщить знания, осуществить коррекцию знаний по теме:
«Последовательное и параллельное соединение проводников»;
Задачи:
образовательные:
научить определять соотношения между величинами силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
Формирование умения решать расчетные задачи, умения делать самостоятельные выводы;
развивающие:
формирование здоровьесберегающей компетентности;
продолжить развитие мышления, памяти, творческих и исследовательских способностей учащихся, внимания, наблюдательности;
развитие монологической речи с использованием физических терминов;
развитие умения логически мыслить, умение анализировать и применять знания, делать выводы;
развитие осмысленной самостоятельности.
воспитательные:
продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.); продолжить формирование сознательной дисциплины при работе в коллективе (формирование социальной компетентности);
продолжить формирование умения критично оценивать результаты;
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и отработки навыков обучающихся
Оборудование: 2 источника питания, 4 лампочки на подставках, 2 ключа, 2 амперметра, 2 вольтметра соединительные провода, 2 планшета из картона.
Наглядность:
таблица для самостоятельного заполнения учащимися «Последовательное и параллельное соединение проводников;
схемы электрических цепей;
«Корзина знаний»;
карточки учета собственных достижений;
карточки с условиями задач;
желтые и красные жетоны;
презентация;
ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ВРЕМЯ
Организационный этап
1 мин.
Этап постановки целей и задач урока. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Постановка проблемной ситуации.
Формулировка целей и задач урока.
3 мин.
Этап актуализации опорных знаний.
«Деловая корзина».
5 мин.
Этап совершенствования знаний и способов деятельности.
Поиск ответа на проблемный вопрос.
Решение задачи
3 мин.
6 мин.
Физкультминутка.
2 мин.
Этап закрепления понимания изученного.
Решение задач учащимися в группах на последовательное и параллельное соединение проводников.
Анализ решения задач.
13 мин.
6 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом полученных баллов на каждом этапе урока.
3 мин.
Домашнее задание.
3 мин.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1.1. Создание благоприятной атмосферы. Психологический настрой.
1.2. «Физические» пожелания.
ЛАМПОЧКА – пусть ваши лица светятся радостью и счастьем от правильных ответов товарищей;
ГЕНЕРАТОР – как генератор является источником энергии, так и вы будьте инициаторами и генераторами идей;
АМПЕРМЕТР – последовательно включайтесь в процесс обсуждения поставленной цели.
ІІ. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Постановка проблемной ситуации.
На столе собраны две электрические схемы включения двух лампочек:
последовательное соединение;
параллельное соединение.
(Как соединены между собой лампочки учащиеся не видят (подставки и их соединения закрыты планшетами).
- Почему накал лампочек не одинаков?
- Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики?
(Различие в накале лампочек может быть при различном их соединении).
(Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним).
Учитель. Как видим, тех знаний, что вы приобрели на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о постоянном токе и понятиях и законах, его описывающих. А поможет нам в этом
Тема урока: «Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников».
Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель урока. Пожалуйста…
Ученик. Наша цель заключается в выявлении типов соединений проводников в электрической цепи, их качественном и количественном описании, а также в выяснении области применимости полученных знаний и умений на практике.
Учитель. Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
Ученик.
1) Описать возможные варианты соединения проводников в электрической цепи.
2) Дать качественную и количественную характеристику этих соединений.
3) Определить область применения полученных знаний и умений. Научиться их применять на практике, в том числе для решения расчётных задач.
Урок проводится в виде путешествия по стране «Электрика». Во время путешествия будет 4 остановки, каждая из которой предусматривает решение определенной задачи. На каждой остановке учащиеся имеют возможность заработать определенное количество баллов, которые они будут выставлять в карточку учета собственных достижений. Баллы на уроке ставятся следующим образом: если учащиеся активно участвовали в работе, то ставят в карточку учета «2», если дополняли ответ товарища - «1», если не знали ответ на вопрос - 0 баллов. В конце урока производится подсчет баллов.
ІІІ. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
3.1. «Корзина знаний».
Актуализация опорных знаний проводится в форме «Корзины знаний». Тем ученикам, которые освоили материал прошлых уроков на отлично, предлагается поднять руки и вытянуть из «Корзины знаний» задания практического характера и поработать над ними самостоятельно. В каждой карточке по 2 задачи. Максимальное количество баллов, которое можно заработать за правильное выполнение этого задания – 4.
Все остальные работают с учителем. Каждый желающий должен вынуть из «корзины» задание-вопрос и достаточно полно ответить на него.
ІV. ЭТАП УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Город Знатоков)
4.1. Поиск ответа на проблемный вопрос.
4.2. Повторение видов соединений
1. Повторение элементов электрической цепи
2. Повторение виды соединений
3. Распознавание типа соединения по значениям силы тока и напряжения.
4. Распознавание типа соединения по сопротивлению цепи.
(Важно вспомнить: свойства последовательного и параллельного соединений: при последовательном соединении любого числа проводников сопротивление всей цепи «больше большего» (из отдельных проводников), а при параллельном – «меньше меньшего»).
5. Задачи на исследование свойств последовательного и параллельного соединений проводников
4.2. Решение задачи. ( «Город способных мыслить»).
Предлагаю вам решить на доске задачу
V. ФИЗМИНУТКА.
VІ. ЭТАП Пошаговое решение задачи в группах.
Много мы с вами путешествовали, останавливались на различных остановках. На каждой из них пополняли свои рюкзачки багажом знаний. Но перед нами последняя, и по моему мнению самая важная остановка – «Остров Умников и Умниц». На этой остановке мы научимся применять полученные знания для анализа электрических схем и решения задач.
«Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи» - сказал выдающийся итальянский физик. А для успешного решения задач необходимо хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика.
«Когда задачу решает другой, все понятно. Когда решаешь сам – ничего не получается».
Леонард Эйлер
Работа в группах
VІІ. Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом полученных баллов на каждом этапе уроке. Рефлексия.
VІІІ. Домашнее задание. П. 24,25, упр.16 (6), упр.17 (4)
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» - сказал А. Дистервег.
Учитель обращается к учащимся:
Всё известно вокруг.
Тем не менее, на земле ещё много того,
Что достойно порой удивления
И вашего, и моего.
Удивляйтесь цветам,
Удивляйтесь росе,
Удивляйтесь упругости стали,
Удивляйтесь тому,
Чему люди уже
Удивляться давно перестали!
Всем спасибо за урок!
Тема: Решение задач по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников".
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о способах последовательного и параллельного соединения проводников при решении расчётных и экспериментальных задач.
Задачи:
Тип урока: применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок решения задач.
Оборудование: мультимедийное устройство, интерактивная доска, раздаточный материал,
Ход урока
Добрый день. Садитесь, пожалуйста. Предлагаю начать урок с того, что определим, чем мы сегодня будем заниматься, чтобы настроиться на рабочий творческий лад.
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы.
Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
Я думаю, что с настроением на урок мы определились, а чтобы ничего не упустить, посмотрите, пожалуйста, на столы, у каждого из вас есть технологическая карта, или ваша карта успеха. Вы будете заполнять ее по ходу урока, самостоятельно оценивания усвоение вами учебного материала.
Задание 1. Выбираем номер вопроса и отвечаем на него. Задача – проверить знания физических понятий, необходимых вам для урока.
10а. Ребята, а каков главный признак последовательного соединения? (демонстрация гирлянды)
10б. А как вы думаете, а каков главный признак параллельного соединения? (демонстрация удлинителя)
Момент оценивания! Заполните маршрутный лист.
Как вы думаете, последовательное и параллельное соединения существуют только в чистом виде?
Исходя из ваших ответов, давайте попробуем определить тему нашего урока.
А теперь посмотрите в ваши технологические карты и закончите предложение: «Сегодня на уроке я….» и озвучьте нам его.
Я думаю, что все вы легко ответите мне на один вопрос: «Без чего невозможно решение и правильное оформление задач?»
Действительно, это формулы, законы, единицы измерения. Поэтому мы сейчас с вами и вспомним все необходимое для решения задач.
Задание 2. На интерактивной доске соотнести формулы, понятия с темами «параллельное соединение», «последовательное соединение». Определение единиц измерения по окончанию заполнения таблицы.
Момент оценивания! Заполните маршрутный лист.
Задание 3. Найдите ошибку в схемах. (проверка осуществляется на интерактивной доске).
Момент оценивания! Заполните маршрутный лист.
Вот, все необходимое для решения задач, мы вспомнили. Поэтому можем смело перейти к основному этапу нашего урока – решению задач.
Учитывая ваши индивидуальные способности и уровень усвоения учебного материала, а также ваши запросы, мы разделились на группы.
Задание 4. 1 группа «Практики». Ребята, на парте у вас лежат инструкции по технике безопасности. Ознакомьтесь с ними перед тем, как начнете собирать схемы.
2 группа «Теоретики».
Теоретики будут решать задачи, соревнуясь между собой. Суть такова: вы разделены на две команды. Каждая команда как можно быстрее должна решить задачу. Каждую задачу вы будете решать на отдельном листе. Задания комплексные и составлены так, что каждое следующее вытекает из предыдущего. Последовательность решения нельзя нарушать. Если ошибется один участник, то остальные будут переделывать решение.
Правила для команд.
Все задания на отдельном листе.
В поступивший маршрутный лист вписываем чистовой вариант решения.
Ответы подчеркнуть для быстроты проверки.
Учащиеся с последних парт могут исправлять неточности в верхней части маршрутного листа, если их увидят.
Не дожидаясь прибытия листа на парту, в своих тетрадях выполняют свое задание.
Момент оценивания! Заполните маршрутный лист.
Физкультминутка.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни, а что труднее? Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познавать себя. На урках физики мы говорим о познании природы. Но сейчас давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Переплетите пальцы рук. Посмотрите, какой палец (левой или правой руки) оказался вверху. Запишите Л или П.
Скрестите руки на груди в позе Наполеона. Какая рука сверху? Запишите Л или П.
Поднимите руку. Запишите Л или П.
Поаплодируйте. Какая рука сверху? Запишите Л или П.
Подведем итог. ЛЛЛЛ – художественный тип личности.
ПППП – мыслители. Если смешано – гармонично развитая личность.
Задание 5. Решите практические задачи.
Задача 1. Для освещения длинных коридоров в некоторых случаях используют электрические цепи, в которых имеется два выключателя. Выключатели К1 и К2 устанавливаются так, чтобы при входе в коридор можно было включить лампу, а при выходе – погасить её. Предложите вариант электрической схемы, удовлетворяющей такому условию.
Задача 2. Придумайте схему электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, звонка и трёх ключей, чтобы в ней выполнялись следующие условия: если замкнуть один ключ К1, то горит лампа, если замкнуть второй ключ К2, то работает звонок, а если замкнуть третий ключ К3, то одновременно загорается лампа и звенит звонок (лампа может гореть неполным накалом).
Момент оценивания! Заполните маршрутный лист.
Вот и подошел к концу наш урок. Каждый из вас в чем-то себя проявил. Каждый оценил свою деятельность. Давайте посмотрим, какую цель вы ставили вначале урока перед собой и достигли ли вы ее?
Оценивание. (заполнение технологических карт).
Рефлексия. На доске последовательно соединенные резисторы, количество которых определяет уровень усвоения материала. Ваша задача – прикрепить лист оценивания на необходимый для вас уровень.
Домашнее задание.
Повторить параграф 24, 25, упр. 17 (4)
Задача (дополнительная)
Какие сопротивления можно получить, имея 3 резистора по 6 кОм? Схемы зарисовать.
Кваша Елена Николаевна, учитель физики государственного учреждения образования «Средняя школа №223 г. Минска»
Тема урока: Силы трения. Силы сопротивления среды
Класс: 9 «А»
Задачи урока:
образовательные: изучение явления трения, усвоение формулы силы трения, особенности силы трения в жидкостях и газах, расширение информации о применении трения и борьбе с ним;
развивающие: развитие навыков анализа результатов опыта; развитие речи в процессе формулировки выводов;
воспитательные: воспитание коллективизма при работе в группах, расширение знаний о профессиях.
Оборудование: динамометры, бруски, грузы, тележки, различные поверхности (деревянная, резиновая, пластиковая), сосуд с водой, пластилиновые шарики равного объёма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Наглядные пособия: презентация, видео; пособия для подготовки к ЦТ, для проведения факультативных занятий по учебному предмету «Физика».
Оборудование: динамометры, бруски, грузы, тележки, различные поверхности (деревянная, резиновая, пластиковая), сосуд с водой, пластилиновые шарики равного объёма.
Ход урока
Просмотр мультфильма «Сила трения». Определение темы учебного занятия.
- Что мы знаем о силе трения? Причины возникновения силы трения? Какие виды силы трения вы знаете? Как направлена сила трения? Как с помощью динамометра измерить силу трения? (Слайды 2-6).
Учащиеся вместе с учителем формулируют задачи урока (Слайд 7).
А. Класс делится на 2 группы: теоретики и экспериментаторы.
Экспериментаторы работают над выяснением следующих вопросов (Слайд 8):
В это время теоретики решают задачи по выяснению направления силы трения покоя и силы трения скольжения (Слайд 9).
Учащиеся выясняют, о каком виде трения идет речь, и устанавливают направление данной силы.
Б. Выступление представителей от каждой группы о результатах экспериментов (Слайды 10-13).
В. Знакомство учащихся с понятием силы сопротивления среды.
Проведение опыта по падению пластилина в воздухе и в воде.
Факторы, от которых зависит сила сопротивления среды (Слайд 14).
Творческое задание: проверить, как зависит сила сопротивления среды от формы тела (домашнее задание)
Комментарии к формуле для расчёта силы сопротивления.
Г. Запись учащимися опорного конспекта в тетради (слайды 16,17). Комментарий графика.
Д. Анализ табличных значений коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя (Слайд 18)
Е. Трение в природе, технике, быту.
Презентация (слайды 19,20)
А. Решение качественных задач.
Б. Решение количественных задач.
Комментарий выставленных отметок.
Учащиеся отвечают на вопросы к фото, расположенных на 24 слайде.
Учитель комментирует особенности выполнения творческого задания, зачитывает некоторые работы прошлых лет (1-2).
План-конспект урока по теме:
«Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы"
Цель: формирование фундаментального астрономического понятия "звезда" на примере рассмотрения физической природы и основных характеристик Солнца как ближайшей и наиболее изученной звезды.
Задачи :
Общеобразовательные - формирование понятий:
- об основных характеристиках Солнца как космического тела: массе, размерах, плотности, химическом составе и состоянии вещества.
- о внутреннем строении Солнца (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и солнечной атмосфере (фотосфере, хромосфере, короне); - об основных параметрах внутреннего строения (температуре, давлении, плотности газа и т.д.)
Воспитательные:
Формирование научного мировоззрения учащихся:
- в ходе знакомства с определенным типом космических объектов – звездами и при рассмотрении основных физических характеристик Солнца как ближайшей из звезд. Развивающие:
формирование компетенций:
-информационных;
-поисковых;
-систематизирующих;
-интерактивных;
-стимулирующих;
формирование умений:
- анализировать информацию; - решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.
Учащиеся должны знать:
- об основных физических характеристиках Солнца (приближенные значения соответствующих числовых величин;); - о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца; - о параметрах внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) . Учащиеся должны уметь:
- анализировать учебный материал, делать выводы; - решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.
Наглядные пособия и демонстрации:
- фотографии, схемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца , презентация, видеоролик.
Ход урока
Просмотр видеоролика о Солнце.
Ответы на вопросы после просмотра видеоролика.
Деление на команды «Исследователи» и «Инженеры»
Исследователи занимаются поиском информации в учебнике, справочниках, заполняют таблицу основных физических характеристик Солнца.
Параметры |
Величины |
Среднее расстояние от Земли |
|
Линейный диаметр |
|
Масса |
|
Видимый угловой диаметр |
|
Солнечная постоянная |
|
Светимость |
|
Мощность солнечного излучения |
|
Температура видимого внешнего слоя |
|
Химический состав внешних слоёв |
|
Период вращения |
|
Температура в центре Солнца |
|
Возраст |
|
Средняя плотность |
|
Инженеры решают задачи
Задачи для группы инженеров:
Сравнение результатов двух групп, выводы.
Ответы на вопросы теста.
Тест по теме «Солнце»
1.По современным научным данным возраст Солнца составляет...
а) 2 миллиарда лет б) 5 миллиардов лет в) 500 миллионов лет г ) 300 миллионов лет
2.Какова температура поверхности Солнца? а) 3 000 К б) 6000 К в) 1 000 000 К г) 15 000 000 К
3.Самым распространенным элементом на Солнце является... а) гелий б) водород в) гелия и водорода примерно поровну г) железо
а) хромосфера б) фотосфера в) солнечная корона
5.Как называется поток ионизированных частиц , истекающий из солнечной короны со скоростью 300—1200 км/с в окружающее космическое пространство?
а) протуберанцы б) космические лучи в) солнечный ветер
Сравнение полученных ответов с правильными, самооценивание.
Составление кластеров по темам «Строение Солнца», «Атмосфера Солнца».
Выбор варианта фигурки в зависимости от настроения на уроке.
Технологическая карта урока по учебному предмету “Физика”
Дата 15.02.2018
Раздел программы: |
Электромагнитные явления |
Тема урока: |
Параллельное соединение проводников |
Тип урока: |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности |
Цель урока:
|
- обеспечить осознанное усвоение закономерностей параллельного соединения проводников; - формирование практических умений экспериментально определять силу тока, напряжение и сопротивление в простейших цепях с параллельным соединением потребителей; - обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению одноклассников, сотрудничать в процессе совместного выполнения решаемых задач, пользоваться научными теоретическими и экспериментальными методами для обоснования выводов по изучаемой теме.
|
Цели урока на языке учащихся:
|
• познакомиться с параллельным соединением проводников; · как рассчитать общее сопротивление, напряжение и силу тока в цепи с параллельным соединением проводников; · научиться читать схемы с параллельным соединением проводников
|
Ключевой вопрос урока: |
Какие закономерности параллельного соединения проводников?
|
Материал учебника: |
с. 98, ξ 25 |
Средства обучения: |
Проектор, амперметры, мультиметр, лампочки, провода соединительные, источник тока |
Методы обучения: |
Проблемно-поисковый (метод проблемного изложения), репродуктивный. Игровой, наглядный, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования |
Формы организации учебной деятельности: |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный этап |
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам опять предстоит быть исследователями, так как физика – наука экспериментальная. Сегодня на протяжении урока вы будите получать звездочки. Напоминаю, что в конце урока эти звездочки можно будет поменять на отметку. Одна звездочка -2 балла. Сегодня у вас есть возможность пополнить знания, об электрических соединениях проводников, их применении и роли в современном мире. На доске вы видите вопросы, ответы на которые, вы сможете получить в конце урока. · Какое соединение проводников используется в квартирах? · Почему все бытовые приборы рассчитаны на напряжение в сети 220 В? · Почему в быту неудобно применять последовательное соединение? · Почему раньше новогодние гирлянды быстро выходили из строя, а теперь нет?
Скажите с какими электрическими величинами, законами вы познакомились на прошлых занятиях? Какие приборы вам уже известны? |
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок |
Включение в работу |
II.Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности
Актуализация знаний
|
Актуализация опорных знаний – фронтальный опрос Сейчас ребята я предлагаю вам с играть в игру, которая называется "Лови ошибку" Каждая парта получает набор карточек с определениями, в которых есть ошибка. Ваша задача найти ошибку и дать правильный ответ: (на выполнение задания 2 минуты за правильный ответ звездочка) Задания: 1. Электрическим током называется упорядоченное движение нейтральных частиц. 2. Сила тока равна отношению электрона, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. 3. Напряжение на концах участка прямо пропорционально силе тока и обратно пропорционально сопротивлению проводника. 4. Удельное сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, его сопротивлению и обратно пропорционально площади поперечного сечения. 5. Электрическая цепь состоит из вольтметра и амперметра 6. Амперметр прибор для измерения напряжения в цепи и подключается параллельно. 7. Вольтметр измеряет силу тока и имеет очень маленькое сопротивление. 8. При последовательном соединении резисторов сила тока на каждом из них разная. 9. При последовательном соединении все элементы цепи подключаются один за другим и имеют одинаковое напряжение. - Учащиеся по очереди зачитывают текст и исправляют ошибки. |
Готовит учащихся к получению знаний о параллельном соединении проводников.
Постановка проблемы |
Актуализируют знания по пройденным темам
Поиск решения проблемы
|
III.Этап изучения нового материала
Постановка учебной задачи. Целеполагание
|
Молодцы, хорошо усвоили материал. А кто мне напомнит тему нашего урока? Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Цель нашего урока: Экспериментально проверить справедливость законов параллельного соединения. Используем программу Физика 8. Просмотр 4 фрагментов. Инструктаж по технике безопасности. Важно помнить, что Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу. Очень опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле. Очень опасно пользоваться неисправленными приборами. Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора. Добавим: Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками. Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки. Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.
Каждый учащийся получает таблицу с закономерностями последовательного соединения и схемами.
Демонстрационный эксперимент К доске приглашаются два учащихся, которые проводят эксперимент и записывают закономерности параллельного соединения. Учитель ведёт беседу по материалу учебника. Собираем схему с параллельно соединенными лампочками. С помощью мультиметра определяем силу тока, напряжение, выводим формулу сопротивления. 1. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединенных параллельно? Выводим закономерность напряжения. 2. Как выражается сила тока в цепи до разветвления через силы токов в отдельных ветвях? Выводим закономерность по силе тока. 3. Ученик возле доски выводит формулу для сопротивления. Второй ученик выводит формулу для двух резисторов. 4. Как изменяется общее сопротивление после увеличения числа проводников в разветвлении? 1. Напряжение на концах всех параллельно соединённых проводников одинаковое; 2. Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках; 3. При параллельном соединении общее сопротивление становиться меньше каждого из проводников, входящих в цепь, рассчитывается по формуле суммы обратных величин. 4. Построение схем со слайда 8 |
Учитель обеспечивает принятие учащимися темы и цели учебно-познавательной деятельности. Совместно с учащимися ставит конкретную учебную цель (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном уроке), описывает критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала |
Совместное целеполагание
Проведение эксперимента. Делают выводы из полученных данных. Выводят формулу для расчета общего сопротивления цепи
Закрепляют полученные знания (первичное) на практическом уровне в игровой форме, устраняют пробелы
|
IV.Физкультминутка |
Раз-подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – успокоиться и сесть.
|
|
|
V.Этап закрепления нового материала |
Закрепление. Решение задач, представленных на слайдах 9-11
|
Создаёт условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения. Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет пробелы и корректирует их |
Закрепляют полученные знания на практическом уровне, устраняют пробелы
|
VI.Этап информирования о домашнем задании, проведения инструктажа по его выполнению |
П 25, карточка
|
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Осмысление домашнего задания |
VII.Этап подведения итогов урока.
|
Учащиеся получившие звездочки могут обменять их на отметку.
|
|
Выявление степени усвоения изученного материала.
|
VIII.Этап рефлексии (обратная связь) |
Учитель: Эксперименты завершены, законы сформулированы. Теперь можно вернуться к началу урока и ответить на вопрос:
· Какое соединение проводников используется в квартирах? · Почему все бытовые приборы рассчитаны на напряжение в сети 220 В? · Почему в быту неудобно применять последовательное соединение? · Почему раньше новогодние гирлянды быстро выходили из строя, а теперь нет?
|
Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, анализирует и оценивает успешность достижения цели, определяет перспективы последующей работы |
Осмысление собственной деятельности.
|
Урок по теме « Трение. Сила трения» (7 класс)
Цели урока :
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование для учителя: Компьютер, телевизор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.
Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла.
Подготовка к уроку: На каждый стол выдается оборудование, информационные листы
План
Ход урока
ОБПБ
В разделе «Движение и силы», вы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.
(слайд )
Продолжи фразу:
III. Мотивационное начало урока
(слайд )
Учитель: Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?»
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.
А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)
Учитель: Верно. А для этого вы прикладываете к ластику силу – силу трения.
Итак, ребята, тема урока Трение. Сила трения
(слайд )
Сегодня мы будем работать в следующей карте урока. Напротив слова ТЕМА запишите тему урока.
Исходя из темы урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы:
Ученики:
(слайд )
Сегодня мы узнаем, что такое сила трения
познакомимся с видами силы трения
установим причины возникновения силы трения
экспериментально увидим от чего зависит сила трения
А также будем с вами анализировать, сравнивать результаты опыта, убедимся на практике ,какая из видов сил больше.
Опыт :
Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло?
Учитель: Тело остановилось.
Учитель: Почему, что его тормозит?
Ученик:- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.
Учитель: На тело действует сила трения.
Учитель: И как же она направлена?
Ученик: Против движения.
(слайд )
Итак : Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
На доске и в карточках изображаем силу трения!!!
Выполнив следующее задание, мы узнаем причины возникновения силы трения.
Опыт1 :(в карточке)
Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
ВЫВОД
Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
Учитель: В чем же тут дело?
Рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла.
Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о неровности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.
Учитель: Значит, в чем же причина трения?
Ученик: В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел
Опыт 2: (в карточке)
Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.
Ученик: Это не так уж легко сделать.
Учитель: Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что-то мешает?
Ученик: Притяжение молекул взаимодействующих тел.
(слайд )
Запишите в карточке вывод
Вывод: причины возникновения трения
Учитель: Давайте проведем еще один опыт и выясним от чего зависит сила трения
Опыт 3 (в карточке)
А) Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра в таблицу напротив одного груза. Б) Добавьте на брусок еще один груз. Запишите показания в таблицу. В) Добавьте на брусок третий груз. Запишите показания динамометра. Г) Сравните полученные результаты измерений, и сделай те вывод.
Ребята, существует три вида трения:(выясним на опыте)!!! трение скольжения, трение качения, трение покоя
(слайд )
Когда возникает сила трения скольжения, а когда сила трения качения?
Как вы думаете, а когда может возникать сила трения покоя?
Как вы считаете, какая из этих сил больше?
А давайте проверим это.
Опыт 4: ( в карточке)
Положите брусок, прикрепите динамометр, нагрузите его грузиками. А теперь внимание: Попытайтесь сдвинуть брусок, прилагая усилие к динамометру, и снимите максимальное значение, при котором еще брусок не начал движение и в тот момент, когда он уже скользит по поверхности стола. Сравните значения в карточке.
Под брусок положите два круглых карандаша, снимите показание с динамометра. Сравни
Итак, мы выяснили что такое сила трения, причины возникновения силы трения, как она направлена, виды трения.
Давайте разберемся, сила трение приносит вред или пользу?
Учащиеся:
Сила трения препятствует движению, приводит к износу деталей….
Но если бы не было трения, мы бы не могли ходить…
Трение покоя.
Как говорится, нет худа без добра. Трение ведь не только вредит движению, оно способствует также и устойчивости тел. Не будь его, все будет катиться, и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Мало того. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.
Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?
Ученик: Посыпать песком, следовательно, увеличить шероховатость поверхности
(слайд )
Учитель: Какими способами можно уменьшить трение?
Ученик:- Убрать неровности, т.е. отшлифовать поверхности
Учитель: Износ деталей машин и механизмов происходит из –за трения. Для уменьшения трения соприкасающихся поверхностей между ними вводят смазку.
(слайд ) Способы уменьшения трения
Возвращение к задачам урока, Физкультминутка!!!
Вернемся ребята к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответим на них.
(слайд )
Учитель: Далее рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
(слайд )
(слайд )
слайд Сила трения в мире растений
слайд Сила трения в мире животных
.
VII. Подведение итогов.
Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?
А достигли ли вы поставленных целей на уроке?
(слайд )
Дом. задание
Рефлексия
Урок закончен.
Тема урока. Силы трения. Силы сопротивления среды.
Место урока в разделе: 13-й урок в разделе «Динамика».
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма проведения: комбинированный урок-практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-
поисковый.
Цель урока. Создать условия для включения учащихся в познавательную деятельность по изучению сил трения и сопротивления среды на личностно-значимом уровне.
Задачи урока:
Образовательная. Организовать работу по:
1) обобщению и углублению знаний о различных видах сил трения;
2) экспериментальному изучению закономерностей и зависимостей сил трения;
3) проверке и коррекции навыков применения знаний о силах трения в ходе выполнения контрольных заданий.
Развивающая. Содействовать развитию навыков планирования деятельности, проведения экспериментальных исследований и представления их
результатов, формированию мотивации к творческому осмыслению изучаемых явлений и закономерностей.
Воспитательная. Способствовать воспитанию коммуникативных навыков, настойчивости в поиске решения проблем обучения.
Оборудование, принадлежности и материалы для демонстраций: Интерактивная доска;
мультимедийный проектор; компьютер стационарный; динамометр на магните и
комплект грузов из набора «Статика»; модель подшипника; бутылка мерная; спица
пластмассовая;
Оборудование и принадлежности для проведения фронтальных экспериментов:
1) проверка зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления: прибор для изучения законов механики с чашкой пластмассовой на подвесе; два груза массой по 200 г; разновесы; лист ватмана; линейка; карандаши; маркеры.
2) проверка зависимости силы трения скольжения от материалов трущихся поверхностей: брусок деревянный с крюком; набор из трёх грузов по 140 г;
набор из динамометров с верхними пределами 0,5 Н, 1,0 Н, 4,0 Н, 5,0 Н; набор поверхностей скольжения из дерева, резины, пластика и пенопласта; ноутбук.
3) проверка зависимости силы трения скольжения от состояния контактирующих поверхностей: два бруска деревянных с крюками массой по 130 г (с гладкими и
шероховатыми боковыми поверхностями); набор из трёх грузов по 140 г; набор из
динамометров с верхними пределами 0,5 Н, 1,0 Н, 4,0 Н, 5,0 Н; деревянные поверхности скольжения(гладкая и шероховатая); ёмкость с порошком горчицы и ложкой; перчатки защитные; компьютер стационарный.
4) проверка зависимости силы трения скольжения от площадей контактирующих поверхностей: набор из трёх брусков деревянных с одним и двумя крюками; набор из
трёх грузов массой по 140 г; поверхность скольжения из пенопласта; набор из динамометров с верхними пределами 0,5 Н, 1,0 Н, 4,0 Н, 5,0 Н; ноутбук.
5) проверка зависимости силы трения скольжения от скорости движения бруска: брусок деревянный сошнуром; две поверхностискольжения из дерева и пластика; набор из динамометров с верхними пределами 0,5 Н, 1,0 Н, 4,0 Н, 5,0 Н; рельсы стальные; ворота
оптические; секундомер электронный; лист ватмана; линейка; карандаши; маркеры.
Дидактическое обеспечение: Физика (учебное пособие для 9 класса), листы с результатами онлайн анкетирования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), бланки паспортов силы трения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), инструкции по выполнению экспериментальных заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), задачные листы (ПРИЛОЖЕНИ 4).
Электронные средства обучения: мультимедийная презентация, обучающая программа «Наглядная физика. Введение».
Ход урока.
1. Организационный момент (приветствие) – мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроке, создание атмосферы психологического комфорта.
2. Формулировка темы урока (подводящий диалог).
На перемене до урока демонстрируется слайд с клипом игры на виолончелях. В начале данного этапа учитель демонстрирует слайд с изображениями пломбы для защиты товаров в магазинах от краж.
Вопрос: какое физическое явление объединяет волшебную игру на виолончели и установку защитной пломбы на товар?
Учитель демонстрирует принцип работы пломбы с помощью мерной бутылки с рисом и спицы, подводит учащихся к ответу на поставленный вопрос: объединяет эти два, казалось бы, никак не связанных между собой явления, сила трения.
Сообщение учителя: знания о силах трения нужны специалистам самых разных профессий: автослесарям, станочникам, химикам-технологам, мастерам по изготовлению струнных музыкальных инструментов, инженерам, мастерам и рабочим ведущих белорусских предприятий таких как: Мотовелозавод, Тракторный завод, БелАЗ,
Гомсельмаш, Могилёвлифтмаш и многих других.
Поэтому трудно переоценить значение изучаемой сегодня на уроке темы.
Учитель озвучивает тему урока.
3. Целеполагание (мозговой штурм).
Сообщение учителя:
По результатам онлайн-опроса в группе «Квантовая пена» по теме «Что я знаю о трении» выяснилось, что более 85% респондентов (учащиеся 7 – 11классов школы) неверно ответили на два первых вопроса.
Как объяснить такой результат? Какую цель поставим перед собой на уроке, исходя из возникшей проблемы? Какие определим критерии достижения цели?
Учитель помогает учащимся включиться в обсуждение цели урока и критериев её достижения: ребята высказывают свои мнения, идеи. Учитель выступает в роли эксперта: помогает оценить реалистичность целей, сформулировать цель с помощью клише на слайде презентации, выбрать критерии достижения цели.
4. Знакомство учащихся с планом работы на уроке (инструктаж с обратной связью).
Учитель озвучивает план работы на уроке, отвечает на вопросы.
5. Актуализация и коррекция опорных знаний (дискуссия). Оответствующего паспорта сил.
Учитель предлагает учащимся «освежить в памяти» знания о силах трения, формировать виртуальную «корзину фактов» по данной теме, используя пункты –
подсказки из бланка паспорта силы, руководит дискуссией. По результатам коллективного обсуждения учащиеся заполняют отдельные графы паспорта силы трения. Учитель кратко останавливается на причинах и природе сил трения качения и обращает внимание учащихся на то, что детальное изучение и описание данного вида сил трения достаточно сложно и не входит в школьную программу. Также следует сказать о том, что первичное знакомство с силами трения при движении тела в жидкости или газе у учащиеся состоится дома при чтении §23 и заполнении паспорта сил
сопротивления среды.
6. Изучение нового материала.
6.1. Демонстрация и анализ опыта и этапов построения графика (эвристическая беседа).
Учитель демонстрирует опыт с динамометром и комплектом грузов из набора «Статика».
Проблемная ситуация: Семи грузов, прикреплённых к крюку динамометра, достаточно,
чтобы вызвать скольжение магнитной подложки с динамометром по доске, но недостаточно, для того, чтобы сдвинуть динамометр с места. Для начала скольжения необходимо сообщить системе небольшой толчок. Как объяснить такой парадокс?
Ребята анализируют рисунок-схему опыта на слайде презентации, высказывают гипотезы, с помощью наводящих вопросов приходят к открытию двух причин «парадокса»:
1) разная степень сцепления тела с поверхностью в состоянии покоя и движения;
2) переход от покоя к скольжению сопровождается изменением скорости тела,
причина этого изменения – сила.
6.2. Анализ этапов построения графика (подводящий диалог).
Учитель «строит» график зависимости силы трения от величины внешней силы с
помощью анимации на слайде и акцентирует внимание учащихся на:
1) прямой пропорциональной зависимости между величинами силы трения покоя и внешней вынуждающей силы;
2) интервале, в котором лежит величина силы трения покоя;
3) сравнительных величинах максимальной силы трения покоя и силы трения скольжения;
4) на эффекте залипания и его проявлениях.
6.2. Фронтальный эксперимент по выявлению закономерностей и зависимостей сил трения.
Учитель демонстрирует слайд с результатами изучения силы трения учёными на протяжении порядка трёх столетий. Сообщение учителя: Леонардо да Винчи, Гийом Амонтон, Леонард Эйлер, Шарль Огюстен де Кулон в разное время проводили эксперименты по изучению зависимостей сил трения и приходили к разным результатам, которые вы видите на слайде. И если великие учёные считали возможным усомниться в
результатах своих коллег и эти результаты проверить, то предлагаю и вам усомниться в полученных результатах (тем более, что они разнятся) и проверить данные зависимости.
Примечание: на этапе подготовки урока, учащиеся объединяются в группы для проведения экспериментов, распределяю роли в группе (экспериментатор, ассистент, секретарь, пресс-секретарь), выбирают один из пяти экспериментов, который будут проводить, знакомятся с оборудованием и правилами безопасного поведения во время работы. Также учащимся предоставляется право выбора формы предъявления результатов: таблица, график, диаграмма.
Учащиеся в группах проводят опыты согласно инструкциям, заполняют таблицы
результатов. Учащиеся, которые выбрали график как форму предъявления результатов,
чертят графики зависимостей на листах ватмана и закрепляют их на доске с помощью
магнитов. Учащиеся других групп заполняют шаблоны таблиц или диаграмм на отдельных компьютерах (ноутбуках) и переносят их в общую папку на интерактивной
доске.
Далее следует этап озвучивания пресс-секретарями групп результатов экспериментов и выводов, к которым пришли члены группы.
Учитель, опираясь на результаты экспериментов, выводит формулу силы трения 𝐹тр = 𝜇𝐹д и, с учётом того, что 𝐹д = 𝑁, ⇒ 𝐹тр = 𝜇𝑁.
Учащиеся записывают в паспорт силы формулу, а также величины, от которых зависит и не зависит коэффициент трения μ, а, следовательно, и величина силы трения.
7. Первичное закрепление знаний.
Закрепление знаний проводится в двух формах:
1) фронтальный опрос с использованием слайдов презентации;
2) индивидуальный опрос с самопроверкой результатов и самооценкой деятельности.
При подборе вопросов для закрепления в ходе фронтальной беседы акцент сделан на способах увеличения и уменьшения трения.
Учитель демонстрирует работу шарикового подшипника, а также конструкции шарикового и роликового подшипников с помощью интерактивной модели из обучающей программы «Наглядная физика. Введение». Количество вопросов на данном этапе
можно варьировать с учётом резервов времени. В ходе обсуждения учащиеся
записывают в паспорт силы способы увеличения и уменьшения трения. Затем учащиеся выполняют задания на задачных листах. По окончании выполнения учитель предлагает сделать самопроверку выполнения заданий по образцу на слайде: учащиеся с помощью ручки с красным стержнем исправляют (при наличии ошибок) схематичные изображения сил трения («стрелки») и записывают верные значения их модулей. После этого учитель
озвучивает алгоритм подсчёта баллов (количество набранных баллов равно отметке за выполнение задания): подсчёт начинается с отметки «0», за каждую правильную
«стрелку» учащиеся добавляют по одному баллу, а также по одному баллу за каждое правильное значение модуля силы трения. Максимальная отметка – «10». Учитель также предлагает учащимся оценить свою работу на других этапах урока и через «+» поставить её рядом с уже выставленной отметкой по следующим критериям:
1) «1», если был недостаточно активен, не сумел задействовать все свои резервы;
2) «2», если сработал достаточно хорошо, был активен, однако не «блеснул»;
3) «3», если считаешь свою работу выполненной «на все 100».
Задачные листы для анализа и выставления отметок учащиеся сдают учителю.
На следующем уроке можно обсудить с ребятами окончательные отметки и аргументировать их выставление.
8. Объяснение домашнего задания (инструктаж).
Учащимся предлагается после прочтения §23 заполнить паспорт сил сопротивления среды по аналогии с паспортами силы упругости и силы трения.
9. Рефлексия деятельности (обмен мнениями с использованием клише на экране).
Тема урока: «Сила трения»
Цель урока: изучение силы трения как физического явления
Задачи урока:
образовательные: сформулировать определение силы трения, ознакомиться с историей изучения силы трения, научиться графически изображать силу трения, опытным путем исследовать способы измерения силы трения, установить причины возникновения силы трения, рассмотреть виды трения, определить способы увеличения и уменьшения силы трения;
развивающие: продолжить развитие у школьников речевых навыков, теоретического и исследовательского мышления, способностей к анализу и синтезу, умения самостоятельно делать вывод, строить гипотезу и подтверждать её опытом;
воспитательные: формировать умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; воспитывать уважение к историческому пути познания и науке древних мыслителей, ценностного отношения к экономическому и культурному наследию родного края, а также формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира
Материалы и оборудование: микролаборатория (динамометр, плоскости и бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, тележка, сосуд с водой); компьютер с мультимедийным проектором; репродукции картин (А.Саврасов «Зимний пейзаж», И.Репин «Бурлаки на Волге», Е.Савотченко «Приезд императрицы Екатерины II в Белгород. 1787 год»), инструктивные карточки, графические изображения силы трения, видеофильм «Фиксики. Сила трения»
Формы работы: индивидуальная, парная
Методы и приемы: эвристический, проблемный, иллюстрация, демонстрация, исследование, медиация, блиц-опрос, тестирование, беседа, объяснение, работа с учебником
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день, всем учащимся 7 класса, а также гостям нашего сегодняшнего урока! Я рад видеть вас и очень хочу приступить к работе с вами! По дороге сюда я долго думал, как нам начать сегодняшний урок, а ответ мне дала сама Природа, ведь мы знаем, что физика – наука о природе. Разрешите мне зачитать этот маленький отрывок с прекрасными словами о Ней замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
«Не то, что мните вы, Природа:
Не слепок, не безликий лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Отрывок записан на доске)
Учитель: Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать.
Учитель: Чтобы определить по какому направлению мы будем сегодня двигаться, предстоит разглядеть его среди множества известных нам понятий. А поможет это сделать небольшой кроссворд, который мы сейчас с вами попробуем разгадать. Вопросы кроссворда лежат у вас на парте.
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1. Единица силы. 2. Свойство тела сохранять состояние покоя или постоянной скорости при отсутствии действия на него других тел 3. Сила, с которой тело давит на опору или подвес 4. Прибор для измерения силы. 5. Количественная мера воздействия одного тела на другое . 6. Мельчайшая частица вещества |
Учитель: И так, мы с вами узнали имя тайны – трение. Это явление сопровождает нас буквально на каждом шагу, а потому стало привычным и незаметным. И характеризуется оно силой трения. О силе трения и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Силе, которая сопутствует любому движению и покою всех тел на Земле. Вы большие молодцы! Смогли сами определить тему нашего нового урока «Сила трения», так, давайте же ее запишем в рабочие тетради. А так, как каждый уважающий себя исследователь ведёт бортовой журнал, то и мы, не нарушая традиции, все изученное на уроке занесем в свой бортовой журнал в виде таблицы. Обратите внимание, журнал уже находится на вашем рабочем столе.
Таблица 1
Сила трения
Название силы |
Имена исследователей |
Определение |
Графическое изображение |
Способ измерения |
Причины возникновения силы |
Виды трения |
Способы уменьшения трения |
|||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на названия столбцов таблицы и предположите, какие стоят перед нами задачи на уроке?
Учитель: Все верно! Задачи нашего урока: сформулировать определение силы трения, ознакомиться с историей изучения силы трения, научиться графически изображать силу трения, опытным путем исследовать способы измерения силы трения, установить причины возникновения силы трения, рассмотреть виды трения, определить способы увеличения и уменьшения силы трения.
Учитель: Первые исследования трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи ещё в 1500 г., но его работы не были опубликованы. Законы трения независимо открыли французские учёные Гильом Амонтон (1699 г.) и Шарль Огюстен Кулон (1785 г.). Выполним записи в таблицу. Внесём имена этих исследователей. (Фотографии исследователей закреплены на магнитной доске)
Учитель: И так, что вы записали? Давайте проверим!
Учитель: Предлагаю повторить путь великих исследователей и самостоятельно открыть законы трения. Любому открытию сопутствует опыт, поэтому наше путешествие будем осуществлять в передвижной научно-исследовательской лаборатории.
Учитель: Ребята, внимание на интерактивную доску! Рассмотрите фотографию с девочкой и попробуйте сами сформулировать определение силы трения. (Слайд 1)
Учитель: Какие у вас будут предложения?
Учитель: Так. Сила трения- это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.
Учитель: Записываем в таблицу определение силы трения.
Учитель: Туда же зарисуем графическое изображение силы трения на «горизонтальной поверхности» и «девочка на саночках с горочки спустилась». Графические изображения закреплены на магнитной доске. (Учитель дает пояснение)
Учитель: Теперь, рассмотрите слайд 2 и самостоятельно на парте проделайте опыт по измерению силы трения (перевёрнутая тележка или брусок и динамометр. (Слайд 2)
Учитель: Запишем данный способ измерения силы трения в таблицу.
Учитель: Давайте, повторим о том, как можно измерить силу трения.
Учитель: Изучите в парах, пожалуйста, содержание последнего абзаца учебника на странице 95 и содержание страницы 96. Установите причины возникновения силы трения. Полученные данные занесите в соответствующий столбец таблицы. На выполнение задания 5 минут.
Учитель: Перечислите, пожалуйста, причины возникновения силы трения!
Учитель: Все ли так записали? Молодцы!
Учитель: Сейчас на примере трех картин русских художников мы с вами рассмотрим виды силы трения. Внимание на экран. (Введение понятий о жидком и трех видах сухого трения: качения, скольжения, покоя с использованием метода эвристической беседы). (Слайд 3)
Учитель: И так, давайте изученные понятия запишем в наш журнал.
Учитель: Что получилось?
Учитель: Хорошо! Молодцы!
Учитель: А у нас минутка здоровье сбережения. (Приемом медиации, учащиеся представляют мысленно, а потом поясняют предложенные ситуации: 1) выбегать на улицу в гастроном из школы в летней обуви; 2) тормозной путь автомобиля в дождливую или зимнюю погоду).
Учитель: Теперь Вы сами, самостоятельно, способны решить проблему «Какими тремя способами можно уменьшить силу трения?» В качестве подсказки рассмотрите слайды 4-6 (Обсуждение вероятных способов уменьшения силы трения: уменьшение массы, замена силы трения скольжения на силу трения качения, введение смазки). (Слайды 4-6)
Учитель: Вот мы полностью заполнили нашу таблицу, а значит, решили все задачи урока. Согласны со мной?
Учитель: И конечно приустали, немного расслабимся, передохнём и понаблюдаем за строителями на крыше здания. Как выглядит крыша? Что на ней делают строители? А почему мужчины не падают с крыши?
Учитель: Отдохнули, зарядились новыми силами, можно и поиграть в спортивные игры. (Используя слайды 7-10 учащиеся отвечают на проблемные вопросы, связанные с возникновением силы трения в спортивных играх) (Слайды 7-10)
Учитель: Давайте еще раз обратимся к нашему бортовому журналу и повторим ту информацию, которую записали в таблицу «Сила трения». (Класс работает с доской, на оборотной стороне которой заполнена таблица «Сила трения». Учащиеся сверяют результаты заполнения своей таблицы с образцом, если требуется, то вносят коррективы)
Учитель: Внимание на экран. Смотрим краткий фрагмент интересного и поучительного фильма «Фиксики. Сила трения». Будьте внимательны, после просмотра необходимо будет провести научный анализ.
Учитель: Вот мы и закончили наше исследование одной из важнейшей силы природы – силы трения, мы выяснили причины возникновения этой силы, виды и способы уменьшения её, и что самое важное, где и как сила трения применяется человеком в жизни. Чтобы окончательно закрепить эти вопросы я предлагаю Вам всем выполнить тест-рефлексию «Сила трения», который находится у вас на парте. Листы с ответами на вопросы теста надо подписать и сдать. На выполнения задания 3 минуты.
Тест- рефлексия по теме: «СИЛА ТРЕНИЯ»
А.Чтобы было чисто.
Б.Чтобы было красиво.
В.Чтобы уменьшить трение.
Г.Чтобы не было безработных
Д.Чтобы увеличить трение.
мылом шуруп, перед тем как
ввинтить его в дерево?
|
А.Чтобы вычистить шуруп.
Б.Для запаха.
В.Чтобы уменьшить трение.
Г.Чтобы не испачкать руки.
Д.Чтобы увеличить трение.
3.
А.Сила тяжести.
Б.Сила упругости.
В.Сила страха,
Г.Сила денег.
Д,Сила денег.
|
|
|
|
|
А. уменьшают
Б.не изменяется
В.не знаю
Г. усиливают
Учитель: Сегодня мы очень плодотворно поработали с вами на уроке и чтобы вы, наверняка, усвоили изученный материал, надо дома его еще раз повторить. Поэтому, запишите, пожалуйста, задание на дом. Оно у вас будет дифференцированное. (Слайд 11)
Учитель: Наш урок подошел к завершению. Мы все сегодня плодотворно поработали. Настало время перевернуть еще одну страницу в изучении физики. И мы с вами на этой интересной и увлекательной дороге познания природы еще встретимся на следующем уроке. А пока я говорю вам до скорой встречи!
Урок физики в 8 классе по теме: "Решение задач. Последовательное соединение проводников"
Слабодник Светлана Александровна.
учитель физики ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»
Тип урока: урок отработки умений и навыков.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, коллективный способ взаимообучения в парах, индивидуальная работа.
Основной методологический подход к организации учебного процесса на уроке: коммуникативный.
Цели урока:
Отработка умений рассчитывать простейшие электрические цепи, читать схемы электрических цепей; закрепление умений сравнивать различные пути решения, оформлять результаты решения задач.
Развитие навыков аналитического чтения с целью глубокого осмысления информации, сопровождающегося соответствующими записями; освоение и применение структуры логического объяснения.
Формирование деятельностной способности к организации и осуществлению плодотворной групповой коммуникации; совершенствование рефлексивных умений.
Опорные знания: величины, характеризующие электрический ток, закон Ома для участка цепи, закономерности последовательного соединения проводников.
План урока
III. Этап решения задач (35 мин.).
Выполнение теста «Последовательное соединение проводников» (10 мин.)
Решение экспериментальной задачи (7 мин.);
Физкультминутка, способствующая улучшению кровообращения головного мозга (3 мин.);
Решение расчетных задач (15 мин.);
Ход урока
2) Как потребители электроэнергии могут быть соединены в цепь?
(Последовательно и параллельно).
Выполнение учащимися теста
3) Проанализировав итоги теста, назовите достоинства и недостатки последовательного соединения проводников.
III. Решение задач
(Учащиеся сидят по 2 человека, собирают цепь и чертят схему. Кто быстрее соберет, тот на доске изображает решение).
Соберите электрическую цепь, состоящую из лампочки, амперметра и ключа. Параллельно лампочке подключите вольтметр. Измерьте силу тока и напряжение на лампочке. Изменится ли накал лампочки и показания амперметра и вольтметра, если последовательно к ней подключить резистор? Почему? Изобразите схему цепи и проверьте ответ на опыте.
2) Физкультминутка.
3) Решение расчетных задач.
4) Рефлексия.
Как вы считаете, все ли цели были достигнуты, которые мы поставили в начале урока?
Какие умения и навыки вы приобрели сегодня?
Как вы считаете, это пригодится вам в дальнейшей жизни?
5)Домашнее задание: §24, упр. 16 (6,7)
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №183 г. Минска»
Силы трения.
Силы сопротивления среды
Класс: 9 «А»
Учитель: Ракецкая Светлана Николаевна
Тема урока: Силы трения. Силы сопротивления среды.(9 «А» класс)
Цели урока:
Образовательные:изучение явления трения (его причины, закономерности); зависимости величины трения путем эксперимента; составление формулы для расчета силы трения; изучение особенностей силы сопротивления среды.
Развивающие: совершенствование навыков пользоваться измерительными приборами;умений анализировать, сравнивать результаты опытов; формирование творческих способностей.
Воспитательные: воспитание коллективизма при работе в группах.
Оборудование:динамометры, бруски, грузы, трибометр, лист пластиковой бумаги, наждачная бумага.
Наглядные пособия:таблица коэффициентов трения, презентация, проморолик.
Дидактические пособия:карточки-задания с пословицами, тест
Ход урока:
- Мы с вами каждое занятие открываем для себя что-то новые знания о законах, закономерностях природы. А сколько вокруг нас ещё неопознанного, неведомого.
Начать наше учебное занятие я хотела бы словами :
В одно мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка!
- Ребята, из того, что вы увидели в ролике и прочитали в эпиграфе, мы можем сделать вывод, что сегодня нам предстоит познакомиться с физическим явлением. Как вы думаете каким? (ответы)
-Давайте вспомним три закона Ньютона, т.к. знание их вам понадобится при изучении силы трения. (Учитель задает вопрос и бросает мяч отвечающему)
- Позже мы еще вернемся к этим законам, а пока давайте обсудим такой жизненный примеры:
3.У некоторых из вас есть на обуви шнурки. Почему они не развязываются?(ответы учащихся)
- Всё верно. Потому что действует сила трения.Как вы думаете сегодня, изучая силу трения, что мы должны с вами о ней узнать?(Учащиеся проговаривают цели урока: на учебном занятии нам необходимо разобраться в причине возникновения силы трения;определить, куда она направлена, к чему приложена, как найти модуль силы трения, а так же от чего зависит сила трения.
5.1. Сила трения и её виды.
- Силы трения разделяют на три вида: сила трения скольжения, сила трения качения и сила трения покоя.
Если одно тело скользит по поверхности другого, то его движению препятствует сила трения скольжения, если катится – сила трения качения.
Проведем опыт. С помощью динамометра будем перемещать деревянный брусок по поверхности стола.
При равномерном движении бруска модуль силы трения будет равен модулю силы упругости пружины динамометра (по третьему закону Ньютона).
При увеличении силы давления модуль силы упругости увеличивается. Значит, модуль силы трения скольжения прямо пропорционален модулю силы давления:
Fтр= µFд
Сила давления вызывает ответную силу N. Напоминаю, что сила N – это сила реакции опоры. По третьему закону Ньютона Fд = N. Поэтому часто использует и такое равенство:
Fтр= µN
Где µ - коэффициент трения скольжения. Коэффициент µ зависит от материалов трущихся тел и от состояния соприкасающихся поверхностей (наличие примесей, загрязнений). Рассмотрим таблицу коэффициентов трения скольжения некоторых материалов (Физика, 9 , ст 119)
5.2.Направление силы трения.
- Куда же направлена сила трения?
Сила трения скольжения направлена противоположно скорости тела относительно поверхности, по которой оно движется.
А действует ли сила трения на неподвижные тела? Каждому, кому приходилось передвигать по комнате тяжелую мебель (например, шкаф) известно, как трудно его сначала сдвинуть с места. Понадобится гораздо больше усилий для первоначального сдвига, чем для дальнейшего перемещения шкафа по комнате.
Все, что стоит и не движется это благодаря силе трения покоя. Благодаря силе трения покоя вы могли удерживать мяч в руках, шнурки на ваших ботинках не развязываются о дуновения ветра, вы можете сидеть на стульях, ваши учебники и тетради лежат на партах и так можно продолжать долго.
Точка приложения силы трения находится вместе контакта двух поверхностей.
5.3. Причины возникновения силы трения.
- Каковы же причины возникновения силы трения?(ответы учащихся)
- Итак, какие выводы о силе трения мы с вами можем сделать?
Физкультминутка под песню «Где-то на белом свете» (трение скольжения, трение качения, трение покоя). Гимнастика для глаз.
Практическая работа в группах.
- Для того, чтобы определить от чего зависит или не зависит величина силы трения, вам необходимовыполнить задание по группам:
1 группа: Сравнить между собой силы трения покоя, скольжения и качения
2 группа: Изучить зависимость силы трения скольжения от силы давления
3 группа: Изучить зависимость силы трения от рода трущихся поверхностей
4 группа: Изучить зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей
- Какие выводы вы можете сделать исходя из результатов опытов? (ответы учащихся)
Выводы:
- А какие, по - вашему, существуют способы для уменьшения силы трения? (ответы учащихся)
Способы уменьшения силы трения:
-Предлагаю вам найти ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите вид силы трения для каждой пословицы. Какую роль эта сила играет, положительную или отрицательную?
( На выполнение задания дается 5 минут.И представитель от группы делает выводы и сообщает их классу).
Самостоятельнаяработа учащихся с учебным пособием.
- Есть силы, которые препятствуют движениютела в жидкости или газе. Их называют силами сопротивления.
Сейчас вы прочитаете учебный материал на страницах 118-119 § 23 вашего учебника и во время прочтении дайте ответ на следующие вопрос:
- когда возникает сила сопротивления и от каких факторов она зависит?
(Ответы учащихся:Сила сопротивления возникает при движении тела и среды друг относительно друга. Иначе говоря, сила трения покоя в жидкостях и газах равна нулю.Сила сопротивления зависит от следующих факторов:
- А сейчас давайте подытожим всё нами сказанное и назовём основные характеристики силы трения. (Ответы учащихся)
- А теперь я предлагаю вам проверить свои знания с помощью теста
Тест по теме «Силы трения. Силы сопротивления»
А. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
В. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
А. … все силы направлены в одну сторону.
Б. … на него не действуют силы .
В. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.
Г. … на него не действуют силы или их равнодействующая равна нулю.
А. … с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
В. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
А. … в центре тела.
Б. … в точке контакта двух тел.
В. … в точке действия внешней силы.
Г. … в любом месте тела.
А. … противоположно движению тела.
Б. … противоположно деформирующей силы.
В. … вертикально вниз.
Г. … влево или вправо.
А. … нагрузки.
Б. … шероховатости поверхностей.
В. … вида материала контактирующих поверхностей.
Г. … всех вышеперечисленных фактов.
А. … заменяя один вид трения другим.
Б. … заменяя скольжение качением.
В. … смазывая трущиеся поверхности.
Г. … увеличивая скорость тела.
А. 350 Н.
Б. 700 Н.
В. 70 Н.
Г. Среди ответов А — В нет правильного.
Правильные ответы:
Взаимоконтроль по образцу.
Сколько правильных ответов столько выставляется баллов. + 1 балл добавляется тому, кто отвечал по экспериментальному заданию.
Творческое задание: «Мир без трения»
Метод «Синквейн» (трение)
Хочется закончить урок словами Джордано Бруно:
« Умственная сила никогда не успокоится, никогда не остановится на познанной истине, но все время будет идти вперед и дальше, к непознанной истине!».
Спасибо за занятие.
Приложение
1 группа.Исследование силы трения покоя, скольжения и качения
Порядок выполнения работы.
2 группа. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
№ опыта |
Общий вес с грузами, Н |
Сила трения скольжения, Н |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
3 группа. Исследование зависимости силы трения от материала трущихсяповерхностей.
Порядок выполнения работы.
Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, пластиковый лист, и наждачной бумаге.
Проделайте пункт 2.
Проделайте пункт 2.
8 .Результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта |
Вид поверхности, по которой скользит брусок |
Сила трения скольжения, Н |
1 |
Пластик |
|
2 |
Дерево |
|
3 |
Наждачная бумага |
|
4 группа. Исследование зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей
Порядок выполнения работы.
Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль деревянной линейки.
4.Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.
Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль деревянной линейки.
6.Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения
Пословицы и поговорки о силе трения:
Не подмажешь – не поедешь
Пошло дело как по маслу.
Три, три, три – будет дырка.
Баба с возу – кобыле легче.