Министерство образования Республики Беларусь
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г. МИНСКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
План работы
районного учебно-методического объединения председателей школьных УМО учителей иностранного языка
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2024/2025 учебном году
Методическая тема: «Повышение качества образования средствами учебного предмета «Иностранный язык», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся как условие обеспечения качества образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык».
Задачи:
обеспечить информационную и организационно-методическую поддержку педагогов по вопросам нормативного правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в 2024/20245учебном году;
рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей Партизанского района и столичного региона;
способствовать развитию 4К-компетенций педагогических работников (креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации) для организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»;
содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Заседание РУМО № 1. Организация самостоятельной познавательная деятельности учащихся как дидактически эффективное средство формирования их функциональной грамотности.
|
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранному языку в 2024/2025 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования, особенности выполнения их требований в новом учебном году; вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; новые учебные издания по учебному предмету «Иностранный язык»; анализ результатов и направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену по иностранному языку на III ступени общего среднего образования. 2. Планирование методической работы с учителями иностранного языка в 2024/2025 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года. 3. Проектирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности. |
октябрь 2024 |
гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
2 |
Заседание РУМО № 2. Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования.
|
1. Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка в контексте формирования функциональной грамотности учащихся в сфере здоровьесбережения. 2. Практико-ориентированные задания по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности учащихся, воспитания бережного отношения к своему здоровью. 3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования. |
декабрь 2024 |
гимназия № 7 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
3 |
Заседание РУМО № 3. Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету «Иностранный язык» |
1. Современные подходы к реализации воспитательного и развивающего потенциала урока иностранного языка, интеграции элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету «Иностранный язык» 2. Методы и приемы совершенствования навыков аналитической работы с текстом на уроках иностранного языка для формирования эмоционального и социального интеллекта как компонентов функциональной грамотности учащихся; 3. Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития интеллектуальных и творческих способностей, социально значимых, гражданско-патриотических качеств личности учащихся. |
март 2025 |
СШ № 10 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
4. |
Заседание РУМО № 4. Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2024/2025 учебный год: проблемы и перспективы». |
Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2024/2025 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей иностранного языка. |
май 2025 |
гимназия № 5 |
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей иностранного языка |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранному языку в 2024/2025 учебном году» |
август–сентябрь 2024 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контакт-ный телефон, информация о наградах, публика-циях и др.) |
сентябрь–октябрь 2024 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО, участники РУМО
|
||
Подбор и составление электронного сборника дидактических материалов по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка, направленной на формирование их функциональной грамотности |
ноябрь 2024 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО, участники РУМО
|
||
Разработка и создание электронного банка практико-ориентированных заданий по иностранного языку как средство формирования функциональной грамотности учащихся, воспитания бережного отношения к своему здоровью |
декабрь 2024 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО, участники РУМО
|
||
Формирование электронного банка эффективного опыта учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся. |
Март 2023 |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Размещение лучших материалов из опыта работы участников РУМО в виртуальных методических кабинетах учреждений образования и на районном методическом портале. Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ. |
в течение года |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность |
Консультирование педагогов по актуальным вопросам организации образовательного процесса (по запросу). |
в течение года |
|
Лавровский А.Л., председатель РУМО |
Использование технологии критического мышления, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, работа с высокомотивированными учащимися |
октябрь 2024 |
|
|||
Онлайн-обучение иностранным языкам
|
ноябрь 2024 |
|
|||
Лингвострановедческий материал: его источники, методы преподавания, роль в изучении иностранного языка |
декабрь 2024 |
|
|||
Метод синектики как эффективное средство формирования креативности |
январь 2025 |
|
|||
Сторителлинг в преподавании иностранного языка |
февраль 2025 |
|
|||
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования метапредметных компетенций |
март 2025 |
|
|||
Система работы по подготовке учащихся к ЦЭ и ЦТ в рамках коммуникативного подхода |
апрель 2025 |
|
|||
Интерактивные методы в преподавании иностранного языка и при подготовке к ЦЭ |
май 2025 |
|
|||
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей иностранного языка Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
в течение года |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
октябрь 2024 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей иностранного языка |
апрель–май 2025 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей иностранного языка за 2024/2025 учебный год |
май 2025 |
Председатель РУМО А.Л. Лавровский
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска _________________ В.В. Рудая « » 2024 г. |
План работы
районного учебно-методического объединения учителей истории и обществоведения
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2024/2025 учебном году
Методическая тема: Повышение качества образования средствами учебных предметов „История Беларуси в контексте всемирной истории“, „Всемирная история“ и „История Беларуси“, «Обществоведение», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей истории и обществоведения по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся как условие обеспечения качества образовательного процесса
Задачи:
обсудить основные направления деятельности, связанные с коррекцией и регулированием образовательного процесса по учебному предмету «История Беларуси» с учетом результатов РКР, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования; рассмотреть приемы выявления затруднений учащихся при изучении учебного предмета и коррекции знаний; методические приемы формирования у учащихся мотивации к изучению учебного предмета;
рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебных предметов «История Беларуси в контексте всемирной истории», «Всемирная история», «История Беларуси». «Обществоведение» с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта:
определить эффективные формы, методы и приемы работы по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе изучения истории и обществоведения с учетом эффективного педагогического опыта учителей истории и обществоведения Партизанского района и столичного региона;
содействовать творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
1. |
Круглый стол «Организация самостоятельной познавательная деятельности учащихся как дидактически эффективное средство формирования их функциональной грамотности».
|
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории в 2024/2025 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования; правила безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; особенности изучения интегрированного курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» в X классе; компоненты УМК факультативных занятий по формированию функциональной грамотности; использование материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси»: https://eior.by/. 2. Анализ результатов республиканской контрольной работы по учебному предмету «История Беларуси» в XI классе, выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, централизованного экзамена по учебным предметам «История Беларуси», «Всемирная история» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. 3.Теоретические и научно-методические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся при организации их самостоятельной познавательной деятельности. 4. Использование рекомендаций «Об актуальных вопросах преподавания учебных предметов социально-гуманитарного направления в учреждениях общего среднего образования» при организации работы по формированию функциональной грамотности на факультативных занятиях». 5. Экскурсия в музей Минского автомобильного завода. |
14 октября 2024 |
Музей Минского автомобильного завода (ул. Социалистическая 2/1) |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
2. |
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования». |
1. Проектирование современного урока по учебному предмету «История Беларуси в контексте всемирной истории» с использованием практико-ориентированных заданий по формированию функциональной грамотности учащихся. 2. Формирование функциональной грамотности учащихся в области здоровьесбережения средствами проектной деятельности. З. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися с особыми образовательными потребностями как фактор повышения качества образования. |
27 декабря 2024 |
Гимназия №5 |
Воронец А.А,, председатель РУМО; участники РУМО |
3. |
Заседание РУМО № 3. Диалоговая площадка «Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету «Обществоведение. VII научно-практическая конференция «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.» » |
1.Воспитательный потенциал экскурсий при проведении учебных занятий по истории и обществоведению. 2. Использование музейной педагогики, интерактивных дидактических материалов по изучению памятных мест Великой Отечественной войны. 3.Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 4.Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательный процесс по учебному предмету «Обществоведения». 5.Представление докладов в рамках работы секций научно-практической конференции «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы.» |
март 2025 |
СШ № 182 |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
4. |
Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2024/2025 учебный год: проблемы и перспективы». |
Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2024/2025 учебный год. Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей истории и обществоведения. |
май 2025 |
СШ № 108 |
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей истории и обществоведения |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории и обществоведению в 2024/2025 учебном году» |
август-сентябрь 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию /обобщению опыта, контактный телефон, информация о наградах) |
Сентябрь октябрь 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО
|
||
Разработка дидактического материала для учебных занятий: задания на формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историческим фактам (событиям, явлениям, процессам), изучаемым на уроке. |
ноябрь 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Подбор и составление электронного банка заданий, в которых учащимся предлагается оценить изучаемые события, явления, процессы; проявить собственную нравственную, гражданскую позицию; высказать и обосновать свое отношение к изучаемому материалу. |
декабрь 2024 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Разработка и составление электронного сборника практико-ориентированных заданий, направленных на : выделение сходных и различных свойств изучаемого объекта или явления; применение приема моделирования; формирование умений формулировать выводы на основе имеющихся данных; нахождение путей решения проблемных жизненных ситуаций и др. |
январь – апрель 2025 |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Размещение лучших материалов из опыта работы участников РУМО в виртуальных методических кабинетах учреждений образования и на районном методическом портале. |
в течение года |
|
Воронец А.А., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность
|
Консультирование педагогов по актуальным вопросам организации образовательного процесса (по запросу). |
В течение года |
|
Воронец А.А., председатель РУМО
|
Работа с историческими документами в процессе изучения истории Беларуси. |
октябрь 2024 |
|
|||
Использование исследовательских методов на учебных занятиях |
декабрь 2024 |
|
|||
Информационных технологи. ЗD технологии, визуализация в работе учителя истории |
февраль 2025 |
|
|||
Использование интернет-ресурсов при изучении истории и обществоведения |
апрель 2025 |
|
|||
|
Подготовка к ЦЭ |
май 2025 |
|
||
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы. |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей истории и обществоведения Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
сентябрь 2024 в течение года апрель-май 2025 |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
октябрь 2025 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей истории и обществоведения |
апрель-май 2025 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей истории и обществоведения за 2024/2025 учебный год |
май 2025 |
Председатель РУМО А.А.Воронец
План работы
районного учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы
учреждений общего среднего образования Партизанского района
в 2024/2025 учебном году
Методическая тема: «Повышение качества образования средствами учебных предметов “Русский язык” и “Русская литература”, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
актуализировать знания педагогов по нормативному правовому и научно-методическому обеспечению образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2024/2025 учебном году;
рассмотреть актуальные вопросы теории и методики обучения русскому языку и литературе с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов учреждений образования района и города;
определить эффективные методы, приемы формирования функциональной грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе в современном образовательном процессе с учетом эффективного педагогического опыта;
содействовать изучению и выявлению эффективной педагогической практики учителей русского языка и литературы по формированию функциональной грамотности учащихся;
создавать условия для творческой самореализации педагогов, повышению уровня их профессионального мастерства.
№ п/п |
Содержание и формы работы |
Обсуждаемые вопросы |
Сроки |
Место проведения |
Ответственный |
|
Тематика заседаний РУМО |
||||
1. |
Круглый стол «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся как эффективное средство формирования их функциональной грамотности» |
1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2024/2025 учебном году: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования, особенности выполнения их требований в новом учебном году; вопросы безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; новые учебные издания по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», новые УМК для факультативных занятий. 2. Анализ результатов экзамена по учебному предмету «Русский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования; направления работы по подготовке к централизованному экзамену по русскому языку на III ступени общего среднего образования. 3. Использование материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»: https://eior.by/. 4.Эффективные формы, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся для формирования и развития их функциональной грамотности. |
октябрь 2024 |
СШ №69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
2. |
Методический практикум «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы с помощью современных, в том числе здоровьесберегающих, информационно-компьютерных, технологий и методов обучения» |
1.Эффективность современного урока русского языка и литературы с учётом использования здоровьесберегающих технологий для развития функциональной грамотности учащихся. 2.Приёмы технологии развития критического мышления и проблемного обучения как эффективные способы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. 3. Использование инновационных форм и методов интенсификации обучения на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования функциональной грамотности учащихся (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) 4. Функциональные и содержательные возможности учебных пособий по русскому языку и литературе как средство развития читательской грамотности учащихся. |
декабрь 2024 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
3. |
Семинар-практикум «Интеграция элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений в образовательный процесс по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
|
1. Современное учебное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся. 2. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы и использование интеграции элементов историко-культурного наследия, традиций и научных достижений нации в образовательном процессе по русскому языку и литературе с целью формирования функциональной грамотности учащихся. 2. Потенциал инструментов визуализации текста (схемы, диаграммы, интеллект-карты, инфографика и др.) в развитии метапредметных компетенций учащихся как основы формирования функциональной грамотности. 3. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности учащихся. |
март 2025 |
Национальный художественный музей |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
4. |
Круглый стол «Подведение итогов работы РУМО за 2024/2025 учебный год: проблемы и перспективы». |
1.Анализ и мониторинг качества работы РУМО за 2024/2025 учебный год. 2.Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. 3.Диагностика эффективности работы РУМО учителей русского языка и литературы. 4.Предметные журналы как средство информационной, научно-методической поддержки учителей русского языка и литературы и повышения их профессиональной компетентности. |
май 2025 |
СШ № 69 |
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
5. |
Разработка методических продуктов по итогам заседаний РУМО с целью методического сопровождения учителей русского языка и литературы |
Формирование электронной папки «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в 2024/2025 учебном году» |
август–сентябрь 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО |
Составление банка данных об участниках РУМО (фамилия, имя. отчество; педагогический стаж; квалификационная категория; тема по самообразованию / обобщению опыта, контакт-ный телефон, информация о наградах, публика-циях и др.) |
сентябрь–октябрь 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО
|
||
Создание методической копилки текстов новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика и др.) как ресурса формирования функциональной грамотности учащихся |
ноябрь 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Разработка и создание электронного сборника практико-ориентированных заданий по русскому языку и литературе как средства формирования функциональной грамотности учащихся |
Январь-февраль 2025 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Формирование электронного банка дидактических материалов по русскому языку и литературе по развитию навыков аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы для формирования эмоционального и социального интеллекта как компонентов функциональной грамотности учащихся |
апрель 2025 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
Подготовка публикаций по материалам заседаний в СМИ |
в течение года |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО; участники РУМО |
||
6. |
Консультативная деятельность |
Развитие читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе. |
октябрь 2024 |
|
Голубева Е.Л., председатель РУМО |
Эффективные методы и приемы работы по развитию учебной мотивации |
декабрь 2024 |
|
|||
Дифференцированный подход в обучении |
февраль 2025 |
|
|||
Приёмы развития критического мышления |
апрель 2025 |
|
|||
7. |
Информационно-аналитическая деятельность
Мониторинг качества методической работы |
Актуализация информации об участниках РУМО учителей русского языка и литературы. Подготовка информации по итогам проведения заседаний. Разработка итоговых анкет и их анализ |
в течение года |
|
|
Диагностика профессиональных запросов участников РУМО |
октябрь 2024 |
|
|||
Диагностика профессиональных запросов для планирования работы РУМО на следующий учебный год. Диагностика эффективности работы РУМО учителей русского языка и литературы |
апрель–май 2025 |
|
|||
Анализ и мониторинг качества работы РУМО учителей русского языка и литературы за 2024/2025 учебный год |
май 2025 |
Председатель РУМО Е.Л. Голубева
План работы
раённага вучэбна-метадычнага аб’яднання настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі Партызанскага раёна г. Мінска
на 2024/2025навучальны год
Метадычная тэма: «Рэалізацыя задач Года якасці сродкамі вучэбных прадметаў „Беларуская мова“, „Беларуская літаратура“, у тым ліку ў кантэксце фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў».
Мэта метадычнай работы: удасканаленне прафесійнай кампетэнтнасці настаўніка па пытаннях фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў сродкамі вучэбнага прадмета.
Задачы:
абмеркаваць асноўныя накірункі дзейнасці настаўніка па арганізацыі адукацыйнага працэсу з улікам вынікаў выпускнога экзамена па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі, а таксама цэнтралізаванага экзамену па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі;
разгледзець тэарэтычныя і практычныя аспекты выхавання і развіцця асобы вучня, пытанні методыкі выкладання вучэбных прадметаў у кантэксце разглядаемай тэмы з улікам эфектыўнага педагагічнага вопыту настаўнікаў раёна:
сучасныя вучэбныя заняткі па беларускай мове і літаратуры ў кантэксце фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў;
азнаёміць з эфектыўным вопытамрэалізацыі выхаваўчага і развіваючага патэнцыялу вучэбных прадметаў “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”, метадамі і прыёмамі арганізацыі праектнай дзейнасці вучняў на вучэбных занятках па беларускай мове і літаратуры;
спрыяць творчай самарэалізацыі педагогаў, павышэнню ўзроўня іх прафесійнага майстэрства.
№ п/п |
Змест і формы работы |
Пытанні для абмеркавання |
Тэрміны |
Месца правядзення |
Адказныя |
||
1 |
Тэмы паседжанняў РВМА |
||||||
|
1.Семінар-практыкум “Арганізацыя самастойнай пазнавальнай дзейнасці вучняў як дыдактычна эфектыўны сродак фарміравання іх функцыянальнай адукаванасці”
|
1.Нарматыўнае прававое і навукова-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі ў 2024/2025 навучальным годзе: Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, іншыя нарматыўныя прававыя акты, якія рэгулююць пытанні арганізацыі адукацыйнага працэсу па вучэбных прадметах: асноўныя палажэнні, выхаванне ў сістэме адукацыі, агульныя патрабаванні да арганізацыі адукацыйнага працэсу; правілы бяспекі арганізацыі адукацыйнага працэсу, арганізацыі выхаваўчага працэсу ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі; абноўленая вучэбная праграма па беларускай літаратуры для VIIIкласа; новыя падручнікі і вучэбна-метадычныя дапаможнікі па вучэбных прадметах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура»; электронныя дадаткі да вучэбных дапаможнікаў па вучэбных прадметах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», размешчаныя на інтэрнэт-рэсурсе «Профільнае навучанне» (http://profil.adu.by): мэтавае прызначэнне, магчымасці выкарыстання пры вывучэнні адпаведных вучэбных прадметаў у Х і ХІ класах на павышаным узроўні. 2. Аналіз вынікаў экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі. 3. Цэнтралізаваны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі: аналіз вынікаў і напрамкі ўдасканалення падрыхтоўкі вучняў. 4. Арганізацыя самастойнай пазнавальнай дзейнасці вучняў пафарміраванні функцыянальнай адукаванасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры пры дапамозе сучасных, у тым ліку інфармацыйна-камп’ютарных, тэхналогій і метадаў навучання (развіццё крытычнага мыслення, «адкрытая прастора», шматмерныя дыдактычныя інструменты, праблемнае навучанне і інш.). |
лістапад 2024 |
СШ 182
|
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
||
|
2.Гадзіна калетыўнай творчасці “Выкарыстанне здароўезберагальных тэхналогій у працы з навучэнцамі з асаблівымі адукацыйнымі патрэбамі як фактар павышэння якасці адукацыі” |
1.Выкарыстанне здароўезберагальных тэхналогій у працы з навучэнцамі з асаблівымі адукацыйнымі патрэбамі як фактар павышэння якасці адукацыі. 2. Выкарыстанне інавацыйных форм і метадаў інтэнсіфікацыі навучання (кейс-метад, дэбаты, дыскусіі, гульнявыя метады і інш.) на ўроках беларускай мовы і літаратуры як інструмент фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. 3. Формы, метады і прыёмы фарміравання і развіцця чытацкай адукаванасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры. 3. Тэксты новай прыроды (інтэрнэт-публікацыі, мультымедыйныя прэзентацыі, інтэрактыўная інфаграфіка) як рэсурс фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. 4. Практыка-арыентаваныя заданні па беларускай мове і літаратуры як сродак фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. |
Снежань 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
||
|
2.Метадычны мост “Інтэграцыя элементаў гісторыка-культурнай спадчыны, традыцый і навуковых дасягненняў нацыі ў адукацыйны працэс па вучэбных прадметах “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”
|
1.Рэалізацыя міжпрадметных сувязей беларускай мовы і літаратуры з мэтай фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. 2. Патэнцыял інструментаў візуалізацыі тэксту (схемы, дыяграмы, інтэлект-карты, інфаграфіка) у развіцці метапрадметных кампетэнцый вучняў як асновы функцыянальнай адукаванасці. 3.Функцыянальныя і змястоўныя магчымасці вучэбных дапаможнікаў па беларускай мове і літаратуры як сродак развіцця і выхавання вучняў, фарміравання ў іх сістэмы сацыяльна-культурных каштоўнасцей, грамадзянскай адказнасці і патрыятызму. 3. Дыдактычны матэрыял да вучэбных заняткаў па беларускай мове і літаратуры як спосаб выхавання ў вучняў павагі да мовы, краіны, яе традыцый. 4. Праектна-даследчая дзейнасць на ўроках беларускай мовы і беларускай літаратуры ў кантэксце фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. |
сакавік 2025 |
Музей старажытнабеларускай культуры |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, супрацоўнікі музея, удзельнікі РВМА
|
||
|
4.Круглы стол “Падвядзенне вынікаў работы РВМА за 2024/2025 навучальны год: праблемы і перспектывы. Падрыхтоўка да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Беларуская мова” |
1.Аналіз і маніторынг якасці работы РВМА за 2024/2025 навучальны год. 2.Дыягностыка прафесійных цяжкасцяў педагогаў. 3.Дыягностыка прафесійных запытаў для планавання работы РВМА на наступны навучальны год. 4.Дыягностыка эфектыўнасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры |
май 2025 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
||
2 |
Распрацоўка метадычных прадуктаў па выніках паседжанняў РВМА з мэтай метадычнага суправаджэння настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры |
Фарміраванне электроннага банка “Нарматыўнае прававое і навукова-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі ў 2024/2025 навучальным годзе” |
жнівень-верасень 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
||
Стварэнне банка дадзеных аб ўдзельніках РВМА (прозвішча, імя,імя па бацьку; педагагічныстаж; кваліфікацыйная катэгорыя; тэма па самаадукацыі /абагульненне вопыту, нумар тэлефона, інфармацыя аб узнагародах, публікацыяхіінш.) |
верасень-кастрычнік 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
||||
Інтэрактыўны плакат«Арганізацыя самастойнай пазнавальная дзейнасці вучняў пафарміраванні функцыянальнай адукаванасці вучняў на ўроках беларускай мовы і літаратуры з дапамогай сучасных, у тым ліку інфармацыйна-камп’ютарных, тэхналогій і метадаў навучання (развіццё крытычнага мыслення, «адкрытая прастора», шматмерныя дыдактычныя інструменты, праблемнае навучанне і інш.) ». |
кастрычнік 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыняРВМА, удзельнікі РВМА |
||||
Распрацоўка практыка-арыентаваных заданняў па беларускай мове і літаратуры для фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў. |
лiстапад 2024 |
СШ182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА |
||||
Фарміраванне метадычнай скарбонкі «Выкарыстанне інавацыйных форм і метадаў інтэнсіфікацыі навучання (кейс-метад, дэбаты, дыскусіі, гульнявыя метады і інш.) на ўроках беларускай мовы і літаратуры як інструмент фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў». |
снежань 2024 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., Старшыня РВМА, удзельнікі РВМА
|
||||
Стварэнне электроннага банкаэфектыўнага вопыту настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры па фарміраванні функцыянальнай адукаванасці вучняў |
студзень–сакавік 2025 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА, удзельнікі РВМА |
||||
Складанне справаздачы работыРВМА за 2024/2025навучальны год |
красавік -май 2025 |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА |
||||
3. |
Кансультацыйная дзейнасць |
Кансультацыя настаўнікаў па пытаннях арганізацыі адукацыйнага працэсу (па запытах). |
на працягу года |
СШ 182 |
Леванкова Т. А., старшыня РВМА
|
||
Работа з вучнямі, якія патрабуюць асаблівай ўвагі (СДВГ,аутизм и т.д.)
|
кастрычнік 2024 |
СШ 182 |
|||||
Работа з праектнай дзейнасцю
|
лiстапад 2024 |
СШ 182 |
|||||
Методыка напісання водгука
|
снежань 2024 |
СШ 182 |
|||||
Работа з нізкаматываванымі вучнямі
|
студзень 2025 |
СШ 182 |
|||||
Штучны інтэлект i магчымасцi яго выкарыстання для фарміравання функцыянальнай адукаванасці вучняў |
люты 2025 |
СШ 182 |
|||||
Падрыхтоўка да ЦЭ |
красавік -май 2025 |
|
|||||
4. |
Інфармацыйна-аналітычная дзейнасць
Маніторынг якасці метадычнай работы |
Актуалізацыя інфармацыі аб удзельніках РВМА. Падрыхтоўка інфармацыі па выніках правядзення паседжанняў. Распрацоўка выніковых анкет і іх аналіз. |
на працягу года |
СШ 182 |
|||
Дыягностыка прафесійных цяжкасцяў педагогаў |
кастрычнік 2024 |
СШ 182 |
|||||
Маніторынг эфектыўнасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры. Аналізпрафесійных запытаў для планавання работы РВМА на наступны навучальны год. |
красавік-май 2025 |
СШ 182 |
|||||
Аналіз і маніторынг якасці работы РВМА настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры за 2024/2025 навучальны год |
май 2025 |
СШ 182 |
|||||
Старшыня РВМА Т.А.Леванкова