Информация об участниках районной панорамы методических приёмов
8.4.2014Информация об участниках районной панорамы методических приёмов 9 и 10 апреля 2014
(картотека методических приёмов)
Учреждение образования, Ф.И.О. педагога, представляющего методический приём, предмет, категория | Тема выступления | Краткое описание методического приёма | Рекомендации по использованию методического приёма |
ГУО «Гимназия №5 г. Минска»,, Петровская Наталья Леонидовна, учитель музыки, первая категория | Использование приемов ТРИЗ-технологий на учебных занятиях. | ТРИЗ-педагогика (теория решения изобретательских задач, автор Г. С. Альтшуллер) – научное и педагогическое направление, способствующее формированию мышления и воспитания творческой личности обучающегося. Сущность ТРИЗ-технологии:самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», за счёт уже имеющихся ресурсов. Формулировка идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».Основная идея мини-задачи: избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения. Под методами решения изобретательских задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы: «мозговой штурм», «синектика» , «морфологический анализ» , «метод фокальных объектов» и их разновидности. Приемы ТРИЗ-технологии: «Объединение частного в целое» «Копилка идей», «Паспорт», «Раскадровка с провокацией» способствуют развитию понятийного мышления. | Прием «Вычленение из общего частного» может быть применен на этапе «подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (мотивация, актуализация, целеполагание)». Прием «Копилка идей» – на этапе «повторение домашнего задания», «усвоениеновых знаний», «закрепление пройденного материала» Прием «Раскадровка» - начало урока (выход на тему и целеполагание) Прием «Паспорт» - «закрепление учебного материала»
Для использования данных приемов необходимы следующие средства: учебник по предмету «Музыка», фортепиано, мультимедийный комплекс (проектор, ноутбук, колонки) и прочее по усмотрению учителя.
|
ГУО «Гимназия №7 г. Минска», Семенова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Приём «Центон» на уроках русской литературы | Центон (лат. сento) – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов: стихотворение или текст, целиком составленный из строк других стихотворений или текстов. Центон строится особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений рифмуются между собой, причем рифму и формы слова менять нельзя. Получившееся произведение (центон) имеет новый смысл. Центон может быть как стихотворный, так и прозаический. Как методический прием, составление центона позволяет формировать и развивать многие общеучебные умения и навыки: учебно-организационные (выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи, сравнение полученных результатов с учебной задачей), учебно-информационные (различение и правильное использование разных литературных стилей, подбор и группировка материалов по определенной теме, создание текстов разных типов), учебно-логические (классификация информации, определение соотношения компонентов объекта), учебно-коммуникативные (организация совместной деятельности при групповой работе по составлению центона, владение культурой речи). | Составление центона может быть использовано, в первую очередь, на различных этапах урока русской и белорусской литературы в целях развития информационной компетенции учащихся, а также их творческих способностей. Составление прозаического центона может быть использовано как методический прием на уроках общественно-гуманитарного цикла.
|
ГУО «Средняя школа №10 г.Минска», Томкевич Людмила Ивановна, учитель белорусского языка и литературы, высшая категория | Мини-проект как один из эффективных приёмов организации уроков повторения и систематизации знаний.
| Мини-проект – является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Поэтому довольно часто учителя используют мини-проекты на уроках. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др. | Мини-проект - один из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот методический приём принадлежит к числу наиболее эффективных. |
ГУО «Средняя школа №22 г.Минска», Новикова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы, высшая категория | Использование приёма Veb-kvest для развития познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся (новая форма проектной технологии) | Проблемный вопрос рассматривается через создание веб-квеста | Краткосрочный проект может использоваться на всех этапах урока Долгосрочный проект используется для подготовке к НПК и олимпиадам. Применение данного приёма формирует у учащихся учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Для реализации веб-квеста потребуется компьютер, проектор. Затраты времени: от 5 до 45 минут урока в зависимости от цели урока и индивидуальных знаний учащихся |
ГУО «Средняя школа №69 г.Минска», Замотина Светлана Иосифовна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории | Прием интерпретации на уроках литературы | Вопросы интерпретации художественных произведений на уроках словесности относятся к числу актуальных в современной методической науке. Анализируя специальную литературу по проблеме, можно выделить одну из главных задач преподавания – воспитание культурного и думающего читателя. Достижение этой цели невозможно без развития умения интерпретировать художественное произведение как на уровне индивидуального восприятия, так и с опорой на школьный литературоведческий анализ. В результате разработки данной методической проблемы были сделаны следующие выводы:
- учет первоначального восприятия художественного произведения школьниками; - работа с жанрово-родовой спецификой анализируемого текста; - отработка теоретико-литературных понятий; - анализ композиционных и языковых особенностей текста; - знакомство с биографией автора, с особенностями индивидуального писательского стиля, с критическими отзывами на его произведения. Таким образом, в интерпретационной деятельности учащихся совмещаются субъективное, личностное прочтение текста и традиционный литературоведческий анализ произведения. | Использование приемов интерпретации в устной работе с текстом позволяет учащемуся приблизить произведение к себе, почувствовать себя способным проникнуть в мир про изведения, увидеть за набором слов смысл, наполняемость мыслью. |
ГУО «Средняя школа №72 г.Минска», Малик Наталья Станиславовна, учитель математики, первая категория | Использование игрового приёма «Фокус» для развития логического мышления учащихся | Исследовательские задания в игровой форме, направленные на разгадывание способа выполнения фокуса, разгадывание его сути. Математические фокусы нацеливают внимание учащихся на уроках математики, факультативных занятиях. Суть при просмотре фокуса состоит в поиске отгадки и получения удовольствия от «магических действий» | Данный прием можно использовать на уроках математики вместо устного счёта, факультативных занятиях, на различных этапах занятий для стимулирования учащихся к активным действиям на уроке |
ГУО «Средняя школа № 86 г. Минска», Вырко Людмила Александровна, учитель русского и белорусского языка и литературы | Работа с афоризмами. Используемые приемы: «Определи тему», «Найди продолжение», «Рассказ из афоризмов» | ПРИЕМ “ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ” Учащимся предлагается список афоризмов и 4-5 конвертов, на которых написаны темы. Им необходимо определить афоризм соответственно тематике. ПРИЕМ “НАЙДИ ПРОДОЛЖЕНИЕ” Дано начало афоризмов, необходимо найти продолжение из предложенных. (Вариант: в одну колонку пишется начало афоризмов, а в другую - их продолжение в хаотическом порядке. Нужно их правильно соотнести) ПРИЕМ “РАССКАЗ ИЗ АФОРИЗМОВ” Учащимся предлагается с помощью афоризмов составить рассказ на определенную тематику. (Для выполнения данного задания необходимо иметь достаточное количество афоризмов, лучше, если это будет книга). | Данные приемы можно использовать как на уроках языка и литературы, так и на факультативных занятиях, а также на стимулирующих занятиях при подготовке к предметным олимпиадам. Перечисленные методические приемы способствуют формированию познавательного интереса учащихся, активизации их воображения, развитию памяти и творческого мышления. Они помогают создать на учебном занятии благоприятные условия для формирования культуры речи учащихся, пополнения их словарного запаса и расширения кругозора. Использование данных приемов сделает процесс усвоения новых знаний (понятий) активным, деятельным. |
ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», Лещинская Светлана Петровна, учитель истории, высшая категория | Использование методических приёмов в исследовательской деятельности учащихся: критическое мышление (мозговой штурм) | Развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс: парная мозговая , групповая мозговая атака. Развивает способность анализировать информацию с позиции логического умения выносить обоснованное суждение. Способность ставить новые вопросы, выражать свои аргументы. | Эффективен при сформированном умении уч-ся работать самостоятельно, в группе, в паре при условии высокой мотивации обучаемых к исследовательском деятельности. |
ГУО «Средняя школа №108 г. Минска», Богино Ирина Григорьевна, учитель биологии, руководитель РМО, высшая категория | Использование интерактивных методов обучения для работы с высокомотивированными учащимися на факультативных занятиях: приём «Деловая (ролевая) игра | Методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются результаты и их следствия.
| Деловая игра как методический прием может быть использована на этапе актуализации, воспроизведения, осмысления и закрепления знаний и умений. Способствует развитию навыку коммуникации. Позволяет привлечь к участию в работе всех учащихся. Прием относится к интерактивным методам обучения. Для реализации необходима подготовка со стороны педагога и соответствующие материалы. |
ГУО «Средняя школа №133 г. Минска», Акулич Валентина Михайловна, учитель английского языка, высшая категория | Методический приём использования музыкальных средств при обучении английскому языку
| Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка. | Музыкальные средства можно использовать на различых этапах урока английского языка, где составляющей урока будет удовлетворение познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Для использования данного методического приёма необходимо иметь звуковоспроизводящее устройство и подборку песенного материала. |
ГУО «Средняя школа №182 г. Минска», Мазуркевич Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая категория | Технология критического мышления: приём «Fishbone (cкелет рыбы)» | Прием «Фишбоун» позволяет выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев литературного произведения. В «голове рыбы» ставится «толстый вопрос», верхние плавники – аргументы, нижние плавники – факты из произведения, в «хвосте рыбы» - ответ на поставленный вопрос. | Прием может быть использован на уроках литературы и в исследовательской работе |
ГУО «Средняя школа №183 г. Минска», Шушкевич Наталья Николаевна, учитель белорусского языка и литературы, высшая категория | Интерактивные методы: приём «Чьё это?» | Из предложенных признаков необходимо оперативно определить, чей это признак, какого явления, располагаясь под соответствующей табличкой | После сделанного выбора, необходимо его объяснить. Может быть использован при проверке домашнего задания, закреплении нового материала, обобщении знаний по теме. Время реализации: 5-7 мин. Способствует развитию индивидуального сознания, мыследеятельности, творческого мышления. Оборудование: таблички с названиями явлений (предметов), среди которых необходимо сделать выбор |
ГУО «Средняя школа №223 г. Минска», Кваша Елена Николаевна, учитель физики, высшая категория | Методический приём «Древо мудрости» | Учащиеся задают качественные вопросы по изученной теме. Отвечают на вопросы учащиеся этого же класса. | Целесообразно проводить на уроках обобщения и систематизации знаний. Формируется умение анализировать, делать вывод. Необходимы бумага, модель дерева. На уроке весь этот этап занимает примерно 10 минут. |