Информация об участниках районной панорамы методических приёмов

8.4.2014

Информация об участниках районной панорамы методических приёмов 9 и 10 апреля 2014

(картотека методических приёмов)

Учреждение образования,

Ф.И.О. педагога, представляющего методический приём, предмет, категория

 Тема выступления

Краткое описание

методического приёма

Рекомендации по  использованию методического приёма

ГУО «Гимназия №5 г. Минска»,,

Петровская Наталья Леонидовна, учитель музыки, первая категория

Использование приемов ТРИЗ-технологий на учебных занятиях.

ТРИЗ-педагогика (теория решения изобретательских задач,  автор Г. С. Альтшуллер) – научное и педагогическое направление,  способствующее формированию мышления и воспитания творческой личности обучающегося.

Сущность ТРИЗ-технологии:самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», за счёт уже имеющихся ресурсов.

Формулировка идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».Основная идея мини-задачи: избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Под методами решения изобретательских задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы: «мозговой штурм», «синектика» , «морфологический анализ» , «метод фокальных объектов» и их разновидности.

Приемы ТРИЗ-технологии: «Объединение частного в целое» «Копилка идей»,  «Паспорт», «Раскадровка с провокацией» способствуют развитию понятийного мышления.

Прием «Вычленение из общего частного» может быть применен на этапе «подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (мотивация, актуализация, целеполагание)».

Прием «Копилка идей» – на этапе «повторение домашнего задания», «усвоениеновых знаний», «закрепление пройденного материала»

Прием «Раскадровка»  - начало урока (выход на тему и целеполагание)

Прием «Паспорт»  - «закрепление учебного материала»

 

Для использования данных приемов необходимы следующие средства: учебник по предмету «Музыка», фортепиано, мультимедийный комплекс (проектор, ноутбук, колонки) и прочее по усмотрению учителя.

 

ГУО «Гимназия №7 г. Минска», Семенова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Приём  «Центон» на уроках русской литературы

Центон  (лат. сento) – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов: стихотворение или текст, целиком составленный из строк других стихотворений или текстов.

Центон строится особым образом:  стихотворные строки из разных стихотворений рифмуются между собой, причем рифму и формы слова менять нельзя. Получившееся произведение (центон) имеет новый смысл. Центон может быть как стихотворный, так и прозаический.

Как методический прием, составление центона позволяет  формировать и развивать многие общеучебные умения и навыки: учебно-организационные (выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи, сравнение полученных результатов с учебной задачей), учебно-информационные (различение и правильное использование разных литературных стилей, подбор и группировка материалов по определенной теме, создание текстов разных типов), учебно-логические (классификация информации, определение соотношения компонентов объекта),  учебно-коммуникативные (организация совместной деятельности при групповой работе по составлению центона, владение культурой речи).

Составление центона может быть использовано, в первую очередь,  на различных этапах  урока русской  и белорусской литературы в целях развития информационной компетенции учащихся, а также их творческих способностей. Составление прозаического центона может быть использовано как методический прием на уроках общественно-гуманитарного цикла.

 

ГУО «Средняя школа №10 г.Минска»,

Томкевич Людмила Ивановна, учитель белорусского языка и литературы, высшая категория

 Мини-проект как один из эффективных приёмов организации уроков повторения и систематизации знаний.

 

Мини-проект – является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Поэтому довольно часто учителя используют мини-проекты на уроках. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др.

Мини-проект -  один из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот методический приём принадлежит к числу наиболее эффективных.

ГУО «Средняя школа №22 г.Минска»,

Новикова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Использование приёма Veb-kvest для развития познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся (новая форма проектной технологии)

Проблемный вопрос рассматривается через создание веб-квеста

Краткосрочный проект может использоваться на всех этапах урока

Долгосрочный проект используется для подготовке к НПК и олимпиадам.

Применение данного приёма формирует у учащихся учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции.

 Для реализации веб-квеста потребуется компьютер, проектор.

Затраты времени: от 5 до 45 минут урока в зависимости от цели урока и индивидуальных знаний учащихся

ГУО «Средняя школа №69 г.Минска»,

Замотина Светлана Иосифовна, учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории

Прием интерпретации на уроках литературы

Вопросы интерпретации художественных произведений на уроках словесности относятся к числу актуальных в современной методической науке. Анализируя специальную литературу по проблеме, можно выделить одну из главных задач преподавания – воспитание культурного и думающего читателя. Достижение этой цели невозможно без развития умения интерпретировать художественное произведение как на уровне индивидуального восприятия, так и с опорой на школьный литературоведческий анализ. В результате разработки данной методической проблемы были сделаны следующие выводы:

  1.       Работа над интерпретацией художественного текста строится с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, их читательских предпочтений и вкусов.
  2.       Использование приемов интерпретации на уроках литературы активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает интерес к предмету.
  3.       Использование приемов интерпретации способствует развитию основных психических процессов – восприятия, мышления, памяти, речи и воображения (последний из указанных процессов формируется в психике позже других, поэтому творческие задания на основе интерпретации помогают его формированию).
  4.       Для успешного использования приемов интерпретации необходимо соблюдение нескольких условий:

-       учет первоначального восприятия художественного произведения школьниками;

-       работа с жанрово-родовой спецификой анализируемого текста;

-       отработка теоретико-литературных понятий;

-       анализ композиционных и языковых особенностей текста;

-       знакомство с биографией автора, с особенностями индивидуального писательского стиля, с критическими отзывами на его произведения.

Таким образом, в интерпретационной деятельности учащихся совмещаются субъективное, личностное прочтение текста и традиционный литературоведческий анализ произведения.

Использование приемов интерпретации в устной работе с текстом позволяет учащемуся приблизить произведение к себе, почувствовать себя способным проникнуть в мир про изведения, увидеть за набором слов смысл, наполняемость мыслью.

ГУО «Средняя школа №72 г.Минска»,

Малик Наталья Станиславовна, учитель математики, первая категория

Использование  игрового приёма «Фокус» для развития логического мышления учащихся

Исследовательские задания в игровой форме, направленные на разгадывание способа выполнения фокуса, разгадывание его сути. Математические фокусы нацеливают внимание учащихся на уроках математики, факультативных занятиях. Суть при просмотре фокуса состоит в поиске отгадки и получения удовольствия от «магических действий»

Данный прием можно использовать на уроках математики вместо устного счёта, факультативных занятиях, на различных этапах занятий для стимулирования учащихся к активным действиям на уроке

ГУО «Средняя школа № 86 г. Минска», Вырко Людмила Александровна, учитель русского и белорусского языка и литературы

Работа с афоризмами.

Используемые приемы: «Определи тему», «Найди продолжение», «Рассказ из афоризмов»

ПРИЕМ “ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ”

     Учащимся предлагается список афоризмов и 4-5 конвертов, на которых написаны темы. Им необходимо определить афоризм соответственно тематике.

               ПРИЕМ “НАЙДИ ПРОДОЛЖЕНИЕ”

     Дано начало афоризмов, необходимо найти продолжение из предложенных. (Вариант: в одну колонку пишется начало афоризмов, а в другую - их продолжение в хаотическом порядке. Нужно их правильно соотнести)

               ПРИЕМ “РАССКАЗ ИЗ АФОРИЗМОВ”

Учащимся предлагается с помощью афоризмов составить рассказ на определенную тематику. (Для выполнения данного задания необходимо иметь достаточное количество афоризмов, лучше, если это будет книга).

Данные приемы можно использовать как на уроках языка и литературы, так и на факультативных занятиях, а также на стимулирующих занятиях при подготовке к предметным олимпиадам.

         Перечисленные методические приемы способствуют формированию познавательного интереса учащихся, активизации их воображения, развитию памяти и творческого мышления.

Они помогают создать на учебном занятии благоприятные условия для формирования культуры речи учащихся, пополнения их словарного запаса и расширения кругозора.

Использование данных приемов сделает процесс усвоения новых знаний (понятий) активным, деятельным.

ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», Лещинская Светлана Петровна, учитель истории, высшая категория

Использование методических приёмов в исследовательской деятельности учащихся:  критическое мышление

 (мозговой штурм)

Развитие КМ посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс: парная мозговая , групповая мозговая атака. Развивает способность анализировать информацию с позиции логического умения выносить обоснованное суждение. Способность ставить новые вопросы, выражать свои аргументы.

Эффективен при сформированном умении уч-ся работать самостоятельно, в группе, в паре при условии высокой мотивации обучаемых  к исследовательском деятельности.

ГУО «Средняя школа №108

 г. Минска», Богино Ирина Григорьевна, учитель биологии, руководитель РМО, высшая категория

Использование интерактивных методов обучения для работы с высокомотивированными учащимися на факультативных занятиях: приём «Деловая (ролевая) игра

Методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются результаты и их следствия.

 

Деловая игра как методический прием может быть использована на этапе актуализации, воспроизведения, осмысления и закрепления знаний и умений.

Способствует развитию навыку коммуникации. Позволяет привлечь к участию в работе всех учащихся.

Прием относится к интерактивным методам обучения.

Для реализации необходима подготовка со стороны педагога и соответствующие материалы.

ГУО «Средняя школа №133

 г. Минска», Акулич Валентина Михайловна, учитель английского языка, высшая категория

Методический приём использования музыкальных средств при обучении  английскому языку

 

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка.

Музыкальные средства можно использовать на различых этапах урока английского языка, где составляющей урока будет удовлетворение познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся. Для использования данного методического приёма необходимо иметь звуковоспроизводящее устройство и подборку песенного материала.

ГУО «Средняя школа №182

 г. Минска», Мазуркевич Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Технология критического мышления: приём «Fishbone (cкелет рыбы)»

Прием «Фишбоун» позволяет выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев литературного произведения. В «голове рыбы» ставится «толстый вопрос», верхние плавники – аргументы, нижние плавники – факты из произведения, в «хвосте рыбы» - ответ на поставленный вопрос.

Прием может быть использован на уроках литературы и в исследовательской работе

ГУО «Средняя школа №183

 г. Минска», Шушкевич Наталья Николаевна, учитель белорусского языка и литературы, высшая категория

Интерактивные методы: приём «Чьё это?»

Из предложенных признаков необходимо оперативно определить, чей это признак, какого явления, располагаясь под соответствующей табличкой

После сделанного выбора, необходимо его объяснить. Может быть использован при проверке домашнего задания, закреплении нового материала, обобщении знаний по теме. Время реализации: 5-7 мин. Способствует развитию индивидуального сознания, мыследеятельности, творческого мышления. Оборудование: таблички с названиями явлений (предметов), среди которых необходимо сделать выбор  

ГУО «Средняя школа №223

 г. Минска», Кваша Елена Николаевна, учитель физики, высшая категория

Методический приём «Древо мудрости»

Учащиеся задают качественные вопросы по изученной теме. Отвечают на вопросы учащиеся этого же класса.

Целесообразно проводить на уроках обобщения и систематизации  знаний. Формируется  умение анализировать, делать вывод. Необходимы бумага, модель дерева. На уроке весь этот этап занимает примерно 10 минут.