Районный мастер - класс «От качества управления – к управлению качеством» для заместителей директора по учебной работе, курирующих образовательный процесс на I ступени общего среднего образования»

13.04.2020

Управление по образованию администрации Партизанского района г.Минска

Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

 

Районный мастер - класс

«От качества управления – к управлению качеством» для заместителей директора по учебной работе, курирующих образовательный процесс

на I ступени общего среднего образования»

ссылка на  материалы для участников   

Тема: Технологизация образовательного процесса и управление им через посещение и анализ учебных занятий заместителем директора по учебной работе.

Цель: содействие повышению уровня профессиональной компетентности заместителя директора по учебной работе в вопросах организации посещения и анализа учебных занятий/

Задачи:

1) рассмотреть технологическую цепочку управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе с учетом возрастающих требований к качеству образования;

2) транслировать положительный управленческий опыт в развитии и совершенствовании профессионального мастерства учителей I ступени общего среднего образования;

3) изучить современные подходы к анализу учебного занятия для роста профессионального мастерства учителя и для обучения его рефлексии;

4) обосновать важность соблюдения гуманистических принципов, которые лежат в основе самой процедуры анализа учебного занятия.

 

Форма проведения: мастер-класс (в дистанционном режиме)

          

          Дата проведения: с 09.04.2020 по 17.04.2020

 

Место проведения: с материалами работы мастер-класса можно ознакомиться на сайте ГУО «Гимназия №5 г. Минска» (gymn5@minskedu.gov.by), в разделе «Педагогам».

Состав участников: заместители директора по учебной работе (I ступень обучения).

 

Руководитель мастер-класса: Червяк Жанна Петровна, заместитель директора по учебной работе гимназии №5 г. Минска, контактный телефон: (029) 312 95 06 (А1);  E-mail: zhanna.chervyak@mail.ru

 

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления методической работы Минского городского института образования, контактный телефон: 374-47-98, (029) 864 96 88; E-mail:sergeeva@minsk.edu.by

  

Вопросы для рассмотрения и обсуждения:

  1. Технологическая цепочка управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе с учетом возрастающих требований к качеству образования.

Червяк Ж.П.,

руководитель районного мастер-класса,

 заместитель директора по учебной работе

 гимназии №5 г. Минска

  1. Современные подходы к анализу учебного занятия для роста профессионального мастерства учителя и для обучения его рефлексии.

Казакевич А.В.,

заместитель директора по учебной работе

СШ №133 г. Минска

  1. Важность соблюдения гуманистических принципов, которые лежат в основе процедуры анализа учебного занятия.

Червяк Ж.П.,

руководитель районного мастер-класса,

 заместитель директора по учебной работе

 гимназии №5 г. Минска

  1. Подведение итогов работы мастер – класса.

     

 Итоги работы в дистанционном режиме будут подведены на следующем заседании районного мастер - класса.

 Все участники мастер – класса должны сообщить руководителю мастер – класса об ознакомлении с материалами заседания до 17.04.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая цепочка управленческой деятельности

Руководитель мастер - класса

Червяк Жанна Петровна, заместитель директора

по учебной работе гимназии №5 г. Минска

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролером, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в педагогическом коллективе.

Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности руководства образовательного учреждения осуществлять руководство образовательным процессом на основе технологического подхода.

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства образовательным процессом, отношение к людям.

Технологическая цепочка управленческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА (анализ деятельности школы)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (отдаленные и близкие цели)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (создание концепции, программы развития)

КОНСТРУИРОВАНИЕ (разработка направлений и конкретного содержания деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)

ОРГАНИЗАЦИЯ (концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ (сравнимый и прогнозируемым и затратами)

ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ (контроль, оценка)

Смысл, назначение и основная цель деятельности заместителя директора состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что заместитель директора – это технолог образовательного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание заместителей директора по учебной работе к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где заместители стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, заместитель директора должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале зам. по учебной работе должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня заместителя директора по УР: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Зам. по УР отвечает за организацию образовательного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой образовательного процесса, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты. Отвечая за состояние и результаты работы на своем участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и дает указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для заместителя директора по УР одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Зам. по УР выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Заместителя директора по УР является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за образовательным процессом. Ему необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

В течение учебного года заместитель директора по УР посещает большое количество учебных занятий. Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации образовательного процесса, использования многообразия видов деятельности на учебном занятии, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Заместитель директора по УР должен взять за правило:

  1. Не вмешиваться в ход урока.
  2. Проводить односторонний анализ или переносить его на другой день
  3. Анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

 

Управление образовательным процессом через посещение и анализ

 учебного занятия заместителем директора по учебной работе

 

Заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа №133 г. Минска»

Казакевич А.В.

Если ты умеешь, самый обычный факт подать как открытие и

добиться удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. Анализ занятия — важнейший компонент контроля над деятельностью педагога, за качеством знаний обучающихся. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу педагога, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в образовательном процессе, подготовить обмен опытом.

Судить о работе учителя по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве дает посещение 3-4 занятий.

Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование образовательного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества получаемых обучающимися знаний, оказание методической помощи педагогам, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным педагогам, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы образования. С каких бы позиций мы не рассматривали образование, любой

 го аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного учебного занятия.

Основные требования к современному занятию.

Занятие – основная форма организации образовательного процесса. От его

качества зависит степень усвоения учебного материала учащимися. Оно должно отвечать следующим требованиям:

- четкость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и

второстепенных целей;

- единство образовательных и воспитательных задач;

- определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами и возможностями, определяемыми уровнем подготовки учащихся. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём;

 - выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, обеспечение

познавательной активности учащихся, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;

- формирование у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, развитие творческих способностей; осуществление межпредметных связей;

- связь теоретических знаний с практикой.

Подготовка к посещению занятия.

К посещению занятия необходимо тщательно подготовиться, а именно:

- просмотреть календарно-тематический план педагога и ознакомиться с соответствующим разделом программы;

- ознакомиться с анализом ранее посещенных занятий того преподавателя, к которому запланировано пойти на занятие.

Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очередности проверок, как это нередко бывает.

Тематические посещения занятий могут быть трех видов, охватывать три

основные группы тем посещения:

  • Темы общепедагогического содержания, например, организация занятия,

формирование интереса к изучаемому материалу и др.

  • Проверка состояния преподавания и уровня усвоения программного материала.
  • Проверка работы отдельных педагогов; проверка и оказание помощи

начинающим педагогам.

При посещении занятий заместитель директора ставит перед собой определенную цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала педагогу определенную систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего. Когда, например, говорится, что целью проверки является изучение использования на занятии технических средств обучения (ТСО), то такая постановка вопроса сама по себе является фактором навязывания преподавателю определенной системы деятельности.

Об использовании ТСО можно судить только по итогам как минимум полугодия.

В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие основные направления деятельности педагога, основные образовательные задачи, решаемые им в ходе занятия, например:

Общее ознакомление с методами работы педагога;

Оказание методической помощи в организации образовательной и  воспитательной деятельности педагога;

Возможные выявления трудностей в работе педагога;

Изучение работы аттестуемого педагога;

Изучение стиля работы педагога;

Изучение форм, методов и средств формирования компетенций на занятии;

Контроль над качеством преподавания и качеством знаний;

Изучение документального обеспечения образовательного процесса;

Контроль выполнения календарно-тематического планирования;

Изучение учебно-методического комплекса (УМК);

Изучение приемов, стимулирующих активность и самостоятельность учащихся на занятии;

Использование физкультминуток на занятии;

Изучение роли педагога в создании микроклимата на занятии.

Так же анализируется место данного занятия в системе занятий и его структура.

В ходе анализа следует обратить внимание на:

  • Связь с предыдущим и последующим материалом.
  • Целесообразность и обоснованность избранного типа и структуры занятия.
  • Рациональность распределения времени между отдельными элементами

занятия.

Посещающий занятие заместитель директора должен рассмотреть деятельность учащихся на занятии. Анализируя все виды деятельности учащихся на занятии, подчеркивается:

  • активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы учащихся;
  • эмоциональная вовлеченность учащихся;
  • развитие специальных навыков и умений;
  • уровень культуры, рациональности и эффективности труда учащихся;
  • уровень организованности и дисциплинированности.

При анализе следует обратить внимание на организацию занятия, к которой предъявляются следующие требования:

  • организационная четкость занятия, рациональность использования времени, умение дорожить каждой минутой.
  • наличие обратной связи с учащимися и ее уровень, организация контроля над деятельностью учащихся на занятии.
  • методы активизации учащихся на занятии и интенсификации учебного процесса.
  • умелое обращение с ТСО и специальным оборудованием.
  • состояние документации (КТП, планов-конспектов занятий, журнала).
  • выполнение основных психологических и гигиенических требований к занятию.
  • умение владеть группой, дисциплина учащихся, причины ее нарушения.

Заместитель директора, посещающий занятие, должен оценить профессиональные качества и культуру педагога.

Педагог – руководитель и организатор образовательного процесса. Поэтому при анализе занятия необходимо отметить:

  • владение педагогом материалом, умелое использование межпредметных

связей.

  • качество речи педагога: оптимальность темпа, четкость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

В заключение анализа даётся оценка занятия, при определении которой следует исходить из основных требований к современному занятию.

В результате проведенного анализа должны быть сделаны выводы и предложения, даны конкретные указания, как закрепить и усовершенствовать то положительное, что было на занятии, избежать в дальнейшем, недостатков.

Очень важно, чтобы схема анализа занятия была доступна для педагога

до момента планирования и проведения занятия. Педагог вправе знать, какие требования будут ему предъявлены проверяющим после посещения занятия.

Следует стремиться к тому, чтобы выполнялось единство требований всех проверяющих в данном учебном заведении.

 

Методика посещения и анализа занятия

Наблюдая занятие, заместитель директора должен быть корректным, доброжелательным к педагогу, придерживаться определенных правил поведения. Входить и выходить из учебного помещения можно только после окончания занятия вместе с педагогом. Появление посещающего после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание учащихся.

Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно

даст возможность наблюдать за работой всей группы детей, определить, насколько четки и ясны изображения на доске, наглядности, как прослушивается голос педагога.

Во время объяснения педагога нельзя заниматься просмотром заданий, выполняемых учащимися. Недопустимо вмешиваться в работу педагога, исправлять его ошибки во время занятия.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения по посещенному занятию зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определенные схемы анализа и следить за его ходом с определенным планом, ожидая выполнения каких-то действий педагога и обучающихся, успеха не имеют. Занятие - органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности педагога и учащихся.

Другой вопрос, что при анализе занятия, в зависимости от цели этого анализа, можно рассмотреть и один какой-то определенный вид деятельности педагога или учащихся, например, методика опроса, развитие навыков самостоятельной работы и пр.

На занятии производится только черновая запись, наблюдения записываются без определенной системы, по мере восприятия.

После занятия педагогу могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок по занятию. Анализ занятия должен, в первую очередь, раскрывать содержание занятия, его научно-методическую выдержанность, соответствие программе, а затем уже переходить к характеристике методических приемов и общей организации занятия.

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с педагогом, в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы педагога требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приемов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым педагог владеет и с помощью которого добивается успеха. В результате проведенной беседы с педагогом должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы данного педагога, что хорошего, полезного из его опыта надо передать другим. Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированы и тактичны. Сделанные при посещениях выводы докладываются на педагогических советах.

Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:

  1. Вступительное слово руководящего анализом заместителя директора.

Сообщение цели, стоящей перед анализом данного занятия.

  1. Краткий отчет педагога, проводившего занятие, о степени выполнения

намеченного плана и достижения поставленных им целей и задач. Педагог сообщает о том, какой новый элемент введён им в процесс обучения и воспитания обучающихся, какими приёмами совершенствуется методика проведения занятий и т. д.

Выступления присутствующих (если были) на занятии; замечания и предложения относительно положительных и отрицательных сторон занятия.

Обобщение и заключение по анализу посещённого занятия. Решаются спорные вопросы, если они были. Методист обобщает высказывания присутствующих на занятии и глубоко анализирует все этапы и элементы занятия, делает выводы по занятию и рекомендует литературу, направленную на повышение качества преподавания.

Заключительное слово педагога, проводившего занятие. Педагог высказывает свое мнение по выступлениям присутствующих на занятии.

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1). Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2). Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3). Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4). Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на

методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

        г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения

самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5). Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учащимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы.

Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы.

Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные

обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой; б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования:

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей учащихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе:

самоанализа занятия педагогом, наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия учащимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

  1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.
  2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;
  3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;
  4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;
  5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);
  6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
  7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Анализируем занятие

     Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

  1. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?
  2. Какова характеристика реальных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного занятия?
  3. Какие задачи педагог решает на занятии (общеобразовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для педагога главными, стержневыми, как учёл педагог в задачах особенность группы?
  4. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих

задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления? Логическая связь между различными этапами занятия.

  1. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
  2. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
  3. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
  4. Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
  5. За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем

конкретно проявлялась культура общения с группой? Как педагог поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

  1. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего занятия?
  2. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации?
  3. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие?

Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:

– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

– адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

– четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

– наличие благоприятной психологической атмосферы;

– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

– полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.