Естественно-математическое и техническое направление

 ИНФОРМАЦИЯ О КАДРОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


 

Методическое формирование

Руководитель

1.

учителей информатики

 

руководитель Скиданова Любовь Петровна,  учитель информатики ГУО «Средняя школа №183 г.Минска»

2.

учителей биологии

Богино Ирина Григорьевна, учитель ГУО «Средняя школа №108 г.Минска»

3.

учителей географии

Кветко Александр Иванович, учитель ГУО «Средняя школа №69 г.Минска»

4.

учителей математики

Рутковская Алла Владимировна, учитель ГУО «Гимназия №7 г.Минска»

5.

учителей физики

Слабодник Светлана Александровна, учитель  ГУО «Гимназия №7 г.Минска»

6.

учителей химии

Чалая Галина Владимировна, учитель ГУО «Средняя школа №87 г.Минска»

7.

учителей физической культуры и здоровья

Бабук Алла Ивановна, учитель ГУО «Средняя школа №22 г.Минска»

8.

учителей трудового обучения (обслуживающий труд) 

Киселёва Наталья Семёновна, учитель обслуживающего труда ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска»

Развитие творческого потенциала учащихся на факультативных занятиях по учебному предмету «Трудовое обучение» и во внеурочной деятельности в шестой школьный день. Шилов Вадим Александрович, учитель трудового обучения ГУО «Средняя школа №69 г.Минска»

Организация внеурочной  работы по учебному предмету «Трудовое обучение» в шестой школьный день. Нырков Николай Петрович, учитель трудового обучения ГУО «Средняя школа №223 г. Минска»

Организация внеурочной работу по учебному предмету «Трудовое обучение» в шестой школьный день. Ясюченя Валентин Петрович, учитель трудового обучения ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска»

Заседание районного методического объединения учителей химии учреждений общего среднего образования Партизанского района

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Заседание районного методического

объединения учителей химии учреждений общего среднего образования Партизанского района

 

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Тема: Современные подходы к проектированию и проведению учебного занятия по химии

Цель: способствовать повышению профессиональных компетенций учителей химии к проектированию и проведению современного учебного занятия  

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания педагогов по проектированию урока, рассмотреть основные требования к современному учебному занятию по химии;
  • совершенствовать практические умения проектирования современного учебного занятия по химии;
  • определить адреса эффективного педагогического опыта работы учителей химии по использованию современных подходов к проектированию учебного занятия по химии;
  • сформировать кейсы «Проектирования современного учебного занятия по химии» (в помощь участникам РМО)

Форма проведения: семинар-практикум с элементами кейс-технологий

Дата и время проведения: 26 марта 2019, 10.00

Место проведения: ГУО «Гимназия №5 г. Минска», ул. Менделеева, 14

Состав участников: учителя химии учреждений образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям, образцы планов (проектов), технологических карт уроков участников РМО,  раздаточный материал (таблицы для выполнения практических заданий, анкеты, текст для анализа ситуации)

Руководитель РМО: Чалая Г.В., учитель химии ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», контактный телефон + 375295671568; e-mail:   sch87@minsk.edu.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375298649688; e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

План проведения

  1. Научно-методический блок

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

притча

 

1.1 Основные требования к проектированию и проведению учебного занятия по химии с учетом современных дидактических подходов. 

1.2. Реализация предметного химического содержания через использование познавательных практико-ориентированных заданий.

Чалая Г.В., руководитель РМО

  1. . Обучающий кейс (практический блок)

2.1. Деление на группы. Актуализация работы в группах, связанной с проектированием современного урока (прием «Ассоциация»). Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

 

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

 

2.2.   Анализ ситуации. Задание. Проанализируйте ситуацию. Для анализа ситуации используйте следующий текст: «Развитие научно-технического прогресса в XXI веке выявило потребность всего человечества в получении качественного образования. В любой сфере деятельности требуются глубокие специальные знания, высокий профессиональный уровень, навыки, отработанные до автоматизма, умение быстро ориентироваться в сложных и быстро меняющихся ситуациях современного мира.

  Школа должна заложить фундаментальные базовые знания, и представления, опираясь на которые ученик сможет не только выбрать интересующее его направление дальнейшей деятельности, но и строить дальнейшую пирамиду профессиональной эрудиции на прочной основе. Таким образом, на школьную педагогику ложатся сложные, ответственные и разнообразные задачи. Каким же образом учитель может с ними справиться? Что нужно знать, как строить процесс обучения?»

2.3.  Представление результатов работы в группах.

2.4. Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – составляющая современного урока, влияющая на качество обученности учащихся

Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

 Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

2.5. Работа с опорной таблицей по моделированию учебного занятия.

Учителям предлагается провести анализ деятельности учителя и учащихся во время проведения традиционного и современного урока.

Возможные варианты решения:

— сравнительная характеристика,

— публичное выступление, защита.

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

 

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

 

 

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

 

 

 

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

 

 

 

 

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

 

 

 

 

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

 

 

 

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

 

 

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

 

 

 

  • Анализ образцов планов (проектов) уроков, технологических карт участников РМО по критериям соответствия современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу по химии с учетом современных дидактических подходов. Изучение ориентировочной карты для проектирования урока.
  • Формирование кейсов «Проектирования современного учебного занятия по химии» по итогам работы в группах.

Участники РМО

  • Подведение итогов заседания. Рефлексия.

Чалая Г.В., руководитель РМО

свернуть

Программа заседания районного методического объединения учителей биологии

27.03.2019

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  

Программа

заседания районного методического

объединения учителей биологии

 

Эффективный опыт организации биологического практикума на уроках

с применением современных

дидактических подходов

МИНСК, 2019

 Цель: изучение эффективного опыта организации биологического практикума и включение учителей в активную деятельность по освоению современных дидактических подходов при организации образовательного процесса по учебному предмету «Биология».  

Задачи:

  • обсудить теоретические и методические аспекты формирования предметных компетенций учащихся на лабораторных и практических занятиях по биологии   с применением современных дидактических подходов;
  • организовать проблемно-ситуативное обучение педагогов с помощью кейс-метода и выработать возможные варианты решения проблемы эффективного проведения биологического практикума по обновленной программе в 7-8 классах;
  • сформировать кейсы «Эффективная организация лабораторных и практических занятий на уроках биологии»

Форма проведения:    методический практикум с использованием элементов кейс-технологий

Дата и время проведения:    27 марта 2019 г, 10.00

Место проведения:    ГУО «Средняя школа № 22

г. Минска», ул. Грицевца, 9, ресурсный центр естественно-математической направленности

Состав участников: учителя биологии учреждений образования Партизанского района г. Минска.

Методическое обеспечение:  презентационные материалы участников выступлений, раздаточный материал для  работы в группах (кейс «Организация биологического практикума с учащимися в 7-8 классах»)

Руководитель РМО биологии:  Богино И.Г., учитель биологии ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска», контактный телефон +375-33-342-06-49; e-mail:  irina_bogino@tut.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы МГИРО, контактный телефон +375298649688 e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

         10.00 - 10.15. Актуализация темы заседания. Компетентностный подход в проведении практикума на уроках биологии.

И.Г. Богино, руководитель РМО

           10.15 - 10.35 Методика проведения лабораторных и практических работ по биологии на базовом и повышенном уровне с применением современных дидактических подходов.

                                      Т.А. Силивончик, учитель биологии СШ № 22

10.35 – 11.00. Технология работы с кейсом. Знакомство с материалами кейса. Выделение  проблемы. Деление участников РМО на группы. Работа в группах по согласованию видения проблемы «Как эффективно организовать на лабораторных и практических занятиях обучение учащихся с применением современных дидактических подходов».

11.00 – 11.15  Представление результатов обсуждения вопросов в группах.  Межгрупповая дискуссия по решению педагогической проблемы.

Участники РМО

  • – 11.30 Подведение итогов. Формирование кейсов «Эффективная организация лабораторных занятий на уроках биологии», «Эффективная организация практических занятий на уроках биологии». Рефлексия.

И.Г. Богино, руководитель РМО

 

 ЛИТЕРАТУРА

            Гарбар, Е. Е.. Что и зачем учить учащимся на уроке. (Использование стратегии активной оценки (АО) на уроках биологии) / Е.Е. Гарбар// Біялогія і хімія. - 2017. - № 6.

Новик, И.М. Как организовать экскурсии по биологии, чтобы не было скучно/ И.М. Новик// Біялогія і хімія. - 2017. - № 1.

Рыбак, И.С. Использование интерактивных методов обучения как способа повышения эффективности уроков биологии/ И.С. Рыбак // Біялогія і хімія. - 2017. - № 2.

 

В помощь педагогу:

 

       Кейс - метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

        Технология работы с кейсом в образовательном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

 

Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение.

Важное значение при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений

Успех урока с включением лабораторного практикума зависит от: 1) формулировки задания, его четкости; 2) раскрытия последовательности работы; 3) изложения в инструкции всех этапов работы.

свернуть