ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Л.И. Захарова, директор
Л.И. Василевич, методист
Государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Минска»
АННОТАЦИЯ
В настоящем проекте сформулирована и обоснована адаптивная структура управления – проектно-матричная организация.
Ведущей педагогической идеей проекта «Инновационные механизмы управления проектами» является гибкое реагирование на возникающие проблемы управления качеством образования, повышение уровня педагогического мастерства, эффективности и качества работы в значительной мере обусловлено инновационными подходами в работе руководителя учреждения образования, педагогического коллектива – проектно-матричной стратегией управления.
Практическая значимость проекта состоит в том, что применение проектно-матричного управления позволяет руководителю учреждения образования эффективно управлятьсредствами учреждения образования; оптимизировать структуру управления с целью улучшения основных показателей в образовательной деятельности гимназии.
Образовательный проект представлен творческой группой администрации ГУО «Гимназия №5 г. Минска», может быть адресован широкому кругу руководителей, их заместителям, педагогическим работникам учреждений в системе общего среднего, дополнительного образования, при проведении повышения квалификации руководителей, проектных команд и школьных лидеров инновационного развития учреждений образования.
Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития нашего общества является формирование качественно нового образа Республики Беларусь как сильного, влиятельного и уважаемого во всем мире государства. Реализация этой цели на государственном уровне требует создания условий для максимально эффективного использования человеческого потенциала [9; 23].
Современная мировая образовательная политика (Доклад ЮНЕСКО «В новое тысячелетие») в качестве приоритетных целей выделяет: «научиться учиться» (модель образованного и творческого выпускника), «научиться жить» (модель адаптированного и самостоятельного выпускника), «научиться жить вместе» (модель демократа гражданина, гуманиста), «научиться работать и зарабатывать» (модель успешного выпускника) [2;15].
Важное место в Республике Беларусь в решении задачи формирования интеллектуально-творческого потенциала, социально значимых личностных качеств человека, расширения научного кругозора обучающихся занимают учреждения общего среднего образования – гимназии, призванные обеспечить повышенный уровень гуманитарной и общекультурной подготовки учащихся [18].
В учреждении образования, вступившем на путь системной инновации, реализации приоритетных направлений развития государства («Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года»), и столицы (Программа перспективного развития отрасли «Столичное образование 2013–2018») в соответствии с социальным заказом родителей и социума, единственно возможной формой управления становится инновационный менеджмент.
Разработка концепции управления гимназией, ориентированной на выявление, развитие и создание условий для реализации внутреннего потенциала личности каждого обучающегося, является одним из наиболее востребованных направлений педагогических исследований, важной задачей современной образовательной практики, и требует от учреждения образования, в первую очередь, от ее руководителя (директора), осмысления всех нововведений и преобразований. В результате чего формируется новое видение системы управления гимназией с точки зрения его эффективности, конкурентоспособности, активного развития инновационных технологий в образовании [23].
Оценивая свою позицию с точки зрения лидерства и менеджмента, руководители дивизиональных структур в гимназии (заместители директора, руководители методических объединений, районного ресурсного центра информационных технологий, районного ресурсного центра обществоведческой и естественно-математической направленности, предметных лабораторий и других профессиональных объединений) становятся лидерами и менеджерами одновременно. Роль лидера заключается преимущественно в оперативном реагировании на изменения, происходящие в сфере образования.
Вводя в обиход термин «школьный инновационный менеджмент», мы исходим из следующих положений:
– менеджмент, направленный на инновации, обладает рядом особенностей, по сравнению с менеджментом, целью которого является обеспечение стабильного функционирования;
– особенности гимназии как образовательной системы требуют специальной разработки теории и методики инновационного менеджмента с учетом этих особенностей.
Методы проектирования
В процессе проектирования были использованы
• теоретические методы (моделирование форм, методов, содержания инновационного менеджмента, их опытно-экспериментальная апробация; методы теоретического исследования; анализ научно-педагогической литературы);
• эмпирические методы: опрос, анкетирование, интервью, наблюдение; контент-анализ (анализ продуктов деятельности); статистические методы обработки данных; проектирование; прогнозирование; экспертная оценка.
Цель проекта:модернизация организационно-управленческих механизмов для повышения уровня образования, педагогического мастерства, эффективности и качества работы.
В соответствии с целью определенызадачи:
– создать организационно-педагогические условия для развития кадрового потенциала, мотивированного на достижение и сохранение устойчивого качественного результата педагогической деятельности посредством внешнего взаимодействия;
– выбрать и апробировать инновационные (эффективные) механизмы совершенствования системы управления образовательным процессом в условиях учреждения общего среднего образования типа гимназия;
– повысить качество управления образовательным процессом путем применения информационных технологий и через развитие общественных форм управления.
На рынке образовательных услуг выигрывает тот, кто при прочих равных условиях более эффективно управляет учреждением образования.
В условиях конкурентной борьбы важнымфактором успеха является эффективная организация работы сотрудниковучреждения образования. Поиск инновационных подходов к управлению ГУО «Гимназия № 5 г. Минска» по результатам Программы развития учреждения образования за период 2011-2015 гг. привел к пониманию необходимости использования не тольколинейно-функциональнойорганизационной структуры, но и сочетания нескольких базовых вариантов:проектной и матричной.
Идея применения проектно-матричной структуры, как инновационного механизма в развитии учреждения образования, стала ключевой в инновационном менеджменте.
Продуктивная интеграция инноваций в ГУО «Гимназия № 5 г. Минска» стала возможна при условии, когда члены управленческой команды гимназии(заместители директора) и иные дивизиональные структуры организационного управления (руководители методических подразделений) стали обладать высокой долей самостоятельности в принятии решений, инициативностью и профессионально сформированной управленческой компетентностью. При этом члены управленческой команды и дивизиональных структур ГУО «Гимназия № 5 г. Минска» стали истинными лидерами и носителями современных представлений о трендах образования в коллективе.
Приоритет, отданный проектно-матричной структуре, обусловлен как достойный ответ на слабые стороны функциональных и проектных организаций в управлении.
Во-первых, матричная организация позволяет достичь определенной гибкости, которая не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все педагогические работники постоянно закреплены за определенными дивизиональными структурами.
В матричной организации– обратная картина: педагогические работники организовываются из различных дивизиональных структур (предметных методических объединений, ресурсного центра, предметных лабораторий, школы начинающего учителя) для работы в конкретном проекте. По мере появления новых проектов трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта
Во-вторых, помимо значительно большей гибкости, матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур.
Это достигается за счет назначения руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в различных функциональных отделах.
В-третьих, в матричной структуре менеджерам проектов (горизонтальные связи) дана такая же власть, что и функциональным руководителям (вертикальные связи).Матричная структура допускает двойное подчинение подразделений и отдельных работников. Графически такая структура является матрицей, представляющей собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей.
Продуктивная образовательная практика показывает, что двойная система иерархии, присущая матричным структурам позволяет руководителю учреждения образования и руководителям дивизиональных структуробеспечить:
- гибкое распределение человеческих ресурсов между функциями и проектами;
- эффективную координацию дивизионных структур;
- одновременно развитие профессиональных качеств педагогических работников и улучшение качества выпускаемых ими образовательных продуктов;
- выполнение сложных задач в условиях быстро изменяющейсяобразовательной среды.
Структура проектно-матричной системы ГУО «Гимназия №5 г. Минска» включает следующие направления:
- управленческие проекты
- методические проекты
- педагогические проекты
- ученические проекты
Стратегическим проектом ГУО «Гимназия №5 г. Минска» является проект-Studio«Школа высшего порядка».Онвключает несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных подпроектов, участникикоторых выполняют миссию воспроизводства инновационности, делая инновации средством развития учреждения образования,а проекты – эффективными и реализуемыми благодаря интеграции научных разработок, практическому опыту команды профессионалов, консультантов, использованию новейших информационных технологий.
Важным управленческим решением в ходе реализации проекта-Studio«Школа высшего порядка» является создание организационной структуры, обеспечивающей баланс ответственности, полномочий и реальной власти основных участников проекта.
Цепочка организационных действий по управлению проектно-матричной системой представлена в следующем виде: потребность – мотив – цель – условия – деятельность, состоящая из операций (командообразование, разработка образовательного продукта и т.д.) – результат – рефлексия – новая образовательная потребность – новая цель и т.д.
Каждый проект – это не просто план.
Информационно-методический центрпревращается в ПРОЕКТНЫЙ ОФИС – креативное пространство для участников команды, в которой они 1) обсуждают и согласовывают управленческие действия;2) оказываютпомощь в развитии системы управления проектами (проводят обучение проектных «менеджеров» и членов проектных команд, предоставляют методический сервис); 3) оказывают помощьруководителям «портфеля» подпроектовв вопросах распределения подпроектов относительно запросов субъектов образовательных отношений и профессиональных возможностей педагогов; решения задач ресурсного обеспечения между проектными «менеджерами»; ведения стратегического реестра рисков проекта и управления рисками; анализа эффективности реализации «портфеля» проектов по предметным областям); 4) оказывают помощь проектному «менеджеру» (проводят консультациив вопросах стратегии и тактики проекта, планирования, анализа результативности проектов, рефлексии).
Такой формат работы мы называем «Управление проектами».
В качестве примера можно привести взаимосвязь и взаимообусловленность управленческихподпроектов.
Внедрение в практику работы Гимназии новых информационных дистанционных технологий методического сервиса, таких как«Виртуальная заочная академия», «Виртуальный кабинет СППС»,«Вестник педагога», «Партнерство», «Одаренные дети», а такжеразработка и реализацияуправленческогопилотного проекта «Апробация нормативного финансирования учреждения общего среднего образования в целях совершенствования бюджетного финансирования в области образования» являются не только формой организации инновации и целевого управления образования, но и источниками методических услуг, носителями рекламной информации.
Пользуясь случаем хочу отметить, что наше учреждение образования сталопервой в столице гимназией, на базе которой с января 2015 года в рамках пилотного управленческогопроекта разворачивается сложный эксперимент по совершенствованию бюджетного финансирования гимназии в условиях оптимизации.
Таким образом, управленческие подпроектывыступают, с одной стороны, как основание для целенаправленного проектирования системы профессионального самообразования,с другой стороны – в качестве ее методического инструментария.
В ходе управленияпедагогическими, методическими, ученическимипроектами, подготовки учителей гимназии к конкурсам профессионального мастерства, представленные управленческие проекты становятся гарантом обеспечениявысокого качества методических услуг.
Статистика последних четырех лет свидетельствует о высокой результативности управления проектами – 6 побед учителей Гимназии в городском конкурсе «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» (6 обобщений опыта, 2 – ГрантаМингорисполкома).
Эффективное управление инновационной деятельностью способствует достижению высокого уровня подготовки педагогических работников гимназии для участия в конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию». В 2013, 2014 годах победителями городского этапаконкурса «Учитель года» стали три педагогических работника гимназии: «Классный руководитель – 2013» – Мирейко Н.И. (третья премия), «Педагог социальный – 2014» Концавенко Е.Л. (первая премия), «Учитель года 2014» – Петровская Н.Л. стала участникомреспубликанского этапа конкурса профессионального мастерства.
Развитие комплексной системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных учащихся и талантливой молодежи в Гимназии предполагает использование какуправленческого потенциала учреждения образования (предметной лаборатории по физике под рук.к.ф.н. Анцулевича В.В.,деятельности гимназического научного общества; развития предметного олимпиадного движения, научно-исследовательской, художественной, спортивной деятельности), так и привлечение научного потенциала столицы: образование на базе гимназии мультипрофессиональных команд разных социальных общностей,ориентированных на конкретное общее дело – развитиесистемы личностно-ориентированного образования учащихся как условия формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
Об эффективном управлении инновационной деятельностью в рамках реализации проекта «Одаренные дети» свидетельствуют высокие результаты учащихся. Гимназияна первом месте в городе по результативности выступления команды учащихся по физике на третьем этапе республиканской олимпиады, 5 дипломов на городском этапе конкурса исследовательских работ, дипломы городских и международных творческих конкурсов.
Таким образом, представленный в работе инновационный механизм управления – проектно-матричная система, позволяет:
– создавать оптимальные условия, обеспечивающие рост профессионально значимых качеств педагогического работника;
– реализовывать творческий потенциал учителей гимназии;
– формировать постоянно эволюционирующую систему критериев профессиональной компетентности педагогического работника;
– стимулировать поиск и внедрение различных вариантов построения траектории профессионального самообразования педагогического работника;
– обеспечивать высокое качество образовательного процесса посредством инновационного педагогического менеджмента, непрерывного повышения научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства педагогических работников Гимназии.
(стенд Новизна и значимость)
Новизна и значимость представленного проекта состоит в том, что
- сформулирована и обоснована адаптивная структура управления – проектно-матричная организация;
- выявлены ее основные принципы;
- определена стратегическаяи тактическая направленность;
- рассмотрен процесс принятия управленческих решений,коммуникациипроектно-матричной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азоев, Г.Л. Маркетинг. Словарь / Г.Л.Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский. – М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. – 362 с.
2. Аньшин, В.М. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие / В. М. Аньшин и др. – Москва: Дело, 2007. – 583 с.
3. Балдин, К.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / К. В. Балдин. – Москва: Академия, 2010. – 362 с.– 376 c.
4. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебное пособие / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – Москва: Юрайт, 2009. – 711 с.
5. Бовин, А.А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова. – Москва: Омега-Л, 2009. – 415 с.
6. Вишняков, В.А. Инновационный менеджмент: учебно–методический комплекс / В. А. Вишняков, В. И. Гончаров. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 239 с.
7. Голикова, Г.В. Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами / Г.В. Голикова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 4(4). – С. 63-64.
8. Грачева, М.В. Управление рисками в инновационной деятельности: учебное пособие / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 350 c.
9. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 366 с.
10. Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – Москва: Высшее образование, 2007. – 505 с.
11. Каспржак, А.Г. Новые инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития / А.Г.Каспржак // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – С.36-60.
12. Кукушин, В.С. Управление образовательными системами: Учебное пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 464 с.
13. Кухарев, Н. В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе: Учебно-методичское пособие для руководителей школ, организаторов образования / Н. В. Кухарев, Г. В. Савельев. — Мн.: Ред. журн. «Адукацыя і выхаванне», 1997. –191 с.
14. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности «Менеджмент организации» / В. Г. Медынский. – Москва: Инфра–М, 2008. – 293 с.
15. Международный маркетинг: Учеб.пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова. – М.: Высшая школа, 2001. – 239 с.
16. Певзнер, М.Н. Образовательный менеджмент: Учебное пособие для магистратуры. Допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия / М.Н. Певзнер, Е.В. Иванов, П.А.Петряков и др. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 412 с.
17. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами: учебное пособие / В. Л. Попов. – Москва : Инфра-М, 2011. – 334 с.
18. Управление в системе образования в Республике Беларусь / Под ред. Г. Д. Дыляна. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 176 с.
19. Управление инновациями: учебное пособие / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – Москва :Юрайт, 2009. – 711 с.
20. Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. – Минск: ФУАинформ,2007. – 367 с.
21. Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. –М., 2001, 2003. – 568 с.
Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2010. – 180 с.
22. Шамова, Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования / Т.И.Шамова, А.Н.Малинин, Г.М.Тюлю. – М. : ФППК организаторов образования : МПГУ, 1993. – 121 с.
Интернет-источник: 23.http://www.edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=111833 Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь (Выступление вице-премьера Беларуси Анатолия Тозика на итоговой коллегии Министерства образования 06.02.2013 г).