Информация об итогах проведения районного смотра-конкурса виртуальных методических кабинетов
26.01.2022В соответствии с планом работы управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска на 2021/2022 учебный год в ноябре-декабре 2021г. был организован районный смотр-конкурс виртуальных методических кабинетов, целью проведения которого было повышение эффективности методического сопровождения педагогических работников посредством использования современных информационных ресурсов.
В конкурсе приняли участие 13 учреждений общего среднего образования. Все участники конкурса прошли онлайн-регистрацию на официальном сайте Конкурса – районном методическом портале (http://mp-parue.minsk.edu.by). Материалы виртуальных методических кабинетов были размещены на официальных сайтах учреждений образования, что позволило создать условия для внедрения современных эффективных форм методического сопровождения всех категорий педагогических работников как одного из условий повышения качества образовательного процесса. Жюри считает необходимым отметить, что у 46% участников конкурса (6 из 13 учреждений образования: гимназия №5, СШ № 223, 183, 182, 133, 87) виртуальные методические кабинеты разработаны в отдельных сайтах, что значительно расширяет возможности данного информационного методического ресурса, позволяет размещать больше различной методической продукции (печатных работ, фото, видео и пр.) и трансформировать информацию, в отличие от виртуальных методических кабинетов, размещенных в рамках официальных сайтов.
Жюри отмечает, что содержательное наполнение и оформление виртуальных методических кабинетов, созданных в учреждениях образования района при подготовке к конкурсу, в целом соответствует требованиям, указанным в положении (функциональные средства, структура и навигация, контент, дизайн, технические аспекты, основные функции и разделы кабинета).
В соответствии с разработанными критериями в ходе изучения виртуальных методических кабинетов рассматривались следующие показатели: актуальность и новизна представленных материалов, содержательность контента, оформление разделов кабинета, представление информации о деятельности школьных методических формирований, полезность материалов для организации самообразовательной деятельности педагогов, банк эффективного педагогического опыта.
Анализ представленных материалов в виртуальных кабинетах позволил определить новые тенденции в содержании, организационной структуре, методах и формах методической работы в учреждениях образования. Использование нового информационного методического ресурса в первую очередь способствует трансляции эффективных педагогических практик, мотивирует руководителей и участников методических формирований к саморазвитию, самореализации своих творческих способностей, совершенствованию своих профессиональных компетенций, что, в свою очередь, создает условия для повышения качества образовательного процесса. Ведь практика показывает, что одним из главных условий для повышения качества образовательного процесса является уровень профессионального мастерства педагогических работников.
Следует отметить, по результатам оценивания участников конкурса членами жюри самые высокие оценки по актуальности и новизне представленных материалов получили виртуальные методические кабинеты гимназии № 5, СШ 223 (средний балл 5,0). Также высоко были оценены по данному критерию виртуальные методические кабинеты гимназии № 7 (4.75), СШ № 87(4,75), СШ № 86 (4,5).
Примечание: максимальный балл оценивания критерия в соответствии с положением о конкурсе составляет 5 баллов
Виртуальный методический кабинет ГУО «Гимназия №5 г. Минска имени героев встречи на Эльбе» представлен в виде отдельного тематического сайта. Все разделы виртуального методического кабинета оформлены в едином стиле, структура и навигация понятна, что позволяет любому посетителю легко найти необходимую информацию. На главной странице виртуального методического кабинета размещен паспорт кабинета, его сотрудники, онлайн-календарь мероприятий, раздел «Гимназия в СМИ». Виртуальный методический кабинет включает также разделы: «Методическая копилка» (содержит материалы о «Современном уроке», «Образовательные технологии», «Молодому педагогу», «Работа с высокомотивированными учащимися», видеоуроки по учебным предметам), «Методические объединения», «Проекты» (представлена матрица проектной деятельности в гимназии на 2021/2022 учебный год, кроме того, есть возможность ознакомиться с образовательными проектами гимназии («Зеленая школа», «Вестник педагога», «Виртуальный музей «Встреча на Эльбе», «Город безопасности», «Предметная вертикаль» и др.). В виртуальном методическом кабинете представлены материалы деятельности 3-х районных и 1-го городского методического формирования (виртуального консультационного пункта для учителей географии г.Минска по организации исследовательской деятельности с учащимися – руководитель Гвозд Ж.Е., директор гимназии № 5; РМО руководителей школьных МО классных руководителей - руководитель Василевич Л.И., методист; РМО педагогов социальных - руководитель педагог социальный Концавенко Е.Л.; районного постоянно действующего мастер-класса «От качества управления – к управлению качеством образования» - руководитель Червяк Ж.П., заместитель директора). Также в виртуальном методическом кабинете гимназии можно найти полезную информацию, связанную с повышением квалификации педагогических работников, самообразовательной деятельностью, трансляцией педагогического опыта педагогов гимназии через участие в профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях. Для установления обратной связи с посетителями в виртуальном методическом кабинете имеется электронная форма для отправки сообщений.
Виртуальный методический кабинет ГУО «Средняя школа №223 г.Минска имени Иона Солтыса» размещен на официальном сайте школы, использует функциональные возможности CMS «Веб-Мастерская». Данный информационный ресурс транслирует опыт работы учреждения образования в организации методической работы, оказании адресной методической помощи педагогам. Для удобства в использовании и с целью систематизации методических материалов созданы следующие разделы: «Нормативная правовая документация», «Деятельность методических формирований», «Марафон творческих идей и открытых мероприятий», «Банк инноваций и эффективного педагогического опыта», «Самообразование», «В помощь педагогу», «Методические декады», «Школьный методический журнал «Проба пера»», «Фотогалерея», «Полезные ссылки». Материалы сайта будут полезны как молодому педагогу, педагогу с опытом работы, так и руководителю методического формирования. Большое количество информации ориентировано на молодого учителя: материалы по организации самообразовательной деятельности, проектированию и анализу современного урока, использованию современных педагогических технологий, эффективных методов и приёмов и т.д. Виртуальный методический кабинет транслирует эффективный опыт методической работы школы: участие педагогов школы в НПК, семинарах, круглых столах различного уровня, участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства, участие в методических мероприятиях международного уровня (вебинары, онлайн-конференции, дистанционные конкурсы, образовательные эстафеты и т.д.), представление эффективного опыта педагогов школы в периодической печати, работа методических формирований (планы работы, состав, продуктивность работы каждого участника, «методические продукты»), тематические сайты педагогов школы, материалы методических декад (открытые уроки, мастер-классы, панорамы методических приёмов, школьный конкурс профессионального мастерства «На пути к успеху», методические рекомендации и т.д.), материалы школьного методического журнала «Проба пера» (материалы из опыта работы, планы-конспекты открытых уроков, материалы предметных недель и т.д.). Для организации обратной связи с пользователями сайта создана гостевая книга, есть возможность электронного обращения.
Следующий критерий оценивания виртуального методического кабинета - содержательность контента (объем, логичность, актуальность, содержательная достоверность, значимость, фактическое наполнение, целостность, грамотность изложения материала, направленность на целевого пользователя). По итогам оценивания жюри данного показателя самые высокие оценки получили кабинеты гимназии № 5 и СШ № 223 (средний балл 5,0); СШ № 87 (4,8), СШ № 182 (4,75) и гимназия № 7 (4,5).
Виртуальный методический кабинет ГУО «Средняя школа № 87 г.Минска» способствует эффективной коммуникации и взаимодействию опытных и молодых учителей, которые сегодня эффективно работают в виртуальном пространстве и считают виртуальное методическое общение с опытными коллегами лучшим средством масштабирования эффективных образовательных практик, обеспечения комплексной информационной, методической поддержки образовательного процесса. Разноплановая структура виртуального методического кабинета позволяет каждому педагогу получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, познакомиться с основными нормативными правовыми документами в сфере образования, методическими материалами по организации процедуры аттестации, методическими рекомендациями по эффективной организации образовательного процесса, другой актуальной информацией.
Жюри отмечает актуальность и содержательность материалов, представленных в виртуальном методическом кабинете ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата», удобство структуры и навигационных элементов, дизайн сайта. В разделе «В помощь педагогу», (рубрика «Методическая копилка») представлены разработки учебных занятий и материалы из опыта работы учителей школы по учебным предметам «Математика» (Яльчик Н.А.), «Белорусский язык» (Прохорович Е.Н.), «Химия» и «Биология» (Ильина Т.С.), «Английский язык» (Липницкая Ю.Ч., Михно М.В., Чертович О.Э., Виченковская Ж.Ю.). Также доступны 17 ссылок на интернет-ресурсы для возможности использования дополнительного материала по учебному предмету «Английский язык» в VI классе: сборники тестов, аудиотексты, аудио и видео файлы, видеоклипы и упражнения для различных уровней. В рубрике «Молодому специалисту» размещены материалы в помощь начинающим педагогам: памятка молодого учителя, опорные таблицы для анализа и конструирования учебного занятия (по Шамовой Т.И. и Конаржевскому Ю.А.), советы молодому учителю по подготовке к уроку и др. В разделе «Самообразование педагогов» в рубрике «Банк эффективного педагогического опыта» можно ознакомиться с описанием опыта педагогической деятельности учителей начальных классов Картинник И.А., Зубчик Н.А., Петуховой Н.Н. В рубрике «Электронная библиотека ресурсов» предложены материалы из опыта работы учителей Беларуси по всем учебным предметам. В общей сложности размещена 61 ссылка в помощь педагогам. В рубрике «Наши VEB - ресурсы» можно ознакомиться с материалами из опыта работы учителей учреждения образования, представленных на персональных сайтах учителя начальных классов Пинчук И.В., учителя обслуживающего труда Девяткиной З.Т., учителя технического труда Задушинского В.В., учителей физической культуры и здоровья, учителя географии Головко О.П., заведующего библиотекой Шалкович Г.А.
В ходе районного смотра-конкурса изучалось оформление разделов виртуального методического кабинета (культура дизайн-эргономического, эстетического представления информации, удобство структуры и навигационных элементов, качество, функциональность и т. д.). Высокими оценками жюри по названному критерию отмечены виртуальные методические кабинеты гимназии № 5 (средний балл 5,0), СШ № 182 (4.75) и гимназии № 7 (4,5) и СШ № 133 (4,5).
Виртуальный методический кабинет ГУО «Гимназия № 7 г. Минска» включает 9 разделов («Нормативные правовые документы», «Методические объединения учителей гимназии», «Современный урок», «ИКТ в образовании», «Профильное обучение», «Молодому педагогу», «Ресурсные центры гимназии», «Аттестация педагогов», «Трансляция опыта»). Удобство структуры и навигационных элементов виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток способствует повышению эффективности познавательной и учебно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Разноплановая структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому учителю найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности. Так, в разделе «Современный урок» размещены схемы анализа и самоанализа урока, анализ урока, построенного на основе использования в процессе обучения инновационных технологий. В разделе «ИКТ в образовании» содержится информация об использовании веб=технологий в образовательном процессе., классификация электронных образовательных ресурсов, материалы. связанные с информационной безопасностью, цифровыми компетенциями учителя и др. Наполнение виртуального кабинета учебно-методическими материалами обеспечивает помощь в работе с различного рода документами, способствует распространению эффективного педагогического опыта. Следует отметить, что в виртуальном методическом кабинете гимназии № 7 широко представлены практико-ориентированные материалы районных и городских методических формирований, руководителями которых являются педагоги гимназии № 7: районной школы совершенствования профессионального мастерства учителей математики высшей и первой квалификационной категории (руководитель учитель математики Рутковская А.В.), РМО руководителей школьных МО учителей начальных классов (руководитель методист Лобач С.Ж.); городской школы начинающего учителя английского языка (руководитель учитель-методист Седюкевич С.В.).
Структура виртуального методического кабинета ГУО «Средняя школа №133 г. Минска» позволяет посетителю легко найти нужную опубликованную информацию. Для навигации используется понятное раскрывающееся меню. Виртуальный методический кабинет оформлен в виде библиотеки, на полках которой располагаются книги, являющиеся разделами сайта. При переходе по каждому из разделов посетитель попадает на отдельную страницу, оформленную в индивидуальном стиле и содержащую интересующую его методическую информацию.
Следующим критерием оценивания виртуальных методических кабинетов является представление информации о деятельности методических формирований (разнообразие видов, целесообразность создания, качество планирования, разработанные методические продукты и др.). Самый высокий средний балл по результатам оценивания жюри представленной информации о деятельности школьных методических формирований у виртуального методического кабинета гимназии № 5 (4,75) и СШ № 223 (4,5). На хорошем уровне представлена информация о деятельности школьных методических формирований в СШ № 69, 86, 87, 182 (средний балл – 4).
Так, в данном разделе виртуального методического кабинета ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска» представлены материалы деятельности 6 школьных методических формирований, из них 4 методических объединений учителей-предметников (английского языка, русского и белорусского языка и литературы, математики, начальных классов) и 2-х проблемных групп (воспитателей ГПД и учителей физической культуры и здоровья), а также материалы деятельности 3-х районных и 1-го межрайонного методического формирования, руководителями которых являются педагогические работники СШ № 69: учитель географии Кветко А.И. (ММО учителей географии), учитель русского языка и литературы Голубева Е.Л. (РМО учителей русского языка и литературы), учитель начальных классов Яцкевич М.В. (школа совершенствования профессионального мастерства учителей начальных классов высшей и первой квалификационной категории), педагог-организатор Кулешова Е.Н. (творческая мастерская педагогов-организаторов «Инициатива. Поиск. Творчество): состав участников методических формирований, планы работы на учебный год, программы заседаний, презентации, материалы по темам заседаний, в том числе и материалы из опыта работы участников МО, методические продукты (7 буклетов из опыта работы), разработки заседаний МО (4 разработки), 11 выступлений педагогов на заседаниях МО.
В виртуальном методическом кабинете ГУО «Средняя школа № 86 г.Минска» представлены материалы для эффективной работы школьных МО, созданы виртуальные методические кабинеты 5 школьных методических объединений (учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей иностранного языка, учителей математики, классных руководителей), включающие состав участников МО, планы работы на учебный год. материалы для организации исследовательской деятельности, методические разработки открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий, фотографии с открытых уроков и др. Также в виртуальном методическом кабинете СШ № 86 размещены материалы деятельности РМО учителей информатики, руководителем которого является учитель информатики СШ № 86 Журкевич И.С. (программы заседаний, презентации, рекомендуемые источники информации по использованию технологии визуализации учебной информации, материалы из опыта работы участников РМО).
Следует отметить, что материалы деятельности районных методических формирований (теоретические и практические материалы из опыта работы по использованию технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе, презентации и др.) представлены практически во всех виртуальных методических кабинетах (кроме СШ № 183, так как в данном учреждении нет руководителя РМО), из них: на сайтах ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска» (районная школа совершенствования профессионального мастерства учителей белорусского языка и литературы, руководитель заместитель директора Синдеева Н.Н.; районная школа молодого учителя математики. руководитель Панфилова А.В.); ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса» (районный постоянно действующий семинар «Учимся управлять», руководитель Макаревич И.Л., заместитель директора; РМО учителей физики, руководитель учитель физики Кваша Е.Н.); ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска имени С.И. Грицевца» (РМО учителей обслуживающего труда, руководитель учитель трудового обучения Киселёва Н.С.); ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска» (руководитель Чалая Г.В., учитель химии); ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска» (РМО учителей биологии, руководитель учитель биологии Богино И.Г.), ГУО «Средняя школа № 133 г. Минска» (районная школа менеджмента резерва руководящих кадров, руководитель Казакевич А.С., директор) и др.
В соответствии с положением о районном-смотре-конкурсе основными функциями виртуального методического кабинета являются: помощь педагогам в организации деятельности по самообразованию, обобщение эффективного педагогического опыта, предоставление педагогическим работникам информации об опыте работы коллег. Самые высокие оценки жюри по данному критерию получила виртуальные методические кабинеты гимназии № 5 (5,0) и СШ № 223 (4,75).
Виртуальный методический кабинет ГУО «Средняя школа № 87 г.Минска» - это информационно-образовательная среда, направленная на создание необходимых условий для повышения профессионального уровня компетентности и творческого потенциала педагогов. В банке эффективного педагогического опыта представлены материалы из опыта работы учителя-дефектолога Корень Т.И. по использованию интерактивных игр в работе с учащимися, учителя английского языка Машук М.В. по использованию QR-codes на учебных занятиях, учителя начальных классов Мелещени Т.Н. по организации контрольно-оценочной деятельности на I ступени общего среднего образования; материалы по обобщению опыта работы по темам «Использование метода моделирования при решении простых текстовых задач на сложение и вычитание с применением конструктора Лего» (Данцевич Т.иТ. и Коваленко А.Н.), «Использование информационных технологий для совершенствования вычислительных навыков при изучении таблицы умножения и деления в третьем классе « (Мелещеня Т.Н.), «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения русскому языку в третьем классе» (Абрамович Н.И.), информация о публикациях педагогов в СМИ, личные сайты педагогов; представлены материалы участия педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства, районных фестивалях открытых уроков и др. (Кушнер К.В., учитель начальных классов - международный дистанционный конкурс «Мастерство молодых»; Стрекач И.И., учитель русского языка и литературы – районный фестиваль учебных занятий и внеклассных мероприятий в профильных классах).
В банке инноваций и эффективного педагогического опыта (виртуальный методический кабинет СШ № 69) можно найти разработки учебных занятий учителей, участников конкурсов профессионального мастерства, публикации (ссылка на интервью учителей английского языка для газеты «АиФ» «С какого возраста ребенку лучше учить английский язык», методические разработки учителя начальных классов Яцкевич М.В.: классный час для учащихся первого класса «Где мы теряем время на уроке?», статья «Тайм-менеджмент в первом классе: как за 35 минут урока всё успеть?» в журнале «Пачатковая школа», методические разработки учебных занятий учителей английского языка Лось А.А., Купревич В.Н., Шаларь Е.Н.; учителя математики Любянец Т.С. и др.). В разделе «Марафон творческих идей» представлены 18 планов-конспектов открытых уроков и 9 разработок внеклассных мероприятий; в разделе «Самообразование – 3 творческих отчета по темам самообразования, 1 обобщение опыта.
Таким образом, виртуальный методический кабинет создает условия для повышения мотивации учителей к творческой, познавательной и учебно-исследовательской деятельности с использованием современных информационных ресурсов, содействует совершенствованию информационно-коммуникативных компетенций педагогических работников.
Следует отметить, что всеми учреждениями образования района проделана значительная работа по подготовке к районному смотру-конкурсу виртуальных методических кабинетов. Это новое направление деятельности в рамках методической работы и оказания адресной методической помощи субъектам образования, связанное с медиаобразованием, цифровизацией, использованием современных информационных методических ресурсов. Разработка виртуальных методических кабинетов способствовала активизации и систематизации работы в учреждениях образования по формированию банка эффективного педагогического опыта, чтобы стимулировать педагогов к созданию собственных методических продуктов (разработок учебных занятий, внеклассных мероприятий с использованием современных методик обучения, презентаций, дидактических материалов и др.) с последующей трансляцией эффективного опыта на страницах Самыми высокими оценками жюри за банк эффективного педагогического опыта отмечены виртуальные методические кабинеты гимназии № 7 (4,5), гимназии № 5 и СШ № 182 и 223 (4,25). Комиссия отмечает, что в виртуальных методических кабинетах остальных участников конкурса банк эффективного педагогического опыта требует большего наполнения: увеличение количества публикаций, разработанных личных сайтов (блогов) педагогов, методических разработок участников конкурсов профессионального мастерства, материалов исследовательской деятельности, других материалов из эффективного опыта работы.
Таким образом, организация и проведение районного смотра-конкурса виртуальных методических кабинетов способствует поиску новых идей и внедрению современных технологий организации методического сопровождения образовательного процесса и содействует внедрению современных эффективных форм методического сопровождения всех категорий педагогических работников в учреждениях образования района как одного из необходимых условий повышения качества образовательного процесса.
Места в районном смотре-конкурсе виртуальных методических кабинетов распределились следующим образом:
1 место – гимназия № 5
2 место - СШ № 223, 182;
3 место – гимназия № 7; СШ № 87;
4 место – СШ № 10, 69. 86, 108;
5 место – СШ № 133, 72, 22:
6 место – СШ № 183.
Рекомендации:
- Отметить системный подход и целенаправленную управленческую деятельность по созданию виртуального методического кабинета, актуальность и новизну представленных материалов:
ГУО «Гимназии № 5 г. Минска имени героев встречи на Эльбе» (директор Гвозд Ж.Е., заместитель директора Стрижич О.М.),
ГУО «Гимназии № 7 г. Минска» (директор Смагина Л.Л., заместитель директора Болобан Н.В.),
ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска» (директор Ковальчук В.И., заместитель директора Чумак Г.П.),
ГУО «Средняя школа № 182 г. Минска имени Владимира Карвата» (директор Крайнов В.В., заместитель директора Петухова Н.Н.),
ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса» (директор Белявский Г.А., заместитель директора Макаревич И.Л.).
- Отметить с положительной стороны работу руководителей и педагогических работников, ответственных за разработку и техническое наполнение виртуального методического кабинета, при подготовке к районному смотру-конкурсу за следующие показатели:
оформление разделов виртуального методического кабинета (культура дизайн-эргономического, эстетического представления информации, удобство структуры и навигационных элементов, качество, функциональность) – ГУО «Средняя школа № 133 г. Минска»;
представление информации для эффективной деятельности методических формирований – ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска». ГУО «Средняя школа № 86 г. Минска».
- Заместителю директора по учебно-методической работе ГУО «Гимназия №5 г.Минска имени героев встречи на Эльбе» Стрижич О.М., руководителю РМО по информатизации, провести мастер-класс «Виртуальный методический кабинет: от дизайна к наполнению» с целью трансляции эффективного опыта работы в данном направлении.
Срок исполнения – сентябрь 2022
- Заместителям директора по учебной (учебно-методической) работе, администраторам виртуальных методических кабинетов разработать комплекс мер:
- по повышению продуктивной содержательности контента, наполнению основных разделов виртуальных методических кабинетов разнообразной и актуальной информацией – СШ № 22, 72, 133, 183;
- по представлению полной и актуальной информации о деятельности методических формирований учреждений образования – СШ № 10, 22, 72, 108, 133, 183;
- по представлению полезной информации для организации самообразовательной деятельности педагогов СШ № 10, 22, 69, 72, 86. 108, 133, 183;
- по представлению полной и актуальной информации, демонстрирующей эффективный педагогический опыт педагогов – СШ № 72. 133, 183.
Срок исполнения – декабрь 2021 – май 2022
- Заместителям директора по учебной работе, администраторам виртуальных методических кабинетов организовать работу по своевременному наполнению данных ресурсов современными и актуальными практико-ориентированными материалами с учетом следующих требований:
- Вся информация, размещенная на интернет-сайте должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню; неудобным для использования является яндекс-диск, на который необходимо получать запрос на просмотр информации. Это занимает определённое время, и посетитель может больше не вернуться на данный интернет-ресурс;
- Каждая гиперссылка должна быть рабочей и приводить пользователя к ожидаемому им ресурсу. В случае, если дается гиперссылка на внешний интернет-сайт, рекомендуется, чтобы оповещение об этом пользователя осуществлялось заранее, при этом страницы, на которые указывают такие гиперссылки, должны открываться в новом окне веб-браузера. Если гиперссылка используется для загрузки файла, рекомендуется указывать его тип и размер.
Срок исполнения – постоянно
Составила методист УКМР: А.И. Сергеева