Итоги смотра-конкурса

12.02.2021
«Современное методическое и материально-техническое обеспечение кабинета технического труда»

Информация по итогам районного смотра - конкурса

«Современное методическое и материально-техническое обеспечение кабинета технического труда»

В соответствии с планом работы управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска на 2020/2021 учебный год и на основании приказа от 04.01.2021 № 3 с 25 по 29 января  2021 г. проведён районный смотр-конкурс «Современное методическое и материально-техническое обеспечение кабинета технического труда».

Учреждениями образования проведена определенная работа для достойного представления учебного кабинета в районном смотре-конкурсе: сделан ремонт, приобретена новая мебель, информационные стенды, литература, техника, новые средства обучения, систематизированы методические материалы и др.

В учреждениях образования района работает 13 учителей технического труда, из них 61,5% (8 педагогов) с высшей и первой квалификационной категориями; 38.5% учителей технического труда (5 педагогов) не имеют квалификационной категории, из них 4 педагога являются молодыми специалистами.

В соответствии с положением о конкурсе комиссией изучалась локальная документация кабинета: паспорт и план работы. Установлено, что во всех учреждениях образования имеются паспорта кабинетов технического труда. Комиссия отмечает, что в большинстве учреждений образования  прослеживается единый подход к оформлению паспорта кабинета: имеются планы работы кабинета на учебный год и на перспективу, анализ работы за предыдущий период, систематизированная опись имущества,  перечень имеющейся в кабинете учебной и методической литературы, дидактических материалов, электронных средств обучения и др. Наиболее полные паспорта кабинетов оформлены в СШ № 108 и 223.  

 В ходе смотра-конкурса комиссией установлено, что в кабинетах технического  труда учреждений образования района собран разнообразный дидактический материал, наличие которого позволяет учителю успешно решать задачи современного образования, совершенствовать качество знаний учащихся по учебному предмету, проводить учебные занятия в соответствии с тенденциями современного образования. Комиссия отмечает, что во всех учреждениях дидактические материалы для проведения учебных занятий по техническому труду систематизированы, вариативны, эстетично представлены. В достаточном количестве, систематизированы по классам планы учебных занятий  в кабинетах технического труда гимназии № 5, 7, СШ 10, 72, 182, 223, 133, из них заведующие кабинетами труда гимназии № 5 (Кохан В.А. ) и СШ № 10 (Лазаревич С.С.) являются молодыми специалистами.  Стоит отметить, что молодые специалисты Городняя А.А. (СШ № 86), Филиппович М.А. (СШ № 108) также собрали достаточную базу учебных занятий.  

Дидактические (раздаточные) материалы для проведения учебных занятий представлены инструкционными картами (в СШ 133), технологическими картами (в гимназии № 5, 7, СШ 10), картами-чертежами изготавливаемых изделий (в  СШ 10, 69, 182, 223).  

В ходе смотра-конкурса установлено, что факультативные занятия проводятся учителями технического труда в гимназии № 5, СШ № 69, 86, 133. Всеми учителями представлены программы факультативных занятий;  планы занятий представлены учителями СШ № 86 и гимназия № 5, дидактические материалы для проведения занятий продемонстрированы учителями СШ № 69 и 133.

Объединения по интересам проводятся в СШ № 87,10. Учителями представлены программы и раздаточный материал для их проведения.

В каждом учреждении образования проводится определенная работа по подготовке учащихся к   республиканской олимпиаде по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд». Материалы по подготовке к предметной олимпиаде в кабинете технического труда систематизированы в соответствующих папках. Комиссией установлено, что наиболее полно представлены материалы по подготовке к предметной олимпиаде (за много лет и по всем этапам олимпиады: от первого до четвертого) в СШ № 10, 69, 72, 182, 223, 108.

В кабинетах технического труда большинства учреждений образования имеются материалы для организации внеклассной работы, материалы профориентационной направленности. Наиболее полно представлены материалы по внеклассной работе учителями технического труда гимназии №7 и № 5, СШ №22, 87, 133 и 223. В кабинетах технического труда данных учреждений имеются разработки викторин, познавательно-развлекательных игр, конкурсов, квестов, при проведении которых учащиеся могут использовать теоретические знания и практические навыки, полученные на учебных занятиях по техническому труду.

В кабинетах технического труда всех учреждений образования оформлены постоянно действующие выставки творческих работ учащихся и выставки учебных работ, которые проводятся по окончании изучения каждого раздела программы. Это позволяет детям сравнивать свои достижения, стимулирует, вдохновляет, вызывает чувство гордости за свои успехи и желание совершенствоваться. Можно отметить многообразие, содержательную наполненность, креативность, качество исполнения работ учащихся, представленных на выставках СШ № 223, 69, 87.

Оснащение учебного кабинета трудового обучения направлено на обеспечение эффективного выполнения требований образовательного стандарта и учебных программ по учебному предмету «Трудовое обучение» для создания условий по формированию у учащихся общих и профессиональных компетенций, знаний, умений, практического опыта.

Все учебные кабинеты оснащены соответствующей мебелью и оборудованием для проведения теоретических и практических занятий. Во всех кабинетах трудового обучения выделены рабочая зона (размещение учебных столов для учащихся), рабочая зона педагога, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, станочного оборудования. технических средств обучения.

Наиболее оптимальные условия для организации образовательного процесса по техническому труду созданы в СШ № 69, 86, 87, 108, 223, где для проведения учебных занятий оборудованы две мастерские (слесарные и столярные). В СШ № 182, 133, 72, 22, 10,  гимназии № 7 и гимназии № 5 для проведения уроков технического труда предусмотрено одно помещение.

Изучена обеспеченность средствами  обучения в соответствии с  «Перечнем мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования» (в ред. Постановлений Минобразования от 28.05.2018 №48, от 16.10.2018 №105). Было выявлено, что данный документ находится в паспортах кабинета  технического труда и был проработан всеми учреждениями образования. Во всех учреждениях образования указан процент обеспеченности в паспорте кабинета. Установлено, что наиболее качественно ведется учет обеспеченности средствами  обучения в   гимназии № 5, СШ №10, 69, 86, 87, 133, 108, 182, 223. Наибольший % обеспеченности средствами обучения (свыше 70%)   отмечается в СШ № 223 (74%), СШ № 133 (73%), СШ № 69 и 87 (72%), СШ № 182 (71%).

В 4-х учреждениях образования (гимназия № 5, СШ № 87, 133, 182) для хранения оборудования выделено отдельное помещение, где установлены стеллажи или шкафы.  В остальных учебных заведения для хранения учебного оборудования используются комбинированные секционные либо встроенные шкафы, установленные непосредственно в самом кабинете.

Следует отметить, что во всех учреждениях образования оборудование и материалы размещены в отдельных коробках, контейнерах, или специально оборудованных стеллажах. На каждый из них нанесено название хранящегося материала, чтобы легче ориентироваться при подборе необходимого оборудования. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании. Комиссия отмечает высокий уровень организации хранения материала в СШ № 223, 182, 87, 69, гимназии №5 и №7. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования — по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности соблюден в каждом учебном заведении.

При организации образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» особое внимание уделяется созданию безопасных условий для учащихся: соблюдаются правила безопасной работы, противопожарной безопасности; имеются акты на проведение занятий в учебных мастерских.

В соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51, во всех учреждениях имеется журнал ежедневного контроля за соблюдением требований по охране труда.  

Рабочее пространство в каждом кабинете технического труда отвечает установленным нормам пожарной и электробезопасности. На информационных стендах отражены правила противопожарной безопасности, правила эксплуатации станков, правила безопасной работы с инструментами и т.д. Следует отметить красочное выполнение, содержательную наполненность, практическую направленность, современный дизайн тематических стендов по обеспечению безопасных условий на учебных занятиях по техническому труду в СШ№ 223, 182, 133, 87, 86, 72, 10; гимназии №5, гимназии №7.

Памятки по использованию оборудования размещены и возле каждого предмета, и собраны в отдельные папки. Нужно отметить, что все учреждения образования стремились создать комфортную среду, которая способствует трудовой деятельности, и не представляет никакой потенциальной опасности.

Во всех учреждениях образования в кабинетах технического труда укомплектованы аптечки, имеются огнетушители. На станочном оборудовании оформлены таблички с указанием ответственных за их содержание и безопасную эксплуатацию.

Доступ к работе со станками имеют свыше 60% учителей технического труда (8 из 13 педагогов - гимназия № 5; СШ № 10. 22, 69, 72, 133, 182, 223).

Комиссия персонально отмечает учителя технического труда Шилова В.А., благодаря которому СШ № 69 является единственным учреждением в районе, где в мастерских 100% станков находятся в рабочем состоянии. 

Показателем методической культуры, личностного профессионального роста является наличие банка инноваций и эффективного педагогического опыта, самообразовательная деятельность педагогического работника.  Наиболее полно представлены материалы по темам самообразования учителей технического труда СШ № 69, 87, 133, 182, 223.  

В СШ № 10, 69, 87, 108, 223 учителями технического труда собран и систематизирован банк эффективного педагогического опыта. В гимназии №5, СШ № 10, 108, 182, 223 материалы по обобщению педагогического опыта представлены и в электронном виде на персональных и тематических сайтах, блогах педагогов, в электронных кабинетах.

Заслуживает внимания опыт многолетний опыт работы по формированию инженерного мышления учащихся учителя СШ№ 223 Ныркова Н. Комиссия отмечает творческие проекты и рационализаторские предложения педагога, представленные в кабинете технического труда:   «Автономный извещатель затопления» (АИЗ), «Автомат управления и защиты электронасоса» (АУЗЭН), «Демонстратор географических карт» (ДГК), «Землебур», «Управляемый педалью кран» (УПК), «Магнитные чертежные принадлежности», «Настенные светильники», «Устройство расчерчивания классной доски» (УРКД)).

В ходе смотра-конкурса установлено, что библиотека кабинета трудового обучения имеется во всех учреждениях образования. Наиболее полно представлена библиотека в кабинетах технического труда СШ №182, 223. В кабинете технического труда СШ №223 литература представлена и систематизирована по всем разделам: каталоги, учебники и учебные пособия, учебно-методическая, научно-популярная, научно-методическая, справочно-информационная литература, литература по охране труда. Вся литература систематизирована, подписана, имеется каталог, систематизация внесена в паспорт кабинета. Для популяризации своего учебного предмета учителя технического труда СШ № 182, 223 широко используют различные журналы и каталоги в электронном виде, пополняя электронную базу литературы по предмету. Так, на тематическом сайте «ТРУД’ОК» учителей трудового обучения СШ №223 в разделе «Электронная библиотека» в помощь педагогу и учащимся имеется достаточное количество книг, различных журналов, плакатов. Следует отметить, что во всех учреждениях образования литература кабинета систематизирована и внесена в паспорт кабинета.

Разнообразные технические ресурсы кабинета способствуют успешной реализации поставленных целей и задач в преподавании трудового обучения.

В большинстве кабинетов трудового обучения рабочее место учителя оснащено техническими средствами (компьютером, принтером, сканером). В кабинетах установлены либо телевизоры, либо мультимедийные установки для  наглядного объяснения сложного к восприятию теоретического материала.

Комиссией установлено, что в кабинетах технического труда практически всех учреждений образования имеется  полный набор современных электронных средств обучения. Установлены ЖК телевизоры в гимназии № 7, СШ 133, 182. В гимназии №5 и СШ 108 в кабинетах установлены интерактивные панели (мультиборды). В иных учреждениях образования трансляция ЭСО происходит посредством мультимедийных установок или компьютеров, с рабочего места учителя.  Богатая и разнообразная медиатека представлена в кабинете технического труда гимназии № 5, 7, СШ № 10, 22, 72, 87,108, 133, 182, 223. Создан виртуальный кабинет трудового обучения в СШ №10, разработаны сайты или блоги по учебному предмету «Трудовое обучение» в гимназии №5 и СШ №182, 223.

Интерьер кабинетов трудового обучения во всех учреждениях образования соответствует особенностям преподавания предмета. Самое яркое впечатление оставили интерьеры кабинетов гимназии № 5, СШ № 69, 87, 133, 182, 223. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты. Во всех учреждениях образования обновлены, а в некоторых случаях сохранены и успешно отреставрированы (СШ № 69, 87, 223) информационные стенды по учебному предмету «Трудовое обучение» (технический труд).

Самый высокий уровень оценки дизайна интерьера получили кабинеты технического труда  гимназии №5, СШ № 69, 87, 182, 223, где наблюдается целостный подход в оформлении всего блока «столярная мастерская – слесарная мастерская», что способствует реализации в полной мере целей и задач  организации образовательного процесса по  учебному предмету «Трудовое обучение».  Кабинеты технического труда данных учреждений образования  отличает современный, стильный дизайн, рациональность и эстетичность оформления интерьера, эргономичность.

Комиссия считает, что районный смотр-конкурс содействовал повышению уровня методического и материально-технического обеспечения кабинетов  технического труда, что способствует совершенствованию деятельности учреждений общего среднего образования по повышению качества образовательного процесса  по учебному предмету «Трудовое обучение (технический труд)».

 Победителями районного смотра-конкурса кабинетов технического труда стали:

1 место –  СШ № 223, 

2 место -  СШ № 182, 87. гимназия № 5;

3 место –  СШ № 108.

       Поздравляем победителей!