Об итогах проведения районного методического марафона

22.12.2020

Об итогах проведения районного методического марафона «Продвижение интерактивных форм, методов и приемов в работе с высокомотивированными учащимися через сетевое взаимодействие»

 

 В соответствии с приказом «О проведении районного  методического марафона» от 22.09.2020 № 385 в октябре – ноябре 2020г. был организован районный методический марафон «Продвижение интерактивных форм, методов и приемов в работе с высокомотивированными учащимися через сетевое взаимодействие» (далее – Методический марафон).   

Методический марафон включал следующие мероприятия:

дистанционный конкурс методических разработок учебных занятий с высокомотивированными учащимися с использованием интерактивных форм, методов и приемов через сетевое взаимодействие;

презентация системы работы учреждения образования по  методическому сопровождению педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера;

 интерактивное методическое мероприятие с педагогами учреждения образования.

В дистанционном конкурсе методических разработок учебных занятий с высокомотивированными учащимися с использованием интерактивных форм, методов и приемов через сетевое взаимодействие  приняли участие 18 педагогических работников из 13 учреждений общего среднего образования. Все представленные разработки учебных занятий размещены на районном методическом портале в разделе «Районный методический марафон».

По итогам дистанционного конкурса методических разработок учебных занятий с высокомотивированными учащимися удостоены дипломов следующие педагоги: Кветко А.И., учитель географии СШ № 69; Кравчык Е.А., учитель английского языка гимназии № 7; Павловская Е.В., учитель истории, заместитель директора по учебной работе СШ № 22; Шкуринская М.В., учитель английского языка СШ № 87; Ялькевич О.Г., учитель начальных классов гимназии № 5.

В ходе изучения представленных материалов по   презентации  системы работы учреждения образования в вышеуказанном направлении деятельности жюри учитывало разработанные критерии оценивания, которые заранее были доведены до сведения всех руководителей учреждений образования, а именно:

  1. Четкость в определении цели и задач методического сопровождения педагогов при подготовке высокомотивированных учащихся к республиканской олимпиаде по учебным предметам, конкурсам исследовательского характера.
  2. Согласованность цели и задач, содержания методической работы с педагогами и ожидаемых результатов от работы с высокомотивированными учащимися.
  3. Использование фактических данных (актуальная статистика, примеры из практической деятельности).
  4. Логичность изложения представляемой системы работы, её целостность, лаконичность и аргументированность.
  5. Содержательная проработанность представляемого материала.
  6. Новизна и оригинальность педагогических идей по обновлению и совершенствованию образовательной практики.
  7. Степень использования интерактивных форм, методов и приемов  в   работе по совершенствованию профессиональных компетенций  педагогов.
  8. Практическая значимость: масштаб использования результатов.

В соответствии с критериями оценивания наиболее высокими баллами жюри были отмечены презентации системы работы по методическому сопровождению педагогов гимназия № 5 и гимназия № 7, а также СШ № 108, 182, 223, 22, 87, 69.

В гимназии № 5 создан виртуальный методический кабинет, обеспечивающий доступность материалов по методической поддержки педагогов по работе с высокомотивированными учащимися, развита блогосфера гимназии (10 педагогов) http://gymn5.minsk.edu.by/main.aspx?guid=54081. Организовано система стимулирующий занятий с высокомотивированными учащимися «Выпускник гимназии – наставник для учащихся» по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Физика». В рамках проектной деятельности в гимназии в 2020/2021 учебном году заявлено 48 проектов, из них:15 управленческих, 8 методических, 15 педагогических, 10 ученических.

Системный подход в работе с высокомотивированными учащимися  гимназии № 7 реализуется через высокотехнологичную цифровую образовательную среду, что стимулирует учителя к активному использованию ИКТ, развитию и самосовершенствованию, и, безусловно, способствует повышению качества образовательного процесса. В своей практике педагоги используют возможности, предоставляемые такими образовательными игровыми платформами, как Kahoot, Learningapps, инструментальная программа-оболочка Hot Potatoes и др. Учителя активно используют приемы геймификации и игротехники на учебных занятиях как инструмент повышения мотивации и вовлеченности учащихся (облако слов, печа-куча, «Своя игра», интерактивное лото, конструктор дидактических тренажёров eTreniki  и т.д.). и на заведениях МО делятся опытом работы в данном направлении деятельности, что позволяет педагогам помочь учащимся выбрать свой стиль обучения, наметить свою образовательную траекторию.   В условиях  дистанционного обучения   учебные и дополнительные материалы размещаются на образовательных платформах moodle, Stepik, используются возможности виртуальной стены padlet. Существующий на протяжении более десяти лет гимназический клуб «Дебаты на английском» дает возможность учащимся не только совершенствовать свои речевые и коммуникативные умения, но и помогает их дальнейшей социализации, помогает выпускникам реализовать себя в современном поликультурном обществе.

 В СШ № 22 большое внимание уделяется освоению учителями способов организации работы с высокомотивированными учащимися с широким использованием современных средств коммуникации, онлайн-взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов. При подготовке учащихся к олимпиадам и НПК педагоги постепенно внедряют в свою деятельность сервисы Google, web 2.0 и др. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации такая организация работы позволяет осуществлять непрерывную, систематическую подготовку высокомотивированных учащихся. Также образовательные технологии, используемые в XXI в., позволяют учителю быть на одной «волне» с учащимися: понимать друг друга, слышать и взаимодействовать. В 2020/2021 учебном году в учреждении образования учителем английского языка Пупко А.А. организованы дистанционные факультативные занятия по английскому языку для учащихся VI класса посредством Zoom. В дальнейшем планируется внедрение данной формы проведения факультативных занятий по каждому учебному предмету.  С целью методической поддержки педагогов  СШ № 22  в освоении и использовании современных средств коммуникации в годовой план работы учреждения образования заложено проведение практических семинаров по использованию ИКТ в образовательном процессе: Так, по запросу педагогов  СШ № 22 в текущем учебном году  учителем английского языка Пупко А.А. был проведен мастер-класс «Использование Zoom, Google-класс, web 2.0 в дистанционных факультативных занятиях», что свидетельствует о повышенном интересе со стороны учителей к данному вопросу.  

В системе работы СШ № 69 большое внимание уделяется  развитию партнерских взаимоотношений с ведущими учреждениями высшего образования посредством использования различных форм сотрудничества: посещение обучающих семинаров для учителей-предметников (ЮНИ-ЦЕНТР-XXI Научно-исследовательский и методический центр преподавателей и учащихся ФПМИ БГУ и Института технологий информатизации и управления БГУ совместно с ГУО «Минский городской институт развития образования», БГУ); работа в лабораториях Белорусского государственного технологического университета,  в Национальной библиотеке Беларуси и др..

Педагоги СШ № 69 много внимания уделяют самообразованию. размещают свои методические разработки: на сайтах http://infourok.ru/ (конспект урока по русскому языку по теме «Неопределённая форма глагола», https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-dlya-4-klassa-na-temu-neopredelyonnaya-forma-glagola-4401873.html; конспект урока по математике по теме «Единица измерения - век»,  https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-dlya-4-klassa-na-temu-edinica-vremeni-vek-4403104.html), что в конечном итоге способствует достижению высоких результатов учащихся в олимпиадном движении и конкурсе исследовательских работ.

В системе методического сопровождения педагогов в СШ № 223  ежегодно проводятся методические декады, школьные конкурсы профессионального мастерства.  Например, с 20.04.2020 по 30.04.2020 была  организована методическая декада «Usus est optimus magister», в рамках которой были проведены: панорама методических приёмов «Nota bene!», виртуальный  мастер-классе «Docendo discimus».   Все материалы декады  размещены на официальном сайте школы в разделе «Учительская» (https://sch223.minskedu.gov.by/учительская/методическая-декада-usus-est-optĭmus-magister). С целью методической поддержки  молодых учителей  проводится   конкурс профессионального мастерства  «На пути к успеху» под девизом «Per aspera ad astra» и др.

Разработки интерактивных методических мероприятий с педагогами оценивались по критериям, которые также заранее были доведены до сведения руководителей учреждений образования:  

  1. Содержательность:

- актуальность темы  методического мероприятия  для совершенствования образовательной практики;

- соответствие содержания поставленной цели, задачам и выбранной форме методического мероприятия;

- направленность на  методическую поддержку педагогов в вопросах  организации работы с высокомотивированными учащимися.

  1. Технологичность:

- четкость структуры и этапов разработанного методического мероприятия;

- вариативность предложенных интерактивных форм, методов, приёмов обучения, способов включения в деятельность участников;

-  оптимальность обеспеченности интерактивного мероприятия средствами обучения.

  1. Управление:

- наличие приемов мотивации, поиска и открытия;

- целесообразность способов включения и форм организации деятельности участников;

- наличие приемов мобилизации творческого потенциала участников.

  1. Результативность:

- использование приемов  рефлексии и обратной связи;

- возможность определения реального результата поставленной цели  интерактивного методического мероприятия;

- обеспечение вовлечения участников в определение степени достижения поставленных задач и уровня усвоения участниками предложенного содержания.

  1. Уникальность:

- наличие инновационной идеи, оригинальных приемов, способов, средств организации деятельности;

- качество приложений (раздаточный/презентационный материал для занятия).

Самые высокие оценки жюри получили  разработки методических мероприятий гимназии № 5,  СШ № 69, СШ № 22, а именно:

методическая мастерская «Развитие познавательной активности учащихся средствами сетевого взаимодействия и интеллектуальных игр» (Василевич Л.И., методист гимназии № 5);

«Веб-квест как одна из форм взаимодействия педагогов в вопросах организации работы с высокомотивированными учащимися» (Тихомирова Т.А., заместитель директора СШ № 69);

«Сервисы web 2.0 как средство повышения качества работы с высокомотивированными учащимися» (Павловская Е.В., заместитель директора СШ № 22).

В результате по итогам оценивания  материалов, представленных в рамках Методического марафона,  победителями стали:

1 место - гимназия № 5;

2 место – гимназия № 7, СШ № 69;

3 место – СШ № 22, 223, 108;

Таким образом, организация и проведение  Методического марафона способствовала приобретению и развитию  профессиональных компетенций  учителей, связанных с  использованием интерактивных  форм, методов и приемов  в работе с высокомотивированными учащимися через сетевое взаимодействие. В ходе Методического марафона были созданы условия для самореализации всех категорий педагогических работников, развитию их творческой инициативы, демонстрации прогрессивных идей и наработок.

 

Составила методист УКМР                                А.И. Сергеева