Программы РМО

Программа заседания  районного методического объединения воспитателей групп продлённого дня

04.04.2019
10.00 Место проведения: ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска», пер. Броневой, 15, кабинет № 23
развернуть

Управление по образованию администрации

Партизанского района г. Минска

Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

 

 

 

ПРОГРАММА

заседания  районного методического объединения

воспитателей групп продлённого дня

 

Формирование у учащихся познавательной и творческой активности в группе продлённого дня

 

 

«Вся радость жизни в творчестве……»                                                                                       Ромен Ролан

Минск, 2019

Цель: совершенствование уровня профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования у учащихся познавательной и творческой активности в условиях группы продленного дня

Задачи:

рассмотреть теоретические и методические аспекты работы  воспитателя группы продленного дня по формированию познавательной и творческой активности учащихся;

обсудить проблемы, связанные с развитием творческой и познавательной активности учащихся в режиме группы продленного дня, и определить пути их решения;

познакомить с эффективным опытом организации проектной деятельности учащихся в группе продлённого дня

сформировать кейсы в помощь участникам РМО в работе  по развитию у учащихся познавательной и творческой активности в группе продлённого дня  

Форма проведения: семинар-практикум с использованием элементов кейс-технологий

Дата и время проведения: 04.04. 2019, 10.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска», пер. Броневой, 15, кабинет № 23

Состав участников: воспитатели групп продлённого дня учреждений общего среднего образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: презентационные материалы участников выступлений, раздаточный дидактический материал для формирования кейсов по теме заседания

Руководитель РМО: Соловей Оксана Викторовна, заместитель директора по учебной работе  ГУО «Средняя школа №10 г.Минска», конт.тел. 80293313566 E-mail: dima.soloveu.96@mail.ru

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления координации методической работы  ГУО «Минский городской институт развития образования», конт.тел. 80298649688 E-mail:sergeeva@minsk.edu.by

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

Вступительная часть

  1. Приветствие участников РМО. Актуализация темы, целей и задач семинара.

Cоловей О.В., руководитель РМО

Теоретическая часть

  1. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления учащихся .

Антихович Т.В., воспитатель ГПД, СШ № 86

  1. Проблемы развития творческой активности учащихся на современном этапе в режиме работы ГПД.

Сенникова О.С., воспитатель ГПД, СШ № 133

  1. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов и творческого мышления у учащихся в группе продлённого дня.

Лобанова О.М.., воспитатель ГПД, СШ № 72

  1. Особенности взаимодействия с законными представителями по познавательному развитию учащихся в ГПД.

Автушко О.Н., воспитатель ГПД, СШ № 72

Практическая часть

  1. Работа в группах.

6.1. Создание модели способствующей формированию у учащихся познавательной и творческой активности в группе продлённого дня.

6.2. Формирование кейсов в помощь участникам РМО в работе  по развитию у учащихся познавательной и творческой активности в группе продлённого дня.

6.3. Представление результатов работы в группах.  

Участники РМО

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Соловей О.В., руководитель РМО

свернуть

План проведения совместного заседания районных методических объединений учителей физики учреждений общего среднего образования Ленинского и Партизанского районов г. Минска

28.03.2019
10.00. Место проведения: ГУО «Средняя школа № 51г. Минска», ул.Я. Дроздовича, 3
развернуть

Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

Управление по образованию администрации Ленинского района г. Минска

 

ПЛАН

проведения совместного заседания районных методических объединений

учителей  физики учреждений общего среднего образования

Ленинского и Партизанского районов г. Минска

 

 

 Тема: Современные  подходы к обучению физике: опыт, проблемы, перспективы

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение  компетентностного и системно-ддеятельностного подходов к обучению физике на базовом и повышенном уровнях

Задачи:

  • рассмотреть актуальные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности по физике как способе развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • ознакомить педагогов с эффективным опытом работы педагогов по организации политехнического образования в условиях современной школы;
  • актуализировать знания учителей об основных требованиях к уроку по физике с учетом применения компетентностного и системно-деятельностного подходов;
  • с помощью кейс-метода обсудить проблемы, связанные с обучением учащихся способам решения задач по физике, и наметить пути их решения, а также перспективы сотрудничества в работе по совершенствованию проблемных и аналитических компетенций педагогов

Дата проведения: 28.03.2019, начало в 10.00.

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 51г. Минска», ул.Я. Дроздовича, 3

Форма проведения: панорама опыта с использованием элементов кейс-технологий

Участники: учителя физики учреждений общего среднего образования Ленинского и Партизанского районов г. Минска.

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям, образцы планов (проектов), технологических карт уроков участников РМО,  раздаточный материал (таблицы для выполнения практических заданий, анкеты, текст для анализа ситуации)

Координаторы:  Равгень А.И., Сергеева А.И., методисты управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон 245-63-02

Ход заседания:

  1. Открытие заседания. Приветствие участников. Знакомство.Актуализация темы заседания.

 Рябченко Татьяна Викторовна,учитель физики и астрономии

ГУО «Средняя школа № 17 г. Минска, руководитель   РМО учителей    физики и астрономии учреждений образования Ленинского района.

  1. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности по физике как способа раскрытия творческого потенциала учащихся.

Слабодник Светлана Александровна, учитель физики

ГУО «Гимназия № 7 г. Минска», руководитель РМО учителей физики учреждений образования Партизанского района;

Денисова Лидия Федоровна, учитель физики и информатики

ГУО «Средняя школа № 72 г. Минска»

  1. Проектная деятельность как вид самостоятельной творческой работы учащихся

         Соловьева Анна Михайловна, учитель физики и информатики                   ГУО «Средняя школа № 22 г. Минска»  

  1. Учебный физический эксперимент в системе информационных технологий

          Воробьев Геннадий Иванович, учитель физики ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска» .

  1. Практическая часть.
    • Обсуждение вопроса: «Знания, умения и навыки – это цель образования или инструмент, обеспечивающий готовность учащихся к определенным видам деятельности?»
    • Деление на группы. Создание кейсов

Группа №1 «Существует ли простая и логически обоснованная процедура решения любой задачи по физике?»;

Группа №2 «Какие методические приемы формирования навыков анализа, оценки, использования информации, ее интерпретации и применения для решения новых задач наиболее эффективно применять на учебных занятиях по физике?»;

Группа №3 «Использование внутрипредметных связей на уроках по учебному предмету физика позволят …»;

Группа №4 «Реализация на уроках физики межпредметных связей позволит сформировать следующие компетенции …»;

  • Представление результатов работы в группах.
  1. Посещение музея «Техники и электроники» ГУО «Средней школы № 51 г. Минска».
  2. Подведение итогов заседания. Рефлексия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анциферов, Л.И. Технологии организации самостоятельной работы учащихся с современными источниками информации / Л.И. Анциферов, А.А. Ездов, В.В. Клевицкий // Физика в школе. – 2011 – №4. – С.12-14
  2. Белая, О.Н. Методика преподавания физики : учеб.-метод. пособие / О.Н. Белая. – Минск : БГПУ, 2017.
  3. Ярошенко, А.Н. Методика обучения решению физических задач : учеб.-метод. пособие / А.Н. Ярошенко. – Минск : БГПУ, 2017.
  4. Изменение в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии (под.ред. Г. Н. Прозументовой) — Томск, 2003.
  5. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
  6. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003
  7. Кейс-метод при проведении практического занятия / И.Б. Поперняк //  статья в журнале «Специалист» № 4,2005.
  8. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.
  9. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю, Темина // статья в  журнале «Среднее профессиональное образование» № 1, 2010.

Интернет-ресурсы:

www.edu.by - Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

http://www.edu.gov.by - Министерство образования  Республики Беларусь

www.academy.edu.by - Академия последипломного образования

www.adu.by - Национальный институт образования

www.mgiro.minsk.edu.byМинский городской институт развития образования

www.bsрu.by - Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

свернуть

Программа заседания районного методического объединения руководителей МО учителей начальных классов

28.03.2019
11.00- Место проведения: государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Минска» (ул. Антоновская, 20), каб.№ 3.5
развернуть

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА г.МИНСКА

ГУО «ГИМНАЗИЯ №7 г. МИНСКА»

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

ПРОГРАММА

заседания районного методического объединения

руководителей МО учителей начальных классов

учреждений общего среднего образования

Партизанского района г.Минска

 

/28.03.2019/

 

Тема: Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия на I ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода с учётом предметной специфики

Цель:  активировать  коллегиальное профессиональное  взаимодействие в рамках выполнения практических тематических заданий в модулях педагогического интерактива.

Задачи:

познакомить участников педагогического интерактива

с понятием «практические модули» как способом  решения профессиональных педагогических задач;

содействовать внедрению интерактивных методов и форм проведения заседаний МО. направленных на практическое обучение педагогов проектированию и самоанализу образовательных структурных компонентов;

организовать активное профессиональное  взаимодействие при использовании  эффективных  способов  в реализации компетентностного подхода.

Дата и время проведения: 28.03.2019,  11.00-

Место проведения: государственное учреждение образования «Гимназия № 7 г. Минска» (ул. Антоновская, 20),  каб.№ 3.5

Форма проведения: педагогический интерактив

Состав участников: руководители школьных МО учителей начальных классов учреждений общего среднего образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: мультимедийное презентационное сопровождение, папки с методическим материалом по работе в  модулях  I-IV(практические интерактивные задания по теме).

 Руководитель  РМО: Лобач Светлана Жановна, методист ГУО «Гимназия №7 г.Минска», конт.тел.:+375336377016, e-mail: svetlana.lobach@rambler.ru

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», конт.тел.:+375298649688, e-mail: sergeeva@minsk.edu.by

 

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТЕРАКТИВА

 

10.45-11.00  Встреча участников РМО, регистрация, ознакомление с вопросами в рамках проведения педагогического интерактива 

Лобач С.Ж.,  руководитель РМО

11.00-11.10Актуализация темы. Практические модули как одна из приоритетных универсальных форм по решению профессиональных педагогических задач.

Лобач С.Ж.,  руководитель РМО

11.10-11.25 Модуль I «Ассоциативные тождества»  (элементарная педагогическая игра).

Выполнение заданий в Модуле I. Представление результатов работы по Модулю I в группах взаимодействия.

Участники РМО

    11.25-11.40 Модуль II «Основные аспекты при моделировании урока».

Выполнение заданий в Модуле II. Представление результатов работы по Модулю II в группах взаимодействия.

 Участники РМО

    11.40-11.50 Модуль III «Профессиональный креатив».

Выполнение заданий в Модуле III. Представление результатов работы по Модулю III в группах взаимодействия.

Участники РМО

    11.50-12.00 Модуль IV «Азы самоанализа».

Выполнение заданий в Модуле IV. Представление результатов работы по Модулю IV в группах взаимодействия.

 Участники РМО

12.00-12.10  Подведение итогов в рамках работы педагогического интерактива. Рефлексия.

Лобач С.Ж., руководитель РМО

 

свернуть

Заседание межрайонного методического объединения учителей географии

27.03.2019
11.00 Место проведения: ГУО «Средняя школа №10 г. Минска», пер. Броневой, 15
развернуть

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Заседание межрайонного методического

объединения учителей географии учреждений общего среднего образования Партизанского и Октябрьского районов г. Минска

 

 «Новый мир имеет новые условия

 и требует новых действий».

Николай Рерих

Тема: Применение эффективных методов, приемов и средств обучения в практике преподавания географии: опыт, проблемы, перспективы

Цель: способствовать внедрению в практику эффективных форм и методов, применяемых в практике преподавания  и направленных на решение актуальных проблем при изучении учебного предмета «География»

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания педагогов о современных и эффективных методах и средствах обучения в преподавании географии;
  • рассмотреть вопрос применения кейс-метода в организации современного урока  географии;
  • определить адреса эффективного педагогического опыта работы учителей географии по использованию эффективных методов, приемов и средств обучения в практике преподавания учебного предмета «География»;
  • сформировать кейсы «Проектирования современного учебного занятия по географии с применением кейс-метода» (в помощь участникам ММО)

Форма проведения: семинар-практикум с элементами кейс-технологий

Дата и время проведения: 27 марта 2019, 11.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа №10 г. Минска», пер. Броневой, 15

Состав участников: учителя географии учреждений образования Партизанского и Октябрьского районов г. Минска

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям, раздаточный материал, таблицы для выполнения практических заданий

Руководитель ММО: Кветко А.И., учитель географии ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска», контактный телефон + 375296377538; e-mail:   sch69@minsk.edu.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375298649688; e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

 

 

ХОД СЕМИНАРА

 

  1. Приветствие участников межрайонного методического объединения учителей географии Партизанского и Октябрьского районов г. Минска. Выступающий: заместитель директора ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска».
  2. Современный учебный кабинет географии как средство для активизации познавательной деятельности учащихся.

Выступающий: Матвеюк О.А., учитель географии ГУО «Средняя школа № 10 г. Минска».

 

  1. Теоретический блок

 

«Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным».

Я. Коменский

  «Самое главное в жизни – это собственный опыт»

                                                              В. Скотт

  1. Актуализация темы заседания. Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии.

Выступающий: Кветко А.И., руководитель межрайонного методического объединения учителей географии учреждений образования Партизанского и Октябрьского районов г. Минска, учитель географии ГУО «Средняя  школа № 69 г. Минска».

 

  1. Практический блок
  2. Деление на группы. В каждой группе выбирается модератор, который является организатором групповой работы. Его задача: содействовать, координировать, направлять, поддерживать, сопровождать командную, групповую работу.
  3. Анализ ситуации (для каждой группы разная). Проанализируйте ситуацию. Для анализа ситуации используйте предлагаемый текст.
  4. Работа участников ММО над составлением кейса по этапам: критическое осмысление информации, выявление проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.
  5. Представление кейсов модераторами групп.

 

  • Подведение итогов заседания. Рефлексия.

Выступающий: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования».

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андюхов Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
  2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2000. – 502 стр.
  3. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005. - Выпуск 2. с. 169-194.
  4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  5. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.-    1999.- №1.
  6. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.
  7. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  8. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном  обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  9. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода /  под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  10. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
  11. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
свернуть

Программа заседания районного методического объединения учителей биологии

27.03.2019
10.00 Место проведения:    ГУО «Средняя школа № 22
развернуть

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Программа

заседания районного методического

объединения учителей биологии

 

 

Эффективный опыт организации биологического практикума на уроках

с применением современных

дидактических подходов

 

МИНСК, 2019

 Цель: изучение эффективного опыта организации биологического практикума и включение учителей в активную деятельность по освоению современных дидактических подходов при организации образовательного процесса по учебному предмету «Биология».  

Задачи:

  • обсудить теоретические и методические аспекты формирования предметных компетенций учащихся на лабораторных и практических занятиях по биологии   с применением современных дидактических подходов;
  • организовать проблемно-ситуативное обучение педагогов с помощью кейс-метода и выработать возможные варианты решения проблемы эффективного проведения биологического практикума по обновленной программе в 7-8 классах;
  • сформировать кейсы «Эффективная организация лабораторных и практических занятий на уроках биологии»

Форма проведения:    методический практикум с использованием элементов кейс-технологий

Дата и время проведения:    27 марта 2019 г, 10.00

Место проведения:    ГУО «Средняя школа № 22

г. Минска», ул. Грицевца, 9, ресурсный центр естественно-математической направленности

Состав участников: учителя биологии учреждений образования Партизанского района г. Минска.

Методическое обеспечение:  презентационные материалы участников выступлений, раздаточный материал для  работы в группах (кейс «Организация биологического практикума с учащимися в 7-8 классах»)

Руководитель РМО биологии:  Богино И.Г., учитель биологии ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска», контактный телефон +375-33-342-06-49; e-mail:  irina_bogino@tut.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы МГИРО, контактный телефон +375298649688 e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

 

        10.00 - 10.15. Актуализация темы заседания. Компетентностный подход в проведении практикума на уроках биологии.

И.Г. Богино, руководитель РМО

           10.15 - 10.35 Методика проведения лабораторных и практических работ по биологии на базовом и повышенном уровне с применением современных дидактических подходов.

                                      Т.А. Силивончик, учитель биологии СШ № 22

10.35 – 11.00. Технология работы с кейсом. Знакомство с материалами кейса. Выделение  проблемы. Деление участников РМО на группы. Работа в группах по согласованию видения проблемы «Как эффективно организовать на лабораторных и практических занятиях обучение учащихся с применением современных дидактических подходов».

11.00 – 11.15  Представление результатов обсуждения вопросов в группах.  Межгрупповая дискуссия по решению педагогической проблемы.

Участники РМО

  • – 11.30 Подведение итогов. Формирование кейсов «Эффективная организация лабораторных занятий на уроках биологии», «Эффективная организация практических занятий на уроках биологии». Рефлексия.

И.Г. Богино, руководитель РМО

 

 

ЛИТЕРАТУРА

            Гарбар, Е. Е.. Что и зачем учить учащимся на уроке. (Использование стратегии активной оценки (АО) на уроках биологии) / Е.Е. Гарбар// Біялогія і хімія. - 2017. - № 6.

Новик, И.М. Как организовать экскурсии по биологии, чтобы не было скучно/ И.М. Новик// Біялогія і хімія. - 2017. - № 1.

Рыбак, И.С. Использование интерактивных методов обучения как способа повышения эффективности уроков биологии/ И.С. Рыбак // Біялогія і хімія. - 2017. - № 2.

В помощь педагогу:

 

       Кейс - метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.

        Технология работы с кейсом в образовательном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

 

Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение.

Важное значение при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений

Успех урока с включением лабораторного практикума зависит от: 1) формулировки задания, его четкости; 2) раскрытия последовательности работы; 3) изложения в инструкции всех этапов работы.

 

свернуть

Программа заседания районного методического объединения руководителей школьных методических объединений учителей иностранного языка

27.03.2019
10.00 Место проведения: Гимназия № 7, ул. Захарова, 58
развернуть

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

ПРОГРАММА

заседания районного методического объединения   руководителей школьных методических объединений учителей   иностранного языка

 

 

Кейс-технологии, возможность их использования в образовательном процессе по   иностранному языку

                            

                                                                                                            

  «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием».                                                      

А.Эйнштейн

 

 

27 марта 2019

 

Цель: способствовать развитию мотивации педагогов по использованию кейс-технологий в образовательном процессе по иностранному языку

Задачи:

  • рассмотреть преимущества использования метода case study в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку;
  • организовать практическую деятельность педагогов по определению собственного уровня профессиональной компетенции в использовании кейс-технологий в образовательном процессе;
  • способствовать совершенствованию профессионального мастерства педагогов по созданию учебных кейсов и их эффективному использованию в проектировании урока иностранного языка;
  • содействовать распространению эффективного опыта педагогов по использованию метода case study в развитии коммуникативных навыков обучающихся;
  • разработать памятку по использованию case study метода в процессе обучения иностранному языку

Форма проведения: семинар-практикум с использованием элементов кейс-технологий

Дата, время проведения: 27.03.2019, 10.00

Место проведения: Гимназия № 7, ул. Захарова, 58

Состав участников: руководители школьных МО учителей иностранного языка учреждений общего среднего образования Партизанского района г. Минска.

Методическое обеспечение: тематическая презентация

Руководитель РМО: Чумак Галина Петровна, заместитель директора ГУО «Средняя школа №87 г. Минска», конт.тел.+375 (29) 6301062, р. т. 3988646

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления координации методической работы МГИРО,

 конт. тел. .+375 (29) 3271451

    

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

 

  1. Приветствие участников РМО. Регистрация.

Обоснование выбора темы. Цели и задачи заседания РМО.

Историография case study метода. Кейс технологии, их суть и преимущества в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку.

                                                   Чумак Г.П., руководитель РМО

  1. Мастер-класс «Развитие автономности учащихся в межкультурных тандем-проектах в языковых профильных классах».

          Бандалет И.В., руководитель районной творческой группы учителей иностранного языка

 

  1. Практический блок.

3.1.Обучающий кейс.  Обсуждение предложенных кейсов по теме заседания. Работа в группах

                      Модераторы:  Пономарёва С.К., учитель гимназии № 5

                         Пальчевская Л.И., руководитель МО СШ № 87

3.2.Проектирование кейсов по предложенным темам.

                         Чумак Г.П., руководитель РМО, все участники

 

3.3. Представления результатов работы в группах. 

3.4. Разработка памяток по использованию case study метода.

                                                                Все участники заседания.

  1. Рефлексия. Подведение итогов заседания РМО.

                                                      Чумак Г.П., руководитель РМО

  1. Обсуждение вопросов, связанных с организацией и проведением районного лингвистического турнира «Юный лингвист-2019».

                                                      Чумак Г.П., руководитель РМО 

Источники:

  1. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
  2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
  3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  1. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//2008.-№4.-С.13-17
  2. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28

 

 

Ключевые слова: кейс, case, активные методы обучения, метод case study, коммуникативная компетенция, кейс-технологии.

 

свернуть

Заседание районного методического объединения учителей химии

26.03.2019
10.00 Место проведения: ГУО «Гимназия №5 г. Минска», ул. Менделеева, 14
развернуть

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Заседание районного методического

объединения учителей химии учреждений общего среднего образования Партизанского района

 

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Тема: Современные подходы к проектированию и проведению учебного занятия по химии

Цель: способствовать повышению профессиональных компетенций учителей химии к проектированию и проведению современного учебного занятия  

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания педагогов по проектированию урока, рассмотреть основные требования к современному учебному занятию по химии;
  • совершенствовать практические умения проектирования современного учебного занятия по химии;
  • определить адреса эффективного педагогического опыта работы учителей химии по использованию современных подходов к проектированию учебного занятия по химии;
  • сформировать кейсы «Проектирования современного учебного занятия по химии» (в помощь участникам РМО)

Форма проведения: семинар-практикум с элементами кейс-технологий

Дата и время проведения: 26 марта 2019, 10.00

Место проведения: ГУО «Гимназия №5 г. Минска», ул. Менделеева, 14

Состав участников: учителя химии учреждений образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям, образцы планов (проектов), технологических карт уроков участников РМО,  раздаточный материал (таблицы для выполнения практических заданий, анкеты, текст для анализа ситуации)

Руководитель РМО: Чалая Г.В., учитель химии ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска», контактный телефон + 375295671568; e-mail:   sch87@minsk.edu.by

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375298649688; e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

План проведения

  1. Научно-методический блок

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

притча

 

1.1 Основные требования к проектированию и проведению учебного занятия по химии с учетом современных дидактических подходов. 

1.2. Реализация предметного химического содержания через использование познавательных практико-ориентированных заданий.

Чалая Г.В., руководитель РМО

  1. . Обучающий кейс (практический блок)

2.1. Деление на группы. Актуализация работы в группах, связанной с проектированием современного урока (прием «Ассоциация»). Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

 

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

 

2.2.   Анализ ситуации. Задание. Проанализируйте ситуацию. Для анализа ситуации используйте следующий текст: «Развитие научно-технического прогресса в XXI веке выявило потребность всего человечества в получении качественного образования. В любой сфере деятельности требуются глубокие специальные знания, высокий профессиональный уровень, навыки, отработанные до автоматизма, умение быстро ориентироваться в сложных и быстро меняющихся ситуациях современного мира.

  Школа должна заложить фундаментальные базовые знания, и представления, опираясь на которые ученик сможет не только выбрать интересующее его направление дальнейшей деятельности, но и строить дальнейшую пирамиду профессиональной эрудиции на прочной основе. Таким образом, на школьную педагогику ложатся сложные, ответственные и разнообразные задачи. Каким же образом учитель может с ними справиться? Что нужно знать, как строить процесс обучения?»

2.3.  Представление результатов работы в группах.

2.4. Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – составляющая современного урока, влияющая на качество обученности учащихся

Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

 Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

2.5. Работа с опорной таблицей по моделированию учебного занятия.

Учителям предлагается провести анализ деятельности учителя и учащихся во время проведения традиционного и современного урока.

Возможные варианты решения:

— сравнительная характеристика,

— публичное выступление, защита.

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

 

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

 

 

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

 

 

 

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

 

 

 

 

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

 

 

 

 

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

 

 

 

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

 

 

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

 

 

 

  • Анализ образцов планов (проектов) уроков, технологических карт участников РМО по критериям соответствия современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу по химии с учетом современных дидактических подходов. Изучение ориентировочной карты для проектирования урока.
  • Формирование кейсов «Проектирования современного учебного занятия по химии» по итогам работы в группах.

Участники РМО

  • Подведение итогов заседания. Рефлексия.

Чалая Г.В., руководитель РМО

 

 

свернуть

Программа заседания районного методического объединения учителей математики

26.03.2019
10.00 Место проведения: ГУО «Гимназия № 7, г. Минска», каб.23
развернуть

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Программа

заседания районного методического

объединения учителей

математики

 

 

Современные подходы, методы и технологии в преподавании математики

 

 

 

Минск 2019

 

Цель:    способствовать повышению уровня общедидактической и методической подготовки педагогов к проведению современного учебного занятия  как средства повышения качества образования по учебному предмету «Математика»

Задачи:

- актуализировать теоретические знания педагогов по современным подходам, методам и технологиям в преподавании математики;

- совершенствовать практические умения проектирования современного учебного занятия по математике;

- сформировать кейсы по современным подходам, методам и технологиям в преподавании математики

Форма проведения:  семинар-практикум с элементами кейс-технологий

 

Дата и время проведения:  26. 03. 2019 г., 10.00

Место проведения: ГУО «Гимназия № 7, г. Минска», каб.23

 

Состав участников:  учителя  математики учреждений общего среднего образования  Партизанского района

 

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации к выступлениям, образцы планов (проектов), технологических карт уроков участников РМО,  раздаточный материал (таблицы для выполнения практических заданий, анкеты, текст для анализа ситуации)

 

Руководитель РМО:   Рутковская А.В., учитель математики   ГУО «Гимназия № 7  г. Минска», +375 29 663 52 59;

e-mai:  alla-rutkovskaya123@mail.ru

 

Координатор:  Сергеева А.И., методист управления                

координации методической работы  ГУО  «Минский городской институт развития образования», +375293271451,  e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

 

 

План проведения

 

10.00 - 10.15. Актуализация темы заседания. Современные подходы, методы и технологии в преподавании математики

Рутковская Алла Владимировна

руководитель РМО

 

10.15 - 10.25. Обсуждение вопроса: «Знания, умения и навыки – это цель образования или инструмент, обеспечивающий готовность учащихся к определенным видам деятельности

 

10.25 – 10.45. Технология работы с кейсом. Знакомство с материалами кейса. Выделение  проблемы. Деление участников РМО на группы. Работа в группах по согласованию видения проблемы «Современные подходы, методы и технологии в преподавании математики».

 

10.45 – 11.15.  Создание кейсов

 

Группа №1 «Существует ли простая и логически обоснованная процедура проектирования учебного занятия комплексного применения знаний

Запольская Татьяна Петровна,  СШ № 182

Группа №2 «Использование каких методических приемов позволят учителю эффективно провести учебное занятие комплексного применения знаний?»

Курцевич Татьяна Александровна,  СШ № 108

Группа №3 «Затруднения, которые могут возникнуть у педагогов при проектировании и проведении учебного занятия коррекции знаний?»

Ишоева Ольга Леонидовна ,  СШ № 86

– 11.30. Подведение итогов. Оформление кейсов Рефлексия.

 

Литература:

 

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
  2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. .
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. А.А. Гин Приемы педагогической техники
  5. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт:  обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н.И. Запрудский  – Минск.: Сэр-Вит, 2014.
  6. Лезинский В.М. Современный урок // Центр «Педагогический поиск». – 2010. – №2.
  7. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2005.
  8. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок / Е.Л. Мельникова. – Ростов-на-Дону : Витраж, 2006.

Сайты

http://talimger.org/load/ash/matem/razvitie_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_matematiki/11-1-0-3461  http://mozgid.ru/myshlenie/texnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokax-matematiki.html  Уроки: http://festival.1september.ru/articles/602585/  https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/razrabotka-uroka-po-ghieomietrii-s-primienieniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia  https://open-lesson.net/2832/  https://infourok.ru/material.htmlmid=38024 

 

 

     

свернуть

Праграма пасяджэння раённага метадычнага аб’яднання настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры

26.03.2019
11.00 Састаў удзельнікаў: настаўнікі беларускай мовы і літаратуры ўстаноў адукацыі Партызанскага раёна
развернуть

Упраўленне па адукацыі адміністрацыі

Партызанскага раёна г. Мінска

Мінскі гарадскі інстытут развіцця  адукацыі

Упраўленне каардынацыі метадычнай работы

 

Праграма пасяджэння

раённага  метадычнага аб’яднання

настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры

 

Рэалізацыя кампетэнтнаснага падыходу ў працэсе навучання

беларускай мове і літаратуры:

актуальны стан, праблемы і перспектывы

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Мінск 2019

 

 

Мэта: садзейнічаць павышэнню ўзроўню прафесійнай кампетэнтнасці настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры

Задачы:

  • азнаёміць педагогаў з сістэмна-функцыянальным, камунікатыўна-дзейнасным, рытарычным, лінгвакультуралагічным падыходамі да навучання беларускай мове і літаратуры;
  • з дапамогай кейс-тэхналогiй вызначыць ролю выкарыстання кампетэнтнасна арыентаваных заданняў пры навучанні беларускай мовы і літаратуры;
  • развіваць у настаўнікаў патрэбу ў мадэляванні вучэбных заняткаў, накіраваных на рэалізацыю кампетэнтнаснага падыходу;
  • сфарміраваць кейсы “Мадэляванне вучэбных заняткаў, накіраваных на рэалізацыю кампетэнтнаснага падыходу”

Форма правядзення: семінар-практыкум з выкарыстаннем кейс-тэхналогіі, экскурсія

Месца правядзення: Музей гісторыі беларускай літаратуры, вул.Багдановіча, 13

Дата і час правядзення: 26.03.2019, 11.00

Састаў удзельнікаў: настаўнікі беларускай мовы і літаратуры ўстаноў адукацыі Партызанскага раёна

Метадычнае забеспячэнне: мультымедыйная прэзентацыя, дыдактычны матэрыял, музейныя экспанаты

Кіраўнік РМА Тарашкевіч М. А., настаўнік беларускай мовы і літаратуры ДУА «Сярэдняя школа № 86 г. Мінска», кантактны тэлефон + 375296283766, e-mail:   sch86@minsk.edu.by

Каардынатар: Сяргеева А.І., матадыст упраўлення каардынацыі метадычнай работы ДУА “Мінскі гарадскі інстытут развіцця адукацыі”, кант.тэл. 80298649688 e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

ПЛАН ПРАВЯДЗЕННЯ:

11.00–11.05

Сустрэча гасцей у музеі. Рэгістрацыя.

Тарашкевіч Марына Аляксандраўна, кіраўнік  РМА

11.05-11.50

Музейна-педагагічны занятак “Перспектывы рэалізацыі кампетэнтнаснага падыходу ў працэсе навучання беларускай літаратуры”

Свірыдовіч Э.К., супрацоўнік музея

 

 

 

 

Тарашкевіч Марына Аляксандраўна, кіраўнік  РМА

 

 

 

 

Удзельнікі РМА

11.50-12.00

Сістэмна-функцыянальны, камунікатыўна-дзейнасны, рытарычны, лінгвакультуралагічны і інш. падыходы да навучання беларускай мове і літаратуры

12.10 – 12.30 

Тэхналогія работы з кейсам. Выдзяленне праблемы. Дзяленне ўдзельнікаў РМА на групы. Работа ў групах па вызначэнні праблемы “Выкарыстанне кампетэнтнасна арыентаваных заданняў пры навучанні беларускай мове і літаратуры”

12.30– 12.45 

Прадстаўленне вынікаў абмеркавання пытанняў у групах. Міжгрупавая дыскусія па вырашэнні педагічнай праблемы.

 

Удзельнікі РМА

12.45 – 12.55 Падвядзенне вынікаў. Фарміраванне кейсаў “Мадэляванне вучэбных заняткаў, накіраваных на рэалізацыю кампетэнтнаснага падыходу”

Рэфлексія

 

Тарашкевіч Марына Аляксандраўна, кіраўнік  РМА

Метадычная скарбонка:

Кейс-метад - праблемны метад,  які эфектыўна ўжываецца як у эўрыстычнай, так і ў праблемна-модульнай сістэме, нацэлены на кіраванне індывідуальнай траекторыяй вучняў, заснаваны на дэманстрацыі спосабаў пошуку рашэння практычнай праблемы.

     Абавязковыя элементы кейсаў:

  • сітуацыя, якая патрабуе аналізу;
  • заданні або пытанні па тэксце кейса;
  • нфармацыйны тэкст кейса.

 

Для фарміравання такой асобы вучняў, якая можа  вырашаць праблемы ў розных сферах дзейнасці ў канкрэтных сітуацыях, патрэбна выкарыстоўваць кампетэнтнасны падыход. Заняткі на аснове кампетэнтнаснага падыходу павінны змяшчаць наступныя этапы:

  1. Самавызначэнне да дзейнасці.
  2. Актуалізацыя ведаў і фіксацыя цяжкасці ў дзейнасці.
  3. Пастаноўка вучэбнай задачы.
  4. Прапанова праекта выхаду з праблемнай сітуацыі.
  5. Першаснае замацаванне вучэбнага матэрыялу.
  6. Самастойная работа.
  7. Уключэнне новых ведаў у сістэму і паўтарэнне.
  8. Рэфлексія дзейнасці.

Літаратура

  1. Валочка, Г. М. Развіццё лінгвакультуралагічнай кампетэнцыі вучняў на факультатыўных занятках па беларускай арфаграфіі / Г. М. Валочка, В. У. Зелянко // Педагогическая наука и образование. – 2013. – №2. – С. 72-75.
  2. Гоўзіч, І. М. Методыка выкладання беларускай літаратуры: вучэб. дапам. для студэнтаў філал. спецыяльнасцей ВНУ / І.М. Гоўзіч, А. І. Лугоўскі, С. А. Сычова. – Мінск: БДПУ, 2012. – 229 с.
  3. Жуковіч, М. В. Сучасныя адукацыйныя тэхналогіі на ўроках беларускай мовы і літаратуры: дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / М. В. Жуковіч. – Мінск: Аверсэв, 2015. – 252 с.
  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 3 / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017. – 166 с.
  5. Зелянко, В. У. Навучанне беларускай мове: лінгвакультуралагічны падыход: 10―11-я класы: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / В. У. Зелянко. – Мінск: НІА, 2011. – 136 с.
  6. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  7. Ляшчынская, В. А. Методыка выкладання беларускай мовы: вучэб. дапам. для студэнтаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне выш. адукацыі па спецыяльнасці «Беларуская філалогія» / В. А. Ляшчынская, З. У. Шведава. – Мінск: РІВШ, 2007. – 252 с.
  8. Мартынкевіч, С. В. Развіццё камунікатыўнай кампетэнцыі школьнікаў пры вывучэнні беларускай мовы (5-6 класы): вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з беларус. і рус. мовамі навучання / С. В. Мартынкевіч. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010. – 102 с.
  9. Нацыянальны адукацыйны партал [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступу: http://www.adu.by. – Дата доступу: 01.06.2018
свернуть