ГУО «Ясли-сад № 227 г. Минска»

Районный дистанционный конкурс образовательных проектов «Управление в сфере образования»

Номинация: «Лучший образовательный проект управленческой деятельности в сфере дошкольного образования»

Тема проекта:

«Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования»

Автор: Бурван Людмила Геннадьевна, педагог-психолог.

Адрес: г. Минск, ул. Щербакова, 22А, ГУО «Ясли-сад № 227 г. Минска»

Цель проекта – создание условий для объединения усилий участников образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, администрация) в обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования.

Задачи:

1.Укреплять психологическое здоровье детей для успешного обучения в школе:

- развивать социально-эмоциональную сферу детей: межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;

- обеспечить эмоциональное благополучие и комфорт каждого ребёнка дошкольного возраста;

- развивать умение укреплять и поддерживать позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции через применение здоровьесберегающих технологий;

коррекция поведенческих отклонений: снижение тревожности, гиперактивности, агрессивности.

2.Формировать в педагогическом коллективе понимание приоритетности проблем сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста

3.Повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

4. Укрепление материально-технической базы кабинета психологической разгрузки через обеспечение дополнительным оборудованием.

Объект проекта: процесс формирования эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Предмет: влияние здоровьесберегающих технологий в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях учреждения дошкольного образования.

Основное содержание проекта.

Настоящий педагогический проект решает проблему создания системы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста через создание условий для эмоционального благополучия воспитанников, в условиях специально созданной предметноразвивающей среды на базе ГУО «Ясли-сад № 227 г. Минска».

Приоритетным направлением работы нашего учреждения дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одной из составляющих которого является эмоциональное благополучие ребёнка, которого можно достичь через игровую деятельность в сенсорной комнате.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих учреждениях дошкольного образования.

Опыт работы в учреждении дошкольного образования, постоянные наблюдения за воспитанниками позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

Вопросы эмоционально-психологического здоровья детей очень актуальны для дошкольного образования и воспитания в целом.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Педагогом-психологом проводятся групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, игры, релаксационные упражнения, психогимнастика, используются различные методы и примы, направленные на:

успешную адаптацию воспитанников;

профилактику психоэмоционального напряжения;

профилактику нарушений в эмоциональной и когнитивной сфере;

развитие самосознания дошкольников;

развитие коммуникативных умений;

развитие уверенности в себе и своих силах;

повышение статусного положения детей в группе сверстников.

Основные методы и приемы, применяемые на занятиях:

-упражнения на релаксацию;

- импровизации;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- моделирование и анализ ситуаций;

- свободное и тематическое рисование, элементы арт-терапии;

- рассказы психолога и детей;

- сочинение историй и беседы;

- элементы сказкотерапии;

- коммуникативные игры;

- игры на развитие памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания Занятия включают в себя процедуры, способствующие развитию саморегуляции детей, а именно:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

- дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему);

- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения);

- двигательные упражнения (способствуют межполушарному воздействию).

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года продолжительностью 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.

Численность группы 6-8 человек.

Для обеспечения адаптивных и здоровьесберегающих условий педагоги учреждения образования  применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии:

- психогимнастика;

- релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования;

На занятиях с использованием психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Основная цель – адаптация к детскому саду, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Упражнения с элементами релаксации помогают детям снять напряжение, успокоиться, расслабиться, уменьшить раздражение и агрессию, перенапряжение, способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Работа с родителями в проекте направлена на формирование потребности вырастить физически и психологически здорового ребенка. В ходе реализации проекта педагоги стремятся создать атмосферу общности интересов, принятия, поддержки детей в период адаптации, помочь родителям в понимании необходимости создания эмоционально благополучного микроклимата в домашней обстановке.

Используются следующие формы работы с родителями:

-беседы;

-заседание клуба «Школа заботливых родителей»;

-родительские собрания с использованием видеозаписей и компьютерных презентаций;

-анкетирование;

-консультации в уголке «Рекомендации педагога-психолога»;

-групповое и индивидуальное консультирование;

психолого-педагогических рекомендаций в виде памяток,

-предоставление брошюр.

Родители оказывают большое влияние на психику ребенка. Детскородительские отношения имеют для психического и психологического здоровья детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне.

Для того, чтобы создать максимально приближенный к домашним условиям комфорт в группе родителям ранних групп предлагается анкета на выявление привычек, потребностей, привязанности, характера вновь поступающих детей.

На заседании клуба «Школа заботливых родителей» предлагаются родителям рекомендация, консультаций и памятки, а также игры, в которые можно поиграть с детьми в период адаптации, помогающие детям приобрести навыки общения с взрослыми и детьми, рассматриваются вопросы подготовки детей к школе, общения ребенка с окружающими.

На родительских собраниях, проводятся презентации здоровьесберегающих технологий, которые используются в ходе реализации проекта для укрепления здоровья детей. После просмотра идет активное обсуждение. В результате таких встреч родители больше узнают о своих детях, пытаются глубже их понять, принять, больше уделять детям внимания.

Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени родителей, а низкий уровень психолого-педагогической культуры влечет за собой отсутствие запроса о психологической помощи. Поэтому основной формой для работы с родителями является психологическое консультирование.

Существенной особенностью в консультировании, ориентированной на сохранение психологического здоровья, является стадия поиска оптимальных действий родителей в данной ситуации. Итогом консультирования становится появление у родителей готовности к укреплению психологического здоровья своего ребенка и понимания, как это можно и нужно сделать.

В рамках проекта были подготовлены рекомендации и памятки для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы, взаимодействию с детьми в период адаптации, а также рекомендаций по подготовке детей к школе.

Родители становятся более открытыми, приобретают определенный багаж знаний в вопросах педагогики и психологии, в вопросах воспитания и развитии детей.

Работа с педагогами направлена на формирование мотивации педагогического коллектива на обеспечение физического и эмоционального благополучия ребенка в учреждении образования, на укрепление его психологического здоровья.

Педагогом-психологом оказывается помощь педагогам в создании благоприятный эмоциональный микроклимат в группах, в решении вопроса сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

В работе с педагогами используются:

-беседы;

-семинары-практикумы;

- компьютерные презентации;

-анкетирование;

-групповое и индивидуальное консультирование;

психолого-педагогических рекомендаций в виде памяток,

-предоставление брошюр.

Для достижения цели по обеспечению эмоционального благополучия детей педагогом-психологом проводится профилактическая и просветительская работа с педагогами.

Даны консультации «Успешная адаптация к детскому саду», «Эмоциональное благополучие детей в детском саду и дома», «Роль подвижных игр в обеспечении эмоционального здоровья воспитанников.

В целях повышения психологической грамотности педагогов запланирован семинар-практикум на тему: «Развитие коммуникативных способностей и эмоционального мира дошкольников через театрально-игровую и художественно-речевую деятельность.

В рамках проекта были разработаны и предложены педагогам «Рекомендации по созданию положительного эмоционального микроклимата в группе».

Для тесного взаимодействия психолога с педагогами в каждой группе заведены папки «Взаимодействие с психологом», где помещены рекомендации, памятки, консультации, игры и упражнения, комплексы психогимнастики и другие материалы, помогающие в работе с детьми и родителями.

Для изучения обеспечения психологического здоровья детей в условиях семейного воспитания родителям было предложено принять участие в анкетировании.

Даны консультации «В детский сад без слез», «Влияние микроклимата семьи на психоэмоциональное благополучие детей», «Как помочь ребенку завести друзей». Проведен семинар-практикум «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».

 Перспективы развития проекта.

Считаю необходимым систематизировать работу по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, а также расширить рамки работы с родителями за счет консультаций, тренингов по вопросам возрастной психологии и эмоционально-личностным особенностям детей.

Важным направлением считаю организацию взаимодействия и преемственности между учреждением дошкольного образования и детскими поликлиниками.

Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов формирования эмоциональноличностных особенностей воспитанников.

11. Литература.

1. Богина Т.Л.. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях».

«Мозаика – синтез». Москва.2006г..

2. Ежкова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности».

3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. «Психологический словарь». Москва «ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС» 1997г.

4. Кошелева А.Д,.Перегуда В.И «Эмоциональное развитие дошкольников»

Москва. Асадема. 2003г.

5. Крюкова С.В,.Слободяник Н.П Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь хвастаюсь и радуюсь» Москва «Генезис» 2002г.

6. Князева О.Л.. «Я – Ты - Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. «Мозаика – синтез». Москва.2003г.

7. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.

8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.

10..Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.

11.Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.

12.Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.

13. М.Ю.Стожарова «Психологическое здоровье старших дошкольников»

14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

15. В.Г.Алямовская, С.Н.Петрова. «Предупреждение психоэ-моционального напряжения у детей дошкольного возраста».

16.Копытин А.И. «Практикум по атр-терапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002

17.Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии».

Москва 2004 СПб., Изд-во «Речь», 2002