ГУО «Санаторный ясли – сад №159

Дистанционный конкурс управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г. Минска

«Управление в сфере образования»

 Номинация: «Лучший образовательный проект управленческой деятельности в сфере дошкольного образования»

Тема проекта: «Обеспечение адаптивных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования»

Тип проекта: долгосрочный

Реализация проекта: 2016/2017 учебный год

Автор:  Карева Марина Васильевна заместитель заведующего по основной деятельности

Адрес:  г. Минск, ул. Щербакова, 7,  ГУО «Санаторный ясли – сад №159 для ослабленных, часто и длительно болеющих детей г. Минска»

e-mail  ddu159@minsk.edu.by

Аннотация:

Проблема охраны здоровья детей в  учреждении дошкольного образования стоит очень остро. Анализ физического состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создавать эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психологического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, педагогами.Большое значение имеет организация пространства в группе, в физкультурном зале,  на участке  и площадке для занятий физкультурой. Правильно организованная предметно-развивающая среда представляет ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Поэтому, проанализировав все вышеизложенное, я в своем проекте поставила перед собой цель: «Создать условия в  учреждении дошкольного образования для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них имиджа здорового образа жизни».

Особенность проекта состоит в том, что  законные представители воспитанников  - не пассивные наблюдатели, а активные участники оздоровительных мероприятий, организуемых в  учреждении. Создание здоровьесберегающей системы с приобщением семьи к участию в образовательном и оздоровительном процессе позволяют сформировать навыки ЗОЖ и культуры здоровья у воспитанников, укрепить здоровье.

 Цель проекта – совершенствование здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении  путем внедрения инновационных технологий в образовательном процессе для  оздоровления воспитанников и формирования здорового образа жизни.

Задачи проекта:

• Совершенствование здоровьесберегающих условийв группах, ресурсное обеспечение;

• Повышение профессионального мастерства педагогов;

• Комплексное решение здоровьесберегающих мероприятий;

•Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

Участники проекта.

Участие в проекте принимают воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты ( руководитель физического воспитания, муз.работник, педагог-психолог,  врач),  законные представители воспитанников.

 Условия реализации проекта:

• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

• Соблюдение распорядка дня, обеспечивающего смену видов деятельности.

• Использование современных методов и приемов обучения.

• Личностно-ориентированный подход к ребенку.

• Создание условий, обеспечивающих оптимальный двигательный режим, культуру гигиены обслуживания детей и полноценного питания.

• Использование разнообразных форм, методов и приёмов работы по воспитанию основ ЗОЖ.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение показателей психофизического и двигательного развития воспитанников, физическое совершенствование;

• Положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентация на здоровый образ жизни;

• Осознание значимости здоровья как ценности;

•  Сформированность первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, представлений о культуре питания, мотивации к регулярным занятиям физической культурой, к сохранению и укреплению собственного здоровья.

 Содержание проекта:

В своей работе с детьми мы используем все виды здоровьесберегающих технологий. Работа по проекту проводится ежедневно.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Знания о здоровом образе жизни формируются в образовательном процессе. Запланированы и проводятся занятия, настольно-печатные игры валеологического содержания на темы: «Строение тела человека»,  «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека»,   « Природа и человек», «Зеленые помощники человека», «Путешествие в страну Неболейку», «Опасные ситуации на улице и дома», «Правила дорожного движения».

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социально-нравственное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. 

Запланированы беседы на темы: «Волшебство вежливых слов», « Правила, помогающие жить дружно», « Надо, надо умываться…», « Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, двигательная активность в распорядке дня воспитанников, а также закаливание, дыхательная гимнастика, использование нетрадиционного оборудования, ионизации воздуха и фито,ароматерапия, мероприятия по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки, воспитание привычки к регулярным занятиям физической культурой.

 Сотрудничество с законными представителями воспитанников:

  • Анкетирование законных представителей воспитанников  по теме «Семья и здоровье».  
  •  Беседы и  консультации на тему: « Роль и значение рационального питания дошкольников», «Активность ребенка – залог его здоровья», «Здоровый образ жизни – главное правило семейного воспитания».
  • Информационные папки: «К здоровой семье через детский сад»,  « Со спортом дружить – здоровым быть».
  • Тематические уголки: «Детские болезни», «Первая помощь».
  •  Презентация положительного опыта семейного  воспитания по ЗОЖ (семейный фотоальбом «Здоровый образ жизни»)
  • Посещение  дополнительной образовательной платной услуги:                   «Здоровячок».  
  • Семинар – практикум  педагога-психолога по теме «Конфликт – дефект общения».
  •  Круглый стол «Путь к здоровью, силе, бодрости».

  Список литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования – Минск 2012
  2. Шишкина В.А. «Двигательное развитие дошкольника» - Мозырь «Белый ветер» 2014.
  3. Шишкина В.А. «В детский сад – за здоровьем!» Минск 2010
  4. Глазырина Л.Д. «Двигательная деятельность в группе «Фантазеры» - Минск «Зорны Верасок» 2010
  5. Давидович А.Л. «Дошкольникам о правилах безопасности»  Минск, «Экоперспектива» 2015
  6. Башлакова Л.Н., Мартынова Л.А. «Психологические занятия – тренинги в детском саду» Минск, 2005
  7. Шебеко В.Н. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»
  8. Боковец Ю.В. «Стройность и красота» Мозырь «Белый ветер» 2012
  9. Боковец Ю.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» Мозырь «Белый ветер» 2006
  10. Огородников С.С., Патрубейко Е.Г. «Коррекционная работа в физическом воспитании дошкольников
  11. Логвина Т.Ю. «Физкультура, которая лечит» Мозырь «Белый ветер» 2003
  12. Сулим Е.В. «Занятия по физкультуре в детском саду; игровой стретчинг» Москва 2012
  13. Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и гровые упражнения для детей 5-7 лет» Москва 2002
  14. Кощеева З.В. «Первые шаги малыша в детском саду» Минск 2006
  15. Косенюк Р.Р. «Дети от рождения до трех лет : педагогическая поддержка» Минск 2010
  16. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» Мозырь 2003
  17. Халипова А.П. «Детский сад и семья – рука об руку» Мозырь 2003
  18. Интернет ресурсы.