Программы заседаний РМО

РМО по физике

Управление по образованию администрации

Партизанского района г. Минска

Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

 

 

 

 

Формирование универсальных учебных действий и компетенций на учебных занятиях по физике

 

 

 

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

 Я. А. Коменский

 

 

 

 

 

 

Минск, 2018

 

Цель: совершенствовать профессиональные компетенции учителя, направленные на формирование учебно-познавательных, экспериментально-исследовательских и коммуникативных  компетенций учащихся на уроках физики и астрономии

Задачи:

  • расширить спектр теоретических знаний педагогов о формирования личностных универсальных учебных действий учащихся (внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка);
  • отметить принципы метода активизации возможностей личности и коллектива для формирования компетенций учащихся при изучении учебного предмета «Физика»;
  • изучать и рекомендовать к использованию в педагогической практике эффективные методы обучения физике и астрономии;
  • содействовать популяризации инновационных идей, методических находок учителей физики и астрономии.

 

Форма проведения:  панельная дискуссия

Дата и время проведения:  30.10.2018 г., 11.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 69 г. Минска»,

ул. Авангардная, 42

Состав участников:  учителя  физики учреждений общего среднего образования  Партизанского района

Методическое обеспечение: анкеты с вопросами панельной дискуссии, методические материалы для электронных носителей

 

Руководитель РМО:   Слабодник С.А., учитель физики

ГУО «Гимназия № 7  г. Минска»

 

Координатор:  Сергеева А.И., методист управления                 координации методической работы Центра аналитического менеджмента регионального образования МГИРО

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

10.50-11.00

 

Встреча гостей, регистрация, ознакомление с  вопросами панельной дискуссии

С.А., Слабодник, руководитель РМО

11.00-11.15

Актуализация темы. Закрепление знаний понятий: «универсальные учебные действия» (УУД),  «компетенции».   

 С.А., Слабодник, руководитель РМО

11.15-11.40

Деление участников заседания на группы. Выбор модераторов. Обсуждение вопросов панельной дискуссии в группах.

 Участники РМО

11.40-12.10

 Представление модераторами результатов обсуждения вопросов панельной дискуссии в группах

 Участники  РМО

12.10-12.20

 Подведение итогов. Выработка рекомендаций по теме заседания. Рефлексия

 С.А. Слабодник,  руководитель РМО

 

ГЛОССАРИЙ

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / М.: Народное образование, 2004.
  2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии.—Мн.: Сэр-Вит, 2003.—288с.
  3. Технология модульного обучения в школе / Под ред. П. И. Третьякова. – М., 2001.
  4. Воспитание личности в коллективе / Я. Г. Плинер. – М., 2000.
  5. Приемы и формы в учебной деятельности / Г. И. Лизинский. – М., 2002.
  6. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г. Ю. Ксензова. – М., 2005.
  7. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Мн., 2003.
  8. Мазурина С.В. Современный урок: моделирование учебного содержания. //Народная асвета, №8, 2004
  9. Примак А.Н., Акулич Н.В. Список литературы по теме «Урок в современной школе». // Столичное образование сегодня. -2006.-№3.
  10. Урок с поддержкой компьютерных средств обучения.//Народная асвета, № 4.-  2009

 

свернуть

РМО по биологии и химии

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

МИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Программа

совместного заседания районных методических

объединений учителей биологии и химии

 

 

Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях

 

«Новый мир имеет новые условия и

требует новых действий» Н. Рерих

МИНСК, 2018

Цель: включение учителей в активную деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов «Биология», «Химия».

Задачи:

  • обсудить теоретические и методические аспекты формирования универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях по биологии и химии;
  • способствовать распространению эффективного педагогического опыта учителей химии и биологии;
  • выработать рекомендации по теме заседания.

Форма проведения:  панельная дискуссия

Дата и время проведения: 30 октября 2018 г., 10.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 108

г. Минска», ул. Уральская, 15 (кабинет химии №18)

Состав участников: учителя биологии и химии учреждений образования Партизанского района г. Минска

Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, раздаточный материал для электронных носителей, анкеты с вопросами панельной дискуссии

Руководитель РМО биологии:  Богино И.Г., учитель биологии ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска», контактный телефон +375333420649                                                             e-mail:  irina_bogino@tut.by

Руководитель РМО химии: Чалая Г.В., учитель химии ГУО «Средняя школа № 87 г. Минска»,  контактный телефон +37529 567 15 68.

Координатор: Сергеева А.И., методист управления координации методической работы МГИРО, контактный телефон +375298649688 e-mail:  sergeeva@minsk.edu/by

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  • - 10.15. Актуализация темы заседания. Компетентностный подход в преподавании учебных предметов.

И.Г. Богино, руководитель РМО учителей биологии

Г.В. Чалая, руководитель РМО учителей химии

10.15 – 10.40. Деление участников РМО на группы. Выбор модераторов. Обсуждение вопросов панельной дискуссии в группах по теме «Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях».

10.40 – 11.10 Представление модераторами результатов обсуждения вопросов панельной дискуссии в группах. 

Участники РМО

  • – 11.20 Подведение итогов. Выработка рекомендаций по теме заседания. Рефлексия.

И.Г. Богино, руководитель РМО учителей биологии

Г.В. Чалая, руководитель РМО учителей химии

 

 В помощь педагогу

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Литература:

  1. В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, А.А. Петренко Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / под ред. В.В.Маскина. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
  2. И.А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
  3. Н.Л. Галеева Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
  4. И.С. Сергеев, В.И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с.
  5. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

 

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Экологическая компетентность – это понимание смысла, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения насущных экологических проблем; необходимый этап становления экологической культуры каждой личности.

свернуть

РМО по математике

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1) С Вашей точки зрения, в формировании какого умения ведущая роль принадлежит математике?

– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер деятельности;

– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

– формирование качеств, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

– в формировании алгоритмического мышления;

– в формировании логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

– в формировании представления о математике как форме описания и методе познания действительности.

2) По Вашему мнению, низкий уровень сформированности какого умения у учащихся в большей степени влияет качество образовательного процесса по математике в современных условиях?

– умение работать с математическим текстом: извлекать и использовать информацию, представленную в форме диаграмм, графиков и таблиц;

– умение точно и грамотно выражать свои мысли в письменном и устном виде;

– умение аргументировать выполнение задания с использованием терминологии;

– умение проводить логическое обоснование и доказательство утверждений;

– владение навыками моделирования при решении практико-ориентированных задач;

– владение навыками моделирования при решении задач с межпредметным содержанием;

– владение навыками устных и письменных вычислений.

3) Как Вы считаете, использование какого приема на учебном занятии позволяет создать условия для формирования регулятивных УУД (контроль, коррекция, оценка)?

– учитель отмечает успехи учащегося, по сравнению с предыдущими результатами;

– учитель показывает для чего знания, где они пригодятся в жизни;

– учитель организует самопроверку и взаимоконтроль на каждом учебном занятии, объясняя критерии оценки;

– учитель обучает учащихся планированию и прогнозированию своих действий;

– на учебном занятии создаются условия для того, чтобы учащийся мог найти и исправить допущенные ошибки;

– на этапе проверки знаний учащиеся имеют возможность выбрать задания для самостоятельной работы из предложенных учителем.

4) По Вашему мнению, какой фактор наиболее влияет на умственную работоспособность учащихся на учебных занятиях?

– группа здоровья;

– время начала учебных занятий;

– соблюдение СанНиП при организации образовательного процесса;

– особенности организации и проведения учебного занятия;

– организация перемен;

– эмоциональное состояние учащихся на учебном занятии;

– интерес к изучению учебного предмета.

Управление по образованию администрации

Партизанского района г. Минска

Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

 

ПРОГРАММА

заседания районного методического объединения 

учителей математики

 

 

Формирование универсальных учебных действий и компетенций

на учебных занятиях

по учебному предмету «Математика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2018

Цель: развитие профессиональной компетенции учителей математики в вопросах формирования универсальных учебных действий и компетенций на учебных занятиях по математике.

 

Задачи: - охарактеризовать универсальные учебные действия и компетенции;

- раскрыть методические приемы работы, способствующих формированию универсальных учебных действий и компетенций; - проанализировать познавательные, личностные и регулятивных учебных действий и компетенций; - интегрировать положительный опыт педагогов района по формированию универсальных учебных действий и компетенций по математике; - содействовать профессиональному росту и самореализации творческого потенциала учителей математики.

Форма проведения: панельная дискуссия Дата и время проведения:  01 ноября 2018 г., 10.00

Место проведения: ГУО «Гимназия №7 г. Минска», ул. Захарова, 58, кабинет 23

Состав участников: учителя математики учреждений общего среднего образования Партизанского района

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации, методические материалы для электронных носителей, методические разработки участников РМО

Руководитель РМО: Рутковская Алла Владимировна, учитель математики ГУО «Гимназия № 7 г. Минска»,

конт. тел+375296635259; alla-rutkovskaya123@mail.ru

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления координации методической работы МГИРО, .тел.245-47-98

План проведения

10.00– 10.10 Актуализация темы заседания РМО. Понятие об универсальных учебных действиях и их видах, понятие о  компетенциях, которые формируются средствами учебного предмета «Математика». Анкетирование участников.

Рутковская Алла Владимировна, руководитель РМО

  • – 10.30 Организация работы в группах по обсуждению вопросов панельной дискуссии.

Участники РМО

10.30 – 10.50 Представление результатов работы в группах.

Участники РМО

10.50 – 11.10 Выступления из опыта работы:

  1. Формирование универсальных учебных действий и компетенций в условиях организации образовательного процесса на уроке математики.

 Малик Наталья Станиславовна, учитель СШ № 72

                                                           

  1. Разнообразие методических приёмов работы, способствующих эффективному формированию познавательных учебных действий и компетенций на уроке математики.

 Крищанович Анна Юрьевна, учитель  ШИ № 13         

  1. Формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий и компетенций на учебном занятии по математике.

     Савчук Диана Вячеславовна, учитель СШ № 133                      

  1. Успешное усвоение программы по математике и

компетенции, которые этому способствуют в наибольшей

 степени. 

Глебова Ирина Анатольевна, учитель СШ № 183

 

  • – 11.20  Подведение итогов. Выработка рекомендаций. Рефлексия.

 Рутковская Алла Владимировна, руководитель РМО

 

свернуть

РМО по информатике

Вопросы для панельной дискуссии

1.Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании 

предметных  УУД в процессе преподавания информатики?

–          знание устройств персонального компьютера;

–          владение технологией обработки различного типа информации;

–          умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования;

–          знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, умение представлять информацию в виде объектов с системой ссылок;

–          знание и соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права.

2. Как Вы считаете, какие задания на учебных занятиях по информатике являются наиболее актуальными в процессе формирования личностных  УУД  учащихся (внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка):

–          наличие представлений об информации как важнейшем ресурсе развития личности в развивающемся информационном обществе;

–          владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации на основе ответственного отношения к ней;

–          владение навыками сотрудничества с участниками образовательного процесса;

–          владение навыками здорового образа жизни на основе знаний основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

3. Как Вы считаете, использование какого приема позволяет создать условия для формирования регулятивных УУД (контроль, коррекция, оценка)?

–          учитель отмечает успехи учащегося, по сравнению с предыдущими результатами;

–          учитель обучает учащихся планированию и прогнозированию своих действий;

–          на учебном занятии создаются условия для того, чтобы  учащийся мог найти и  исправить допущенные ошибки;

–          на этапе проверки знаний учащиеся имеют возможность выбрать задания для самостоятельной работы из предложенных учителем.

4.Какие коммуникативные УУД наиболее востребованы в формировании коммуникативных навыков деятельности на учебном занятии?

- умение интегрироваться в группу, поставить цель, распределить функции каждого  и способы осуществления коммуникативной задачи сотрудничество в поиске и сборе информации,

- умение разрешать конфликты

- умение слушать и вступать в диалог, поддерживать диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы

 

 

Управление по образованию

администрации Партизанского района г.Минска

 Минский городской институт развития образования

Управление координации методической работы

 

 

 

ПРОГРАММА

заседания районного методического объединения 

учителей информатики

 

Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся  

на учебных занятиях по  учебному предмету  «Информатика»

 

 

 

 

 

Минск

2018

 

Цель:  обсуждение проблемы формирования универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях по информатике и выработка общей точки зрения по данному направлению деятельности в процессе обучения информатике

Задачи:

актуализировать знания педагогами понятий «универсальные учебные действия (УУД)», «компетенции»;

 организовать активное профессиональное общение педагогов по вопросам формирования УУД и компетенций учащихся на учебных занятиях посредством интерактивного взаимодействия; 

 содействовать личностной и профессиональной  самореализации участников РМО 

Форма проведения: панельная дискуссия

Дата и время проведения: 30.10.2018, 10.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 183 г. Минска»,  ул. Геологиическая, 63А

Состав участников: учителя информатики учреждений общего среднего образования  Партизанского района

Методическое обеспечение: мультимедийные презентации участников выступлений,  методические материалы для электронных носителей, анкеты для учителей

Руководитель РМО:   Скиданова Любовь Петровна, учитель  информатики ГУО «Средняя школа № 183 г. Минска», контактный телефон +375291244375  e-mail:  sch183@mail.ru

Координатор: Сергеева Антонина Иосифовна, методист управления координации методической работы ГУО «Минский городской институт развития образования», контактный телефон +375298649688 e-mail:  sergeeva@minsk.edu.by

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

9.50-10.00  Встреча участников РМО, регистрация, ознакомление с  вопросами панельной дискуссии

Скиданова Л.П., руководитель РМО

10.00-10.20 Актуализация темы. Закрепление знаний понятий: «универсальные учебные действия» (УУД)

Скиданова Л.П., руководитель РМО

10.20– 10.40 Деление участников заседания на группы. Выбор модераторов. Обсуждение вопросов панельной дискуссии в группах.

 Участники РМО

10.40– 11.00 Представление модераторами результатов обсуждения вопросов панельной дискуссии в группах

 Участники  РМО

11.00– 11.00 Подведение итогов. Выработка рекомендаций по теме заседания. Рефлексия

Скиданова Л.П.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Выделяется следующие виды универсальных учебных действий:

·            познавательные:

·                                    общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;

·                                    логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

·                                    постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

·            коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей. ;

·            регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана. [2].

·            личностные:Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

·            знаково-символические действия : Моделирование и преобразование модели. [8]

 

свернуть