Готовимся к заседаниям РМО

Панельная дискуссия "Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях"

Вопросы по учебному предмету "Физика"

Вопросы для панельной дискуссии

«Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Физика»

  1. Как Вы считаете, какие задания на учебных занятиях по физике являются наиболее актуальными в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся (внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка):

- участие в проектах

- подведение итогов урока

- творческие задания

- самооценка события, происшествия, своей работы

- поисковая деятельность

- самостоятельный анализ информации

  1. Определите, какие познавательные универсальные учебные действия

наиболее   востребованы в процессе обучения физике?

  - общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной и письменной форме)

- логические (усвоение общего приёма решения задач: анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство)

- знаково-символические (моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)

  1. Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании

коммуникативных универсальных учебных действий в процессе преподавания физики:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- постановка вопросов

- умение договариваться, распределение обязанностей

- умения разрешать конфликты

- управление поведением партнёра

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Определите, какие компетенции наиболее важны в процессе преподавания учебного предмета «Физика»?

         - критическое мышление

         - креативность

         -коммуникация

         - сотрудничество

  1. Как Вы думаете, какие принципы метода активизации возможностей личности и коллектива наиболее актуальны и важны для формирования компетенций учащихся при изучении учебного предмета «Физика»:

         - принцип личностного общения

         -принцип ролевой организации учебного материала и образовательного процесса

         - принцип коллективного взаимодействия

         - принцип концентрированности в организации учебного материала и образовательного процесса

 

свернуть

Вопросы по учебному предмету "Информатика"

Вопросы для обсуждения

1.Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании 

предметных универсальных учебных действий в процессе преподавания информатики?

  • знание устройств персонального компьютера;
  • владение технологией обработки различного типа информации;
  • умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования;
  • знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, умение представлять информацию в виде объектов с системой ссылок;
  • знание и соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права.
  1. Как Вы считаете, какие задания на учебных занятиях по информатике являются наиболее актуальными в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся (внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка):
  • наличие представлений об информации как важнейшем ресурсе развития личности в развивающемся информационном обществе;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации на основе ответственного отношения к ней;
  • владение навыками сотрудничества с участниками образовательного процесса;
  • владение навыками здорового образа жизни на основе знаний основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  1. Как Вы считаете, использование какого приема на учебном занятии позволяет создать условия для формирования регулятивных УУД (контроль, коррекция, оценка)?
  • учитель отмечает успехи учащегося, по сравнению с предыдущими результатами;
  • учитель обучает учащихся планированию и прогнозированию своих действий;
  • на учебном занятии создаются условия для того, чтобы учащийся мог найти и  исправить допущенные ошибки;
  • на этапе проверки знаний учащиеся имеют возможность выбрать задания для самостоятельной работы из предложенных учителем.

4.Какие коммуникативные УУД наиболее востребованы в формировании коммуникативных навыков деятельности на учебном занятии?

- умение интегрироваться в группу, поставить цель, распределить функции каждого  и способы осуществления коммуникативной задачи сотрудничество в поиске и сборе информации,

- умение разрешать конфликты

- умение слушать и вступать в диалог, поддерживать диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы

свернуть

Пытаннi РМА беларуская мова

Пытаннi для абмеркавання

  1. Якiя аспекты трэба ўлiчваць пры фармiраваннi ўнiверсальных вучэбных дзеянняў вучняў?
  • асаблiвасцi падлеткавага ўзросту;
  • кампетэнтнасны i сiстэмна-дзейны падыход;
  • iнтэгратыўны падыход;
  • творчы патэнцыял настаўнiка.
  1. На якiя перспектыўныя мэты павiнны арыентавацца настаўнiкi пры праектаваннi ўрокаў па фармiраваннi ўнiверсальных вучэбных дзеянняў вучняў?
  • запатрабаванасць;
  • навучанасць;
  • самастойнасць;
  • магчымасць перавучвацца.
  1. Што спрыяе фармiраванню пазнавальных унiверсальных вучэбных дзеянняў?
  • праблемныя пытаннi;
  • дыскусii;
  • сачыненнi на пэўную тэму;
  • рэдагаванне тэкстаў.
  1. Якiя з унiверсальных вучэбных дзеянняў даюць магчымасць вучням самастойнага засваення новых ведаў?
  • рэгулятыўныя;
  • асобасныя;
  • пазнавальныя;
  • камунiкатыўныя.
  1. Што, на ваш погляд, найбольш спрыяе павышэнню якасцi адукацыйнага працэсу па беларускай мове?

          –  Iнтэрактыўныя метады навучання;

         –  наяўнасць i выкарыстанне сеткi Iнтэрнэт у вучэбным кабiнеце;

         –  тэхнiчнае забеспячэнне кабiнета мовы;

         –  павышэнне ўзроўню падрыхтоўкi маладых спецыялiстаў у ВНУ;

         –  павышэнне квалiфiкацыi педагагiчных работнiкаў па пытаннях      выкарыстання IКТ у працэсе выкладання.

  1. Вызначце, якiя кампетэнцыi будуць найбольш запатрабаваныя ў будучым.

         –  Крытычнае мысленне;

        –  крэатыўнасць;

        –  камунiкатыўнасць;

       –  супрацоўнiцтва .

свернуть

Вопросы для обсуждения по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»

 

  1. Какие действия учащихся можно отнести к универсальным учебным действиям и компетенциям?

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и знание моральных норм

- навыки планирования и прогнозирования

- умение сформулировать цель

- навыки поиска информации, выделения главного, структурирования материалов

- умение классифицировать, обобщать, анализировать полученную информацию

  1. Какие существуют критерии оценки сформированности универсальных учебных действий и компетенций?

-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий

  1. Какие из универсальных учебных действий наиболее полно раскрываются в рамках изучения предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»?

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и знание моральных норм

- умение доказать свою точку зрения

- навыки установления причинно-следственных связей

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

  1. Какие формы работы в рамках предмета можно предложить учащимся для формирования универсальных учебных действий и компетенций?

- дискуссии

- анализ художественных произведений

- творческие задания

- вопросы на выявление причинно-следственных связей

  1. Какие универсальные учебные действия, по вашему мнению, будут наиболее необходимы в повседневной жизни вашим учащимся?

- поиск и обработка информации

- умение свободно высказывать свою мысль и доказывать ее

- умение анализировать информацию и делать выводы

- умение сопоставлять факты и находить причинно-следственные связи.

свернуть

Опросный лист по учебному предмету «Химия»

1.  Определите, какие познавательные универсальные учебные действия  наиболее   востребованы в процессе обучения химии:

 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

поиск и выделение необходимой информации

 

анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство

 

осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной и письменной форме

 

выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий  

 

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – пространственно-графическая или знаково-символическая; преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих данную предметную область

 

- другие методические приемы

2. Как Вы считаете, какие методы (приемы) обучения на уроках химии являются наиболее актуальными в процессе формирования компетенций личностного самосовершенствования (забота о собственном здоровье, безопасность жизнедеятельности, экологическая культура):

 

проблемное обучение на уроках

 

творческие задания

 

формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности

 

самооценка события, происшествия, своей работы

 

- другие методы (приемы)

3. Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании 

коммуникативных универсальных учебных действий в процессе преподавания химии:

 

постановка вопросов

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

интеграция в группу

 

участие в коллективном обсуждении проблем

4. Как с помощью ИКТ формировать у учащихся универсальные учебные действия в области информационной компетенции?

 

представление учащимся  информационно-образовательных ресурсов как дополнительного источника поиска информации по учебному предмету

 

выполнение самостоятельных творческих работ с использованием Интернет-ресурсов с целью получения и анализа информации из различных электронных источников

 

учебные задания с использованием электронных энциклопедий, библиотек

 

создание ученических мультимедийных презентаций

 

 

работа с ЭСО. Использование на учебных занятиях диагностических и контролирующих материалов на электронных носителях

 

другие методы (приемы)

 

свернуть

Опросный лист участника панельной дискуссии «Формирование универсальных учебных действий (УУД) и компетенций учащихся на учебных занятиях по учебному предмету «Биология»

 

1.  Определите, какие познавательные универсальные учебные действия  наиболее   востребованы в процессе обучения биологии:

 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

поиск и выделение необходимой информации

 

анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство

 

осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной и письменной форме

 

выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий  

 

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – пространственно-графическая или знаково-символическая; преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих данную предметную область

 

- другие методические приемы

2. Как Вы считаете, какие методы (приемы) обучения на уроках биологии являются наиболее актуальными в процессе формирования компетенций личностного самосовершенствования (забота о собственном здоровье, безопасность жизнедеятельности, экологическая культура):

 

проблемное обучение на уроках

 

творческие задания

 

формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности

 

самооценка события, происшествия, своей работы

 

- другие методы (приемы)

3. Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании 

коммуникативных универсальных учебных действий в процессе преподавания биологии:

 

постановка вопросов

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

интеграция в группу

 

участие в коллективном обсуждении проблем

4. Как с помощью ИКТ формировать у учащихся универсальные учебные действия в области информационной компетенции?

 

представление учащимся  информационно-образовательных ресурсов как дополнительного источника поиска информации по учебному предмету

 

выполнение самостоятельных творческих работ с использованием Интернет-ресурсов с целью получения и анализа информации из различных электронных источников

 

учебные задания с использованием электронных энциклопедий, библиотек

 

создание ученических мультимедийных презентаций

 

 

работа с ЭСО. Использование на учебных занятиях диагностических и контролирующих материалов на электронных носителях

 

другие методы (приемы)

 

 

свернуть

Вопросы по учебному предмету «Иностранный язык (английский)»

 

  1. Определите, на формирование каких УУД    необходимо  прежде всего обратить внимание для максимального использования воспитывающих и развивающих резервов учебного предмета  «Иностранный язык» в условиях  системно-деятельностного подхода организации образовательного процесса?

- личностных УУД (ученик не объект, а субъект учебной деятельности,  формируется способность к саморазвитию)

-познавательных УУД (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем, исследование, отбор нужной информации)

- регулятивных УУД (организация и регулирование своей деятельности через игры, сценарные задания)

- коммуникативных УУД (умение вступать в диалог, слушать, слышать, работа в парах, группах, сам планирует и оценивает, учиться самооценке и взаимоконтролю

  1. Как Вы считаете, какие методические приёмы работы на уроке иностранного языка наиболее эффективно формируют познавательные УУД?

- использование опор (тексты, грамматические таблицы, геометрические фигуры при изучении грамматических тем (части речи), схемы, наглядность)

- задания «заверши предложение, рассказ», «заполни таблицу», «вставь недостающие слова, буквы», «расставить предложения в логической цепочке», «выбери правильный/неправильный  ответ»

- другие методические приемы

  1. Какие коммуникативные УУД наиболее востребованы в формировании коммуникативных навыков иноязычной деятельности на учебном занятии?

- умение интегрироваться в группу, поставить цель, распределить функции каждого  и способы осуществления коммуникативной задачи сотрудничество в поиске и сборе информации,

- умение разрешать конфликты

- умение слушать и вступать в диалог, поддерживать диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы

  1. Какие компетенции в наибольшей степени способствуют учащимся успешно усвоить программу по учебному предмету «Иностранный язык (английский язык)» на III ступени общего среднего образования?

- умение логически (критически) мыслить на иностранном языке

- навыки работы с иностранным текстом, отбор информации

- творческая и познавательная деятельность на иностранном языке

- навыки иноязычного общения, коммуникация в свободном режиме

свернуть

Межрайонное методическое объединение учителей музыки

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. При формировании универсальных учебных действий на занятиях по музыке одним из видов являются личностные. Выберите, с Вашей точки зрения, что может обеспечивать формирование личностных универсальных учебных действий по музыке?
  • осознание своей национальной принадлежности в процессе освоения образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  • формирование уважительного отношения к  культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
  1. Изучение музыки даёт возможность реальной интеграции со смежными предметными областями. Как Вы считаете, какие учебные предметы наиболее близки с учебным предметом «Музыка» в процессе формирования познавательных учебных умений? Проранжируйте их (от 1 до 10) по степени взаимного соприкосновения.
  • Русский язык и литература;
  • Математика;
  • Белорусский язык и литература;
  • Биология;
  • Изобразительное искусство;
  • Физика;
  • Искусство (отечественная и мировая художественная культура);
  • Трудовое обучение;
  • История;
  • Химия.
  1. На уроках учебного предмета “Музыка” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением. Отметьте, какие виды заданий способствуют формированию коммуникативных учебных действий?
  • подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
  • постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем;
  • инсценирование и драматизация музыкального произведения;
  • выполнение учебные действия в качестве композитора;
  • выполнение учебные действия в качестве слушателя, исполнителя;
  • рисуем музыку;
  • участие в диалоге;
  • участие в хоровом пении.
  1. С вашей точки зрения, на каком этапе учебного занятия по музыке условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий наиболее эффективны?
  • - Организационный момент;
  • - Определение темы урока;
  • - Актуализация знаний учащихся;
  • - Первичное закрепление и сообщение нового материала;
  • - Повторение и закрепление изученного материала;
  • - Рефлексия
свернуть

Вопросы по учебному предмету ”Трудовое обучение“

 

  1. Какие личностные УУД формируются  при изучении предмета «Трудовое обучение»?
  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами научной организации труда;
  • способность к самооценке своих действий, поступков;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере «труда»
  1. Познавательные УУД при изучении предмета «Трудовое обучение».

Проранжируйте по мере их значимости. 

  • выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
  1. Какие основные направления деятельности при формировании коммуникативного универсального  учебного действия  на уроках трудового обучения?
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
  • обоснование идеи изделия;
  • аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость;
  • умение работать в паре, в группе
  • организация работы по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы;
  • соблюдение деятельности последовательно, по инструкции;
  • составление технологической карты изготовления изделия при подготовке творческого проекта.
  1. Какие компетенции будут наиболее востребованы в ближайшем будущем?
  • критическое мышление;
  • креативность;
  • коммуникация;
  • сотрудничество.
свернуть

Межрайонное методическое объединение учителей учебного предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ)

 

Наиболее эффективной учебной ситуацией для развития универсальных учебных действий на уроках ОБЖ являются:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

На формирование каких регулятивных универсальных учебных действий наибольшее влияние оказывает изучение предмета ОБЖ:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

Какие формы и методы организации урока,  наиболее эффективны в преподавании учебного предмета ОБЖ:

— урок-лекция;

— урок-беседа;

— урок-экскурсия;

— киноурок;

— урок самостоятельной работы;

— лабораторные и практические занятия;

— уроки с разнообразными видами заданий

Что, на Ваш взгляд в большей степени будет способствовать повышению качества образовательного процесса по предмету ОБЖ?

— наличие и использование сети Интернет в учебном кабинете

— повышение уровня методической подготовки молодых специалистов в ВУЗах

— интерактивные методики обучения

— постоянное повышение квалификации педагогических работников по вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания

— другое

свернуть

Вопросы по учебному предмету ” География“»

  1. Как Вы считаете, какие задания на учебных занятиях по географии являются наиболее актуальными в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся (внутренняя позиция, мотивация, нравственно-этическая оценка):

- участие в проектах

- подведение итогов урока

- творческие задания

- самооценка события, происшествия, своей работы

- поисковая деятельность

- самостоятельный анализ информации

  1. Определите, какие познавательные универсальные учебные действия

наиболее   востребованы в процессе обучения географии?

  - общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной и письменной форме)

- логические (усвоение общего приёма решения задач: анализ объектов, синтез, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство)

- знаково-символические (моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта – пространственно-графическая или знаково-символическая; преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих данную предметную область)

  1. Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным при формировании

коммуникативных универсальных учебных действий в процессе преподавания географии:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- постановка вопросов

- умение договариваться, распределение обязанностей

- умения разрешать конфликты

- управление поведением партнёра

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Определите, какие компетенции наиболее важны в процессе преподавания учебного предмета «География»?

         - критическое мышление

         - креативность

         -коммуникация

         - сотрудничество

  1. Как Вы думаете, какие принципы метода активизации возможностей личности и коллектива наиболее актуальны и важны для формирования компетенций учащихся при изучении учебного предмета «География»:

         - принцип личностного общения

         -принцип ролевой организации учебного материала и образовательного процесса

         - принцип коллективного взаимодействия

         - принцип концентрированности в организации учебного материала и образовательного процесса

 

свернуть